Внутренняя политика Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Жизнь России всегда в значительной степени зависела от личности правителя. Мировоззрение человека, сосредоточившего в своих руках абсолютную власть над огромной многонациональной страной, оказывало влияние на стиль его правления и направление как внутренней, так и внешней политики. Поэтому историю России можно разделить на периоды, ориентируясь на годы правления князя, царя или императора. Человека принято судить по его делам, а императора судят во много раз строже, чем кого-либо другого. Период с 1825 года по 1855 год – годы правления Николая I – срок довольно большой. Все, что было сделано императором и правительством за это время, многократно обсуждалось историками. Однако в их отношении к личности Николая I и его политике в последнее время наметились некоторые перемены.

Содержание работы

Введение
1.Политика и управление
2. Социальная политика
3. Политика в области просвещения и печати
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Николай I усмотрел в статьях и критических рецензиях этих журналов пропаганду революционных и конституционных идей и нападки на произведения, проповедовавшие "официальную народность". В 1837 г. была установлена параллельная цензура, т. е. проверка произведений, уже прошедших цензуру. Теперь взысканиям стали подвергать и цензоров за "недосмотр". Их сажали за это на гауптвахту, отрешали от должности, в крайних случаях им грозила ссылка. И все же, несмотря на цензурные строгости, в 30—40-е годы были опубликованы "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя, повести А. И. Герцена "Доктор Крупов" и "Кто виноват?", его философские трактаты материалистического содержания, критические статьи В. Г. Белинского. 1848—1855 гг. ознаменованы дальнейшим усилением реакционного политического курса самодержавия. Оно проявилось в первую очередь в ужесточении надзора за печатью и просвещением. С целью более эффективной борьбы с передовой печатью 27 февраля 1848 г. был создан "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова для проведения ревизии цензурного ведомства. На основании выработанных им рекомендаций 2 апреля 1848 г. был учрежден постоянный "Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений" под председательством военного историка Д. П. Бутурлина, по имени которого Комитет получил название бутурлинского. прошедшие предварительную цензуру вышедшие в свет издания. Были приняты меры для прекращения связей с Западной Европой. Иностранцам был запрещен въезд в Россию, а русским — выезд за границу. Находившиеся за границей русские подданные должны были возвратиться в Россию под страхом лишения российского подданства и конфискации имений. Начальству предоставлялось право без объяснения причин и принятия жалоб увольнять подчиненных им чиновников, признанных неблагонадежными. Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Были ликвидированы остатки университетской автономии, резко сокращён прием студентов в университеты, повышена плата за обучение, усиливался надзор за студентами и профессорами. Все лекции и программы проходили строгую проверку. Деканам вменялось в обязанность проверять у студентов записи читаемых профессорами лекций. Из университетских программ были изъяты курсы политэкономии, философии и зарубежного права. В мае 1848 г. последовало распоряжение об ограничении числа студентов в университетах (не более 300 студентов на каждый университет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I. Социально-экономическое развитие России первой половины XIX века имело следующие особенности. Первая из них – неравномерность этого развития в различных регионах страны в силу разнообразия их природных, этнических и местных традиций. Вторая заключалась в том, что в России была велика роль государства в экономической жизни страны. Эта роль выражалась не только в многочисленных мерах регулирования, опеки, контроля и поощрения промышленности и торговли, в таможенной политике, защищавшей отечественных предпринимателей, в предоставлении им разных льгот и субсидий. Она выражалась также и в развитии самого государственного хозяйства. Вся кредитная система была исключительно государственной. Третья особенность заключалась в слабом развитии частной собственности, в первую очередь собственности на землю, и как следствие этого – слабое развитие «третьего сословия». В России оно было представлено узким слоем городской буржуазии и ремесленников, отчасти лицами умственного труда, при этом они были втиснуты в жёсткие рамки феодальных сословных структур. Хотя новые социально-экономические процессы и подрывали феодально-крепостническую систему, она продолжала оставаться господствующей вплоть до падения крепостного права .

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. История России (1Х-ХХ вв.) /Под ред. Я.А. Перехова. - М.: Гардарики, МарТ, 2000.
  2. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под ред.Н.И. Павленко. - М.: "Высшая школа", 2000.
  3. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Под ред.А.Н. Сахарова. - М.: АСТ, 1996.
  4. Канн П.Я. О числе жертв 14 декабря 1825 г. // История СССР. 1970. № 6.
  5. Капустина Т.А. Николай 1 // Вопросы истории. - 1993. - №11-12.
  6. Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая 1 // Новая и новейшая история. - 2001. -№№1,2.
  7. Кузнецов И.Н. Отечественная история. - М.: "Дашков и К0", 2005.
  8. Рахматуллин М.А. Император Николай 1 глазами современников // Отечественная история. -2004.
  9. Рахматуллин М.А. Император Николай 1 и его царствование // Наука и жизнь. - 2002. -№№ 1,2,3.
  10. Самыгин П.С., Самыгин С.И. Репетитор по истории. - Ростов н/ Д.: "Феникс", 2002.
  11. Троицкий Н.А. Россия в Х1Х веке. Курс лекций. - М.: Высш. школа. - 2003.
  12. Трубецкой СП. Замечания на книгу М.А. Корфа "Восшествие на престол императора Николая 1-го // 14 декабря 1825 года и его истолкователи. (Герцен и Огарев против барона Корфа). М., 1994.
  13. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М. 1990.
  14. Федоров В.А. Александр I. - Вопросы истории. - 1990. - № 1.
  15. Шмурло Е. История России. - М.: АГРАФ, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 2: «РЕФЕРЕНДУМ О СОХРАНЕНИИ СССР (МАРТ 1991 ГОДА)»

 

Содержание

Введение 

1. Причины обострения межнациональных  отношений во второй половине 80–х годов 

2. Суверенизация союзных республик. Провозглашение государственной  независимости Российской Федерации 

3. Августовские события  

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Несомненно, СССР это довольно могущественная империя. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует противоположное утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок, и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Изучив проблемы рассматриваемого периода (конец 50-х - 91гг.), можно выявить причины экономического отставания нашего государства. Поскольку эта тема мало изучена то взгляды историков расходятся.

Историк А.Г.Механик считает, что в период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. М.Головин считает, что именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР. Исследованием данной темы занимались такие политики как Э.Баталов, А.Зубов, Т.Камоза, В.Цедербаум-Левицкий и другие. Целью исследования в данной работе является выявление причин распада СССР, кому в первую очередь было выгодно, чтоб империя СССР развалилась.

Для достижения данной задачи я: изучила предпосылки начала кризиса советской системы; рассмотрела попытки перехода СССР к новым моделям общественного развития; показала процесс распада СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины обострения межнациональных отношений во второй половине 80 – х годов.

 

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР)1.

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. Президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на большие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д. T. Язов, сменивший на этом посту С. Л. Соколова.

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачёвым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачёву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.

Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность Председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

На состоявшейся в Вашингтоне третьей встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва 8 декабря 1987 г. стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В течение трёх лет Советский Союз брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США — 869. Арифметический проигрыш компенсировался общим снижением напряжённости, началом реального процесса разоружения. Вскоре после вашингтонской встречи, 15 февраля 1988 г., СССР начал вывод войск из Афганистана. «Холодная война» заканчивалась2.

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

 Вооружённые столкновения в  Нагорном Карабахе

  • Карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
  • Абхазская война — война между Грузией и Абхазией;
  • Грузино-осетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;
  • Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
  • Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;
  • Первая чеченская война — приход сепаратистов к власти в Чечне;
  • Конфликт в Приднестровье — столкновения между молдаванами и русскими в Приднестровье.

Ряд конфликтов так и не привели к полномасштабному военному противостоянию, однако продолжают осложнять обстановку на территории бывшего СССР до сих пор:

  • трения между крымскими татарами и местным славянским населением в Крыму;
  • положение русского населения в Эстонии и Латвии;
  • государственная принадлежность крымского полуострова.

 

2. Суверенизация союзных республик. Провоз-глашение государственной независимости Рос-сийской Федерации.

 

Децентрализация СССР. Политика так называемой перестройки, начатая в 1985 г. руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, в преломлении к вопросу о форме государственного единства выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Руководители СССР считали, что гарантией суверенитета союзных республик будет служить закрепленное в Конституции СССР право выхода из его состава. Однако события вышли за рамки представлений центра, который стал лишь фиксировать то, что делалось в республиках. Так, закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 г. был принят «вдогонку» решениям ряда республик об их суверенных правах. То же самое произошло и с законом о выходе из состава СССР, который приняли уже после того, как Литва заявила о своей независимости.

Переход к рыночным принципам разрушал экономический фундамент существовавших политических отношений. Неслучайно, что на пути к полной независимости все республики проходили один и тот же путь:

1) экономическая самостоятельность (внутренний хозрасчет);

2) провозглашение суверенитета, где  главную роль играет приоритет  республиканского законодательства  над Союзным и перераспределение  власти и собственности между  Союзом и республикой в пользу  республики;

3) провозглашение независимости  и обращение к мировому сообществу  с просьбой о признании.

Начался «парад суверенитетов». Республики принимают декларации о независимости. К власти в них приходят националистически настроенные силы. Возникает проблема защиты прав русскоязычного населения и вообще нетитульных наций на территории национально-государственных об-разований.

Нельзя сказать, что руководство СССР ничего не предпринимало для того, чтобы остановить действия республик, разрушавшие Союз. В постановлении Съезда народных депутатов «О положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации» содержались конкретные нормы, которые, по мнению законодателей, должны были нормализовать взаимоотношения в федерации. В частности, в противовес декларациям республик Президенту СССР совместно с высшими должностными лицами республик предписывалось разработать и подписать до конца текущего года Временное соглашение по экономическим вопросам на 1991 г., позволяющее сформировать бюджеты Союза и республик.

Информация о работе Внутренняя политика Николая I