Внешняя политика СССР в годы правления Л.И. Брежнева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Период правление Л.И. Брежнева - время очень активной внешней политики Советского Союза. Более того - это время коренных и очень положительных изменений. Без этих перемен само существование не только СССР, но и всей земной цивилизации было бы поставлено под сомнение. Сталин оставил тяжелейшее международное наследство: неподписанный мирный договор с Японией, проблема долгов царской России, проблема долгов по ленд-лизу в годы Второй мировой войны, отказ от признания послевоенных границ. После него остался мир, замерший в ожидании нового рывка Красной Армии. Хрущев только усугубил проблему. Сталин был умен и осторожен, Хрущев был и не очень умен, и просто патологически неадекватен. Наследие Сталина он реализовал, доведя мир до ситуаций вполне предвоенного типа.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика СССР в годы правления Л.docx

— 115.95 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика СССР в  годы правления Л.И. Брежнева

  1. Введение

Период правление Л.И. Брежнева - время очень активной внешней  политики Советского Союза. Более того - это время коренных и очень положительных изменений. Без этих перемен само существование не только СССР, но и всей земной цивилизации было бы поставлено под сомнение. Сталин оставил тяжелейшее международное наследство: неподписанный мирный договор с Японией, проблема долгов царской России, проблема долгов по ленд-лизу в годы Второй мировой войны, отказ от признания послевоенных границ. После него остался мир, замерший в ожидании нового рывка Красной Армии. Хрущев только усугубил проблему. Сталин был умен и осторожен, Хрущев был и не очень умен, и просто патологически неадекватен. Наследие Сталина он реализовал, доведя мир до ситуаций вполне предвоенного типа. Правление Хрущева - это Карибский кризис, ожидание ядерной войны, дикие провокации. Чего стоит хотя бы колочение башмаком по трибуне ООН или классическая фраза, произнесенная в США: «Вопрос только в том, кто кого закопает». Продолжая политику Хрущева, можно было только готовиться к новой мировой войне, при том, что при Хрущеве военный потенциал СССР оставался в несколько раз ниже потенциала Запада. Л.И. Брежнев сумел справиться и с этими проблемами. Он достиг военно-технического паритета с Западом, разминировал чреватую взрывом ситуацию. Конечно, влияние Громыко на Брежнева в этих делах было исключительно сильным до самых последних дней Генсека, но и он свое личное отношение к внешней политике неизбежно проявлял. Брежнев капризами не отличался, скандалов не любил, невозможно представить его стучащим ботинком по столу или изрыгающим ругань, как Хрущев. Нет, он был вполне корректным переговорщиком. Годы застоя - время, когда были решены международные проблемы СССР, решить которые было почти невозможно.

О Л.И. Брежневе, правившим  страной 18 лет, написано немало работ, представленных в основном публицистическими  или научно-популярными жанрами. К сожалению, такие работы не содержат конкретной проблематики и рассматривают  в основном личность Л.И. Брежнева или  в целом его правление без  разделения сфер его политики. Кроме  того, такие работы написаны вольным  стилем, что делает неприемлемым их использование в научной работе, в частности, в данном реферате. Исходя из этого, я столкнулась с проблемой  нехватки научной литературы по проблеме политики Л.И. Брежнева и использовала в своей работе в основном монографии А. Буровского Да здравствует «Застой»! «Золотой век» и С. Семанова Брежнев: правитель «золотого века».

Внешняя политика носила неоднозначный  характер. СССР совместно с мощными  державами США и Великобританией  подписывают ряд договоров (о  мирном использовании космического пространства, о нераспространении  ядерного и бактериологического  оружия и другие). Принимается множество  соглашений о сотрудничестве с различными странами (Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.). Наряду с принятием мирных политических постановлений, в годы правления Брежнева принимаются  решения о вводе советских  войск совместно с некоторыми европейскими войсками на территорию Чехословакии (август 1968 г.). Менее чем  через десять лет, в 1979 году войска СССР направляются в Афганистан. Помимо этого Л. И. Брежнев выступает  инициатором доктрины об ограничении  суверенитета для социалистических государств. Иными словами, те государства, которые попытались бы не считаться  с руководством Советского Союза  при построении своей внешней  и внутренней политики, могли быть подвергнуты определенным санкциям (от простого запугивания, до военного вторжения). Столь агрессивное поведение  СССР обесценило прежние договоры по поддержанию мира. Советский Союз под руководством Брежнева стремительно подходил к развалу.

  1. Изменения во внешней  политике СССР  в годы правления    Л.И  Брежнева

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись  адекватными мерами доверия и  контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР.

Тупики «доктрины  Брежнева».     

 В 1964 — 1982 гг. советская  внешняя политика пользовалась  неоспоримым приоритетом перед  политикой внутренней. После кубинского  ракетного кризиса, показавшего  взаимную уязвимость двух противоположных  блоков, хрупкость мира на Земле,  вопрос его сохранения становится  серьезным политическим мотивом  для нового советского руководства.  Выход за традиционные цели  и рамки советской дипломатии  произошел не сразу. После отставки  Н. С. Хрущева консервативные  силы в руководстве страны  попытались объявить внешнеполитические  установки ХХ съезда, и прежде  всего концепцию мирного сосуществования,  ревизионизмом, отходом от марксизма- ленинизма, уступками пацифизму. В результате СССР перешел к более жесткой внешней политике. Отсюда упор на военную мощь, на достижение военного паритета с Западом.     

 В эти годы окончательно оформляется политика «ограниченного суверенитета», плотной опеки, патернализма в отношении социалистических стран, которая на Западе получила. название «доктрина Брежнева». Для ее осуществления СССР был вынужден неоднократно при6егать к силе или угрозе применения силы.    

 В .1968 г. в одной  из стран социалистического лагеря  — ЧССР началась «пражская  война» — попытка демократического  обновления социализма, придания  ему «человеческого лица». Движущей  силой реформаторских настроений  в ЧССР был сам партаппарат. На январском Пленуме ЦК КПЧ были приняты решения об экономических реформах, о демократизации общества. Консервативно настроенный А. Новотный был освобожден с поста первого секретаря ЦК КПЧ и на его место выбран А. Дубчек. Реформаторы рассчитывали в рамках существующей системы значительно повысить самостоятельность предприятий, ввести полный хозрасчет и самоокупаемость. Курс на демократизацию общественно-политической жизни в стране привел к возрождению Социал-демократической партии, которая активизировала свою деятельность в противовес Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В стране было образовано она много политических клубов, которые требовали изъять из Конституции ЧССР положения о руководящей роли КПЧ и ликвидации органов госбезопасности. К лету в стране разразился общественно-политический кризис. Средства массовой информации вышли из под контроля КПЧ, сама КПЧ теряла свой авторитет в стране. Предполагаемые выборы в Национальное собрание могли лишить ее монополии на власть. КПЧ часто механически копировала политику и практику,  проводимую КПСС в СССР, не учитывая национальной специфики и собственных интересов. Поэтому критика в адрес КПЧ сопровождалась часто критикой и в адрес СССР, о чем спецслужбы неоднократно докладывали советскому руководству. В их донесениях речь шла о контрреволюционном подпольном заговоре, поддерживаемом Западом, с целью свержения социалистического строя в ЧССР.    

 Нежелание А. Дубчека отказаться от проведения реформ заставило советское руководство во главе  с Л. Брежневым принять решение о вводе Войск стран Варшавского Договора в ЧССР: 21 августа 1968 г войска СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР вошли на территорию ЧССР. С обеих сторон имелись жертвы, однако в целом акция обошлась без большого кровопролития. В сентябре вызванный в Москву А. Дубчек вынужден был подписать протокол, в котором события в ЧССР расценивались как попытка антисоциалистического переворота. Под давлением СССР в апреле 1969 г. Дубчек был снят с должности руководителя КПЧ и на его место избран более приемлемый для СССР Г.Гусак. Реформаторы были убраны с руководящих должностей, и процесс реформирования пошел на убыль.     

 После подавления «пражской весны» - советскому руководству на время удалось стабилизировать ситуацию в Восточной Европе. В это время развивавшаяся в рамках СЭВ интеграция быстро принимает однобокий характер. Помощь СССР в обеспечении стран социалистического содружества техникой, сырьем, топливом, кредитами порождает у них иждивенческие настроения, усиливает их обособленность от мирового рынка, от конкуренции. «Особый» тип экономических отношений в рамках СЭВ в конечном счете выливался в обмен советских топливно-энергетических  ресурсов на промышленные товары стран «содружества». В результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказались в должниках у СССР, а затем Советский Союз задолжал  по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.    

 Рассчитывал получить  кредиты и доступ к новым  технологиям, ряд восточноевропейских  стран начал переориентировать  экономические связи на 3апад. В  результате задолженность соцстран  западным кредиторам возросла.    

 К концу 60-х годов  резко обостряются отношения  СССР и Китая. Обстановка на  советско-китайской границе накалялась. Ситуация усугублялась выдвинутыми  китайской стороной территориальными  притязаниями. Количество опасных  инцидентов на границе исчислялось  тысячами, однако до вооруженных  столкновений дело не доходило. После августа 1968 г. китайское  руководство, опасаясь повторения  «чехословацкого варианта» на  своей территории, решило продемонстрировать  СССР свою силу. Для этого было  выбрано место в районе острова  Даманский, где граница четко не была определена.     

2 марта 1969 г. китайцы  неожиданно открыли огонь в  упор по советским пограничникам,  которые патрулировали остров. В  результате развязанного боя  с советской стороны погиб  31 пограничник и 14 было ранено. Вылазка была повторена 15 марта.  Чтобы остановить провокации  китайской стороны, советской  стороной были использованы ракетные  установки «град». Всего в период  со 2 по 21 марта 1969 г. потери советской  стороны составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).    

 Советский Союз был  всерьез обеспокоен возможностью  крупномасштабной  войны с Китаем: китайцы, заявляя об угрозе нападения с севера, строили убежища, подземные ходы, целые подземные поселения. СССР, в свою очередь, укреплял границу.    

 Обострение отношений  с Китаем, потенциальная возможность  американско-китайского сговора против СССР, «войны на два фронта» заставили руководство СССР пересмотреть многие подходы к внешней политике и пойти на улучшение отношений с Западом.   

    1. Политика разрядки. СССР и страны Запада

Значительной заслугой Л.И. Брежнева на внешнеполитической арене стала  «разрядка международной напряженности». Суть разрядки была в том, что после  Карибского кризиса обе стороны  окончательно поняли: уничтожить врага  и остаться невредимыми не удастся. По мощи ядерных сил СССР к середине 1970-х годов догнал США, но разрядка и сосуществование продолжались. Никаких попыток устроить новую  войну СССР не предпринимал. Отношения  с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом  конструктивный характер.

В ФРГ пришел к власти социал-демократ Вилли Брандт, который начал «новую восточную политику». Московский договор между СССР и ФРГ 1970г. зафиксировал нерушимость послевоенных границ и отказ от территориальных претензий ФРГ на Восточную Пруссию и германские земли, отошедшие Литве, Польше и Чехословакии.

К 1970-му улучшились отношения с  другими ведущими европейскими странами - Францией, Великобританией. Президент  Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских  и советских министров иностранных  дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские  экономические связи. Новый президент  Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев  подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между  СССР и Францией».

С 1969-го по 1979 год потоком шли  соглашения между СССР и США, устанавливавшие  все более тесные отношения между  этими странами, практически исключавшие  начало военных действий. Это было очень важное, судьбоносное десятилетие. В 1968 г. был заключен договор о  нераспространении ядерного оружия, потом соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной  войны между СССР и США (1969). 17 ноября 1969 года начались переговоры между  СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений в Хельсинки.

В 1971 году достигнуто соглашение о  мерах по усовершенствованию линии  прямой связи СССР - США. В 1972-м американский президент Никсон приезжает в  Москву и 26 мая подписывает соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-1), об ограничении систем противоракетной  обороны и межконтинентальных ракет (договор о ПРО). Правда, с 1967 года начинается установка межконтинентальных ракет в подземных шахтах, которые трудно было обнаружить и проконтролировать. Недоверие двух сверхдержав друг к другу не исчезло.

18 июня 1979-го в Вене Джимми  Картер и Л.И. Брежнев подписали  Договор об ограничении стратегических  вооружений (ОСВ-2). Разрядку прервал  СССР: 25 декабря 1979 года дворец  президента Афганистана Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Началось вторжение СССР в Афганистан. Тотчас же НАТО принимает решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. 4 января 1980 года президент США ДЖ. Картер в связи с вводом советских войск в Афганистан объявил о решении американской администрации: отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции; приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.

12 апреля 1980 года Национальный Олимпийский  комитет США принял решение  не посылать команду США на  Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр  присоединилось свыше 60 стран.  Время Афганской войны новый  виток «холодной войны». В США  благодаря нейтронной бомбе и  космическим исследованиям начала  меняться стратегическая концепция.  Сложившаяся с начала 1960-х годов  доктрина гласила: «Невозможно  нанести противнику удар, не получив  ответного удара, последствия  которого будут для нас неприемлемыми». Теперь заговорили о возможности  победить в «ограниченной ядерной  войне» - советские бомбы задавить  прямо в шахтах из космоса,  на взлете, или перехватить или  взорвать в воздухе. А свои  ракеты рвануть на территории  СССР, обрекая население на мучительную  смерть от радиации.

Интересно, что в 1978 году, когда  только заговорили о производстве нейтронного  оружия, СССР предложил договориться о международном запрете его  применения. Проект не поддержали ни США, ни их союзники. Новый президент  Рональд Рейган ассигновал триллион долларов на новый виток гонки  вооружений - чтобы одолеть СССР уже наверняка. В 1981 году в США  начали производство нейтронных зарядов. В пустыне Невада испытывали новые системы атомного оружия, а президент вещал по телевизору об «империи зла» и о необходимости бороться с мировым коммунизмом.

В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 г. как санкции против советских действий в Афганистане эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода «холодной войны». Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева.

Информация о работе Внешняя политика СССР в годы правления Л.И. Брежнева