Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:16, реферат
На огромном пространстве Восточно-европейской (Русской) равнины к началу IX века складываются союзы племён, которые, по мнению некоторых историков, являлись квазигосударствами имеющими структуру власти, систему налогообложения, военную организацию. В силу объективных причин эти объединения конкурировали друг с другом. Складывалась ситуация, которая современной исторической наукой обозначается как противоборство двух центров зарождающейся государственности Севера (Новгорода) и Юга (Киев).
Данный исторический источник, несмотря на его значимость, возможно, не совсем объективно передаёт сущность событий. Возможно, мы, современные люди, не всегда правильно трактуем данный текст. В данном случае мы можем привести в пример дискуссии, которые в исторической науке известны как «норманнская» и «антинорманнская» теории происхождения Древнерусского государства.¹
Возникновение древнерусского государства и геополитическая ситуация в Восточной Европе.
Основные направления внешней политики.
2.1.Восток и Юго-восток;
2.2.Византия;
2.3. Запад;
Внешняя политика киевских князей.
3.1Олег и Игорь;
3.2.Ольга;
3.3.Святослав;
3.4.Владимир;
3.5. Ярослав.
Заключение.
План.
На огромном пространстве
Восточно-европейской (Русской) равнины
к началу IX века складываются союзы
племён, которые, по мнению некоторых историков,
являлись квазигосударствами имеющими
структуру власти, систему налогообложения,
военную организацию. В силу объективных
причин эти объединения конкурировали
друг с другом. Складывалась ситуация,
которая современной исторической наукой
обозначается как противоборство двух
центров зарождающейся государственности
Севера (Новгорода) и Юга (Киев).
Данный исторический источник, несмотря
на его значимость, возможно, не совсем
объективно передаёт сущность событий.
Возможно, мы, современные люди, не всегда
правильно трактуем данный текст. В данном
случае мы можем привести в пример дискуссии,
которые в исторической науке известны
как «норманнская» и «антинорманнская»
теории происхождения Древнерусского
государства.¹
«Повесть временных лет»
сообщает, что поначалу южные славянские
племена платили дань хазарам, а северные
- варягам, что последние прогнали варягов,
но потом передумали и призвали варяжских
князей. Такое решение было вызвано тем,
что славяне «передрались» между собой
и решили для установления мира и порядка
обратиться к иноземным князьям, видя
в них арбитров для улаживания возникших
споров. Тут-то летописец и произнес знаменитую
фразу: «Земля наша велика и обильна, а
наряда (порядка) в ней нет. Да поидете
княжит и володети нами».²
Варяжские князья якобы сначала не соглашались,
но потом приняли приглашение. Три варяжских
князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы:
Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске
(недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.
Это событие и принято считать отправным
в истории отечественной государственности.
Сами по себе свидетельства летописного
свода не вызывают возражений. Но в XVIII
веке немецкие историки, работавшие в
Российской Академии наук, истолковали
их таким образом, чтобы доказать законность
господства немецкого дворянства при
тогдашнем российском императорском дворе,
более того - обосновать неспособность
русского народа к созидательной государственной
жизни как в прошлом, так и в настоящем,
его «хроническую» политическую и культурную
отсталость.
В России против норманнской теории происхождения
отечественной государственности всегда,
начиная с ее появления, выступали патриотические
силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов.
Впоследствии к нему присоединились не
только многие русские ученые, но и историки
других славянских стран. Главным опровержением
норманнской теории, указывали они, является
достаточно высокий уровень социального
и политического развития восточного
славянства в IX веке. По уровню своего
развития славяне стояли выше варягов,
поэтому позаимствовать опыт государственного
строительства у них они не могли. Государство
не может организовать один человек (в
данном случае Рюрик) или несколько даже
самых выдающихся мужей. Государство есть
продукт сложного и долгого развития социальной
структуры общества. Кроме того, известно,
что русские княжества по разным причинам
и в разное время приглашали дружины не
только варягов, но и своих степных соседей
- печенегов, каракалпаков, торков. Мы не
знаем точно, когда и как возникли первые
русские княжества, но, во всяком случае,
они уже существовали до 862 г., до пресловутого
«призвания варягов». (В некоторых германских
хрониках уже с 839 г. русские князья именуются
хаканами, т.е. царями). Это означает, что
не варяжские военные предводители организовали
Древнерусское государство, а уже существовавшее
государство дало им соответствующие
государственные посты.
Трудно найти в русской
истории столь кровавого и
романтичного периода. Смертельная
вражда, когда вопрос стоял «либо
мы - либо они», заканчивается поступком
высочайшего духа, когда русские дружины
приходят на помощь половцам, и погибают
вместе с ними в битве на берегах реки
Калка в 1223 году.
Ярчайшим источником о сложных, противоречивых
отношениях Руси и половецкого Дикого
Поля является «Слово о полку Игореве»:
«Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй-тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят".
А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли, как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!»
«…На рассвете, в пятницу, в
туманах,
Стрелами по полю полетев,
Смяло войско половцев поганых
И умчало половецких дев.
Захватили золота без счета,
Груду аксамитов и шелков,
Вымостили тонкие болота
Епанчами красными врагов.
А червленый стяг с хоругвью белой,
Челку и копье из серебра
Взял в награду Святославич смелый,
Не желая прочего добра…»3
Отношения с Византией были основополагающими в политике Древней Руси. Политика Древнерусского государства эволюционировала от банальных военных грабительских походов до гармоничных отношений на уровне ментальности. Это и политических опыт Византии, и Византийское православие, и обояние великой культуры.
Традиционные отношения с Балтийским регионом (скандинавские варяги, славянские варяги).
Русь контролировала
скандинавские квазигосударства через
найм военных дружин. Но, есть ещё одна
удивительная, романтическая история,
которая закончилась династическим браком
- возможно, в тот период совершенно незначительным,
но очень значимым для современных отношений
русских и скандинавов:
«Гаральд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
«Звезда ты моя, Ярославна!
Надежд навсегда миновала пора,
Твой слышал, княжна, приговор я,
Узнают же вес моего топора
От края до края поморья!»
И Русь оставляет Гаральд за собой,
Плывет он размыкивать горе
Туда, где арабы с норманнами бой
Ведут на земле и на море.
В Мессине он им показал свой напор,
Он рубит их в битве неравной
И громко взывает, подъемля топор:
«Звезда ты моя, Ярославна!»
Дает себя знать он и грекам в бою,
И Генуи выходцам вольным,
Он на море бьется, ладья о ладью,
Но мысль его в Киеве стольном.
Летает он по морю сизым орлом,
Он чайкою в бурях пирует,
Трещат корабли под его топором —
По Киеву сердце тоскует.
Веселая то для дружины пора,
Гаральдовой славе нет равной —
Но в мысли спокойные воды Днепра,
Но в сердце княжна Ярославна.
Нет, видно ему не забыть уж о ней,
Не вымучить счастья иного —
И круто он бег повернул кораблей
И к северу гонит их снова.
Он на берег вышел, он сел на коня,
Он в зелени едет дубравной —
«Полюбишь ли, девица, ныне меня,
Звезда ты моя, Ярославна?»
И в Киев он стольный въезжает, крестясь;
Там, гостя радушно встречая,
Выходит из терема ласковый князь,
А с ним и княжна молодая.
«Здорово, Гаральд! Расскажи, из какой
На Русь воротился ты дали?
Замешкался долго в земле ты чужой,
Давно мы тебя не видали!»
«Я, княже, уехал, любви не стяжав,
Уехал безвестный и бедный;
Но ныне к тебе, государь Ярослав,
Вернулся я в славе победной!
Прибрежья, где черный мой стяг прошумел,
Сикилия, Понт и Эллада
Вовек не забудут Гаральдовых дел,
Набегов Гаральда Гардрада!
Как вихорь обмел я окрайны морей,
Нигде моей славе нет равной —
Согласна ли ныне назваться моей,
Звезда ты моя, Ярославна?»
В Норвегии праздник веселый идет:
Весною, при плеске народа,
В ту пору, как алый шиповник цветет,
Вернулся Гаральд из похода.
В ладьях отовсюду к шатрам парчевым
Причалили вещие скальды
И славят на арфах, один за другим,
Возврат удалого Гаральда.
А сам он у моря, с веселым лицом,
В хламиде и в светлой короне,
Норвежским избранный от всех королем,
Сидит на возвышенном троне.
Отборных и гридней и отроков рой
Властителю служит уставно:
В царьградском наряде, в короне златой
С ним рядом сидит Ярославна.
И, к ней обращаясь, Гаральд говорит,
С любовью в сияющем взоре:
«Все, что пред тобою цветет и блестит,
И берег, и синее море,
И слава, добытая в долгой борьбе,
И самый венец мой державный,
И все, чем я бранной обязан судьбе, —
Все то я добыл лишь на вено тебе,
Звезда ты моя, Ярославна!»»4
3.Внешняя политика
киевских князей.
3.1. Олег и Игорь.
Согласно «Повести временных лет»,
в 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего
сына Игоря, вместо которого, стал управлять
родственник князя Олег (879 - 912), который
стал первым правителем, а по сути и создателем
Киевской Руси. В настоящее время историки
по-разному относятся к князю Олегу. Одни
считают его безвестным конунгом, разбойничьи
захватившим Киев, а другие, наоборот,
идеализируют его. Академик Б. А. Рыбаков
считает княжение Олега в Киеве незначительным
эпизодом, излишне раздутый позднее летописцами
и норманистами
Так или иначе, но в 882 году князь Олег,
во главе дружины, захватил Киев, убив
правивших там братьев - Аскольда и Дира.
Это событие, по мнению Н.М. Карамзина,
и считается началом Киевской Руси.
После 882 г. правитель Олег начинает реализовывать широкомасштабную завоевательную политику в отношении соседних племен и государств. Он победил ближайших соседей полян - древлян и северян, из которых последние до этого платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела, есть основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге, причем союзниками его выступали, согласно восточным известиям, печенеги. Война закончилась победой нового киевского князя. Это случилось, по данным современного источника, в 889 году. Исходя из этого, надо и войну Олега с хазарами датировать 80-ми гг. IX века, что приблизительно совпадает и с данными русской летописи.
Время княжения Олега примечательно также его военным походом к Царьграду в 907-911 гг. Летописцы пишут, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году. Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит.
После смерти Олега княжить начал Игорь
(912-945). «Повесть временных лет» мало упоминает
об Игоре до начала его княжения: в 903 г.
Игорь женился на псковитянке Ольге, в
907 году во время похода Олега на Царьград
Игорь оставался в Киеве.
Хотя, современные историки, в частности,
Л.Н. Гумилёв, призывают относиться к данным
«Повести временных лет» максимально
осторожно, критикуя некоторые её моменты,
в частности подвергая сомнению хронологическую
точность указанных в ней событий.
В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 г. Игорь с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и самого князя.
Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 года.
По мирному договору 944 года киевские
послы и купцы были обязаны иметь при себе
княжеские грамоты для пребывания на византийских землях
и в Константинополе.
Так же регулировались правовые отношения
между людьми из Руси и местными жителями,
вводились ограничения для киевских купцов
на пребывание в столице Византийской
империи, на вывоз тканей. Руси вменялось
в обязанность защита границ с Византией
в Крыму, а также Древнерусская держава не должна
была претендовать на эти земли и в случае
нужды оказывать военную помощь Византии.
Таким образом, договоры киевских князей с Византией показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством. Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», но и «всех светлых и великих князей», которые были «под рукой его», т. е. «сидели» в отдельных городах, подвластных киевскому князю.
Внешнеполитические
3.2. Княгиня Ольга.
Жена Игоря Ольга (945-957) сурово отомстила за мужа, убитого древлянами: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала поход против древлян.
Едва ли княгиня, взявшая в свои руки верховную княжескую власть в Киеве, руководствовалась только чувством мести за любимого мужа. Безнаказанность древлян за убийство князя пошатнула бы саму княжескую власть. Победив, Ольга вновь обложила данью древлян, но вынуждена была установить ее фиксированный размер. С деятельностью княгини связано становление Древнерусского государства, - введена была система сбора податей, зафиксирован размер «уроков» (дани), построена сеть становищ и «погостов» (опорных пунктов для сборщиков дани), которые стали в дальнейшем основой для развития городов и крепостей. Рассказывая о внутренней политике княгини, летописец поставил Ольге в особую заслугу установление «уроков и погостов».
При княгине Ольге существенно
изменились отношения русских князей
с Византийской империей. Посетив
с официальным посольством