Внешняя политика Киевского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

На огромном пространстве Восточно-европейской (Русской) равнины к началу IX века складываются союзы племён, которые, по мнению некоторых историков, являлись квазигосударствами имеющими структуру власти, систему налогообложения, военную организацию. В силу объективных причин эти объединения конкурировали друг с другом. Складывалась ситуация, которая современной исторической наукой обозначается как противоборство двух центров зарождающейся государственности Севера (Новгорода) и Юга (Киев).
Данный исторический источник, несмотря на его значимость, возможно, не совсем объективно передаёт сущность событий. Возможно, мы, современные люди, не всегда правильно трактуем данный текст. В данном случае мы можем привести в пример дискуссии, которые в исторической науке известны как «норманнская» и «антинорманнская» теории происхождения Древнерусского государства.¹

Содержание работы

Возникновение древнерусского государства и геополитическая ситуация в Восточной Европе.
Основные направления внешней политики.
2.1.Восток и Юго-восток;
2.2.Византия;
2.3. Запад;
Внешняя политика киевских князей.
3.1Олег и Игорь;
3.2.Ольга;
3.3.Святослав;
3.4.Владимир;
3.5. Ярослав.
Заключение.

Файлы: 1 файл

в п киевского госва.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

                       План.

  1. Возникновение древнерусского государства и геополитическая ситуация в Восточной Европе.
  2. Основные направления внешней политики. 
    2.1.Восток и Юго-восток; 
    2.2.Византия; 
    2.3. Запад;
  3. Внешняя политика киевских князей. 
    3.1Олег и Игорь; 
    3.2.Ольга; 
    3.3.Святослав; 
    3.4.Владимир; 
    3.5. Ярослав.
  4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение древнерусского государства и геополитическая ситуация в Восточной Европе.

На огромном пространстве Восточно-европейской (Русской) равнины  к началу  IX века складываются союзы племён, которые, по мнению некоторых историков, являлись квазигосударствами имеющими структуру власти, систему налогообложения, военную организацию. В силу объективных причин эти объединения конкурировали друг с другом. Складывалась ситуация, которая современной исторической наукой обозначается как противоборство двух центров зарождающейся государственности Севера (Новгорода) и Юга (Киев).  
Данный исторический источник, несмотря на его значимость, возможно,  не совсем объективно передаёт  сущность событий. Возможно, мы, современные люди, не всегда правильно трактуем данный текст. В данном случае мы можем привести в пример дискуссии, которые в исторической науке известны как «норманнская» и «антинорманнская» теории происхождения  Древнерусского государства.¹

«Повесть временных лет» сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне «передрались» между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами».² 
Варяжские князья якобы сначала не соглашались, но потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. 
Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений. Но в XVIII веке немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» политическую и культурную отсталость. 
В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления внешней политики.
    1. Восток и Юго-Восток. 
       
      Отношения с Хазарией - по мнению историков, региональной сверхдержавой, складывались очень сложно. В «Повести временных лет» есть сюжет о том, что хазары, придя в славянские земли, потребовали дань, которая была выплачена «мечом с дыма», и хазарские старейшины сказали, что это «плохая дань», потому что «… мы взяли её оружием острым с одной стороны - дань обоюдоострую… придёт время, когда они будут брать дань с нас…». 
       
      Это предсказание не сбылось, потому что Святослав уничтожил Хазарию, и брать дань было не с кого, так как от хазар осталось «только имя». 
       
      В Диком Поле остались печенеги, которые представляли угрозу для Руси, но Русь набирала силу, а печенеги её теряли, так как кочевой народ, по определению относительно малочисленный, и всегда зажат между своими степными конкурентами и мощной «крепостью» под названием Русь, обладающей несоизмеримо большими ресурсами. 
      В 1032 году объединённая Русь окончательно разгромила племенной союз печенегов, и со II половины XII века начинается новая страница русской истории- история отношений Руси и половцев. 

Трудно найти в русской  истории столь кровавого и  романтичного периода. Смертельная  вражда, когда вопрос стоял «либо  мы - либо они», заканчивается поступком высочайшего духа, когда русские дружины приходят на помощь половцам, и погибают вместе с ними в битве на берегах реки Калка в 1223 году. 
 
Ярчайшим источником о сложных, противоречивых отношениях Руси и половецкого Дикого Поля является «Слово о полку Игореве»: 
 
«Игорь-князь с могучею дружиной 
Мила брата Всеволода ждет. 
Молвит буй-тур Всеволод: "Единый 
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! 
Дети Святослава мы с тобою, 
Так седлай же борзых коней, брат! 
А мои, давно готовы к бою, 
Возле Курска под седлом стоят". 
 
 
А куряне славные - 
 Витязи исправные: 
   Родились под трубами, 
   Росли под шеломами, 
   Выросли, как воины, 
   С конца копья вскормлены. 
   Все пути им ведомы, 
   Все яруги знаемы, 
   Луки их натянуты, 
   Колчаны отворены, 
   Сабли их наточены, 
   Шеломы позолочены. 
   Сами скачут по полю волками 
 
И, всегда готовые к борьбе, 
Добывают острыми мечами 
Князю - славы, почестей - себе!»

 

«…На рассвете, в пятницу, в туманах, 
Стрелами по полю полетев, 
Смяло войско половцев поганых 
И умчало половецких дев. 
Захватили золота без счета, 
Груду аксамитов и шелков, 
Вымостили тонкие болота 
Епанчами красными врагов. 
А червленый стяг с хоругвью белой, 
Челку и копье из серебра 
Взял в награду Святославич смелый, 
Не желая прочего добра…»3

 

    1. Византия. 

Отношения с Византией  были основополагающими в политике Древней Руси. Политика Древнерусского государства эволюционировала от банальных  военных грабительских походов  до гармоничных отношений на уровне ментальности. Это и политических опыт Византии, и Византийское православие, и обояние великой культуры.

 

    1. Запад.

 

Традиционные отношения  с Балтийским регионом (скандинавские  варяги, славянские варяги).

 Русь контролировала  скандинавские квазигосударства через найм военных дружин. Но, есть ещё одна удивительная, романтическая история, которая закончилась династическим браком - возможно, в тот период совершенно незначительным, но очень значимым для современных отношений русских и скандинавов: 
 
«Гаральд в боевое садится седло, 
Покинул он Киев державный, 
Вздыхает дорогою он тяжело: 
«Звезда ты моя, Ярославна! 
 
 
Надежд навсегда миновала пора, 
Твой слышал, княжна, приговор я, 
Узнают же вес моего топора 
От края до края поморья!» 
 
 
И Русь оставляет Гаральд за собой, 
Плывет он размыкивать горе 
Туда, где арабы с норманнами бой 
Ведут на земле и на море. 
 
 
В Мессине он им показал свой напор, 
Он рубит их в битве неравной 
И громко взывает, подъемля топор: 
«Звезда ты моя, Ярославна!» 
 
 
Дает себя знать он и грекам в бою, 
И Генуи выходцам вольным, 
Он на море бьется, ладья о ладью, 
Но мысль его в Киеве стольном. 
 
 
Летает он по морю сизым орлом, 
Он чайкою в бурях пирует, 
Трещат корабли под его топором — 
По Киеву сердце тоскует. 
 
 
Веселая то для дружины пора, 
Гаральдовой славе нет равной — 
Но в мысли спокойные воды Днепра, 
Но в сердце княжна Ярославна. 
 
 
Нет, видно ему не забыть уж о ней, 
Не вымучить счастья иного — 
И круто он бег повернул кораблей 
И к северу гонит их снова. 
 
 
Он на берег вышел, он сел на коня, 
Он в зелени едет дубравной — 
«Полюбишь ли, девица, ныне меня, 
Звезда ты моя, Ярославна?» 
 
 
И в Киев он стольный въезжает, крестясь; 
Там, гостя радушно встречая, 
Выходит из терема ласковый князь, 
А с ним и княжна молодая. 
 
 
«Здорово, Гаральд! Расскажи, из какой 
На Русь воротился ты дали? 
Замешкался долго в земле ты чужой, 
Давно мы тебя не видали!» 
 
 
«Я, княже, уехал, любви не стяжав, 
Уехал безвестный и бедный; 
Но ныне к тебе, государь Ярослав, 
Вернулся я в славе победной! 
 
Прибрежья, где черный мой стяг прошумел, 
Сикилия, Понт и Эллада 
Вовек не забудут Гаральдовых дел, 
Набегов Гаральда Гардрада! 
 
 
Как вихорь обмел я окрайны морей, 
Нигде моей славе нет равной — 
Согласна ли ныне назваться моей, 
Звезда ты моя, Ярославна?» 
 
 
В Норвегии праздник веселый идет: 
Весною, при плеске народа, 
В ту пору, как алый шиповник цветет, 
Вернулся Гаральд из похода. 
В ладьях отовсюду к шатрам парчевым 
Причалили вещие скальды 
И славят на арфах, один за другим, 
Возврат удалого Гаральда. 
 
 
А сам он у моря, с веселым лицом, 
В хламиде и в светлой короне, 
Норвежским избранный от всех королем, 
Сидит на возвышенном троне. 
 
 
Отборных и гридней и отроков рой 
Властителю служит уставно: 
В царьградском наряде, в короне златой 
С ним рядом сидит Ярославна. 
 
 
И, к ней обращаясь, Гаральд говорит, 
С любовью в сияющем взоре: 
«Все, что пред тобою цветет и блестит, 
И берег, и синее море, 
 
И слава, добытая в долгой борьбе, 
И самый венец мой державный, 
И все, чем я бранной обязан судьбе, — 
Все то я добыл лишь на вено тебе, 
Звезда ты моя, Ярославна!»»4

 

3.Внешняя политика  киевских князей. 
 
3.1. Олег и Игорь.

Согласно «Повести временных лет», в 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя Олег (879 - 912), который стал первым правителем, а по сути и создателем Киевской Руси. В настоящее время историки по-разному относятся к князю Олегу. Одни считают его безвестным конунгом, разбойничьи захватившим Киев, а другие, наоборот, идеализируют его. Академик Б. А. Рыбаков считает княжение Олега в Киеве незначительным эпизодом, излишне раздутый позднее летописцами и норманистами 
 
Так или иначе, но в 882 году князь Олег, во главе дружины, захватил Киев, убив правивших там братьев - Аскольда и Дира. Это событие, по мнению Н.М. Карамзина, и считается началом Киевской Руси.

После 882 г. правитель Олег начинает реализовывать широкомасштабную завоевательную политику в отношении соседних племен и государств. Он победил ближайших  соседей полян - древлян и северян, из которых последние до этого  платили дань хазарам. Затем князь  освободил от хазарской зависимости  радимичей. По сути дела, есть основания  говорить о русско-хазарской войне  при Олеге, причем союзниками его  выступали, согласно восточным известиям, печенеги. Война закончилась победой  нового киевского князя. Это случилось, по данным современного источника, в 889 году. Исходя из этого, надо и войну  Олега с хазарами датировать 80-ми гг. IX века, что приблизительно совпадает  и с данными русской летописи.

Время княжения Олега примечательно  также его военным походом к Царьграду в 907-911 гг. Летописцы пишут, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году. Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит.

 
После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). «Повесть временных лет» мало упоминает об Игоре до начала его княжения: в 903 г. Игорь женился на псковитянке Ольге, в 907 году во время похода Олега на Царьград Игорь оставался в Киеве. 
 
Хотя, современные историки, в частности, Л.Н. Гумилёв, призывают относиться к данным «Повести временных лет» максимально осторожно, критикуя некоторые её моменты, в частности подвергая сомнению хронологическую точность указанных в ней событий.

В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева  древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение  древлянам, но и обложил их большей  данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью  князя. После сбора дани в 945 г. Игорь  с малой дружиной решил собрать  ее повторно. Древляне во главе со своим  князем Малом перебили малочисленную  дружину Игоря и самого князя.

Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 года.  

По мирному договору 944 года киевские послы и купцы были обязаны иметь при себе княжеские грамоты для пребывания на византийских землях и в Константинополе. 
Так же регулировались правовые отношения между людьми из Руси и местными жителями,  вводились ограничения для киевских купцов на пребывание в столице Византийской империи, на вывоз тканей. Руси вменялось в обязанность защита границ с Византией в Крыму, а также Древнерусская держава не должна была претендовать на эти земли и в случае нужды оказывать военную помощь Византии.

Таким образом, договоры киевских князей с Византией показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством. Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», но и «всех светлых и великих князей», которые были «под рукой его», т. е. «сидели» в отдельных городах, подвластных киевскому князю.

Внешнеполитические мероприятия  первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение  сбыта товаров, собранных во время  полюдья, с другой - это уже чисто  государственные акты, имеющие и  политическую подоплеку. Именно такой  характер носили походы Олега и Игоря.

 
 
3.2. Княгиня Ольга.

 

Жена Игоря Ольга (945-957) сурово отомстила  за мужа, убитого древлянами: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала поход против древлян.

Едва ли княгиня, взявшая в свои руки верховную княжескую власть в Киеве, руководствовалась только чувством мести за любимого мужа. Безнаказанность древлян за убийство князя пошатнула бы саму княжескую власть. Победив, Ольга вновь обложила данью древлян, но вынуждена была установить ее фиксированный размер. С деятельностью княгини связано становление Древнерусского государства, - введена была система сбора податей, зафиксирован размер «уроков» (дани), построена сеть становищ и «погостов» (опорных пунктов для сборщиков дани), которые стали в дальнейшем основой для развития городов и крепостей. Рассказывая о внутренней политике княгини, летописец поставил Ольге в особую заслугу установление «уроков и погостов».

При княгине Ольге существенно  изменились отношения русских князей с Византийской империей. Посетив  с официальным посольством константинопольского императора, Ольга тайно приняла христианство, став первой христианской правительницей на Руси. Уровень оказанного княгине Ольге приема (она была принята лично императором Константином Багрянородным, причем принята как равная) ставил Киевскую Русь в один ряд с крупнейшими державами Европы. В частности, Н. М. Карамзин писал об Ольге: «Великие князья до времен Ольгиных воевали - она правила государство».

Информация о работе Внешняя политика Киевского государства