Внешняя политика. Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Эта тема меня привлекла своей разносторонностью и глубиной. По этой теме очень много литературы. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастания до уровня Великой Державы. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Содержание работы

Введение
1.Создание регулярной армии.
2.Военная реформа при Петре 1 .
3.Создание флота при Петре 1.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 40.98 Кб (Скачать файл)

В жизни Петра море и корабли  заняли особое место. Как видно из записей снов, которые царь делал  в зрелые годы, корабли море не отпускали  Петра, снились ему по ночам. Увлечение  морем – не случайность, не просто юношеский романтизм. Было какое-то гармоничное соответствие внутреннего  мира Петра и образа движущего  корабля.

Почему петровская Россия – корабль?

Могучий, красивый корабль XVIII в., идущий под всеми парусами против ветра  и огромных волн, был высшим произведением  технической мысли того времени. Для Петра и многих других людей  он был символом всего, что построено  сточным расчетом, знанием для  борьбы человека со слабой и опасной  стихией природы, которую так  хорошо выражает беспокойное море.

Особую роль в достижении всеобщего  счастья играло государство. Построить  государство на началах разума, знаний и сделать его средством для  достижения счастья – вот высшая ступень реформатора. Английский философ  Гоббс, обосновывая право  и возможность  разумного человека совершенствовать организацию общества ради высоких  целей, писал: « Государство строят, как дом» . Петр Великий мог бы сказать иначе: « Государство строят, как корабль» (См. Л. Николаева. Петр Великий (воспоминания, дневниковые записи). Париж – Москва – Нью-Йорк 1993. С. 59) . В самом деле борьба за выход к морю, строительство флота, реформирование государства, преобразование России ради счастливого будущего – все это так естественно совпало, соединилось в деятельности Петра, отлилось в яркий образ корабля – новой России, которую спустил на воду и повел среди бурных волн жизни. Вот поэтому море в Архангельске так сильно сказалось на судьбе Петра.

Как человек деятельный и живой, Петр не ограничился рассматриванием  моря и кораблей с берега.  На яхте «Святой  Петр» он вышел в море, чтобы проводить уходившие из Архангельска иностранные торговые корабли.

Во второй приезд в Архангельск  летом 1694 года Петр отправился на яхте на Соловецкие острова и в открытом море попал в страшный шторм. Опасность  была так велика, волны так круты, что царь и его спутники причастились как перед смертью. Только искусство  Антипа Тимофеева спасло русского царя, который впервые в русской  истории – после князя Игоря  – пустился по морю. Когда же пришел из Голландии  заказанный 44-пушечный фрегат « Святое пророчество», счастью  Петра не было предела – он тотчас испытал себя и новый корабль, выйдя на нем в Северный Ледовитый  океан. «Морская судьба Петра была решена – без моря он уже не мог жить!»( Бушуев С. В. История Государства Российского. М., 1994. С. 314.)

Азовские походы . 1694 г. был отмечен не только плаванием в океане, но и большой утратой для Петра – в январе не дожив до 43 лет, умерла его мать царица Наталья Кирилловна.

Петр тяжело переживал смерть матери, она была для него самым близким  и дорогим человеком. Тем не менее, и после смерти матери он не взялся за государственное управление. Самым  крупным мероприятием 1694 г. были так  называемые Кожуховские маневры  под Москвой – многодневные учения с участием большого количества войск, стрельбами, штурмами укреплений.

«В начале1695 г. наступило время  реальных действий Петра как государя, и этими действиями стали военные походы против Азова» (Шелохаев В. В. История России 1682-1861. М. 1996. С. 42.).

В 80-х годах в борьбе против грозной  Оманской империи сложился союз Польши и Австрии, к которому присоединилась долгие годы воюющая с турками  Венецианская республика. После заключения с огромным трудом достигнутого мира с Польшей в 1686 г. Россия должна была выступить против Крыма и Турции, хотя и сил и средств для этого было явно недостаточно.

Успехи объединенных сил Австрии  и Польши в Европе в борьбе с  османами заметно ослабили Турцию. У православных народов окрепли  надежды на Россию, на близкое с  ее помощью освобождение. Возросла активность православных балканских и  иных иерархов церкви в переговорах  с московской патриархией и государственными властями. От России ждали действий, и «с 1694 г. вопрос об азовском походе был решен» (См. А. Н. Сахаров. История России с начала XVIII до конца XIX века. М., 2001. С34.)

Сам же поход был как бы двойным. Огромная 120-тысячная поместная конница  под командованием Б. П. Шереметьева  и Запорожское войско устремились  в низовья Днепра. В то же время  другая армия численностью всего  в 31 тысячу человек под руководством не одного, а трех генералов ( Ф. Лефорта, Ф. А. Головина, П. Гордона ) направилась к Азову. Войско П.Гордона было передовым и пешим строем достигло окрестностей Азова к 29 июня 1694 г.  остальное войско, в том числе и бомбардирская рота во главе с Петром Алексеевым, отправилась водным путем. Все боеприпасы, снаряжения и продовольствие заранее были отправлены на судах. Иначе говоря, ситуация на сей раз весьма выгодно отличалась от голицынских попыток движения через страшную из-за безводья и жары степь.

Начался многодневный артиллерийский обстрел азовской крепости и одновременно земляные работы по подготовке штурма. Серьезнейшим препятствием стали построенные  турками на обоих берегах Дона две каменные каланчи. Протянутые между  ними три огромные цепи перегородили проход для судов по реке, и осаждающие лишились бесперебойного снабжения  боеприпасами и продовольствием. 14-15 июля обе башни были заняты казаками. 6 августа произошел первый штурм  крепости. «Но плохая подготовка и  разобщенность действий Головина, Лефорта  и Гордона привели к провалу штурма»( См. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. М. 2004.  С. 549)

У Петра было хорошее настроение ему казалось, что опыта кожуховских «походов» и «штурмов» Пресбурга будет вполне достаточно, чтобы взять Азов – небольшую устаревшую крепость. Петр жестоко ошибся – ни у него, ни у его генералов не хватило умения и опыта, чтобы овладеть в 1695 г. Азовом. Более того, смелые вылазки турок наносили чувствительный ущерб осаждавшим, гарнизон крепости мужественно отбил штурм превосходящих сил царского войска. 20 октября, к своему стыду и позору, осаду Азова русским пришлось снять, чтобы поспешно отступать домой – надвигалась трудная зима.

По словам С. М. Соловьева, именно с  неудачи первого азовского похода и «начинается царствование Петра Великого» (См. Петр Великий pro et contra. Антология. Санкт-Петербург 2003.С.29). Провал похода удесятерил энергию, и напор молодого царя. Здесь Петр впервые проявил те качества, которые впоследствии сделали его великим государственным деятелем и полководцем. Неудачи только подстегивали его, придавали ему силы. Он имел мужество взять на себя ответственность за поражение, умел трезво оценить собственные промахи, обдумать все обстоятельства, пришедшие к обидному срыву, и сделать нужные исправления.

Петр понял, что взятие Азова  нужны профессиональные военные  инженеры, которых он срочно нанял  в Европе. Одновременно он осознал, что без флота, который может  отрезать азов от моря и воспрепятствовать  подвозу в крепость всего необходимого, воевать нельзя.

Вернувшись из похода, в ноябре 1695 г. Петр принял историческое решение: он повелел строить военно-морской  флот. За короткое время тысячи крестьян были согнаны в воронежские рощи, они начали рубить лес, сплавлять  его по рекам в Воронеж, где  на спешно возведенных верфях голландские, английские и иные корабельные мастера  начали строить галеры и другие корабли.

Энергия и воля царя, послушание его  подданных принесли поразительные результаты: 2 апреля 1696 г. со стапеля воронежской верфи сошла первая галера, а меньше чем через два месяца Азовское море впервые увидело русский флаг-флот из 22 галер, в окружении мелких судов, вышел в открытое море. «И не так уже важно, что умения управлять флотом не было, что корабли были построены наспех, из сырого леса, со многими недоделками» (См. Шелохаев В. В. История России 1682-1861. М. 1996. С. 54). Главное было то, что мечта Петра о настоящем флоте начала сбываться. Взять азов, обложенный с суши и с моря, было уже значительно легче. В июне 1696 г. это и произошло.

Под Азовом появилась еще одна важная черта Петра – будущего реформатора. Он не ограничился восстановлением  разрушенного Азова, а решил основать на мысу  Таган-рог гавань и город Таганрог. По идее и первоначальному плану, который быстро начал осуществляться, на берегу Азовского моря начали строить город, так не похожий на традиционные русские города.

Одновременно развернули обширную  кораблестроительную программу. Деньги на постройку кораблей в Воронеже было решено собирать со всех групп  русского общества – с бояр, купцов, дворян, горожан и крестьян. Россия делом заявила свои притензии на выход к Черному морю.

Азовский поход был важен  для Петра и по другой причине. Здесь «Петр впервые почувствовал весь груз огромной ответственности за Россию, династию, армию, людей» (См. Л. Николаева. Петр Великий (воспоминания, дневниковые запис). Париж – Москва – Нью-Йорк 1993. С.69.) . И этот груз отныне лег на его плечи. Не случайно именно с Азовских походов царь начинает отсчет своей «службы» Отечеству, России. Именно идея служения стала теперь главным стержнем жизни Петра Великого. Представление о том, что он не просто сидит на престоле, а несет свою тяжелую службу во имя  России наполняла всю его жизнь высшим смыслом, особым значением. «Затянувшиеся для молодого царя игры и потехи кончались – он стал взрослым» (См. Ключевский В. О. Исторические портреты. М. 1989. С. 159.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Став правителем России, Петр I наследовал постоянную армию,  организованную в основном по  системе поселенных войск. В  то время эта система господствовала  во многих странах Европы (например, в той же Швеции).

  Петр провел радикальную реформу комплектования армии – ввел рекрутскую повинность. Главной причиной этого нововведения послужила … пустая государственная казна. Именно поэтому для строительства флота пришлось создавать «кумпанства», а для организации большой регулярной армии – вводить принудительные рекрутские наборы.

 Можно сколько угодно спорить  об эффективности наемных войск,  но при этом очевидно содержание  их обходилось государству намного  дороже содержания войска, где  служба – не работа, а «почетная  обязанность гражданина»…

 Допетровские войска Московского  государства для своего времени  были вполне эффективны и успешно  выполнили свою задачу по обороне  страны.

  Однако Петр I поставил перед  страной новые цели – не  пассивная защита, а активное  соперничество с Европой. Очевидно, что эти новые задачи допетровская  армия выполнить просто была  не в состоянии. Это и послужило  главным толчком к началу военной реформы.

    Петру I не пришлось создавать армию нового образца «с чистого листа». Полки нового строя Алексея Михайловича (да и Михаила Федоровича) вполне могут рассматриваться как прототип регулярной армии Петра. У них есть лишь одно существенное отличие: полки нового строя при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче создавались для конкретных локальных войн и после их завершения большинство полков расформировывалось;

   Петр же создал огромную  регулярную армию, которая была  необходима лично ему и государству  в условиях проведения нового (активного и агрессивного) государственного  курса.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаева Л. Петр Великий  (воспоминания, дневниковые записи).       Париж–Москва–Нью-Йорк, 1993.

2. Петр Великий pro et contra. Антология. СПб. 2003.

3. Бушуев С.В. История Государства Российского. М., 1994.

4. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1989.

5. Николаева Л. Петр Великий (воспоминания, дневниковые записи). Париж–Москва–Нью-Йорк, 1993.

6. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2004.

7. Сахаров А. Н. История России с начала XVIII до конца XIX века. М., 2001.

8. Шелохаев В. В. История России 1682-1861. М., 1996.

 


Информация о работе Внешняя политика. Реформы Петра 1