Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, выступая на сессии Верховного Совета России в Феврале 1992 г., подчеркнул: «Россия и США больше не рассматривают друг друга как потенциальные противники. Это в корне меняет весь облик современного мира… Мы почувствовали, что Соединенные Штаты Америки кровно заинтересованы в успехе российских реформ… Россия стремится наладить и динамично развивать экономические взаимодействия с нашим американским партнером.

Содержание работы

Введение 3
Отношения России и США. 4
Контакты России и НАТО. 6
Вступление в Совет Европы 8
Россия и Европейский Союз 8
Вступление России в «семерку». 8
Россия и СНГ 9
Россия и страны дальнего зарубежья 13
Заключение 15
Литература 15

Файлы: 1 файл

Основные направления внешней политики России в современности.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  труда и социального развития РФ

Московский  государственный социальный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

      по  предмету: история.

        Тема: «Внешнеполитическая  деятельность России в условиях новой  геополитической ситуации». 
         
         
         
         
         

      Факультет:

      Специальность: Менеджмент организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: ?????????

      группа  ??????

      Проверил: ???????  
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ижевск

2004 

Содержание 

Введение

     Распад  СССР и выход России на путь самостоятельного существования означал новый этап в истории Отечества. Независимая суверенная Россия взяла курс на переход к рыночной экономике и либеральной демократии, на интеграцию в мировое сообщество.

     Внешняя политика чрезвычайно содействует  внутренней, создавая благоприятные условия для всех реформ, которые мы осуществляем. Но не надо забывать, что и внутренняя политика со своей стороны может либо содействовать внешней, активно продвигая ее, являясь крепким, надежным тылом, либо осложнять.

     Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, выступая на сессии Верховного Совета России в Феврале 1992 г., подчеркнул: «Россия и США больше не рассматривают друг друга как потенциальные противники. Это в корне меняет весь облик современного мира… Мы почувствовали, что Соединенные Штаты Америки кровно заинтересованы в успехе российских реформ… Россия стремится наладить и динамично развивать экономические взаимодействия с нашим американским партнером.

     Наша  принципиальная позиция, состоящая  в том, что реформы в России – это не только наши внутренние дела, но и весомый компонент построения нового мирового порядка, получила широкое признание».

Отношения России и США.

     Внешняя политика суверенной России в постсоциалистический период нацелена на утверждение конструктивного характера международных отношений.

     В основе внешнеполитической доктрины России в постконфронтационном мире лежали следующие принципы:

  • Недопустимость ядерной войны как средства достижения политической, экономической, идеологической, как бы то ни было целей;
  • Поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов;
  • Признание за каждым народом права выбора собственного пути соцтального развития;
  • Учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств;
  • Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны;
  • Отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с бывшими противниками по «холодной войне»;
  • Необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической области.

      Правительство США одним из первых признало независимую  Россию, установив с ней дипломатические отношения в полном объеме. Вслед за США независимость России признали, назначив своих послов, Германия, Англия, Франция, Италия и другие западные страны.

      24 декабря СССР перестал быть членом ООН – его место заняла Россия.

      В1992 – 1994 гг. главной задачей администрации  Ельцина была гармонизация отношений с Западом. Дипломатия новой России с первых самостоятельных шагов была ориентирована на достижение предпочтительных отношений с США, нередко ценой тех или иных односторонних уступок и появления элементов неравноправности российской стороны.

      16 июня 1992 г. президент России Б.  Ельцин прибыл с официальным  визитом в США. Это была первая  российско-американская встреча на высшем уравне постсоветской эры.

      После первого же раунда встречи в верхах Дж. Буш и Б. Ельцин объявили о  беспримерном сокращении стратегических вооружений. «Рамочное соглашение» (меморандум) по СНВ предполагало, что к 2003 г. общие запасы стратегических ядерных вооружений США и России будут сокращены с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс., т. е. по 3,5 тыс. для каждой стороны.

      Таким образом, соглашение явилось результатом  уступок с обеих сторон.

      На  встрече президентов России и  США было подписано в общей сложности 39 совместных документов. Среди них:

  • Вашингтонская Хартия, определяющая основные принципы наших отношений;
  • меморандум по вопросам радикальных сокращений стратегических вооружений;
  • договор о двойном налогообложении; меморандум об «открытой суше», снимающий статус «закрытости» со своей территории США и России для российских и американских официальных лиц;
  • договор о защите инвестиций и т. д.

     Все 39 российско-американских документов были направлены на укрепление взаимопонимания  и партнерства между двумя  державами. Как сказал президент  России «в каждом документе – выгода для россиян; ни в одном нет  никакого ущемления наших интересов. Достигнутые договоренности – это широкий путь к улучшению жизни народа».

     Большим событием в истории российско-американских отношений является подписание 17 июня президентами США и России Хартии российско-американского партнерства  и дружбы. В частности в Хартии говорилось:

  • Соединенные Штаты Америки полностью поддерживают усилия Российской Федерации по созданию демократического государства и общества, основанных на верховенстве права и уважении основных прав человека…
  • Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки будут тесно взаимодействовать на международной арене в интересах продвижения и защиты общих демократических ценностей, прав человека и основных свобод…
  • Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подтверждают свою решимость строить демократический мир, основанный на двуедином фундаменте политической и экономической свободы…
  • Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки вновь заявляют, что они не рассматривают друг друга в качестве противников и развивают отношения партнерства и дружбы.

      Как мы видим, проблема сотрудничества России и Запада сложна и многопланова: охватывает военно-политическое, экономическое, научно-техническое, гуманитарное сотрудничество. Уровень, формы и масштабы сотрудничества на протяжение 1991-1997 гг. постоянно развивались под воздействием положительных и отрицательных импульсов.

      Для российско-американских отношений  описываемого периода главной, самой  важной чертой был отказ от противоборства, формирование нового типа отношений, которым  присуща общая заинтересованность в укреплении всеобщего мира, в проведении демократических преобразований в России и ее интеграции в мировое сообщество.

      В основном, позиции США и России были близки или совпадали, но по некоторым  вопросам между ними возникали разногласия. Иногда они были связаны с несговорчивостью Вашингтона, его стремление, опираясь на амбиции сверхдержавы, полностью или частично игнорировать законные интересы партнера. Но и российская дипломатия не была свободна от ошибок. Иногда Россия не желала признавать свой новый политической статус и проявляла рецидивы имперского мышления.

      Но  существование разногласия не угрожают всеобщему миру. Подтверждением тому служит выступление министра обороны Российская Федерация в августе 1997 года на совещании офицеров одного из военных округов, он подчеркнул: «На ближайшую перспективу до 2005 года вероятность непосредственно военных действий не просматривается…»

     Тяжелое положение 1991-1994 России нередко вынуждали  Б. Н. Ельцина искать в лице США, других западных стран опору в плане  финансовой и внешнеполитической поддержки своего курса реформ. Именно тогда оппозиция выступила с резкими обвинениями Кремля в «проамериканской ориентации», в «забвении» национальных интересов. Но обвинение оппозиции были не вполне справедливы: с учетом геополитических реальностей того времени это была единственно возможной политикой.

     Укрепление  российской государственности после  принятия новой Конституции Российской Федерации расширило диапазон возможностей России. С осени 1994 она все чаще стала заявлять о себе как о великой державе, имеющей самостоятельную геополитику и национальные интересы. Усиление разногласий между Москвой и Вашингтоном было связано с изменениями в соотношении сил партнеров в пользу России.

     Процесс охлаждения в российско-американских отношениях был малозаметен, но западные журналисты обратили внимание на то, что вопрос о приеме России в Совет Европы был отложен в связи с войной в Чечне, что Москва негативно отнеслась к идее замены миротворческих сил ООН в Боснии войсками НАТО и т. п. Констатируя факт охлаждения в отношениях Москвы и Вашингтона, газета «Балтимор Сан» в сентябре 1995 г. писала: «Похоже, отношения между Россией и Западом оказалось на самом низком уровне со времен «Холодной войны».

     Если  по вопросам ограничению стратегических вооружений  и контроля над ядерными материалами Вашингтона и Москвы без больших трудностей нашли  общий язык, то на пути достижения взаимопонимания по некоторым вопросам европейской безопасности, лидерства России среди стран – членов СНГ и другим вопросам возникали серьезные, труднопреодолимые преграды и препятствия.

     Но  к весне 1998 г. экономическое сотрудничество России и США окрепло, поднялось на более высокий уровень. Некоторые из факторов развития сотрудничества между Россией и США в первой половине 1998 г.:

  • К 1998 г. США прочно заняли 1 место среди иностранных государств по экспорту частных инвестиций в Россию (6,2 млрд. долл.);
  • За период 1993-1997 гг. объем двусторонней торговли между США и Россией увеличился на 50 %. Общая сумма капиталовложений США к началу 1998 г. возросла в 8 раз;
  • Среди совместных российско-американских проектов были разработка нефтяных месторождений на шельфе Сахалина, сотрудничество в освоении и использовании космического пространства, конверсионные проекты и т. д.

      Но  финансовый обвал 17 августа, бесспорно, напугал часть американских компаний, но в целом магнаты Уол-Стрита не утратили интереса к колоссальному российскому рынку и не собирались уступать его своим конкурентам.

      Партнерство двух стран имело прочную базу, близость или совпадение интересов обеих стран в решении коренных проблем человечества на рубеже XXI века. Этот важнейший вывод, который раскрывает сущность российско-американских отношений в 1998-1999 гг. нашел должное отражение как в документах так и в выступлениях руководителей и государственных деятелей обеих стран.

      Американские  политики отмечают следующие факторы  совпадения интересов России и США:

  • Сокращение стратегических вооружений;
  • Нераспространение ядерного оружия;
  • Мир на Балканах;
  • Финансовая стабилизация;
  • Европа без разделительных линий.

      Наличие таких интересов создают прочную  фундаментальную основу дальнейшего  сотрудничества.

      Отношения с США являются одним из приоритетов  внешней политики России. Американская администрация в 1993-1999 неоднократно оказывает поддержку России. Это не было каким-то лицемерием или ошибкой Вашингтона. Такая политика была в интересах самих США, в интересах их национальной безопасности. В этой связи стоит напомнить выступление в январе 1993 г. Б. Клинтона, который откровенно признал: «Главную угрозу безопасности США в обозримом будущем представила бы именно Россия в случае неудачи демократических реформ, победы авторитарных сил и проведения силовой имперской политики в отношении ближнего Зарубежья».

Информация о работе Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации