Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:20, контрольная работа
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, выступая на сессии Верховного Совета России в Феврале 1992 г., подчеркнул: «Россия и США больше не рассматривают друг друга как потенциальные противники. Это в корне меняет весь облик современного мира… Мы почувствовали, что Соединенные Штаты Америки кровно заинтересованы в успехе российских реформ… Россия стремится наладить и динамично развивать экономические взаимодействия с нашим американским партнером.
Введение 3
Отношения России и США. 4
Контакты России и НАТО. 6
Вступление в Совет Европы 8
Россия и Европейский Союз 8
Вступление России в «семерку». 8
Россия и СНГ 9
Россия и страны дальнего зарубежья 13
Заключение 15
Литература 15
1997 г. был одобрен Устав Союза. В конце 1999 г. оглашен полностью согласованный проект Союзного договора России и Белоруссии, который призван стать юридической основой полного объединения двух суверенных государств постсоветского пространства.
Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли. Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией.
В рамках продолжавшегося процесса создания Белоруссией и Россией союзного государства основное внимание было направлено на дальнейшую реализацию договора о его создании и программных действий по его выполнению. Одним из наиболее значительных итогов2000 г. являлось подписание соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства.
Важным результатом в процессе формирования Таможенного союза стало подписание в феврале 2000 г. Соглашения об Общем таможенном тарифе государств – участников Таможенного союза, направленного на проведение единой тарифной политики, формирование механизма согласования и применения единых ставок ввозных таможенных пошлин. Так, 10 октября 2000 г. на заседании Межгосударственного совета государств – участников Таможенного союза был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
На фоне сближения братских славянских республик российско-украинские отношения, прежде всего из-за проблемы раздела Черноморского флота и статуса Севастополя, долгое время продолжали оставаться крайне Напряженными. Лишь после того, как Россия пошла навстречу Украине в урегулировании этих вопросов, в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота на территории Украины (в Крыму), а также об аренде Севастопольской военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997 г. состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом. Вместе с тем российско-украинские отношения и поныне являются одной из самых сложных проблем российской внешней политики. Одним из ключевых вопросов продолжает оставаться проблема погашения «энергетической» задолженности Киева Москве, среди возможных формул решения которой – разработка российско-украинского соглашения «Газ в обмен на стратегические бомбардировщики», а также привлечение российского капитала в акционирование крупнейших промышленных предприятий Украины.
Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая деятельность России в сфере укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров «самопровозглашенной» Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий и разводе противоборствующих группировок в Приднестровье. А 8 мая 1997 г. при гарантии президентов России и Украины лидеры Молдовы и Приднестровья П. Лучинский и И. Смирнов подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений. Также при посредничестве России летом 1997 г. впервые состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абразии Э. Шеварднадзе и В. Ардзинбы с целью урегулирования затянувшегося грузино-абхазского конфликта. Помимо этого, в Москве также состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане. По-прежнему велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ стран Содружества, особенно в связи с незатухающей гражданской войной в Афганистане.
Необходимо
отметить, что, несмотря на значительные
усилия, предпринимаемые Москвой, эффективность
межгосударственного
Еще в октябре 1997 г. на встрече в Кишиневе лидеры 11 стран СНГ приняли решение о необходимости Подготовки предложений по реорганизации структуры Содружества, отказавшись от подписания очередных деклараций. Но эти и подобные инициативы не реализуются на практике в рамках весьма неповоротливого механизма межгосударственных органов СНГ, насчитывающих ныне до 70 советов, бюро и др. зачастую бюрократизированных структур. От того, насколько последовательно действует Россия в качестве интегрирующей силы на постсоветском пространстве, зависит вся дальнейшая судьба СНГ. С другой стороны, и судьба России зависит от того, какая модель налаживания экономического и политического сотрудничества в развитии Содружества будет принята за основу.
Фактически после августа 1998 г. политика РФ по отношению к странам ближнего зарубежья сводилась к «цивилизованному» отступлению. Об этом свидетельствует, например «регионализация» структур СНГ. Под внешне «единым зонтиком» СНГ, «цивилизованно прикрывающим» нынешний пейзаж постсоветского пространства, отчетливо выделяется ряд разнообразных межгосударственных союзов, три из которых уже юридически оформлены. Это, во-первых, Союз России и Белоруссии, постепенно приближающийся к федеративному образованию, затем Таможенный союз «пяти», преобразованный в июне 2001 г. на саммите глав СНГ в Минске в Евразийское экономическое сообщество, и наконец, «пятерка» стран Центральноазиатского союза. Среди формально декларированных организаций стран Содружества особое место занимает блок ГУУАМ – объединение, включающее Грузию, Украину, Азербайджан, Молдавию, а с апреля 1999 г. также и Узбекистан. Декларируемым смыслом создания ГУУАМ являлось дистанцирование от России стран – участниц нового блока, объединенных стремлением ослабить влияние Москвы на южном фланге ее сферы безопасности, а также вытеснить ее из экономического постсоветского пространства путем формирования новой трансконтинентальной транспортно-коммуникационной системы. Более того, позиции Украины и Молдавии связаны с необходимостью создания противовеса России в решении проблемы выплаты ей долгов за поставку энергоносителей. Так, Кишинев после подписания соглашений о своем участии в ГУУАМ был вынужден передать 50% акций своей газопроводной сети российскому «Газпрому». «Газовый» долг Украины, как известно, еще в конце 1998 г. составлял до 1,5 млрд. долл. Именно в свете проблем с долгами выстраивается внешнеполитическая концепция Киева и Кишинева, стремящихся путем заигрывания с Западом усилить давление на Москву. Отсюда же возникает идея отторжения России от миротворческой деятельности в странах – участницах ГУУАМ, где выделяются «конфликты слабой интенсивности», в рамках так называемого «малого СНГ» – непризнанных государств: Приднестровья, Абхазии и Нагорного Карабаха. Дальнейшее решение проблем территориальной целостности своих государств в Тбилиси, Баку, Кишиневе, Киеве и Ташкенте все более
связывают не с Москвой, а с Вашингтоном. Эта относительно новая тенденция во внешнеполитической стратегии стран - участниц ГУУАМ была продемонстрирована на юбилейном саммите в столице США, посвященном 50-летию НАТО. В рамках празднования «золотого юбилея» Атлантического альянса 25 апреля 1999 г. в Вашингтоне Г. Алиев, Э. Шеварднадзе, Л. Кучма и П. Лучинский подписали с И. Каримовым соглашение о вступлении этого пятого участника в состав ГУУАМ. В тот момент, когда Москва демонстративно приостановила участие в программе «Партнерство во имя мира» и заморозила деятельность Совета Россия – НАТО, президенты стран группировки ГУУАМ, наоборот, особо подчеркнули в совместном заявлении свои намерения еще более тесно сотрудничать с Вашингтоном и Брюсселем в рамках Совета Евро-Атлантического партнерства. Выход Грузии, Азербайджана и Узбекистана из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и образование на постсоветском пространстве двух военно-политических группировок, из которых ГУУАМ поддерживает явно пронатовскую линию, создает весьма опасный для безопасности России крен. Это подтвердил, в частности, состоявшийся в ноябре 1999 г. в Стамбуле очередной саммит на высшем уровне руководителей стран – членов ОБСЕ.
Однако новые угрозы вторжения в страны Центральной Азии со стороны афганских талибов вызвали в2000–2001 П. активизацию интеграционных процессов в этом регионе. После трагических событий 11 сентября2001 г. в Нью-Йорке и начала проведения США и их союзниками по Североатлантическому альянсу антитеррористической операции в Афганистане с целью ликвидации режима «Талибан» и уничтожения баз исламских боевиков организации У. Бен Ладена Россия выступила как важнейшая интегрирующая сила в Центральноазиатском регионе для консолидации всех антиталибских сил. Нынешнее руководство России активно поддержало так называемые силы «Северного альянса», а затем оказало значительную гуманитарную и материально-техническую помощь новой переходной афганской администрации во главе с Х. Карзаем.
Внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992–1993 гг. находилась в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.
В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить ей финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле со стороны этих международных финансовых организаций.
Значительное место в российской внешней политике в 1992–1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» – четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами. Но на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с Лидерами ведущих стран Запада, прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании.
По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами дальнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от«перекосов», характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америки. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с государствами Скандинавии, особенно с Финляндией. Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского урегулирования, а также в урегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа. Важным шагом в укреплении позиций на международной арене стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейской безопасности вместо расширения прежних структур периода «холодной войны», сделанные в связи с планами расширения НАТО на Восток. В 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе »Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и ОВД, Россия продолжала вывод войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину. Накануне (в июне1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе «Партнерство во имя мира».
Нынешний этап эволюции мировой системы международных отношений характеризуется окончательным демонтажем сложившегося после окончания Второй мировой войны «двухполюсного» миропорядка. После распада СССР Россия уже даже формально не может претендовать на роль абсолютного гаранта международной безопасности и стабильности.
Возможность сохранения международного влияния Москвы все более связывается в перспективе развития международных отношений не только с Вашингтоном, но и с объединенной Европой (Евросоюзом) и индустриально развитыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В последнее время, в условиях осуществления глобальной политики США и их партнеров по НАТО в операции по борьбе с международным терроризмом, российско-американские отношения трансформируются в более реалистические формы сотрудничества. Во внешнеполитическом курсе России постепенно превалирует ориентация на роль межрегиональной евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии модели новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.
Важнейшим
направлением в развитии международных
отношений России в многополярном мире
стало азиатское направление. Новый рубеж
- это визиты В. В. Путина в Китай, на очередной
саммит «восьмерки» на Окинаву, в КНДР,
а также в Индию, осуществленные летом2000
г. А ровно через год – летом 2001 г. – состоялись
официальные визиты лидеров ведущих азиатских
стран в Москву. Так, в середине июля 2001
г. российскую столицу посетил Председатель
КНР Цзян Цзэминь, подписавший в Кремле
российско-китайский Договор о добрососедстве,
дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный
визит в Россию осуществил лидер Северной
Кореи Ким Чен Ир, проехав на личном поезде
от Владивостока до Санкт-Петербурга.
После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики. Условно можно выделить три основных этапа формирования внешней политики России в постсоветский период. Примерно до конца 1993 г. шел интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток - Запад», лидерами которой являлись СССР и США. В 1994-1998 гг. осуществлялась гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированности в мировую экономическую систему и усиление ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление позиции на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ. Наконец, период 1999-2004 гг. можно охарактеризовать как этап реалистической внешней политики постсоветской России, в рамках которой выстраиваются двусторонние отношения с самыми разными странами мира, основанные на балансе взаимных интересов и понимании фактического потенциала современной России на международной арене.
Информация о работе Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации