Внешняя политика. Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Эта тема меня привлекла своей разносторонностью и глубиной. По этой теме очень много литературы. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастания до уровня Великой Державы. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Содержание работы

Введение
1.Создание регулярной армии.
2.Военная реформа при Петре 1 .
3.Создание флота при Петре 1.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 40.98 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное   образовательное   учреждение  высшего   профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В Г.ДОМОДЕДОВО

 

Кафедра гуманитарных и

социально - экономических дисциплин

среднее профессиональное образование

 

Морозова  Анна Алексеевна

Контрольная работа по Истории Отечества

Тема: «Внешняя политика. Реформы Петра 1»

Студенческий  билет №027-009(ЭБУ(3г(Ом)-12

 

                                                                                             Студентки 1 курса о/о

Группы ЭК-12/9

 

Преподаватель:

Лыкова К.Г

 

 

 

Домодедово 2012

 

 

Содержание.

Введение

1.Создание регулярной армии. 

2.Военная реформа при Петре 1 .

3.Создание флота при Петре 1.

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эта тема меня привлекла своей разносторонностью  и глубиной. По этой теме очень много  литературы. На примере этой темы можно  рассмотреть процесс развития, становления  и укрепления государства, вырастания до уровня Великой Державы.

Различные историки по-разному оценивают  Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и  преступных деяниях.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что  он творил в условиях внутренней и  внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние –  это оппозиция. Современникам Петра  было сложно его понять: царь-плотник, царь-кузнец, царь-солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого дела.

Эпоха Петра представляет собой  большой интерес для изучения и исследования, так как рассматривая ее мы за процессом развития и роста государства. Превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. За несколько десятилетий строится новая система управления, формируется регулярная армия, возникает военный флот. Благодаря внешней политике Петра было покончено с политической изоляцией, и укрепился международный престиж России.

К концу XVII века Россия отставала от Европы по всем параметрам по меньшей мере на 200 лет. За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов.

Узнавая новое о Петре Великом, поражает эта неисчерпаемая, кипучая  жизненная энергия, самоотверженная  преданность идее, мечте, которую  в большей степени Петр смог воплотить  в жизнь.

Стремительный рост России в первой четверти XVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала  и дивилась тому, как это государство  пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

 

1.Создание регулярной армии.

 Важным шагом к созданию  регулярной армии Петра I явилась  организация потешных полков.

  В 1682 году началось правление  царевны Софьи. Десятилетний Петр  с матерью, Натальей Кирилловной  Нарышкиной, оказался в опале  и вынужден был переехать из  Кремля в потешные подмосковные  села, сперва – в село Преображенское. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но, имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Здесь в Преображенском, «никем не руководимый, он начал продолжительную игру, какую сам себе устроил и которая стала для него школой самообразования, а играл он в то, во что играют все наблюдательные дети в мире, в то, о чем думают и говорят взрослые» ( Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1989. С . 156) - Петр увлекся военным делом.

Из кремлевской Оружейной палаты в Преображенское к Петру таскают  разные военные вещи – оружие, знамена, порох, свинец… Кремлевский арсенал  постепенно перекочевал в Преображенское.

По старому обычаю, когда царевичу исполнилось 5 лет, к нему из придворной знати назначили в слуги, в  стольники и в спальники «породистых  сверстников». Петр, увлекшись военными делами, начал верстать в свою службу молодежь из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников. Из них в ноябре 1683 года были созданы 2 роты (всего около 50 человек), которые путем набора всех «вольноохочих» (как из дворян, так и из холопов) выросли в 2 батальона, по 300 человек в каждом. При этом надо заметить, что «играл в солдаты царь, а товарищи его игр служили и за свою потешную службу получали жалование, как настоящие служилые люди»  (См. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1989. С. 156-157).

Постепенно игра все больше приближается к реальности: потешные были одеты  в солдатские мундиры (западного  образца, а не в стрелецкое платье!), получили полное настоящее солдатское вооружение; были назначены штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры; в рощах Преображенского постоянно шла тяжелая солдатская выучка.

Не традиционное образование,неограниченная свобода повлияли на становление личности молодого Петра. Военные игры – главное увлечение его детства, постепенно становились все сложнее, деревянные ружья заменялись настоящими, на смену деревянным солдатикам приходили живые люди. Они были первыми участниками его бесконечных военных игр. С 1683 года вместо «потешных ребяток» около Петра видим «потешные полки» (См. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1989. С. 158 ) В ноябре 1683 года Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей. В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-советником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения матери и с одобрения Бориса Голицына Петр и днюет, и ночует со своими потешными. Предприменяются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость, названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные «потехи» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких «потехах марсовых» и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу безпрепятственно. Вместе с Петром в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну «дружину», по выражению С.М. Соловьева, «и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем» (См. Сахаров А. Н. История России сначала XVIII до конца XIX века. М. 2001. С.13. ) Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось – позже оно стало работать с Петром.

 

 

 

2. Военная реформа при Петре 1.

Поражение под Нарвой 1700 года было воспринято Петром как жестокий урок. Из поражения Петр сделал главный  вывод – армии необходима реформа.

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым  как для него самого, так и для  народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории: это не просто вопрос о государственной обороне. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий.

Ядром будущей армии Петра стали  его потешные полки. После Нарвы  Петр перестроил принципы стратегии  и тактики армии, основы ее формирования и службы. «Главной целью военных  действий при Петре становится не взятие крепостей, а поражение противника в бою»( См. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. М. 2004. С. 530). При этом Петр требовал внимания и осторожности, умение опередить неприятеля, добиться превосходства в силах на решающем направлении и в нужное время. Он учил действовать согласованно пехоту и кавалерию, причем в русской армии была введена кавалерия драгунского типа, то есть всадники были обучены пешему строю и могли воевать в строю как пехотинцы.

Любимым родом войск Петра оставались артиллерия. После Нарвы, где русские  потеряли всю артиллерию, пришлось заново отливать пушки, для чего даже сняли с церквей часть колоколов. «Новая петровская артиллерия стала  одной из самых мощных и передовых в Европе»(СМ. Л. Николаева. Петр Великий (воспоминания, дневниковые записи, анекдоты). Париж – Москва – Нью-Йорк 1993. С.41) . Петр никогда не жалел ни денег, ни пороху для ее улучшения. Она была разделена на три основных вида: полковую, полевую и осадную артиллерию, хорошо укомплектована и на учебных стрельбах и в боях оттачивала свое мастерство. Особенно сильна была полевая артиллерия, насчитывавшая более ста орудий с опытной прислугой,  с сильными лошадьми.

Новые стратегия и тактика требовали  новой подготовки войск к боевым действиям. На смену прежним смотрам раз-два в год и редким учениям пришла постоянная подготовка, которая не кончалась с превращением молодого новобранца в «правильного» солдата. Действия каждого солдата с помощью каждодневных учений, стрельб, строевых занятий доводились до автоматизма. Это обеспечивало мобильность ротам и полкам, облегчало на поле боя, среди огня и смерти, управление огромными массами войск. Петр хотел, чтобы солдаты и офицеры его армии были дисциплинированными и иниативными. «Всякий начальный человек и солдат должен и обязан быть имеет товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и прапорец и знамя свое, елико возможно, боронить так, коль ему люб живот и честь его»(См. Л. Николаева. Петр Великий (воспоминания, дневниковые записи, анекдоты). Париж – Москва – Нью-Йорк 1993. С.56 ) - говорится в «Воинских статьях». Следуя идеям Густава II Адольфа, он стремился отойти от приметивной жестокости б обращении с солдатами, не хоте превращать солдата в шагающую машину, ставил цель воспитывать в нем послушного подданного, честного и доброго человека.

В Москве объявили новый набор в  армию. Принимали всех вплоть до крепостных людей. Постепенно вводился порядок  набора новобранцев. Брали одного воина  с определенного числа жителей. Рекрутов холостых в возрасте от 15 до 20 лет, а потом и женатых от 20 до 30 лет распределяли по «станциям», сборным пунктом в ближайших  городах партиями человек в 500-1000, расквартировывали по постоялым  дворам, назначали из них же капралов и ефрейторов, для ежедневного  пересмотра и надзора. Петр требовал учить рекрутов «непрестанно солдатской экзерциции, и читать им Воинский Артикул, дабы в полки не сущими мужиками, но отчасти заобычайными солдатами  пришли».

Рекрутская система возникла в 1705 году. До и после Нарвы 1700 года Петр восполнял недостаток людей  в регулярных полках так называемой «вольницей», то есть добровольцами  из разных слоев общества, причем холопам, пришедшим в армию, давалась свобода. Когда же началось создание большой  армии, такого источника стало недостаточно. Тогда-то и обратились к набору рекрут прямо из крестьян. Было решено, что  один рекрут берется со ста дворов. «Но эта пропорция менялась –  могли брать и с 200, и с 75, и с 20 дворов и т. д»(См. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. М. 2004.  С. 545.)

От рекрутской повинности были освобождены  дворяне. Дворянство до Петра были военным, административным и землевладельческим. Но как военный класс дворянство в XVII в. не удовлетворяло уже потребностям времени, потому что нестройные дворянские ополчения не могли бороться с регулярными войсками европейскими: в то же время дворянские войска отличались плохой подвижностью, медленно собирались: с успехом они могли нести только местную оборонительную службу на границах.

Рекрутчина – так называли в  народе эту повинность – была тяжела для крестьян. Она отрывала от дома и поля сильных работников. «Крестьянские  матери оплакивали уходивших в рекруты  сыновей, как покойников, они уже  никогда не возвращались домой, ведь служба в армии в то время была не  только пожизненной, но и очень суровой» 
(См.Шелохаев В. В. История России 1682-1861. М. 1996. С. 38). Чтобы не дать рекрутам разбежаться, их заковывали в колодки, как преступников, держали месяцами на «станциях», больше похожих на тюрьмы. Все крестьяне каждой местности несли общую ответственность за выставленного ими рекрута, и если он бежал со службы, они были обязаны поставить другого новобранца.

Малейшее нарушение дисциплины в армии наказывалось очень сурово. Устав воинский предполагал применять  к провинившимся и преступникам жестокие наказания, в том числе  такие, как четвертование, пасажение на кол и другие. Чтобы предупредить побеги рекрут, указом 1712 года предписывалось «значить на левой руке накалывать иглою кресты и натирать порохом» (См. Петр Великий pro et contra. Антология. Санкт-Петербург 2003.) . Эти наколки на руке наводили ужас и назывались в народе «печатью Антихриста».

Виновных в побеге часто наказывали розгою на козлах или гоняли сквозь строй в тысячу и более человек. Делалось это так. Солдаты с розгою в руке стояли коридором, один напротив другого. Преступника проводили через этот коридор, и каждый должен был со всей силы ударить розгою по его обнаженной спине. После первого или второго прохода окровавленное тело несчастного, который терял сознание, привязывали к ружьям и уже волокли сквозь строй. Часто бывало, что били уже бездыханное тело – ведь приговор военно-полевого суда, в котором указывалось количество ударов розгою, строго исполнялся.

И все же, несмотря на серьезные  недостатки рекрутской системы, она  более 150 лет обеспечивала русской  армии однородный национальный и  социальный состав, что, в сочетании  с принципами регулярности, повышала ее боеспособность.

 

3.Создание флота при Петре 1.

Поездка в Архангельск. Петр совершил две поездки в Архангельск в 1693 и 1694г. Архангельск был фактически единственными морскими воротами России, через которые она осуществляла прямую связь с миром. Здесь был большой порт, куда за короткое северное лето приходили сотни иностранных кораблей. Они привозили западные товары и потом загружались лесом, пенькой, кожами, салом, мехами. Город был большой и оживленный, а местная Немецкая слобода была в Архангельске даже больше, чем в Москве. Приехав в Архангельск в 1693 г. Петр первый раз в жизни увидел настоящее море, настоящие корабли. И это было потрясение. Как  писал историк М.М. Богославский, с той архангельской поры для Петра «шум морских волн, морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются для него необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю» (См. А. Н. Сахаров. История России с начала XVIII до конца XIX века. М., 2001. С.25).

Информация о работе Внешняя политика. Реформы Петра 1