Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы использования
внеурочных форм младших школьников
1.1.Проблемы внеурочной деятельности
в современной педагогической и методической
литературе……………………………………………………….6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика
младшего школьника и возможности использования
внеурочных форм работы на уроках окружающего
мира»…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Внеурочные формы на уроках
«Окружающего мира»
2.1. Виды внеурочных форм работ в учебной
программе и пособиях «Окружающий
мир» (Н.Ф.Виноградова) и особенности их
использования на уроках в начальных классах……………………………………………………15
2.2. Дидактическая игра, как одна
из форм внеурочной работы, средство активизации учебной деятельности
младших школьников………………….19
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………..38
Введение
Глобальные социальные изменения, происходящие
в последние годы, потребовали пересмотра традиционного подхода к образованию
и воспитанию учащихся общеобразовательных
школ. Реальность такова, что сегодня
возникла необходимость введению новых
образовательных стандартов, актуализировать
накопленный педагогической наукой арсенал,
позволяющий осуществить взаимосвязь
школьного и внешкольного образования,
а также разработать теоретические основы
интеграции урочных и внеурочных форм
школьников, создать на их базе новые методики
и технологии. В ходе внеурочных форм работы
приобретаются умения работать с книгой,
готовить сообщения, открываются возможности
для формирования интеллектуальных умений
школьников, развития мышления, познавательной
активности, воспитываются интерес к предмету,
коллективизм, желание достигать поставленной
цели. Проблема взаимосвязи урочных и
внеурочных форм школьников связана с
фундаментальной педагогической проблемой
целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные
основы целостности педагогического процесса
были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским,
С.Т. Шацким. В 20-50-е годы прошлого столетия
данными педагогами на практике была раскрыта
сущность единства и взаимосвязи процессов
обучения и воспитания учащихся. Они исходили
c позиции о необходимости целостного
воспитания личности. «Личность не воспитывается
по частям, но создается синтетически
всей суммой влияний, которым она подвергается»
(А.С.Макаренко)[15;19]. Именно единство школьных
и внешкольных форм способствовало формированию
познавательной активности. В настоящее время задачи школьного образования
требуют включения в его содержание новых
понятий и фактов, альтернативных интерпретаций
в оценке проблем прошлого, прогнозирования
событий и явлений, применения различных
форм учебного процесса и разнообразия
педагогических технологий. Появляется
потребность в педагогических технологиях,
обучающих умению не только воспринимать
и запоминать информацию, но и в способности
творчески ее перерабатывать, видеть проблемы
и решать их. В современной школе внимание
учителей начальных классов все более
обращено на нетрадиционные методики
и формы внеурочной деятельности, в том
числе игровые, театральные. Сегодня школьник
вступает в диалог не только с учителем,
учебником, сверстниками, но и с историческими
событиями, явлениями, процессами, что
требуют не столько запоминания, сколько
умения и желания анализировать, сравнивать,
«пропускать через себя» историю развития
общества. Современный школьник занимает
субъективную позицию, что снижает роль
учителя[18,11]. Арсенал форм организации
внеурочной деятельности учителя начальных
классов не просто обновляется под влиянием
усиливающейся роли личности учащегося
в обучении, но и трансформируется в сторону
необычных игровых форм преподнесения
материала. Перед современным учителем
стоят задачи, навеянные пересмотром содержания
предмета: альтернативные подходы к оценке
проблем прошлого, прогнозирование событий
и явлений, неоднозначные этические оценки
личностей и хода событий. Обсуждение
этих вопросов невозможно без приобретения
опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения
к творческой деятельности. Коммуникативные
умения, способность к моделированию ситуаций
приобретают все большее значение в образовании[18;12]. Цель исследования: выявить
наиболее эффективные внеурочные формы
работы младших школьников на уроках
«Окружающего мира». Задачи исследования: 1.Изучить психолого-педагогические
особенности младших школьников.
2. Рассмотреть проблемы внеурочной деятельности
школьников в методической и педагогической
литературе 3. Проанализировать содержание
учебной программы и методических пособий
по «Окружающему миру» (Виноградова Н.Ф.)
и выявить виды внеурочных форм и особенности
их использования на уроке. 4.Провести урок
«Окружающего мира» с применением внеурочных
форм работы. Объект исследования: внеурочные
формы работы Предмет исследования:
организация внеурочных форм работы младших
школьников на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза: использование
внеурочных форм работы на уроках «Окружающего
мира» - важнейшее условие развитие познавательной
активности учащихся. Методы: методы теоретического
анализа литературы, изучение педагогического
опыта, обобщение и систематизация, наблюдение. В
ходе работы была изучена программа и
учебные пособия Виноградовой Н.Ф.по предмету
«Окружающий мир», статьи: Газман, О.С.,
Харитонова Н.Е. «В школу с игрой», Григорьева
Е.В. «Внеучебная деятельность учащихся
по ознакомлению с окружающим миром»,
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой», Казаренков В.И. «Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий
школьников», которые помогла нам исследовать
нашу проблему. Материал данной работы может быть использован
студентами для практической деятельности,
для написания дипломной работы.
Глава 1.Теоретические основы
использования внеурочных форм младших
школьников
1.1 Проблемы внеурочной
деятельности в современной педагогической
и методической литературе.
Практический опыт великих педагогов
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского показал,
что именно интеграция школьных и внешкольных
занятий способствовала созданию полноценных
условий для совместной работы педагогов
и воспитанников, обеспечивающих формирование
у последних творческого стиля жизнедеятельности,
способствовала саморазвитию личности.
Они по-разному практически реализовали
идею единства обучения и воспитания учащихся,
исходя из конкретных социально-педагогических
условий. В своих научно-публицистических
работах и практической педагогической
деятельности каждый из них рассматривал
целостность учебно-воспитательного процесса
через связь школьного образования с практической
работой воспитанников вне школы [1518]. В современной методической и педагогической
литературе существует немало проблем
по обозначенной теме: недостаток научных
публикаций, рекомендаций по организации
внеурочной деятельности, описанные формы
недостаточно разнообразны и сводятся
часто к кружковой работе. Изучая литературу
по теме «Внеурочная деятельность», мы
столкнулись с проблемами, существующими
в научных и методических изданиях, представленных
в основном статьями в научно - методических
журналах, которые ограничиваются описыванием
опыта работы в этом виде деятельности[15;20].
Первая проблема состоит в том, что большинство
публикаций написаны еще в советский
период. К таким работам относятся книги
А. Ф. Родина, Е. М. Бердниковой,ДВ.Кацюба[17;44].
Родин А.Ф. в своей книге рассматривает
различные формы организации внеурочной
деятельности, считавшиеся основными,
и даются методические рекомендации по
организации экскурсий, экспедиций, исторических
вечеров и конференций, олимпиад и конкурсов,
викторин[23;37].Автор сборника далек
от попыток разрешения невыполнимой задачи
- раскрыть каждую форму во всем ее разнообразии
использования. Этот сборник содержит
статьи с описанием опыта учителей по
организации внеурочной деятельности.
В 1960- е годы ценность его состояла в том,
что он содержал опыт новый, мало освещенный
или вообще не описанный в предшествующей
методической литературе. Здесь описываются
политико-просветительская работа опыт
работы кружка, сбор информации о текущих
событиях в жизни общества, их краткий
обзор и оценка[3;20]. Статьи сборника Д.
В. Кацюбы в полном объеме содержат все
компоненты связанные с организацией
и проведением краеведческой работы в
школе. Автор, отбирая статьи для своего
сборника, учитывал такие важные составляющие,
как совместная работа учителя и ученика,
формирование у детей умений и навыков
поисково-исследовательской работы на
основе краеведческого материала, организация
школьных музеев и использование их материалов
в учебно-воспитательном процессе. По
нашему мнению, на современном этапе развития
образования данный сборник не претендует
на всестороннее освещение актуальных
вопросов, связанных с организацией этой
формы внеурочной деятельности, а особенно
использование внеурочных форм работы
на уроках[29;72]. Приоритетным для авторов
становится «…всемерная активизация
школьной и внешкольной работы, цель которой
состоит, прежде всего, в формировании
мировоззренческих и поведенческих основ
личности»[16;25].Впервые поднимается вопрос
о формировании всесторонне развитой
личности, и поиске средств для осуществления
этого. Приводятся разработки конкретных
игровых форм, которые являлись актуальными
на тот период времени, показывают механизмы
их воздействия на образования школьников.
Здесь можно выделить еще одну особенность.
Автор вступительной статьи, кандидат
психологических наук Ф. С. Махов снимает
партийную идеологию, что само по себе
говорит уже о повороте к демократизации
образования[25,22]. Следующая проблема, касающаяся
историографии, заключается в том, что
отсутствуют обобщающие публикации по
внеурочным формам в современной российской
школе. Имеющиеся публикации представляют
собой, как мы уже отмечали, статьи в журналах.
В ходе работы над данным исследованием
нами были проработаны следующие издания
периодической печати: журналы «Начальная
школа», «Народное образование», «Начальная
школа плюс и До». В них несколько шире
освещены внеурочные формы работы, хотя
часть публикаций носит рекомендательный
характер, и описывают конкретный опыт
работы в этом виде педагогической деятельности.
В этом заключается их достоинства и
недостатки . Большое распространение получили
внеурочные мероприятия, проводимые по
типу популярных телепередач среди педагогов
и учащихся.
Примером может служить статья В. В. Румынина
«Использование форм популярных телепередач
во внешкольной работе»[25;26].
Он предлагает разработки: «Своя игра»,
которая является проверкой знаний; «Блеф
- клуб», который предоставляет возможность
получения учащимся дополнительных знаний,
как правило, выходящих за рамки школьной
программы. Однако здесь существует опасность
выбора неприемлемой формы телепередачи для использования
ее в школе. Известны случаи, когда учитель
использует низкоинтеллектуальную форму
телепередачи. Поэтому необходимо
перед использованием того или иного типа
телеигры, анализировать ее формы и четко
проработать цели и задачи.
Проведение таких мероприятий вызывает
огромный интерес у учащихся. Есть еще
одна публикация этого автора, которая
описывает опыт создания периодической
печати в школе, например журнала «Эхо
прошлого». Такая форма организации внеурочной
деятельности позволяет учащимся максимально
эффективно использовать свои знания
и способности не только на уроке, но и
во внеурочной деятельности. Статья М.
А. Демина «Научно - образовательный центр
исторического краеведения» носит информационный
характер[13;14]. В статье Т. М. Климовой «Дети
пишут учебник» автор описывает уникальную
форму внеурочной деятельности - создание
учебника, который пишут сами дети. У детей
формируется собственный взгляд, мировоззрение.
Такая форма может охватить большое количество
учащихся, так как работа над написанием
учебника включает в себя массу разнообразных
видов: создание иллюстраций, картографического
материала, вопросов и заданий к параграфу,
общий дизайн учебника и т.д. Недостаток
такой формы - большая трудоемкость. Кандидат
педагогических наук К. Г. Митрофанов опубликовал
статью, в которой нас[20;17] заинтересовало
имеющаяся статистика использования форм
внеурочной деятельности учителями. Он
говорит о том, что в современной педагогической
науке остро стоит вопрос о соотношении
воспитания и образования, об интенсивном
использовании внеурочных форм работы
на уроках Автор в статье приводит результаты
опроса, в котором участвовали 100 педагогов.
Из этих ста учителей предпочтение внеурочной
деятельности, как одному из способов
формирования образованной и воспитанной
личности, отдали всего лишь 45 %. Это говорит
о том, что часть педагогов не уделяют
должного внимания внеурочной деятельности.
В статье Е. А. Парфеновой дается разработка
одного из вечеров с полным описанием
результатов влияния на учащегося такой
формы внеурочной деятельности. Статья
подтверждает тот факт, что исторический
вечер, гостиная, элементы театрализации,
- это эффективные внеурочные формы[22;25-28].
Они способствует формированию личности,
гражданственности. Следующий журнал,
который мы проанализировали - «Воспитание
школьников». Анализ подшивки с 2000
года показал, что в данном журнале имеются
статьи, рассказывающие о внеурочной деятельности.
Автор статьи «Чему учит история родного
края» Л. Данильченко обеспокоен нигилистическим
отношением молодежи к национальной культуре,
отсутствием интереса к истории прошлому
своего народа, здоровой национальной
гордости[12;18]. Л. Данильченко видит решение
проблемы в одной из форм организации
внеурочной деятельности - краеведении
или использовании на уроках его элементов.
И в доказательство приводит разработку
программы, основанной на идеи личностно-ориентированного
подхода. В. Воронова в статье «Разнообразие
форм воспитательной работы» дает классификацию
видов внеурочной деятельности, приводится
определение форм внеурочной деятельности,
рассматривается методика проведения
занятий. Статья содержит научную основу
взаимосвязи урока и внеурочных форм. В
ходе изучения проблем, существующих в
современной методической и педагогической
литературе, анализа достоинств и недостатков
наиболее распространенных внеурочных
форм мы сделали вывод о том, что на современном
этапе внеурочной деятельности уделяется
определённое внимание и педагогам необходимо
шире использовать данные формы работы
на уроках, но при этом необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенностей
учащихся, тематику урока, особенности
внеурочных форм. Сегодня возникла необходимость
актуализировать накопленный педагогической
наукой арсенал, позволяющий осуществить
взаимосвязь урочных и внеурочных занятий
школьников, создаются на их базе новые
методики и технологии обучения и воспитания
детей[12,20].
1.2.Психолого-педагогическая
характеристика младшего школьника и
возможности использования внеурочных
форм работы на уроках «Окружающего
мира»
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний,
период усвоения по преимуществу. Успешному
выполнению этой важной функции благоприятствуют
характерные особенности детей этого
возраста: доверчивое подчинение авторитету,
повышенная восприимчивость, внимательность,
наивно игровое отношение ко многому из
того, с чем они сталкиваются» так Н. С.
Лейтес характеризует этот возраст. Когда
мы говорим «младший школьник», то в это
понятие включаем ребенка 6-10 лет, то есть
на протяжении того времени, которое занимает
обучение в начальных классах, у ребенка
складывается новая для него деятельность
- учебная. [14;248]. Младший школьник оптимистичен, любознателен,
эмоционален, любит играть и фантазировать.
Это натура увлекающаяся, личность вполне
самостоятельная, имеющая свои взгляды
и суждения и не всегда принимающая чужое
мнение без доказательств. Вместе с тем
авторитет взрослого, его мнение еще во
многом определяет характер поведения
младшего школьника. Все это непосредственно
влияет на взаимодействие ребенка с окружающим
миром. Однако ребенку трудно длительное
время сохранять устойчивое произвольное
внимание, заучивать значительный по объёму
материал [21;348].Учитывая данную особенность,
учитель вполне может использовать в обучении
младшего школьника внеурочные формы
работы, которые помогут ребенку запомнить
необходимый ему объём материала. Интерес
представляют следующие задания: найди
ошибку художника, сделай свой рисунок
по иллюстрацию к тексту, одень воина,
реши анаграммы, игра «Было или нет?», зашифруй
донесение и другие. Отличительная черта
любого младшего школьника - интерес к
окружающему миру, потребность к приобретению
новых знаний не только о предметах, которые
его непосредственно окружают, но и о достаточно
абстрактных. Помощью в этом ему будут
служить разнообразные формы внеурочной
работы, которые помогут ребенку поэтапно
изучать окружающий мир. Особенно важно
подчеркнуть такую психологическую особенность
младшего школьника, как целостное восприятие
мира. Познание окружающего мира связано
с такими психологическими особенностями
ребенка младшего школьного возраста,
как доброжелательность, открытость, позитивная
рефлексия. Поэтому уместно использовать
интересные ситуативные задания, конкурсы,
мастерские, экскурсии. У ребенка младшего
школьного возраста уже появляются элементы
рефлексии: он может объективно оценить
себя, учится считаться с мнением других
и принимать его во внимание в совместной
деятельности. Вместе с тем это не является
его типологической особенностью, то есть
не присуще всем без исключения, хотя наличие
этих феноменов у некоторых детей говорит
о возможности их формирования у всех.
Это нужно учитывать в учебно-воспитательном
процессе [5,7-11]. Как правило, младшие школьники
выполняют требования учителя беспрекословно,
не вступают с ним в споры, что, например,
довольно типично для подростка. Они доверчиво
воспринимают оценки и поучения учителя,
подражают ему в манере рассуждать, в интонациях.
Если задание дано на уроке, значит, это
нужно, и дети тщательно выполняют его,
не задумываясь над назначением свой работы.
Поэтому необходимо использовать творческие
задания: закончи рассказ, сочини сказку,
дополни словечко, найди продолжение слова.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом
овладевают новыми знаниями, умениями
и навыками. Все новое (книжка с картинками,
которую принес учитель, интересный пример,
шутка учителя, презентация, наглядный
материал) вызывает немедленную реакцию.
Повышенная реактивность, готовность
к действию проявляется на уроках и в том,
как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо
выслушивают ответ товарища, стремятся
сами отвечать. Для того чтобы выявить
возможности каждого ребенка, так как
они невсегда активны на обычном уроке
учителю необходимо систематически включать
детей в различные внеурочные формы: игра-
путешествие, инсценировка, разгадывание
загадок и ребусов, в результате чего каждый
ребёнок может проявить себя. Очень сильна
направленность младшего школьника на
внешний мир. Факты, события, детали оставляют
у него сильное впечатление. При малейшей
возможности учащиеся подбегают ближе
к тому, что их заинтересовало, стараются
взять незнакомый предмет в руки, фиксируют
внимание на его деталях. Дети с удовольствием
рассказывают об увиденном, упоминая много
подробностей, мало понятных постороннему,
но очень, видимо, значительных для них
самих. В то же время в младшем школьном
возрасте стремление проникнуть в сущность
явлений, вскрыть их причину заметно не
проявляется. Младшего школьника затрудняет
выделение существенного, главного. Например,
пересказывая тексты или отвечая на вопросы
по ним, учащиеся нередко почти дословно
повторяют отдельные фразы, абзацы. Это
происходит и тогда, когда от них требуют
рассказать своими словами или кратко
передать содержание прочитанного [23;69
- 71].Удобно использовать задания со
сказочными героями, и дети будут внимательнее
и собраннее, стараясь оказать им помощь. Наиболее
удобное средство работы с дифференцированными
заданиями уже давно известно - это лото.
С ним школьники успешно работают на уроках
«Окружающего мира». А именно набор карточек
по теме поможет осуществлению индивидуального
подхода к ученику. Наиболее рационально
компоновать варианты карточек к каждому
уроку, к каждому понятию. Дифференцированные
задания на карточках успешно используются,
если нужно подвести ученика к формулированию
какого-то положения, т. е. провести обобщение.
Причем, учитывая, что часть учеников уже
имеют обобщать, для других - это сложная,
но вполне выполнимая задача, а третьи
смогут ее выполнить только при определенной
помощи, не только ход работы, но и окончательный
вывод может иметь несколько различные
формулировки. Таким образом, в течение
урока учитель обычно использует фронтальную,
групповую и индивидуальную формы работы.
Внеурочные формы работы могут использоваться
на всех этапах урока. Причем, в задание
можно включить и какие-то небольшие выводы,
суждения. В младшем школьном возрасте
проявляется уже способность ученика
вступать в инициативные отношения с учителем,
учить себя с помощью учителя. Познавательные
интересы формируются при условии, если
активизируется умственная деятельность
школьников. Для этого необходимо сочетание
моторно-практических действий с напряженной
умственной работой. Вот как раз здесь
и необходимы внеурочные формы работы[19,65]. Таким
образом, изучив психолого-педагогическую
характеристику младшего школьника можно
сделать вывод, что возможности использования
внеурочных форм работы на уроках «Окружающего
мира» находятся на высоком уровне. Учитывая
особенности младшего школьного возраста,
учитель сможет достаточно правильно
ввести в обучение внеурочные формы. Предлагая
разные задания игрового характера, учитель
повысит у ребят интерес к данному предмету.
А поэтому учащийся сам того, не подозревая,
в ходе выполнения различных внеурочных
форм повысит свой уровень знаний, а также
самостоятельность [19, 68].
Глава 2 Внеурочные формы на
уроках «Окружающего мира»
2.1.Виды внеурочных форм работ
в учебной программе и пособиях «Окружающий
мир» (Н.Ф.Виноградова) и особенности их
использования на уроках в начальных классах
В настоящее время в образовательных учреждениях внедряются новые
образовательные стандарты начального
образования. Их главное отличие от предыдущих
- ориентация на развитие личности младших
школьников. В связи с этим центральное
место в образовательном процессе отводится
воспитательной роли учителя. В стандарте
отмечено, что «изучение интегрированного
предмета «окружающий мир» направлено
на воспитание любви и уважения к природе,
своему городу (селу), своей Родине, осмысление
личного опыта общения с природой и людьми,
пониманию своего места в природе т социуме;
приучение к рациональному постижению
мира на основе глубокого эмоционально-ценностного
отношения к нему». Очевидно, что намеченные
задачи невозможно решить только в рамках
учебной деятельности и очень важно и
нужно использовать внеучебные формы
работы на урока.[10;103]. Деятельность, которой
занимаются дети на уроках окружающего
мира, способствует развитию учебно-познавательных
умений: школьники ставят и решают проблемные
задачи, применяют логические операции.
Младший школьник оптимистичен, любознателен,
эмоционален, любит играть и фантазировать.
В непринужденной обстановке учащиеся
учатся рассказывать, беседовать, описывать,
рассуждать, вести диалог, составлять
описательный рассказы, рассказ-загадку,
рассказ-этюд [6;58]. А всё это, как мы знаем,
ведёт к развитию творческих способностей.
Использование упражнений, развивающих
воображение, инициативность, творческую
индивидуальность, является обязательным
условием проведения уроков по этому предмету.
Особенность творческой личности- высоко
развитое воображение. Л.С. Выготский писал, что творческая
деятельность делает человека «существом,
обращенным в будущее». В программе мы
нашли сведения о том, какие творческие
задания предлагаются детям на уроках
окружающего мира: 1). Творческое рассказывание.
Урок окружающего мира является эффективным
средством развития речи детей, её логики,
последовательности, образности, выразительности.
Отличие творческого рассказывания от
простого воспроизведения текста учебника: а).
Творческий рассказ включает передачу
собственного индивидуального мнения
школьника по поводу конкретного события
или объекта окружающего мира; б). Содержание
творческого рассказа выходит за рамки
изучаемого в классе материала, ученик
использует в рассказе знания, приобретённые
им в самостоятельной деятельности; в).
Тема творческого рассказа часто «скрывает»
проблему, требует от рассказчика размышления,
сочинения, высказывания предположения,
творческого раздумья. Следовательно,
данное упражнение даёт возможность для
развития творческих способностей учащихся.
Так как одним из условий развития творческих
способностей является умение ученика
самостоятельно думать, размышлять, сочинять
и делать выводы. Многие учителя убеждены
в том, что для обучения необходимо не
воображение, а восприятие, память, мышление,
речь. Поэтому основным методом обучения
в современной школе является образец,
а работа учащихся в основном строится
на подражании, исполнении инструкции
учителя [6;79].Авторы данной системы убеждены
в том, что заданный учителем образец мешает
творчеству, сковывает его, становится
помехой для творческого воображения.
Поэтому необходимо пересмотреть методику
организации творческих заданий, изменить
роль и место образца в процессе обучения.
Мы с этим можем согласиться, так как одним
из условий развития творческих способностей
школьников является предоставление ему
свободы в деятельности. Уроки окружающего
мира предоставляют большие возможности
для выполнения самых разнообразных творческих
заданий. Они могут быть связаны с продуктивной
деятельностью (рисование, аппликация,
конструирование). В теме «От обряда -
к театру» предлагается каждой группе
представить обрядовую игру. Очень часто
встречаются такие задания: продолжить
историю, составить рассказ, объяснить
высказывания. Рассказ - этюд - одна из
разновидностей творческого рассказа
о каком-либо предмете или явлении окружающего
мира. Это своеобразная словесная зарисовка,
образная характеристика предмета. Главная
отличительная характеристика этого вида
рассказывания - краткость, образность,
выделение наиболее яркого признака описываемого
явления [6;89]. К этому заданию можно добавить
конкурс на лучший рисунок к рассказу,
творческие задания с использованием
музыки и живописи. Своеобразие и ценность
таких заданий состоит в том, что они строятся
на сочетании двух наиболее эмоциональных
видах деятельности: слушании музыки и
рассматривании репродукций картин. Поэтому
результатом этой деятельности является
сформированность умения эстетически
воспринимать явления природы и общественной
жизни, отражённые в произведениях искусства. Учебные
ролевые игры - ещё одна разновидность
творческих заданий. Для развития воображения,
которое так необходимо для эффективного
обучения, особенно важна игровая деятельность.
Одним из главных элементов такой игровой
деятельности является наличие креативности,
то есть творческого начала. Мы уже говорили
о проблемном обучении, как об одном из
условий развития творческих способностей.
В данной программе также раскрывается
его сущность. 1.Основной методический
элемент проблемного обучения - создание
проблемной ситуации, при которой ученик
встречает препятствия и не может простым
путём (например, только с помощью памяти)
преодолеть его [6;98]. 2.Основной метод создания
проблемной ситуации - высказывание предположения
(гипотезы). Для этого в учебнике 3-4 класса
введена специальная рубрика, которая
так и называется «Выскажи предположение».
3.Учебная ситуация должна содержать
«конфликт», то есть, возможность рассуждать,
спорить, какое-то мнение отвергнуть, а
какое-то признать истинным. Конечно, что
бы подвести учащихся к проблемному обучению,
необходимо с помощью системы специальных
вопросов активизировать у учащихся имеющиеся
знания [6;98]. Мы выявили, что содержание
также имеет возможности для развития
творческих способностей [11;4]. Здесь имеются
такие задания. Рабочие тетради, прилагаемые
к учебнику «Окружающий мир» также содержат
творческие задания. Например, домашнее
задание: написать сочинение на тему «Почему
люди воюют?» и другие. Проанализировав
программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий
мир» и учебные пособия, прилагающиеся
к работе на данном уроке, мы убедились,
что: содержание данных учебных пособий
несут в себе хорошие возможности для
организации творческой деятельности
на уроке, для развития познавательной
активности; задания соответствуют методам
реализации творческой деятельности младших
школьников (использованы методы: диалогического
общения, постановке вопросов, проблемной
ситуации, игры, загадки и другие). Данная
система даёт возможность педагогу развивать
творческие, познавательные способности
школьников на уроке через содержание
учебников и правильным применением внеурочной
формы работы.
2.2.Дидактичекая игра, как
одна из форм внеурочной работы,
средство активизации учебной
деятельности младших школьников
С приходом ребёнка в школу изменяется
его ведущая деятельность. Она из игровой превращается в учебную
и основным видом деятельности ребёнка
должно стать учение. Поэтому в начальной
школе необходимо заложить в учащихся
основы учебной деятельности. Однако этот
процесс осложняется возрастными особенностями
младшего школьника: слабой переключаемостью
внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью
памяти и мышления. Для преодоления этого
и в учении должны широко использоваться
игровые формы активности детей - учебная
деятельность младшего школьника должна
быть пронизана игровыми моментами [1;10]. «Без
игры нет и не может быть полноценного
умственного развития Игра - это огромное
светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности»(В.А.
Сухомлинский).Игра - одно из замечательнейших
явлений жизни, деятельность, как будто
бесполезная и вместе с тем необходимая.
«Игра оказалась весьма серьезной и трудной
проблемой для научной мысли» [2;5]. Различные исследователи и мыслители
обращались к этой проблеме: К. Гросс, Ф.
Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и
другие. Но, при этом, ни одно из определений
не отражает, на мой взгляд, полностью
феномена игры, не охватывает подлинной
ее сущности. Прежде всего, игра - это осмысленная
деятельность, т.е. совокупность осмысленных
действий, объединенных единством мотива.
Игра является выражением определенного
отношения личности к окружающей действительности
[4;17].Основное положение, определяющее
сущность игры, состоит в том, что мотивы
игры заключаются не в утилитарном эффекте
и вещном результате, и не в самой деятельности
безотносительно к ее результату, а в многообразных
переживаниях, значимых для играющего,
сторон действительности. Игра - это деятельность,
занятие детей и занятие, обусловленное
совокупностью определенных правил, приемов,
служащее для заполнения досуга, для развлечения.
А так же это осмысленная деятельность,
т. е. совокупность осмысленных действий,
объединенных единством мотива. По мнению
С.Л.Рубинштейна, в игре совершаются лишь
действия, цели которых значимы для индивида
по их собственному внутреннему содержанию.
В этом основная особенность игровой деятельности
и в этом ее основное очарование и лишь
с очарованием высших форм творчества
сравнимая прелесть.[24;32] Игровая деятельность
является ведущей в дошкольном возрасте.
Но и, придя в школу, ребенок не может расстаться
с ней. «Он играет, а не учится!» - так часто
говорят родители про своих первоклассников.
Это происходит потому, что школьную жизнь
первоклассники воспринимают как новую
игру, игру с трудными, но интересными
правилами (как поднимать руку, как выходить
на перемену, как здороваться с учителем,
как складывать, числа, как обозначать
мягкость согласных...) Им очень нравится
выполнять роль «настоящего ученика».
Во-первых, они хотят получать удовольствие
от самого процесса занятий. Обещания
типа «вот научиться писать ровные палочки,
тогда тебе самому будет приятно смотреть
на свою тетрадь» не работают. Удовольствие
надо получать от самого писания палочек.
Поэтому к каждой палочке пририсовывается
головка, бантик или цветочек. При этом,
все окружающие тоже играют свои роли:
и одноклассники и учителя. Ранец, тетрадки,
линейка, пенал, ручки и прочие школьные
предметы так же являются атрибутами большой
игры. Эта увлекательная игра длится несколько
месяцев и помогает детям безболезненно
освоить социальную роль школьника и социальные
нормы школьного поведения. Ведь дети
с таким удовольствием в самом деле готовы
учиться чему угодно, но предъявляют к
процессу обучения собственные законные
требования творческих людей. Увлечение
ребенка школой как сложной игрой по правилам
надолго заслоняет от него важнейшую интеллектуальную
проблему. «Игра является незаменимым
средством для того, чтобы все эти математические
понятия, правила русского языка и прочие
наполнились для ребенка личным смыслом,
стали собственной логикой ребенка»[20;1]. Игра
- один из тех видов детской деятельности,
которой используется взрослыми в целях
воспитания дошкольников, младших школьников,
обучая их различным действиям с предметами,
способам и средствам общения. В игре ребёнок
развивается как личность, у него формируется
те стороны психики, от которых в последствии
будут зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, его отношения
с людьми. В школьный период игра приобретает
наиболее развитую форму. Игра одновременно
преследует три цели: воспитательную,
игровую и учебную. Огромное положительное
влияние оказывает игра на учебную деятельность
интеллектуально-пассивных детей, на детей,
испытывающих трудности в обучении. Такие
дети в игре способны выполнить такой
объем работы, который никогда не выполнят
в обычной учебной обстановке. Очень важна
и ситуация переживания успеха для таких
детей. Для них нужно подбирать такие задания,
с которыми они могли бы справиться, постепенно
усложняя их. Возможны, так называемые,
сдвоенные задания, где первое подготавливает
к выполнению второго. Для младшего школьного
возраста учение - новое и непривычное
дело. Поэтому при знакомстве со школьной
жизнью игра способствует снятию барьера
между «внешним миром знания» и психикой
ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать
то, что заранее вызывает у младшего школьника
страх неизвестности, постоянно внушаемое
уважение к премудростям школьной жизни,
что мешает свободному освоению знаний.
Игры и логические задачи должны быть
в начальной школе обязательными структурными
элементами урока окружающего мира. Это
даст возможность учителю организовывать
познавательную активность учащихся начальных
классов[20,4]. Данилов И.К. в своей статье
«Об игровых моментах на уроках математики»
предлагает различать два основных типа
игр: игры с фиксированными, открытыми
правилами и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство
дидактических, познавательных и подвижных
игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные,
музыкальные, игры - забавы. Ко второму
типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила
в них существуют неявно. Они - в нормах
поведения воспроизводимых героев. Дидактическая
игра - это активная деятельность по имитационному
моделированию изучаемых систем, явлений,
процессов. Главное отличие игры от другой
деятельности заключается в том, что ее
предмет - сама человеческая деятельность.
В дидактической игре основным типом деятельности
является учебная деятельность, которая
вплетается в игровую и приобретает черты
совместной игровой учебной деятельности.
Для дидактических игр характерно наличие
задачи учебного характера - обучающей
задачи. Ею руководствуется взрослые,
создавая ту или иную дидактическую игру,
но облекают её в занимательную для детей
форму. Существенный признак дидактической
игры - устойчивая структура, которая отличает
её от всякой другой деятельности. Структурные
компоненты дидактической игры: дидактическая
задача, игровая задача, игровые действия
и правила[27,41]. Наличие дидактической задачи
или нескольких задач подчеркивает обучающий
характер игры, направленность обучающего
содержания на процессы познавательной
деятельности детей. Дидактическая задача
определяется учителем и отражает его
обучающую деятельность. Игровая задача,
осуществляемая детьми в игровой деятельности.
Две задачи - дидактическая и игровая -
отражают взаимосвязь обучения и игры.
В отличие от прямой постановки дидактической
задачи на занятиях в дидактической игре
она осуществляется через игровую задачу,
определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка, возбуждает желание
и потребность решить ее, активизирует
игровые действия. Дидактическая задача
реализуется на протяжении всей игры через
осуществление игровой задачи, игровых
действий, а итог ее решения обнаруживается
в финале. Игровые действия составляют
основу дидактической игры - без них невозможна
сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее
игровые действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи. Игровым
действиям детей нужно учить. Лишь при
этом условии игра приобретает обучающий
характер и становится содержательной.
Обучение игровым действиям чаще всего
не является прямым, а дается через пробный
ход, через показ действия при раскрытии
той или иной роли. В игровых действиях
проявляется мотив игровой деятельности,
активное желание решить поставленную
игровую задачу. По своей сложности они
различны и обусловлены сложностью познавательного
содержания и игровой задачи[27,42]. Игровые
действия - это не всегда практические
внешние действия, когда нужно что-то тщательно
рассмотреть, сравнить, разобрать и др.
Это и сложные умственные действия, выраженные
в процессах целенаправленного восприятия,
наблюдения, сравнения, припоминания ранее
усвоенного, - умственные действия, выраженные
в процессах мышления. В разных играх игровые
действия различны по их направленности
и по отношению к играющим. В играх, в которых
участвуют все дети и выполняют одинаковые
роли, игровые действия одинаковы для
всех. При разделении детей в игре на группы
игровые действия различны. Например,
в играх с загадыванием и отгадыванием
загадок игровые действия у детей, которые
загадывают загадку и у детей, которые
отгадывают, разные. Игровые действия
не обязательно следуют одни за другими
в какой-то системе, последовательности:
они по-разному взаимодействуют, сочетаются,
подкрепляются одни другими в процессе
развития игры и усвоения познавательного
содержания[27;43-45]. Одним из составных элементов
дидактической игры являются правила
игры. Их содержание и направленность
обусловлены общими задачами формирования
личности ребенка и коллектива детей,
познавательным содержанием, игровыми
задачами и игровыми действиями в их развитии
и обогащении. Правила содержат нравственные
требования к взаимоотношениям детей,
к выполнению ими норм поведения. В дидактической
игре правила являются заданными. Правила
помогают направлять игровой процесс.
Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения
между собой. Дидактическая игра имеет
определённый результат, который является
финалом игры, придаёт игре законченность.
Она выступает прежде всего в форме решения
поставленной учебной задачи и даёт школьникам
моральное и умственное удовлетворение.
Для учителя результат игры всегда является
показателем уровня достижений учащихся
в освоении знаний или в их применении. Все
структурные элементы дидактической игры
взаимосвязаны между собой и отсутствие
любого из них разрушает игру[31;156-160]. Ведущей
функцией дидактической игры является
образовательная функция, которая становится
основой потому, что содержит дидактическую
цель. В игровой ситуации дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи. Ученики в период её выполнения
усваивают общие принципы работы с учебным
материалом и используют эти умения при
решении других задач, где эти знания и
умения применимы. Следующая функция -
воспитывающая. Она проявляется через
воспитание положительного отношения
к предмету, трудолюбие и усердие в познании
нового. При правильной организации игровой
деятельности у учащихся формируется
умение вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения. В игре получают своё развитие
такие качества личности, как сила воли,
целеустремленность, активность, динамичность,
продуктивность мышления, вера в собственные
силы, проявляются такие черты характера,
как взаимовыручка и товарищество[31,161]. Дидактическая
игра выполняет также развивающую функцию.
В целом процесс усвоения знаний учащихся
является нелёгким и напряжённым трудом,
постоянно требующим внимания, хорошо
развитой памяти, напряжённых усилий,
максимальной интеллектуальной работы.
Поэтому для успешного обучения необходимо
тренировать эти психические свойства.
Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается
в специально созданных для этого игровых
условиях. Чем увлекательнее организованы
эти условия, тем полнее, шире происходит
его развитие и совершенствование, т. е.
обучение служит не только усвоению знаний,
но и развитию учащихся, а это, в свою очередь,
способствует повышению эффективности
обучения. Следовательно, дидактическая
игра через занимательность, обучающую,
воспитывающую и развивающую функции
способствует решению дидактических задач
процесса обучения - образовательных,
воспитывающих и развивающих. Поэтому
игровой метод следует шире применять
в процессе обучения, причём систематически,
а не от случая к случаю. Лишь систематическое
целенаправленное использование дидактических
игр может дать определённые результаты
как в изменении основных качеств личности
ребёнка, так и в результативности учебной
деятельности и в обучении в целом[31,163]. Большое
значение в создании ситуации успеха имеет
морально-психологическая атмосфера выполнения
заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности,
страха перед заданием. Не стоит забывать
и релаксирующее значение игры. В учебной
деятельности могут быть использованы
игровые моменты, чтобы помочь ученику
не только передохнуть, снять чувство
давящей напряженности, но решить и какую-то
учебную, пусть даже самую простенькую,
учебную задачу, а затем с еще большей
активностью включиться в учебный процесс[26,237]. В
дидактической игре создаются такие условия,
в которых каждый ребенок получает возможность
самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами,
приобретая собственный действенный и
чувственный опыт. Роль взрослого в дидактической
игре двойственна: с одной стороны, он
руководит познавательным процессом,
организует обучение детей, а с другой
- выполняет роль участника игры, партнера,
направляет каждого ребенка на выполнение
игровых действий, а при необходимости
дает образец поведения в игре. Участвуя
в игре, взрослый одновременно следит
за выполнением правил. Дидактическая
игра может быть индивидуальной или коллективной.
Дидактическая игра является ценным средством
воспитания действенной активности детей,
она активизирует психические процессы,
вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания. В ней охотно дети преодолевают
значительные трудности, тренируют свои
силы, развивают способности и умения.
Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое
удовлетворение, создаёт радостное рабочее
настроение, облегчает процесс усвоения
знаний. В дидактических играх ребёнок
наблюдает, сравнивает, сопоставляет,
классифицирует предметы по тем или иным
признакам, производит доступный ему анализ
и синтез, делает обобщения[26;238-240]. Дидактические
игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым
действиям и правилам, организации и взаимоотношениям
детей, по роли преподавателя. Перечисленные
признаки присущи всем играм, но в одних
отчетливее выступают одни, в других -
иные. Четкая классификация игр по видам
отсутствует. Часто игры соотносятся с
содержанием обучения и воспитания. В
своей книге Зимний О.В. выделяет следующую
классификацию: игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры, игры по ознакомлению
с природой, по формированию представлений
и другие. Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные
игры, словесные игры, псевдосюжетные
игры[9,77]. Такая группировка игр подчеркивает
их направленность на обучение, познавательную
деятельность детей, но не раскрывает
в достаточной мере основы дидактической
игры - особенностей игровой деятельности
детей, игровых задач, игровых действий
и правил, организацию жизни детей, руководство
воспитателя. В книге Газман О.С. и Харитоновой
Н.Е. «В школу с игрой» выделяются несколько
типов дидактических игр, сгруппированных
по виду деятельности учащихся: игры-путешествия,
игры-поручения, игры-предположения игры-загадки,
игры-беседы (игры-диалоги), игры-путешествия
[9;78-80]. Игры-путешествия способствуют закреплению
учебного материала, позволяют устанавливать
взаимосвязи. Активизация учащихся так
же достигается интересным сюжетом игры,
личным участием детей, их устными сообщениями,
переживаниями. Цель игры-путешествия
- усилить впечатление, обратить внимание
детей на то, что находится рядом, но не
замечается ими. Они обостряют внимание,
наблюдательность, осмысление игровых
задач, облегчают преодоление трудностей
и достижение успеха. Роль педагога в игре
сложна, требует знаний, готовности ответить
на вопросы детей, играя с ними, вести процесс
обучения незаметно. Игры-поручения. В
их основе лежат действия с предметами,
игрушками, словесные поручения. Игровая
задача и игровые действия в них основаны
на предложении что-то сделать: «Помоги
Буратино определить, где находятся страны
юга Европы», «Проверь домашнее задание
у Незнайки»[9,82]. Игры-предположения «Что
было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем
бы хотел быть и почему?», «Как бы я попал
в Грецию?» и др. Иногда началом такой игры
может послужить картинка. Дидактическое
содержание игры заключается в том, что
перед детьми ставится задача и создается
ситуация, требующая осмысления последующего
действия. Игровая задача заложена в самом
названии «Что было бы…?» или «Что бы я
сделал...». Игровые действия определяются
задачей и требуют от детей целесообразного
предполагаемого действия в соответствии
с поставленными условиями или созданными
обстоятельствами. Дети высказывают предположения,
констатирующие или обобщенно-доказательные.
Эти игры требуют умения соотнести знания
с обстоятельствами, установления причинных
связей. В них содержится и соревновательный
элемент: «Кто быстрее сообразит?»[9,83]. Игры-загадки
(Этот южный материк, и не мал и не велик.
Нунатаки, снег и льдины, и весёлые пингвины,
здесь давно нашли приют). Загадки создавались
самим народом, входили в обряды, ритуалы,
включались в праздники. Они использовались
для проверки знаний, находчивости. В настоящее
время загадки, загадывание и отгадывание,
рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является
замысловатое описание, которое нужно
расшифровать (отгадать и доказать). Описание
это лаконично и нередко оформляется в
виде вопроса или заканчивается им. Главной
особенностью загадок является логическая
задача. Способы построения логических
задач различны, но все они активизируют
умственную деятельность ребенка. Необходимость
сравнивать, припоминать, думать, догадываться
- доставляет радость умственного труда.
Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение
рассуждать, делать выводы, умозаключения[9,84]. Игры-беседы
(диалоги). В основе игры-беседы лежит общение
педагога с детьми, детей с педагогом и
детей друг с другом. Это общение имеет
особый характер игрового обучения и игровой
деятельности детей. В игре-беседе воспитатель
часто идет не от себя, а от близкого детям
персонажа и тем самым не только сохраняет
игровое общение, но и усиливает радость
его, желание повторить игру. Однако игра-беседа
таит в себе опасность усиления приемов
прямого обучения. Воспитательно-обучающее
значение заключено в содержании сюжета-темы
игры, в возбуждении интереса к тем или
иным аспектам объекта изучения, отраженного
в игре. Познавательное содержание игры
не лежит «на поверхности»: его нужно найти,
добыть-сделать открытие и в результате
что-то узнать[9,85]. Ценность игры-беседы
заключается в том, что она предъявляет
требования к активизации эмоционально-мыслительных
процессов: единства слова, действия, мысли
и воображения детей. Игра-беседа воспитывает
умение слушать и слышать вопросы учителя,
вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать
внимание на содержании разговора, дополнять
сказанное, высказывать суждение. Все
это характеризует активный поиск решения
поставленной игрой задачи. Немалое значение
имеет умение участвовать в беседе, что
характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является
слово, словесный образ, вступительный
рассказ о чем-то. Результатом игры является
удовольствие, полученное детьми. Интересный
вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко.
Исходя из игровой методики, он предложил
среди прочих видов (предметные, сюжетные,
ролевые, имитационные, драматизации)
выделять деловую игру . Деловая
игра - метод имитации ситуаций, моделирующих
профессиональную или иную деятельность
путем игры, по заданным правилам. Базовый
элемент игровой процедуры – сценарий.
В нем отображается общая последовательность
игры, разбитая на основные этапы, операции
и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Этот
вид деятельности способствует закреплению
системы знаний, развитию творческого
мышления, совершенствованию навыков
принятия коллективных решений, развитию
коммуникативных умений разного рода.
Еще один вид классификации дидактических
игр: обучающие, контролирующие, обобщающие[9;24]. Обучающей
будет игра, если учащиеся участвуют в
ней, приобретают новые знания, умения
и навыки или вынуждены приобрести их
в процессе подготовки к игре. Причем результат
усвоения знаний будет тем лучше, чем четче
будет выражен мотив познавательной деятельности
не только в игре, но и в самом содержании
материала. Контролирующей будет игра,
дидактическая цель которой состоит в
повторении, закреплении, проверке ранее
полученных знаний. Для участия в ней каждому
ученику необходима определенная подготовка. Обобщающие
игры требуют интеграции знаний. Они способствуют
установлению межпредметных связей, направлены
на приобретение умений действовать в
различных учебных ситуациях. Перечисленными
типами игр не исчерпывается, конечно,
весь спектр возможных игровых методик.
Однако на практике наиболее часто используются
указанные игры, либо в «чистом» виде,
либо в сочетании с другими видами игр:
подвижными, сюжетно-ролевыми и другие[28;49-50]. Обучение
в школе направлено на передачу детям
определенного объема знаний и навыков.
Но традиционное классно - урочное обучение
в школе может стать монотонным и однообразным.
Монотонность - одна из основных причин
снижения мотивации к учению. Шанс изменить
сложившуюся ситуацию дает игра. Следовательно,
дидактические игры могут быть полезны
для понимания и осмысления нового материала,
усвоения и обобщения, установления связей
между понятиями, выражения собственных
мыслей и речи. Они могут помочь: активизировать
учебную работу в классе, повысить активность
и инициативу школьников; умение подчиниться
правилам; дать ощущение свободы и раскованность,
особенно нервным, слабым и неуверенным
в себе детям; укрепить дружеские отношения
в классе[32;64]. Учебный процесс направлен
на развитие мышления и воображения, обеспечивается
эффективная организация познавательной
деятельности учащихся. Для этого педагогами
используются различные внеурочные формы.
У младших школьников преобладает наглядно-образное
мышление, поэтому преподавание в начальных
классах нуждается в наглядно-иллюстративных
средствах. В начальной школе использовать
компьютерные технологии можно буквально
на всех уроках. Рассмотрим использование
ИТ на уроке в 3 классе по теме «Страны
северной Европы». Компьютерную технику
мы используем в течение всего урока: демонстрируем
презентацию, используем для решения задач,
для объяснения нового материала, проведения
и проверки самостоятельных работ. Выбрали
форму проведения урока: урок - путешествие,
которая как раз и способствует развитию
познавательной активности учащихся.
Основные задачи урока: сформировать представления
детей о странах «Северной Европы», государственной
символике и достопримечательностями
Скандинавских стран, развивать логику
мышления, познавательный интерес, учить
рассуждать и защищать свою точку зрения,
работать с картой; воспитывать интерес
и уважение к другим народам . В ходе урока
использовались следующее средства обучения: мультимедийная система
для показа слайдов с вопросами и ответами; бланки с названиями государств;
картинки сказочных героев: Карлсон, Санта-Клаус;
макет кораблика; разрезные карточки с
названиями государств и столиц для проверки
домашнего задания; бланки с названиями сказок
Г.-Х.Андерсена. Литература: «Я познаю мир», Интернет - сайт. Важным структурным элементом урока
является организационный момент, на котором
происходит целевая установка, мотивация
и актуализация опорных знаний. Для этих
целей мы предлагаем ученикам просмотреть
слайды презентации и определить о чем
пойдет речь на уроке. Таким образом, происходит
настрой на восприятие определенного
материала. Проверка домашнего задания
происходила с использованием карточек
и презентации, таким образом, идёт сочетание
индивидуальной и фронтальной работы. Изучение
нового материала показано форме путешествия
по странам северной Европы с остановками
в каждой с целью полной характеристики
страны и её достопримечательностей, дополнением
является сообщения учащихся, презентация
и элементы сказки - наличие героев, решение
проблемной задачи с помощью карточек.
Постоянно идёт работа с картой. В качестве
закрепления используется работа в рабочей
тетради. В конце урока подводится итог,
выставляются оценки, рефлексия. В ходе
урока учащиеся осуществляли на практике
показ месторасположения стран Северной
Европы, выполняли тестовые задания по
изученной теме, описывали и строили предположения,
путешествовали из страны в страну, работали
с презентацией, были заинтересованы
игровой деятельностью.