Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:11, контрольная работа
Описание работы
Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира.
Окончание первой
мировой войны (подписание Версальского
мирного договора в 1919 г.), гражданской
войны и иностранной интервенции на территории
России создали новые условия в международных
отношениях. Важным фактором стало существование
Советского государства как принципиально
новой общественно-политической системы.
Сложилось противостояние между Советским
государством и ведущими странами капиталистического
мира. Именно эта линия преобладала в международных
отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно
обострились противоречия между самыми
крупнейшими капиталистическими государствами,
а также между ними и «пробуждающимися»
странами Востока. В 30-е годы расстановку
международных политических сил во многом
определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских
государств — Германии, Италии и Японии.
Внешняя политика
Советского государства, сохранив преемственность
политике Российской империи в реализации
геополитических задач, отличалась от
нее новым характером и методами проведения.
Ей была присуща идеологизация внешнеполитического
курса, основанная на двух положениях,
сформулированных В. И. Лениным.
Первое — принцип
пролетарского интернационализма, предусматривавший
взаимную помощь международного рабочего
класса в борьбе против мировой капиталистической
системы и поддержку антиколониальных
национальных движений. Он основывался
на вере большевиков в скорую социалистическую
революцию в мировом масштабе. В развитие
этого принципа в 1919 г. в Москве был создан
Коммунистический Интернационал (Коминтерн),
В него вошли многие левосоциалистические
партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские
(коммунистические) позиции. Коминтерн
с момента своего основания использовался
Советской Россией для вмешательства
во внутренние дела многих государств
мира, что обостряло ее отношения с другими
странами.
Второе положение
— принцип мирного сосуществования с
капиталистической системой — определялось
необходимостью укрепления позиций Советского
государства на международной арене, выхода
из политической и экономической изоляции,
обеспечения безопасности его границ.
Он означал признание возможности мирного
сотрудничества и в первую очередь развития
экономических связей с Западом.
Противоречивость
двух этих принципиальных положений вызывала
непоследовательность внешнеполитических
акций молодого Советского государства.
Политика Запада
в отношении Советской России была не
менее противоречивой. С одной стороны,
он стремился задушить новую политическую
систему, изолировать ее в политическом
и экономическом плане. С другой стороны,
ведущие державы мира ставили своей задачей
компенсировать потерю денежных средств
и материальной собственности, утраченных
после Октября. Они также преследовали
цель вновь «открыть» Россию для получения
доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения
в нее иностранных капиталов и товаров.
Это обусловливало постепенный переход
западных стран от непризнания СССР к
стремлению установления с ним не только
экономических, но и политических отношений.
В течение 20
— 30-х годов неуклонно возрастал авторитет
Советского Союза на международной арене.
Однако его взаимоотношения с Западом
имели непоследовательный, амплитудный
характер.
Глава 1.
Внешняя политика Российского государства
в 20-е годы XX века.
1.1.Внешнеполитическая обстановка в начале
20-годов.
Декрет о мире,
принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским
Съездом Советов стал первым внешнеполитическим
актом Советского государства. Однако
очень скоро выяснилось, что дипломатические
отношения можно установить только с союзниками
Германии – так называемыми Центральными
державами. Заключение Брестского мира
означало временную передышку. Германский
дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал
Брестский договор: «Большевики – подлые
и в высшей степени противные люди, но
это не помешало нам навязать им Брестский
мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем
их. Это политично, и это – политика». Но,
спустя время, стало ясно, кто кого использовал.
После поражения Германии в Первой мировой
войне Брестский мир был аннулирован советским
правительством.
В начале 20-х
годов Запад смягчил свою непримиримую
позицию по отношению к Советской России.
Этому способствовали провал прямой военной
интервенции, усилившийся кризис перепроизводства
и рост рабочего движения в капиталистических
странах. Введение нэпа было расценено
европейскими правительствами как ослабление
большевистской политической системы
и фактор, открывающий возможность для
экономического сотрудничества. Со своей
стороны, Советская Россия нуждалась в
помощи развитых капиталистических стран
для восстановления разрушенного народного
хозяйства.
1.2.Решение двух главных внешнеполитических
задач.
В первые годы
своего существования Советское государство
вынужденно было решать две задачи. С одной
стороны необходимо было признание советской
власти со стороны основных мировых держав.
С другой стороны, Ленин и его соратники
никогда не отказывались от курса на мировую
революцию, что означало свержение существующих
правительств и установление в сопредельных
государствах, а в перспективе и во всем
мире коммунистических режимов. Так, 17
марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал
от находившегося на юге Сталина ускорить
операцию по ликвидации деникинских войск
в Крыму, поскольку «только что пришло
известие из Германии, что в Берлине идет
бой и спартаковцы (члены коммунистического
«Союза Спартака») завладели частью города.
Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо
… иметь вполне свободные руки, ибо гражданская
война в Германии может заставить нас
двинуться на запад на помощь коммунистам».
В действительности в те дни бои в Берлине
вели не коммунисты, а правые путчисты
во главе с землевладельцем Вольфгангом
Каппом. Однако вскоре поход к германским
границам всё же состоялся – во время
советско-польской войны, но закончился
катастрофой под Варшавой. Стало ясно,
что «экспортировать революцию» на красноармейских
штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось
надеяться, что внутренние проблемы в
сильно пострадавших от Первой мировой
войны Германии, Польше и других странах,
лежащих к западу от советских границ,
вызовут там коммунистические восстания,
на помощь которым придёт Красная Армия.
Государства,
ранее входившие в состав Российской империи
(Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия,
а также Румыния, присоединившая российскую
Бессарабию), назывались «лимитрофами»,
т. е. «пограничными». По замыслу Англии
и Франции они должны были составить своеобразный
«санитарный кордон» против проникновения
большевиков в Германию и далее на Запад.
1.3.Расширение сферы влияния на Востоке.
Первых успехов
советской дипломатии удалось добиться
в сопредельных государствах. Большое
значение имело укрепление отношений
молодого Советского государства с его
восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала
договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией.
В этих документах решались спорные пограничные
и имущественные вопросы, провозглашались
принципы взаимопризнания и взаимопомощи.
Эти соглашения расширяли сферу влияния
Советской России на Востоке. Советско-монгольский
договор 1921 г. фактически означал установление
протектората Советской России над Монголией
и первый опыт «экспорта революции». Часть
Красной Армии, введенные в эту страну,
поддержали монгольскую революцию и укрепили
режим ее вождя Сухэ-Батора.
Параллельно
этим внешнеполитическим успехам в 1921—1922
гг. были заключены торговые соглашения
России с Англией, Австрией, Норвегией
и др. В них также содержались обязательства
отказаться от взаимной враждебной пропаганды.
Одновременно были подписаны договоры,
налажены политические и экономические
контакты с соседними западными государствами,
образовавшимися в результате распада
Российской империи, — Польшей, Литвой,
Латвией, Эстонией и Финляндией.
1.4.Генуэзская конференция.
В 1921 г. страны
Антанты предложили Советскому правительству
принять участие в международной конференции
для урегулирования спорных вопросов,
связанных с экономическими претензиями
Запада к России. В случае их принятия
европейские страны обещали официально
признать Советскую Россию. В апреле 1922
г. открылась Генуэзская конференция.
В ней участвовало 29 государств — Россия,
Англия, Франция, Германия и др.
Западные державы
предъявили России совместные требования:
компенсировать долги царского и Временного
правительств (18 млрд., руб. золотом); вернуть
национализированную большевиками западную
собственность на территории бывшей Российской
империи; отменить монополию внешней торговли
и открыть дорогу иностранным капиталам;
прекратить революционную пропаганду
в их странах.
Советское правительство
выдвинуло свои условия: компенсировать
ущерб, причиненный иностранной интервенцией
в годы гражданской войны (39 млрд. руб.);
обеспечить широкое экономическое сотрудничество
на основе долгосрочных западных кредитов;
принять советскую программу всеобщего
сокращения вооружений и запрещения наиболее
варварских методов ведения войны.
В ходе конференции
наметился раскол среди западных держав.
Переговоры зашли в тупик из-за взаимной
неготовности к политическому компромиссу.
И хотя решить эту проблему не удалось,
советские дипломаты все же смогли одержать
победу, правда, в другом деле. Германия,
проиграв войну, оказалась в униженном
положении.
В этой ситуации
16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский
договор о восстановлении дипломатических
отношений и экономическом сотрудничестве.
По договору СССР и Германия отказывались
от возмещения убытков, которые обе стороны
потерпели в Первой мировой войне. Кроме
того, Германия отказывалась от претензий
на национализированную в России собственность
германских подданных. На основе Рапалльского
договора 1922 г. советско-германские отношения
развивались в 20-х годах в дружественном
направлении.
Тем не менее,
вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли
надежд на победу германской революции.
В Германию тайно направлялись агенты
Коминтерна, военные специалисты, сотрудники
ОГПУ и разведывательного управления
Красной Армии. Кроме того, на финансирование
германской компартии были потрачены
сотни тысяч долларов. Однако после неудачи
восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин,
Зиновьев, Троцкий и другие большевистские
руководители поняли, что мировая революция
откладывается на неопределенный срок.
1.5.Временные осложнения с Англией и Францией.
Отношения с
другими европейскими государствами (Англией
и Францией) имели сложный характер. В
1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией.
Она предъявила Советскому правительству
ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала
против расширения влияния России на Ближнем
и Среднем Востоке. Через некоторое время
конфликт удалось погасить дипломатическими
средствами, стороны заявили, что считают
его исчерпанным. Британское правительство
во главе с Джеймсом Макдональдом признало
СССР в феврале 1924 г.
Постепенно
удалось установить дипломатические отношения
и с Францией, Италией – СССР был заинтересован
в торговле с этими странами не меньше,
чем с Англией. Французское правительство
признало СССР в октябре 1924 г.
Полоса дипломатического
признания была вызвана тремя причинами:
изменением
внутриполитической обстановки в странах
Запада (приход к власти правосоциалистических
сил);
1.6.Внешнеполитический курс во второй
половине 20-х гг.
Во второй половине
20-х годов официальный внешнеполитический
курс Советского правительства был направлен
на укрепление своего международного
престижа, развитие экономического сотрудничества
с капиталистическими странами, решение
проблем разоружения и международной
безопасности. В 1926 г. был подписан договор
о ненападении и нейтралитете с Германией.
Для укрепления
безопасности своих южных границ СССР
расширял свое влияние в Иране, Афганистане
и Турции. В середине 20-х годов с ними были
заключены новые соглашения политического
и экономического характера.
На Среднем Востоке
весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию
в Афганистан, чтобы поддержать дружественное
правительство короля Амануллы-хана, против
которого поднялось народное восстание.
За время похода на север страны было убито
и ранено до 120 красноармейцев и около
8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король
уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию.
Советский корпус вынужден был вернуться.
Вскоре в Афганистане установился британское
влияние.
Проведение
официальной внешнеполитической линии
Советского правительства осложнялось
его вмешательством (через Коминтерн)
во внутренние дела других государств.
В частности, в 1926 г. была оказана материальная
помощь бастующим английским рабочим,
что болезненно восприняли британские
власти. Великобритания в 1927 г. временно
разорвала дипломатические и торговые
отношения с Советским Союзом. Правительства
США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго
на поставку советских товаров в свои
страны.
1.7.Внешнеполитические отношения с Китаем.
Дипломатические
отношения с Китаем были установлены в
1924 г. Центрального правительства в то
время в Китае фактически не было, там
шла гражданская война. Москва поддерживала
Гоминьдан (политическая партия Китая,
игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а
после 1927 г. превратившаяся в правящую
партию буржуазно-помещичьей реакции,
власть которой была свергнута китайским
народом в 1949), возглавляемый Сунь Ятсеном
и выступавший в союзе с китайской компартией.
Войска гоминьдана вели борьбу на севере
страны с армиями китайского генерала
Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония,
и генерала У. Пейфу, которому помогали
Англия и США.
Под лозунгом
пролетарского интернационализма СССР
вмешался во внутренние дела Китая. Правительству
Сунь Ятсена направлялась советская помощь.
В город Кантон прибыла группа военных
советников во главе с командармом Василием
Блюхером. Их опыт помог реорганизовать
Национальную армию, одержавшую ряд побед
в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий
армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который
сменил умершего Сунь Ятсена, фактически
разорвал союз с коммунистами.
В июле 1929 г. войска
Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную
железную дорогу, но в ноябре их разбили
части Особой Дальневосточной армии. В
связи с этим были разорваны дипломатические
отношения с центральным китайским правительством
в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить
их удалось только в 1932 г., после того как
в 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию.
Япония представляла опасность как для
Советского Союза, так и для Китая.