Влияние «оттепели» и «перестройки» на духовную жизнь советского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь человека и народа - феномен, который отличает их существование от чисто природного и предает ему социальное понятие. Через духовность идет осознание человеком окружающего мира. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя. Духовность, как и в рассматриваемые нами периоды «оттепели» и «перестройки», так и сегодня, - условия решения задачи выживания народа, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития. Духовность - понятие сложно, оно используется прежде всего в религии и философии. В нашей работе оно выступает в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб советского народа.

Содержание работы

1. Введение

2. Духовная жизнь и культура в СССР в эпоху «оттепели»

2. 1. Народное образование и высшая школа

2. 2. Развитие науки

2. 3. Литература и искусство

2. 4. Успехи кинематографа

3. Условия культурной жизни 1965-1984

4. Пробуждение общественного сознания в эпоху «перестройки»

4..1. Образование и наука

4.2. Литература и искусство

4.3. Кино

5. Заключение

6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р. ист..doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)
 
 

                Факультет Государственного и

                муниципального  управления  
                 

                Кафедра теории  и истории

                государства и права   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ  

Влияние «оттепели» и «перестройки»

 на  духовную жизнь советского народа 
 
 
 

  Выполнил:

студентка I курса

   
 
Проверил: 
 
 
 
 

УФА – 2010 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Духовная жизнь и культура в СССР в эпоху «оттепели»

2. 1. Народное образование и высшая школа

2. 2. Развитие науки

2. 3. Литература и искусство

2. 4. Успехи кинематографа

3. Условия культурной жизни 1965-1984

4. Пробуждение общественного сознания в эпоху «перестройки»

4..1. Образование и наука

4.2. Литература и искусство

4.3. Кино

5. Заключение

6.Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 Духовная  жизнь человека и народа  - феномен, который отличает их существование от чисто природного и предает ему социальное понятие. Через духовность идет осознание человеком окружающего мира. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя. Духовность, как и в рассматриваемые нами периоды «оттепели» и «перестройки», так и сегодня, - условия решения задачи выживания народа, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития.  Духовность  - понятие сложно, оно используется прежде всего в религии и философии. В нашей работе оно выступает в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб советского народа.

  Ключевым  событием в послевоенный период, как в отечественной, так и  в всемирной   истории явилось  прекращение существования СССР как единого государства. Причины распада СССР различны. Исследование причин, которые привели к распаду и гибели великой державы, имеет на сегодняшний день не только историческое, но и практическое значение. В целом комплексе причин историки выделяют духовную составляющую, что представляет собой духовная сфера, жизнь.  Важное место занимает сложные взаимоотношения власти и общества, культуры и идеологии, государства и личности, обострения которых усилили общий кризис советской системы. Исследование этих процессов мы считаем актуальными. Актуальность нашей теме контрольной работы придает также и тот факт, что в советский период власть вмешивалась в духовную жизнь общества и сведения о том, каковы размеры этого вмешательства замалчивались прежде.

       Тема нашей контрольной работы  определила задачи, поставленные  перед нами: 1) познакомиться с  культурным развитием  общества  в период «оттепели» и «перестройки»,изучив  материалы по представленной  теме; 2) определить особенности   духовной жизни советских людей в эти периоды этапа истории; 3) раскрыть противоречивость  и ограниченность провозглашенной свободы творчества; 4) показать роль Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева в развитии культуры и искусства; 5) сделать выводы  о позитивных и негативных проявлениях «оттепели» и «перестройки» на духовную жизнь советского народа.

   Целью контрольной будет являться  определение степени влияния  исторических процессов, а именно,  периодов «оттепели» и «перестройки»  на духовную жизнь советского  народа, исследование процессов советской культуры в данные периоды; выделение, а также изучение таких областей культуры, как литература, театр, музыкальное искусство и кино, которые по нашему мнению особенно влияли на духовную жизнь советского общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Духовная  жизнь и культура в СССР  в эпоху «оттепели»

    События, происходившие в тот  момент общественно - политической  жизни (либерализация) дали мощный  импульс для развития литературы  и искусства. Было ослаблено   идеологическое  воздействие на творчество  представителей искусства. В 1958  году ЦК КПССС принял постановление «Об  исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий»,  «От всего сердца». Были реабилитированы многие деятели культуры – жертвы политических репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого. П.Н. Васильева, И.Э. Бабеля  и др.

     Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей  РСФСР, союз писателей РСФСР Союз работников кинематографии СССР. Появились не издававшиеся ранее литературно-художественные и общественно-политические журналы «Москва», «Нева», «Иностранная литература», «Юность» и др. В столице был открыт новый драматический театр «Современник», основу труппы которого оставили выпускники школы –студии МХАТ. Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов.    История России с древнейших времен до наших дней  : Орлов А.С, М.: 1999.   С.506

     В конце 50-х годов – начале 60-х  состоялось несколько встреч партийно-государственных руководителей с представителями художественной интеллигенции. Участие в них принимали Н.С. Хрущев и секретарь ЦК по идеологии Л.Ф. Ильичев. Отношения главы государства с деятелями   литературы  и искусства складывались непросто. Работа по восстановлению законности, по реабилитации невинно осужденных лиц принесла Н.ЧС. Хрущеву широкую популярность. Однако его попытки вмешательства в творческую лабораторию работников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели авторитета к нему. Существенную роль в этом сыграла организованная не без ведома Н.С. Хрущева травля талантливого писателя и поэта Б.Л. Пастернака. В 1958 году за роман «Доктор Живаго», запрещенный к изданию в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Л. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году его исключили из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии.

     Одним из последствий либерализации внешнеполитического  курса явилось углубление международных  связей деятелей культуры. Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в  различные страны мира. Расширились обмен информацией между научно-исследовательскими институтами, их взаимное сотрудничество в решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались выставки из крупнейших картинных галерей мира. Проходили выступления лучших зарубежных театральных и музыкальных коллективов. В Москве состоялся первый международный конкурс музыкантов и исполнителей П.И. Чайковского. Получил развитие международный туризм.

 В  начале  60-х годов усилились  идеологический режим  на культурную  жизнь и методы диктата в  руководстве ею. Активизировали  работу органы цензуры. Объявленная  «коллективным руководством» страны  демократизация общественно-политической и культурной   жизни обернулась её временной либерализацией.

История России с древнейших времен до наших  дней  : Орлов А.С, М.: 1999.   С.506 
 
 
 
 

2. 1. Народное  образование и высшая школа 

     Восстановление  разрушенных и строительство  новых школ позволили уже  к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным  в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946-1950 годах они подготовили около 3.4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя – заменялась трехлетней. Увеличился срок учебы в средней школе: она  становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной.  Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 году было решено вернуть  школу к десятилетнему сроку обучения.

     Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты  новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске и других городах. Только в 1950-1955 годах начала действовать 50 новых вузов. В 1959 – 1965 годах высшие учебные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2.4 млн. выпускников. История России с древнейших времен до наших дней  : Орлов А.С, М.: 1999.   С.507

     Усиление идеологической работы не прошло бесследно для средней и высшей школы. В них вводились новые общественные дисциплины: «Обществоведение» для учащихся старших классов и «Основы научного коммунизма»  для студентов вузов. Такими путями предполагалось улучшить коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Для повышения уровня политических знаний взрослого населения расширялась сеть политшкол, университетов марксизма-ленинизма.

2. 2. Развитие  науки 

     Сразу по окончании Великой Отечественной  войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать  Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук  в Казахстане, Латвии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры. Связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 году в СССР состоялось  испытание атомной бомбы.

          Диктатура в духовно-идеологической  сфере тяжело отражалась на  развитии науки. С большими  трудностями сталкивались исследователи,  занимавшиеся квантовой механикой,  кибернетикой, генетикой. С ведома  руководителей страны был организован  настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ  в августе 1948 года они были объявлены лженаучными, а их труды – вне закона.

           Реформы в общественно- политической  жизни периода хрущевской «оттепели», изменения  в культурной политике  создали более благоприятные условия для развития науки. Вступление Советского  Союза в эпоху научно-технической революции потребовало расширения сети исследовательских учреждений, создания новых отраслевых институтов. В целях развития производительных сил Сибири  и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели. История России с древнейших времен до наших дней  : Орлов А.С, М.: 1999.   С.508

            Научно- техническая революция потребовала  развития отраслей научных знаний, непосредственно связанных с созданием новой техники, с использованием атомной энергии для нужд народного хозяйства. Уделялось большое внимание развитию радиофизики, электроники, теоретической физики. В подмосковном городе Дубна был создан международный центр для проведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях.  В становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали известные  физики А.П. Александров, Д.И. Блохинцев, И.В. Курчатов.

              Проектирование новых, сверх скоростных  самолетов  занимались авиаконструкторы  А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин и  др.

Информация о работе Влияние «оттепели» и «перестройки» на духовную жизнь советского народа