Внутренняя политика Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Жизнь России всегда в значительной степени зависела от личности правителя. Мировоззрение человека, сосредоточившего в своих руках абсолютную власть над огромной многонациональной страной, оказывало влияние на стиль его правления и направление как внутренней, так и внешней политики. Поэтому историю России можно разделить на периоды, ориентируясь на годы правления князя, царя или императора. Человека принято судить по его делам, а императора судят во много раз строже, чем кого-либо другого. Период с 1825 года по 1855 год – годы правления Николая I – срок довольно большой. Все, что было сделано императором и правительством за это время, многократно обсуждалось историками. Однако в их отношении к личности Николая I и его политике в последнее время наметились некоторые перемены.

Содержание работы

Введение
1.Политика и управление
2. Социальная политика
3. Политика в области просвещения и печати
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

К проблеме Союзного договора Съезд народных депутатов возвратился и в постановлении «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения», принятом 25 декабря 1990 г. В результате напряженной работы ученых и политиков, представителей центра и республик в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который был направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.

Россия являлась самой крупной и экономически сильной среди союзных республик, обладала наибольшим научным и культурным потенциалом. Значительная часть предприятий и учреждений, находившихся на ее территории, имела общесоюзное значение и находилась в ведении Союза ССР. На долю органов власти РСФСР оставались, в основном, дела второстепенные. Фактически государственность России растворилась в органах Союза, которые традиционно решали все российские вопросы напрямую, минуя российские ведомства. При руководящей роли коммунистической партии, в то время, когда существовали компартии союзных республик со своими центральными комитетами, не существовало ни компартии РСФСР, ни соответствующих руководящих партийных органов.

В годы перестройки в России, как и в других республиках СССР, сложилось общественное мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутствием у республики возможности без санкции СССР использовать материальные и финансовые ресурсы, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением основ общественного и государственного строя республики.

12 июня 1990 г. Первый съезд народных  депутатов РСФСР принял Де-кларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федера-тивной Социалистической Республики». В преамбуле документа, в частности, говорилось, что съезд провозглашает суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Однако в тексте самой Декларации содержались такие положения, которые противоречили не только Конституции СССР, но и ставили под сомнение возможность су-ществования Союза вообще.

Программа реализации положений Декларации, перечень конкретных организационно-правовых мер были сформулированы в Постановлении съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)» от 22 июня 1990 г. Этим документом предусматривалось закрепить за СССР Министерство обороны, КГБ, министерства гражданской авиации, путей сообщения, морского флота, связи, энергетики и электрификации, атомной энергетики и промышленности, оборонные отрасли промышленности и космонавтику. Из-под управления органов Союза ССР выводились Совет Министров РСФСР, МВД РСФСР, Российский республиканский банк Госбанка СССР, преобразованный в Государственный банк России. Таким образом, Декларация существенно ослабляла СССР как федеративное государство, вносила черты конфедеративного начала.

Центробежные тенденции не могли не затронуть саму Россию. Вначале о суверенитете заявляют российские автономии. В частности, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгласили и другие республики. Некоторые члены Российской Федерации заявили об изменении своего государственно-правового статуса. Так, четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Горный Алтай и Хакасия стали автономными республиками.

Процессу «суверенизации» России способствовал не только пример со-юзных республик, но и политика руководства России, пришедшего к власти в результате выборов 1990 г. Большой резонанс получило высказывание Б.Н. Ельцина, обращенное к регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять».

Если первоначально акты о суверенитете союзных республик, как мы видим на примере России, не затрагивали факт вхождения в Союз ССР и не ставили под сомнение необходимость его существования, то по мере ослабления Союза и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава Союзного государства.

Верховный Совет СССР был вынужден принять Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Однако этот закон, как и большинство других, принимаемых парламентом, оказался мертворожденным. Бессилие руководства СССР обеспечить дейст-вие законов СССР на территории страны обусловило их полное игнорирование. Первыми борьбу за независимость начали республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.

Выборы в республиканские Верховные Советы весной 1990 г. повсеместно принесли победу национал-демократическим силам. 11 марта 1990 г. ночью, в канун открытия третьего Съезда народных депутатов СССР, Верховный Совет Литвы проголосовал за выход республики из состава СССР. 20 мая 1990 г. Верховный Совет Латвии принял Декларацию «О восстановлении независимости Латвийской республики». Подобные акты до событий августа 1991 г. приняли и другие республики СССР. Однако ни СССР, ни мировое сообщество в это время не признавали независимости республик СССР.

 

     3. Августовские события.

 

Большинство населения страны на референдуме высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство Союза, потеряв механизмы воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, то есть игнорировании республиканскими органами власти Конституции и других законов СССР, создании неконституционных, параллельно советам, органов власти на местах и т.д.

Перспектива принятия согласованного в Ново-Огареве проекта нового союзного договора означала переход от союзного государства к союзу госу-дарств. В этих условиях у части руководства страны возникла мысль путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственно-го единства.

Таким образом, одной из причин событий августа 1991 г. являлся начавшийся распад СССР и осознание руководством партии и государства невозможности остановить этот процесс другими, легальными, не чрезвычайными мерами.

После кризиса 19-20 августа 1991 г. сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политической целесооб¬разностью». Республиканские органы власти действовали без оглядки на союзный «Центр». Августовское выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С конца августа 1991 г. начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года.

Со 2 по 5 сентября 1991 г. в Москве работал Пятый (внеочередной), последний съезд народных депутатов СССР, которые некоторые из его участников охарактеризо¬вали как «похороны Союза». Съезд принял конституцион¬ный «Закон об органах государственной власти и управления Союза в ССР в переходный период». Закон предусматривал «прекращение деятельности» высших органов государствен¬ной власти СССР — Съезда и Верховного Совета, которые обладали правом принятия общефедеральных законов. Согласно закону, был создан Госсовет СССР, состоявший из Президента СССР и высших должностных лиц респуб¬лик, к которому на неопределенный по времени «переход¬ный период» передавались реальные функции управле¬ния.

Еще ранее, 23 августа 1991 г., Б. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», положения, которого были позднее развиты в серии других актов и привели к фактическому запрещению КПСС. 25 сентября Горбачев объявил о сложении с себя обязанностей Генерального секретаря и призвал партию самораспуститься. Эти события вызвали цепную реакцию в союзных республиках. До конца августа 1991 г. деятельность компартий была при-остановлена в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Эстонии; ком¬партии были запрещены на Украине, в Молдавии, Литве. Процесс «департизации» республик в основном завершился к середине сентября 1991 г.

25 августа указом Горбачева был  ликвидирован Совет Министров  СССР и вместо него создан  Комитет оперативно¬го управления народным хозяйством, который возглавил российский премьер И. Силаев. Создание Комитета и назна¬чение его руководства обозначили еще одну важную после-августовскую тенденцию — перевод союзных структур под управление российских органов власти. До конца 1991 г. под юрисдикцию России перешли органы гражданской и военной прокуратуры, министерство финансов и Госплан СССР.

24 августа 1991 г. ВС УССР провозгласил  Украину незави¬симым демократическим государством, заявив при этом, что с этого момента действующими на территории являются лишь Конституция, законы, постановления и другие акты законо¬дательства республики. В тот же день свою независимость провозгласила Белоруссия, 27-го это сделала Молдавия, 30-го — Азербайджан, а 31 августа — Киргизия и Узбекистан. Верховные Советы Латвии, Литвы и Эстонии еще 20—21 ав¬густа объявили о своей независимости и восстановлении своих старых конституций, которые дей-ствовали до 1940 г.

События августа дали новый мощный импульс концентра¬ции управленческих полномочий в руках исполнительной власти России, олицетворяемых институтом президента.

Сразу после «путча» Б. Ельцин получил право назначать глав админи-страций краев и областей России, которые напрямую подчинялись президенту и принимали полномочия председа¬телей исполкомов соответствующих советов. Тогда же в авгу¬сте был создан институт «представителей президента» в ре¬гионах, и к концу года более 50 человек уже работали в этом качестве. Позиции президента были заметно усилены реше¬ниями пятого съезда народных депутатов (28 октября -2 ноября 1991 г.). Одно его Постановление «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» предоставляло президенту право самостоятельно реорганизовывать структуру высшей исполнительной власти России и единолично решать вопросы ее кадрового обеспече¬ния. Другое Постановление — «О правовом обеспечении экономической реформы» - предоставляло Президенту право «в период проведения ради-кальной экономической реформы» издавать указы, имеющие силу законов. Съезд предоставил эти полномочия президенту временно, на один год.

После августа 1991 г. берет начало новая федеративная по¬литика России. Звучавшее в 1990 г. предложение «глотать суверенитеты» осенью 1991 г. было окончательно признано ошибочным, и началась борьба за сохранение бывших автоно¬мий в правовом поле России. Однако сделать это было нелегко, так как процесс суверенизации уже имел свою инерцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

 

В данной курсовой работе  я попыталась проследить сложную историю распада СССР. Российское государство в течение ХХ-го века пережило два переломных периода. Первый период – это октябрь 1917г., когда расстановка сил в обществе и государстве меняется, и к власти приходят большевики. Второй – это время августовского путча 1991г., когда система, создаваемая на протяжении 70-и лет, рухнула, как карточный домик.

Распад СССР являлся следствием ошибок в правящей среде. На протяжении всей истории советского государства делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер.

В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности.

В области внешней политики СССР делал колоссальные затраты на войны во Вьетнаме и Афганистане. Ведение холодной войны отнимало огромные средства.

Попытки Ю.В.Андропова придать эффективность бюрократической системе без существенных структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными «пороками» - не вывели, да и не могли вывести страну из кризисного состояния.

1985 год – избрание М.С.Горбачева – провозглашение руководством КПСС курса на перестройку – время великих перемен, масштаб которых справедливо сопоставляют с такими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917г. в России. Однако носила она затяжной, мучительный характер и завершилась, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Россия, которую мы не знали 1939-1993 гг. Хрестоматия по истории для школ и вузов; М.Е. Главацкой.-Челябинск.-1995;
    2. Новейшая отечественная история XX – начало XXI века; Книга 2; М.А. Щагин. – М. 2008;
    3. История России XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М., 1996;
    4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 1997;
    5. Дементьев И. О психологии национальных конфликтов // Коммунист. -1990;
    6. Ионин А.  Реквием по Союзу // Новое время. -1991;
    7. Бондарев В. Самораспад. Можно ли говорить о закономерностях развала СССР // Родина.- 1993;
    8. Зотов В. Предистория распада // Родина. -1994;
    9. Зотов В. Национальный вопрос: деформации  прошлого // Коммунист.- 1989;
    10. Соловей В. Современный русский национализм: идейно – политическая классификация // Общественные  науки и современность. -1992;
    11. Ярошенко В. Энергия распада. Очерки политических обстоятельств 1989 – 90гг. // Новый мир.- 1991;
    12. Игрицкий Ю.И.  Рец. на  кн.: Согрин В. Политическая история современной России, 1985 – 1994. От Горбачёва до Ельцина // Отечественная история. -1995;
    13. Согрин В.В. 1985 – 1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история.- 1995;
    14. Гусев К.В.  Рец. на кн.:  Пихоя Р.Г.  Советский Союз: история власти. 1945 – 1991. Отечественная история.- 2000; 
    15. Протасов Л.Г. История национальных политических партий России. // Оте-чественная история.-1998;
    16. Миронов Б.Н.  Рец. на  кн.:  Каппелер А.  Россия – многонациональная империя. // Отечественная история.-1998;
    17. Сыч А.И.  Рец. на кн.: Хобсбаум Е.  Век крайностей. Краткая мировая история. 1914-1991. // Вопросы истории. –2000;
    18. Иванов Р.Ф. Крушение Организации Варшавского Договора и Советского Союза. Американская версия.// Новая и новейшая история. – 2000.

Информация о работе Внутренняя политика Николая I