Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:03, контрольная работа
Духовная жизнь человека и народа - феномен, который отличает их существование от чисто природного и предает ему социальное понятие. Через духовность идет осознание человеком окружающего мира. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя. Духовность, как и в рассматриваемые нами периоды «оттепели» и «перестройки», так и сегодня, - условия решения задачи выживания народа, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития. Духовность - понятие сложно, оно используется прежде всего в религии и философии. В нашей работе оно выступает в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб советского народа.
1. Введение
2. Духовная жизнь и культура в СССР в эпоху «оттепели»
2. 1. Народное образование и высшая школа
2. 2. Развитие науки
2. 3. Литература и искусство
2. 4. Успехи кинематографа
3. Условия культурной жизни 1965-1984
4. Пробуждение общественного сознания в эпоху «перестройки»
4..1. Образование и наука
4.2. Литература и искусство
4.3. Кино
5. Заключение
6.Список использованной литературы
Советские ученые успешно
Исследователи добились
XX съезд КПСС создал предпосылки для формирования новых подходов познания общества. Возможность ознакомления с закрытыми прежде для исследователей документами способствовала позитивным сдвигам в общественных науках. Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать «белые пятна» в науке («Очерки исторической науки в СССР», «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 гг.» и другие. Но, как и прежде, на пути развития истории (так же как и философии и экономики) стояли прежде определенные установки и требования, тормозившие ее освобождение от догм и стереотипов.С.509
В начале 60-х делались попытки поставить на «научную» основу антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого и результат деятельности «буржуазной пропаганды». В целях усиления атеистического воспитания граждан издавался журнал »Наука и религия», открывались Дома научного атеизма. Был создан институт научного атеизма в академии общественных наук при ЦК КПСС,В вузах вводилась новая дисциплина «Основы научного атеизма». Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения. История России с древнейших времен до наших дней : Орлов А.С, М.: 1999. 510
2. 3. Литература и искусство В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 года Никита Сергеевич Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов. История России с древнейших времен до наших дней : Орлов А.С, М.: 1999. С.510
2.4. Успехи кинематографа
В целом годы «оттепели» благотворно отразилась на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь советского народа.
2. 4. Успехи кинематографа
3. Условия культурной жизни 1965-1984 Условия культурной жизни 1965-1984 Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 года начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.
Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлении ЦК КПССС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и других) определились задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.
Усиление
идеологического нажима, ужесточение
цензуры приводила к появлению
двух видов художественного
О
завершении «оттепели» в духовной жизни
общества» свидетельствовало
В
70- е годы усилилось противостояние
между партийно-
4.
Пробуждение общественного
В
конце 80-х годов несколько
Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.
4.1. Образование и наука В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тысяч. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов. Выпускники школы были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1948 году был принят закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего всеобщим профессиональным образованием. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченный план полностью.
Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы «перестройки» стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.
Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л.И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.
В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построено несколько атомных реакторов.
Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики ( В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 году за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.
Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно - производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (например, Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, «Эфирмасло»). НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К середине 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно- производственных систем в агросфере экономики. «Перестройка» и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно- производственных структур.
В условиях перехода к
4.2. Литература и искусство
4.3. Кино
5. Заключение
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриенко В.П. История отечества XX век : учеб. пособие для общеобразоват. учебных учреждений / А.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков – М.: Дрофа, 1995. – 640 с.
2. Зуев М.Н. История России : учебник / Зуев М.Н. . – М.: Высшее образование, 2008. –634 с. – (Основы наук).
3. История России (IX - начало XXI в.) : учебник / под ред. Проф. А.Ю. Дворниченко : авт. коллектив Дворниченко А.Ф., Полторак С.Н., Джалиашвили З.О., Днепрова А.Ю. [и др.]. – Изд. 3-е, испр.. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник /под ред.А.С. Орлова : авт. Коллектив Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с.
5. Островский В.П. История России отечества XX век : учеб. пособие для общеобразоват. учебных учреждений – Изд. 4-е , перераб. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 480 с.
Информация о работе Влияние «оттепели» и «перестройки» на духовную жизнь советского народа