В 1928 г. состоялся
VI конгресс Коминтерна. Он констатировал
усиление напряженности в международных
отношениях, опасность возникновения
новой мировой войны и возможность нападения
на СССР. В этой сложной международной
обстановке Коминтерн допустил ошибку
и отторгнул потенциальных союзников
— социал-демократов, объявив их своим
главным политическим противником. В связи
с этим была провозглашена линия на отказ
от всякого сотрудничества и борьбу с
ними. Фактически эти решения привели
к самоизоляции международного коммунистического
движения, нарушению принципа пролетарского
интернационализма и способствовали приходу
в ряде стран правоэкстремистских (фашистских)
сил.
В 1920—1929 гг.
Советский Союз установил дипломатические
отношения с государствами разных континентов,
заключил ряд торговых соглашений. Из
ведущих капиталистических держав только
США оставались на позиции политического
непризнания СССР. Выход из международной
изоляции явился главным итогом внешней
политики Советского Союза в первой половине
20-х годов.
Глава 2.
Внешняя политика Российского государства
в 30-е годы XX века.
2.1. Мировой экономический кризис – зачинщик новых
военных конфликтов.
В конце 20-х —
начале 30-х годов международная обстановка
существенно изменилась. Глубокий мировой
экономический кризис, начавшийся в 1929
г., вызвал серьезные внутриполитические
изменения во всех капиталистических
странах. В одних (Англия, Франция и др.)
он привел к власти силы, стремившиеся
провести широкие внутренние преобразования
демократического характера. В других
(Германия, Италия) кризис способствовал
формированию антидемократических (фашистских)
режимов, использовавших во внутренней
политике социальную демагогию одновременно
с развязыванием политического террора,
нагнетанием шовинизма и милитаризма.
Именно эти режимы стали зачинщиками новых
военных конфликтов (особенно после прихода
А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).
Быстрыми темпами
начали формироваться очаги международной
напряженности. Один сложился в Европе
из-за агрессивности фашистских Германии
и Италии. Второй — на Дальнем Востоке
из-за гегемонистских притязаний японских
милитаристов.
2.2. Основные направления советской внешней
политики конца 20-х – начала 30-х гг
разрабатывались под
непосредственным руководством Сталина
и были одобрены VI конгрессом Коминтерна
в 1928 году. На этом конгрессе проявились
противоречия в области международных
отношений между Сталиным и Бухариным,
который в то время был одним из руководителей
ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин
предлагал сосредоточить внимание коммунистов
на обеспечении единства рабочего движения,
то сталинская точка зрения сводилась
к тому, что в связи с угрозой глобального
экономического кризиса международная
напряжённость достигла своего предела,
и эту ситуацию необходимо использовать
для укрепления коммунистического движения.
Исходя из этого сталинские предложения,
которые и были одобрены конгрессом, сводились
к следующему:
- отказаться
от любого сотрудничества с
социал-демократами, которые рассматривались
как главные враги рабочего
класса;
- бороться
против реформистских влияний
в среде рабочего класса и
создавать новые профсоюзы, подконтрольные
только коммунистам;
- очищать
коммунистические партии от всех
не согласных с генеральной
линией Коминтерна.
В практике деятельности
Коминтерна после VI конгресса утвердился
термин "социал-фашизм", который отражал
концепцию Сталина о сближении в перспективе
социал-демократии и фашизма. В своём выступлении
на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что
мировой экономический кризис перерастает
в кризис политический, который влечёт
за собой нарастание угрозы новой войны
и подъём революционного движения. Степень
революционности любой коммунистической
партии оценивалась теперь в зависимости
от того, насколько безоговорочно она
готова была защищать Советский Союз как
первое в мире государство рабочих и крестьян,
а не в соответствии с принципом международной
солидарности трудящихся.
С учетом этих
факторов в 1933 г. Советское правительство
определило новые задачи своей внешней
политики:
отказ от участия в международных
конфликтах, особенно имеющих военный
характер;
признание возможности
сотрудничества с демократическими западными
странами для сдерживания агрессивных
устремлений Германии и Японии (политика
«умиротворения»);
борьба
за создание системы коллективной безопасности
в Европе и на Дальнем Востоке.
Тезисы о нарастании
противоречий в капиталистическом мире
и о постоянной внешней угрозе для СССР
играли важную роль в развитии внутриполитической
ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское
руководство стремилось избегать конфликтов
и провокаций, поскольку страна находилась
в процессе глубочайших преобразований.
В связи с этим усилия советской дипломатии
были направлены на расширение и урегулирование
отношений с другими государствами. В
свою очередь, крупнейшие капиталистические
страны были заинтересованы в сотрудничестве
с СССР, который рассматривался как огромный
потенциальный рынок. А рост экстремизма
националистического толка в Германии,
целью которого был отказ от условий Версальского
договора, создавал базу для сотрудничества
между всеми европейскими державами, стремившимися
сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский
Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией,
Латвией, Эстонией, Польшей, Францией.
2.3. Отношения с Германией.
Однако в середине
30-х годов во внешнеполитической деятельности
советского руководства наметился отход
от принципа невмешательства в международные
конфликты. После назначения канцлером
Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские
отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали
стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР
заявил о прекращении военного сотрудничества
с Германией. В октябре того же года Германия
отозвала своих представителей с Женевской
конференции по разоружению, а затем вышла
из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический
режим в Германии приобрёл уже законченный
вид, но лишь в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна
фашизм был официально признан в качестве
врага №1.
В 1936 г. СССР
оказал помощь правительству Народного
фронта Испании оружием и военными специалистами
для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему,
в свою очередь, оказывали широкую политическую
и военную поддержку Германия и Италия.
Франция и Англия придерживались нейтралитета.
Ту же позицию разделяли и США, запретив
испанскому правительству закупать американское
оружие. Гражданская война в Испании закончилась
в 1939 г. победой франкистов.
2.4. Новая внешнеполитическая доктрина.
В этих условиях
Советский Союз формирует новую внешнеполитическую
доктрину. Суть её заключалась в соблюдении
нейтралитета в любом конфликте и в участии
в создании системы коллективной безопасности,
которое было невозможно без расширения
сотрудничества с западными демократиями.
Показательно то, что к середине 30-х гг.
в большинстве европейских стран сложились
тоталитарные или авторитарные режимы.
Немаловажную роль в реализации новой
внешнеполитической программы сыграл
М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома
иностранных дел.
В конце 1933 г.
состоялся визит Литвинова в Вашингтон,
где в результате переговоров с новым
президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены
дипломатические отношения между СССР
и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз был
принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным
членом её Совета, что означало его возвращение
в международное сообщество в качестве
великой державы. В 1935 г. был подписан договор
с Францией о взаимопомощи в случае агрессии
третьей страны, но он не был подкреплён
военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован
этот договор был только через девять
месяцев после его подписания, в феврале
1936 г.
2.5. Политика «умиротворения».
Ратификация
вышеупомянутого советско-французского
договора послужила предлогом для ремилитаризации
Рейнской зоны Германией, которая приняла
закон о всеобщей воинской обязанности.
Эти действия Германии были нарушением
статей Версальского договора и прямым
вызовом в первую очередь Франции и Великобритании,
но эти державы ограничились лишь устным
протестом. Бессильной в этой ситуации
оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно
изменили военно-политическую ситуацию
в Европе. Что касается Советского Союза,
то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни
для Германии не было секретом его значительное
ослабление из-за чисток в различных отраслях
народного хозяйства, а главное – в Красной
Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась
Гитлером при принятии решения о присоединении
Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении
Чехословакии, связанной договором с СССР,
в соответствии с Мюнхенскими соглашениями
1938 г.
В то же время
в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией
договор о ненападении, что заставляет
советское руководство подумать о безопасности
своих западных границ в условиях, когда
на восточных было очень неспокойно.
Политика «умиротворения»,
проводимая западными державами в отношении
Германии, Италии и Японии, не давала положительных
итогов. Международная напряженность
усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои
войска в демилитаризованную Рейнскую
область; Италия напала на Эфиопию. В 1936
г. Германия и Япония подписали соглашение,
направленное против Советского Союза
(Антикомин-терновский пакт). Опираясь
на поддержку Германии, Япония приступила
в 1937 г. к крупномасштабной военной операции
против Китая.
Особенно опасными
для сохранения мира и безопасности в
Европе были территориальные притязания
гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия
осуществила аншлюс (присоединение) Австрии.
Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии.
Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной
целостности. Опираясь на договор 1935 г.,
советское правительство предложило свою
помощь и двинуло к западной границе 30
дивизий, авиацию и танки. Однако правительство
Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило
требование А. Гитлера передать Германии
Судетскую область, населенную в основном
немцами.
Западные державы
проводили политику уступок фашистской
Германии, надеясь создать из нее надежный
противовес против СССР и направить ее
агрессию на восток. Кульминацией этой
полигаки стало Мюнхенское соглашение
(сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией,
Англией и Францией. Оно юридически оформило
расчленение Чехословакии. Почувствовав
свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала
всю Чехословакию.
2.6. Отношения на Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке
Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию,
в 1937 г. перешла к агрессии против остальной
территории Китая и Монголии. Действия
японских войск затронули и территорию
СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан
произошло сражение между советскими
и японскими войсками, закончившееся изгнанием
японцев с территории, которую они собирались
захватить. Следующая попытка была предпринята
у реки Халхин-Гол в Монголии в мае 1939 г.,
здесь бои длились несколько месяцев,
и советским войскам под командованием
Г. К. Жукова удалось успешно отразить
все атаки японцев. 15 сентября 1939 г. было
подписано перемирие с японской стороной.
2.7. Советско-германские договоренности.
На фоне этих
событий Советский Союз должен был определиться
в выборе наиболее надёжного союзника.
Предпринимались попытки заключить трёхстороннее
соглашение с Великобританией и Францией,
военные гарантии которого распространялись
бы на всю Восточную Европу от Румынии
до прибалтийских государств. Но одновременно
статс-секретарь германского министерства
иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен
в известность о желании советского правительства
улучшить отношения с Германией, несмотря
на идеологические разногласия. Западные
страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому
сближению, затягивали переговоры и старались
выяснить намерения Германии (в начале
1939 г. была осуществлена последняя попытка
создания системы коллективной безопасности
между Англией, Францией и Советским Союзом.).
Кроме того, Польша категорически отказывалась
дать гарантию пропуска советских войск
через свою территорию для отражения предполагавшейся
фашистской агрессии. Одновременно Великобритания
установила тайные контакты с Германией
с целью достижения договоренности по
широкому кругу политических проблем
(в том числе нейтрализации СССР на международной
арене). Позиция же руководителей Франции
и Великобритании на Мюнхенской конференции
повлекла за собой настороженность со
стороны СССР. Англо-франко-советские
переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но
англичане и французы согласились на обсуждение
военных аспектов соглашения с СССР. Их
представители прибыли в Москву 11 августа
1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую
наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником
Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил
ранг прибывших в Москву представителей,
не имевших чётких полномочий. Переговоры
были перенесены на более поздний срок.
14 августа 1939 г.
о своей готовности прибыть в Москву для
заключения политического соглашения
сообщил министр иностранных дел Германии
И. фон Риббентроп. Показательно то, что
ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома
иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по
национальности) и заменён В.М. Молотовым.
Годом раньше такая же операция была проделана
с советским послом в Берлине Я. Сурицем,
заменённым А. Мерекаловым. Намеченное
на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву
было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно
вечером 23 августа был заключен советско-германский
договор о ненападении, незамедлительно
вступавший в силу и рассчитанный на 10
лет (пакт Риббентропа — Молотова). К нему
был приложен секретный протокол о разграничении
сфер влияния в Восточной Европе. Интересы
Советского Союза были признаны Германией
в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия)
и Бессарабии.
К договору прилагался
секретный протокол, существование которого
СССР отрицал до лета 1989 г. В соответствии
с этим документом определялись зоны влияния
в Восточной Европе. В советской сфере
оказались Эстония, Латвия, Финляндия
и Бесарабия, в немецкой – Литва. О судьбе
Польши в протоколе ничего не было сказано,
но предполагалось, что украинские и белорусские
территории, вошедшие в её состав по Рижскому
договору 1921 г., должны отойти к СССР.
Происшедшие
незадолго до подписания советско-германского
пакта в одной из европейских стран события
показали, насколько серьёзной может стать
новая война, если она начнётся. Этой страной
была Испания, где в 1931 г. была свергнута
монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство
Народного фронта. Правительство возглавил
социалист Л. Кабальеро, но немаловажную
роль в его деятельности играли и коммунисты,
правда, в основном троцкистского толка.
В июле 1936 г. в Испании началась гражданская
война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами
этой войны стали более 1 млн. испанцев.
С самого начала этой войны Германия и
Италия стали оказывать активную помощь
войскам под командованием генерала Ф. Франко,
поднявшим мятеж против правительства
Народного фронта. Первоначально заявив
о политике невмешательства в испанские
дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал
оказывать поддержку Испанской республике.
Однако, эта поддержка носила весьма специфический
характер:
во-первых,
республиканское правительство получало
от СССР за золото военную технику и вооружение,
качество которых оставляло желать лучшего,
а количество было значительно меньшим
по сравнению с германской помощью Франко;
во-вторых,
в Испанию были направлены три тысячи
советников, среди которых были не только
военные специалисты, но и представители
ОГПУ-НКВД.