Влияние «оттепели» и «перестройки» на духовную жизнь советского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь человека и народа - феномен, который отличает их существование от чисто природного и предает ему социальное понятие. Через духовность идет осознание человеком окружающего мира. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя. Духовность, как и в рассматриваемые нами периоды «оттепели» и «перестройки», так и сегодня, - условия решения задачи выживания народа, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития. Духовность - понятие сложно, оно используется прежде всего в религии и философии. В нашей работе оно выступает в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб советского народа.

Содержание работы

1. Введение

2. Духовная жизнь и культура в СССР в эпоху «оттепели»

2. 1. Народное образование и высшая школа

2. 2. Развитие науки

2. 3. Литература и искусство

2. 4. Успехи кинематографа

3. Условия культурной жизни 1965-1984

4. Пробуждение общественного сознания в эпоху «перестройки»

4..1. Образование и наука

4.2. Литература и искусство

4.3. Кино

5. Заключение

6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р. ист..doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

         Советские ученые успешно трудились  в ракетно-космической области. 4 октября 1957 года в СССР был  запущен первый  в мире искусственный спутник земли. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин первым совершил полет вокруг Земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства.

            Исследователи добились значительных  результатов в области кибернетики,  электроники и вычислительной  техники. За труды в области  квантовой электроники А.М. Прохоров  и Н.Г. Басов – совместно  с американским физиком Ч. Таунсом – были удостоены нобелевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н.Н. Семенов (совместно с американским исследователем с. Хиншелвудом), Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк. Результаты исследовательских работ ученых-химиков А.Н. Несмеянова и И.Л. Кнунянца получили широкое применение в народном хозяйстве. Вошли в практику выступления  советских ученых на международных научных конгрессах и конференциях. Становилось очевидным, что разделявший Восток и Запад»железный занавес» начинал разрушаться. 

          XX съезд КПСС создал предпосылки для формирования новых подходов познания общества. Возможность ознакомления с закрытыми прежде для исследователей  документами способствовала позитивным сдвигам в общественных науках. Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать «белые пятна» в науке («Очерки исторической науки в СССР», «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 гг.» и другие. Но, как и прежде, на пути развития истории (так же как и философии и экономики) стояли прежде определенные установки и требования, тормозившие ее освобождение от догм и стереотипов.С.509

    В начале 60-х делались попытки  поставить на «научную» основу  антирелигиозную пропаганду. Религия  рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого и результат деятельности «буржуазной пропаганды». В целях усиления  атеистического воспитания граждан издавался журнал »Наука и религия», открывались Дома научного атеизма. Был создан институт научного атеизма в академии общественных наук при ЦК КПСС,В вузах   вводилась новая дисциплина «Основы научного атеизма». Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического  мировоззрения. История России с древнейших времен до наших дней  : Орлов А.С, М.: 1999.   510

     2. 3. Литература и искусство В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 года Никита Сергеевич Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых  художников, скульпторов, поэтов. История России с древнейших времен до наших дней  : Орлов А.С, М.: 1999.   С.510

     2.4. Успехи кинематографа 

     В целом годы «оттепели»  благотворно  отразилась на развитии отечественной  культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь советского народа.

2. 4. Успехи кинематографа

     3. Условия культурной жизни 1965-1984 Условия культурной жизни 1965-1984 Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый  характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 года начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.

     Вместе  с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось  административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры.  В постановлении ЦК КПССС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и других) определились задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

     Усиление  идеологического нажима, ужесточение  цензуры приводила к появлению  двух видов художественного творчества. Печатались и становились  известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие – в соответствии с установками сверху – коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречащие этим принципам, не взирая на их художественные достоинства,  не получала официального разрешения на публикацию.  Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство» авторов книг. Именно так было расценено появление на Западе рассказав писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами).  Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.

     О завершении «оттепели» в духовной жизни  общества» свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка А.М. Некрича «22 июня 1941 года». В ней  автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а её автор исключен из рядов КПСС (1967 год).

     В 70- е годы усилилось противостояние между партийно-государственным  руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

     4. Пробуждение общественного сознания  в эпоху «перестройки» На рубеже 80-90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых  дискуссий общественности стала периодическая печать – газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». В публикуемых статьях предпринимались попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к «перестроечным» процессам. Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории  послеоктябрьского периода вызывало  поляризацию общественного мнения.  Значительную часть  либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский Михаила Сергеевича Горбачева. Но многие группы населения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них.  Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих творческих объединений интеллигенции. История России с древнейших времен до наших дней  : Орлов А.С, М.: 1999.  

     В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет  «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано  ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание  и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР.  О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов «Союз духовного возрождения России». В то же время часть представителей интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой «Не могу поступаться  принципам».

    Начавшаяся  «перестройка»  вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.

     4.1. Образование и наука В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тысяч. Увеличивалась численность  учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось изучение школьниками основ наук.  В годы десятой пятилетки переход к обязательному  всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов. Выпускники школы были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1948 году был принят закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего всеобщим профессиональным образованием. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченный план полностью.

     Сложными  путями  развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты  были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении  в вузы работающей молодежи вновь  создавались рабфаки. Увеличилась  сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов.  Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы «перестройки» стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

     Непросто  развивалась  отечественная наука.  С конца 60-х годов в некоторых  ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских  ученых в письме, направленном Л.И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

     В 70-е годы капиталовложения в науку  были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В  частности, активно проводились  космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построено несколько атомных реакторов.

     Широкое признание получили труды советских  исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики ( В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 году за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

     Решение народнохозяйственных задач требовало  более тесного соединения науки  с производством. Основной формой их слияния стали научно - производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (например, Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, «Эфирмасло»). НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства.  К середине 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно- производственных систем в агросфере экономики. «Перестройка» и распад СССР  привели к слому большинства сложившихся  научно- производственных структур.

    В условиях перехода к рыночным  отношениям многие ученые изменили  свой характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские  и коммерческие  организации.  Некоторые представители точных  наук покинули страну с тем,  чтобы  продолжить работу в зарубежных исследо-вательских центрах.

4.2. Литература и искусство

4.3. Кино

5. Заключение  
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Дмитриенко  В.П. История отечества  XX  век : учеб. пособие для общеобразоват.  учебных учреждений / А.П. Дмитриенко,  В.Д. Есаков,  В.А. Шестаков  – М.: Дрофа, 1995. – 640 с.

2.  Зуев М.Н. История  России : учебник /  Зуев М.Н. . – М.: Высшее образование, 2008. –634 с. – (Основы наук).

3.   История России (IX  - начало XXI в.) : учебник / под ред. Проф. А.Ю. Дворниченко : авт. коллектив Дворниченко А.Ф., Полторак С.Н., Джалиашвили З.О., Днепрова А.Ю. [и др.]. – Изд. 3-е, испр.. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.

4.  История России с древнейших времен до наших дней  : учебник /под ред.А.С. Орлова :  авт. Коллектив Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.  – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с.

5.   Островский В.П.  История России  отечества  XX  век : учеб. пособие для общеобразоват.  учебных учреждений  – Изд. 4-е , перераб. и доп.  – М.: Дрофа, 1999. – 480 с.

Информация о работе Влияние «оттепели» и «перестройки» на духовную жизнь советского народа