Внешняя политика СССР в годы правления Л.И. Брежнева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Период правление Л.И. Брежнева - время очень активной внешней политики Советского Союза. Более того - это время коренных и очень положительных изменений. Без этих перемен само существование не только СССР, но и всей земной цивилизации было бы поставлено под сомнение. Сталин оставил тяжелейшее международное наследство: неподписанный мирный договор с Японией, проблема долгов царской России, проблема долгов по ленд-лизу в годы Второй мировой войны, отказ от признания послевоенных границ. После него остался мир, замерший в ожидании нового рывка Красной Армии. Хрущев только усугубил проблему. Сталин был умен и осторожен, Хрущев был и не очень умен, и просто патологически неадекватен. Наследие Сталина он реализовал, доведя мир до ситуаций вполне предвоенного типа.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика СССР в годы правления Л.docx

— 115.95 Кб (Скачать файл)
    1. Отношение СССР с социалистическими странами

В отношении социалистических стран  Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление несколько большей  экономической и политической свободы, чем ранее. К власти во многих странах  стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям о социализме. В результате в Восточной  Европе советскому руководству удалось  стабилизировать ситуацию и ликвидировать  последствия венгерских событий 1956г. Беспрецедентным примером гибкого  наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала находиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии.

Еще 14 мая 1955-го Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия заключили Варшавский договор. Организация  Варшавского договора (ОВД) возникла в ответ на присоединение ФРГ  к НАТО. Государства - участники Варшавского  договора обязывались «воздерживаться  в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения  на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную  помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил». Но внутри лагеря социализма было не спокойно, и до полного  единства далековато.

Критика культа личности И.В. Сталина  на ХХ съезде была с воодушевлением воспринята в одних странах и  очень плохо в других: в Албании  и в Китае. Советско-албанские  отношения были разорваны ещё  в 1961 г. Отношения с Китаем сразу  резко ухудшились. В годы «культурной  революции» политика Хрущева однозначно определялась как ревизионистская, а СССР рассматривался как «ревизионистское государство» отступников от «истинного марксизма». Дошло до того, что СССР был вынужден отозвать весь корпус советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. Взрыв агрессивной  демагогии Мао, «культурная революция  », обязательство ревизионистами, территориальные  претензии на Дальний Восток и  Сибирь, растущая напряженность довели до вооруженных конфликтов: в 1969-м  на советско-китайской границе произошли  вооруженные столкновения в районе острова Даманский (на Дальнем Востоке) и Семипалатинске (Средняя Азия), с обеих сторон погибло более тысячи человек. Фактически СССР лишился важнейшего стратегического союзника.

Становилось очевидно, что надо продумывать способ удерживать «мировую систему социализма». Она держалась на «доктрине ограниченного суверенитета», суть которой в праве остальных стран Варшавского договора вмешиваться во внутренние дела каждой из них, вплоть до акций устрашения и военного вторжения в страны, которые попытаются проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В результате в разных странах Восточной Европы установился весьма разный режим. В Польше было крестьянское землевладение, мелкая частная собственность, поляки свободно ездили по всему миру. В Чехословакии не было крестьянского землевладения, но можно было свободно слушать вражеские радио голоса и читать прессу из ФРГ и Франции. А в ГДР режим по жесткости превосходил и советский. Поляки были от него в ужасе. А при всех этих различиях в рамках Совета Экономической Взаимопомощи велись политические консультации, и организовывалось экономическое сотрудничество.

В 1968г. правительство Дубчека в Чехословакии попыталось уменьшить зависимость от СССР и создать более эффективную экономику. Оно начало широкие демократические преобразования, критику не только сталинизма, но и социализма вообще. С января и по август 1968 года была сильно ослаблена цензура, допускались свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы. Правительство заявило о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить жесткий контроль над деятельностью органов безопасности, допустить расширение числа частных предприятий, вообще снизить государственный контроль во всех сферах жизни.

Брежнев жестко критиковал положение  в ЧССР на встрече с делегацией ЧССР 4 мая в Москве. 17 августа  Янош Кадар в беседе с чехами назвал ситуацию в Чехословакии критической. Чехословакия находилась в самом центре оборонительной линии организации Варшавского договора. Ее возможный выход из ОВД был совершенно неприемлем и для СССР, и для всех стран -участниц Варшавского договора. Брежнев пошел на интервенцию. В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли более 300 тысяч солдат и офицеров и порядка 7 тысяч танков. С разных сторон двигались венгерские, польские, болгарские войска. Только Румыния старалась дистанцироваться от СССР и занять некую независимую позицию. Она войск не вводила.

Накануне ввода войск Маршал Советского Союза Гречко проинформировал  министра обороны ЧССР Мартина Дзура о готовящейся акции. Он предостерег чехов от того, чтобы они оказали сопротивление силами своей армии. Чехословацкая армия «послушалась» и не оказала сопротивления. Возможно, это и к лучшему: не вспыхнула война Чехословакии с остальными социалистическими странами. А это было вполне возможно. Мятежного Дубчека заменили послушным Гусаком, фактически сменили правительство, и Чехословакия опять стала обычной страной «народной демократии». При оккупации 72 гражданина Чехословакии погибли, сотни были ранены. Из Чехословакии выехало на Запад около 300 000 человек (6% населения). В Европе ввод войск стал переломным моментом: до этого большая часть европейской интеллигенции болели социалистическими и коммунистическими идеями. После 1968 года эти люди начали массово выздоравливать.

Не менее значимы были события  в Польше. С кризисом начала 70-х  гг. польскому руководству удалось  справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка».

Наряду с социалистическими  странами, которые входили в ОВД  и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый  внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью.

В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это  проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить  политическое сотрудничество экономической  интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. - 508млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой. Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры.

5) Заключение

В октябре 1964 г., когда новое руководство  взяло власть в свои руки, в пассиве  внешней политики Хрущёва были: нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения  с Западом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов  в отношениях со странами «третьего  мира». Брежневское руководство  поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить  угрозу распада социалистического  лагеря и ещё теснее сплотить его  в политическом, военном и экономическом  отношениях; нормализовать отношения  между Востоком и Западом (политика «мирного сосуществования»); продолжать политику последовательной поддержки  «прогрессивных» движений и режимов  во всём мире. Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния  СССР. Важнейшими событиями советской  внешней политики, отразившими её особенности в период 1965-1984 гг., были: интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении  стратегических вооружений во время  визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Советского Союза  в Афганистан.

 

 

 

 

 

Внутренняя политика СССР в годы правления Л.И. Брежнева

  1. Введение

«Эпоха застоя» - так характеризуют  публицисты экономическое и политическое состояние СССР в период правления  Л. И. Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм и отсутствие политической дальновидности генсека Брежнева приближали советскую  экономику к развалу. Он отдавал  особое предпочтение развитию военно-промышленного  комплекса, на что растрачивалась основная часть бюджетных средств. Был  создан мощный комплекс, но это негативно  отразилось на экономике в целом  и усугубило кризис в стране. Происходит замедление научно-технического прогресса, экономические реформы «замораживают», резко снижаются темпы роста  сельского хозяйства и промышленности. Все эти факторы стали приводить  Советский Союз к отставанию в  развитии от лидеров мировых держав. В это же время внутриполитическая ситуация складывалась не лучшим образом. Принимается новая Конституция  СССР. В основном законе страны говорилось о полновластии народа, как о главном  принципе власти. На деле же все обстояло иначе. При Брежневе возрастает и  усиливается бюрократический аппарат. Партийцы и приближенные Леонида  Ильича свободно занимаются произволом, казнокрадством, злоупотребляют служебным  положением. Процветает коррупция среди  чиновников. Активно ведется борьба с инакомыслящими. Под руководством Брежнева органами государственной безопасности применяются репрессивные меры в отношении членов правозащитных движений. Ужесточается цензура. Возобновляется преследование литературных деятелей за их произведения. Однако помимо негативных моментов во внутренней политике СССР, следует выделить такое важное историческое событие, как первый выход человека в открытый космос (1965 г.).

  1. Смена политического курса.

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации  общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и  секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали  необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они  полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство  мнений по вопросу о выборе путей  дальнейшего развития общества завершилось  поворотом от реформаторства периода  хрущевской “оттепели” к умеренно-консервативному  курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция “развитого социализма”. В официальных документах “развитой социализм” трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма – этапа “развитого социализма”. Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика “совершенствования” социализма. Активными проводниками концепции “развитого социализма” были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего – К.У. Черненко.

Информация о работе Внешняя политика СССР в годы правления Л.И. Брежнева