Внутренняя политика Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………….................….с.3 - 4
II.Основная часть

1. Допетровская Россия ………………………………...............……..с.5 - 6

2. Внутренняя политика Петра I

2.1. Военные реформы …………………………….….…..........….с.6 - 9

2.2. Административные реформы …………………….............….с.9 - 11

2.3. Развитие экономики при Петре …………………...........…c.11 - 13

2.4. Церковные преобразования ……………………….........… с.13 - 16

2.5. Вклад Петра I в развитие культуры ………………........….с.16 - 17
III Заключение………………….......…………………………..…....с.17 - 18
Литература ………..............................…………………….....………...с.19

Файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

 Итак, необходимо отметить, что именно Петр создал регулярную  армию с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением  и обмундированием. В конце  его царствования русская армия  состояла из 210 000 человек 

 Подчеркивая значение  военной реформы, русский историк  В.О. Ключевский писал: " Военная  реформа Петра осталась бы  специальным фактом военной истории  России, если бы не отпечатлелась  слишком отчётливо и глубоко  на социальном и нравственном  складе всего русского общества, даже на ходе политических  событий. Она выдвигала вперед  двойное дело, требовала изыскания  средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер для поддержания их регулярного строя…"

 Огромное значение  Петр придавал военно-морскому  флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода  очень ясно показали, что без  сколько-нибудь сильного флота  причерноморскую крепость взять  невозможно. Поэтому Петр отдает  указ о построении флотилии. Созданная  в одну зиму флотилия была  проведена по мелким рекам  к Азову. Флотилия стояла в  чужом море, где не было ни  одной гавани, которая бы принадлежала  ей. Корабли этой флотилии были  построены из мерзлого дерева  и, по словам иностранных экспертов,  годились лишь на дрова. Петр  делал все возможное со своей  стороны для укрепления и развития  флота, по этой причине на  смену малограмотным мастерам  были приглашены английские и  голландские мастера, которые  славились своим мастерством  в этом деле.

 Возникли арсеналы  и портовые мастерские. Наскоро  были обучены матросы и офицеры.  Было устроено общее управление  флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.

 Еще до начала войны  со шведами, начинаются столкновения  с ними. Петр понимает, что без  военного флота ему не овладеть  Невой и ее устьями. Ввиду  этого Петр начинает постройку  нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704 года.

   Первыми русскими  матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о создании  личного состава флота еще  в 1697 году он отправил несколько  партий учеников в Венецию,  Англию и Голландию. В 1699г.  они вернулись обратно в Россию. Надеясь обнаружить глубокие  познания в корабельном и морском  деле у учеников, Петр делает  им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно,  экзамен выдержали только 4 человека“.  Ощущалась острая нехватка квалифицированных  кадров, поэтому Петру пришлось  нанять матросов, офицеров и кораблестроителей  в Англии и Голландии. 

 Детище Петра - Российский  флот не раз сыграл важную  роль в жизни государства. Первая  победа русских на море-победа  у мыса Гангут, в результате  которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела. После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия. Ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать флотами четырех держав (Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в этой кампании.

 Таким образом, Петр I вывел Россию в ранг морских  держав. В большей степени благодаря  именно военно-морскому флоту  удалось “прорубить окно в  Европу”, что оказало свое  влияние на дальнейшее развитие  империи и укрепления ее могущества.

2.2 Административные реформы 

         С  1708 г.  Петр начал  перестраивать   старые  органы власти и управления  и заменять их новыми. В результате  к концу  первой  четверти  XVIII  в.  сложилась следующая система органов власти и управления.

         Вся  полнота законодательной,  исполнительной,  и судебной  власти  сосредоточилась   в руках Петра,  который после  завершения Северной войны получил  титул  императора.  В 1711 г.  был создан новый высший орган  исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными   законодательными  функциями.  Он  принципиально отличался от своего  предшественника - Боярской думы.

         Члены  совета назначались императором.  В порядке осуществления исполнительной  власти  Сенат издавал  указы,  имевшие  силу  закона.  В  1722  г.  во главе Сената был  поставлен генерал-прокурор, на которого  возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.  В первой  четверти  XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов,  возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц,  нарушавших "казенный интерес".

         Никак  не соответствовали новым   условиям  и  задачам приказная  система,  сложившаяся при Боярской  думе. Возникшие в разное время  приказы  (Посольский,  Стрелецкий, Поместный,  Сибирский,  Казанский,  Малороссийский и др.) сильно  различались  по  своему  характеру   и  функциям. Распоряжения  и   указы  приказов  зачастую противоречили  друг другу,  создавая невообразимую  путаницу  и  надолго задерживая  решение неотложных вопросов.

        

 Взамен устаревшей  системе приказов в  1717-1718  гг. было создано 12 коллегий, каждая  из которых ведала определенной  отраслью или сферой  управления  и  подчинялась Сенату.  Главными  считались три коллегии:  Иностранная, Военная и Адмиралтейство.  В компетенцию Комерц-,  Мануфактур-  и Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами,  Штатс - коллегия - расходами,  а Ревизион - коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм.  Юстиц-коллегия ведала гражданским   судопроизводством,  а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением;  ему подчинялись магистраты и ратуши  всех  городов. Коллегии  получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

         Кроме  коллегий  было создано несколько  контор, канцелярий, департаментов,  приказов, функции которых были  также четко разграничены.  Одни  из них,  например Герольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой и производством в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, Монетный департамент, Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

         В  1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка   органов власти и управления  на местах.  Страна была разделена  на 8 губерний,  различавшихся по  территории  и  количеству населения.  Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных  областей, а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр,  территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,  Костромской,  Московской,  Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

         Во  главе губернии стоял назначаемый   царем  губернатор,  сосредоточивавший   в  своих руках исполнительную  и судебную власть. При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем,  что губернатор подчинялся не  только императору и Сенату, но  и всем коллегиям, распоряжения  и указы которых зачастую противоречили  друг другу. 

         Губернии  в  1719  г.  были  разделены   на провинции, число которых  равнялось 50. Во главе провинции  стоял воевода с канцелярией  при нем.  Провинции, в свою  очередь, делились на уезды  с воеводой и уездной  канцелярией.  Некоторое  время в царствование  Петра уездная администрация  была заменена выборным земским  комиссаром из местных дворян  или отставных офицеров.  Его  функции ограничивались сбором  подушной  подати,  наблюдением  за выполнением казенных повинностей,  задержанием беглых крестьян.  Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной канцелярии.  В  1713  г.  местному  дворянству  было предоставлено выбирать  по  8-12  ландратов  (советников  от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления  недовольства  и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию служащего люда.  Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и придворный,  с разделением каждого на 14 рангов,  или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

2.3 Развитие экономики  при Петре 

 В Петровскую эпоху  российская экономика,  и, прежде  всего, промышленность совершила  гигантский скачок.  В то же  время  развитие  хозяйства  в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом.  В Московском государстве XVI-XVII в.  существовали крупные промышленные  предприятия - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

 В сельском  хозяйстве  возможности совершенствования  черпались из дальнейшего освоения  плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье для промышленности,  развития  животноводства, продвижения земледелия  на восток и юг, а также более  интенсивной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства   в сырье для российской промышленности  привели к широкому  распространению  таких культур,  как лен и  конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание  льна и конопли,  а также  табака,  тутовых деревьев для  шелкопрядов. Указ 1712 г.  предписывал  создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.

 В Петровскую эпоху  происходит резкое разграничение  страны на две зоны ведения  феодального хозяйства - неурожайный  Север, где феодалы переводили  своих крестьян на денежный  оброк, зачастую отпуская их  в город и другие сельскохозяйственные  местности на заработки, и   плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины. 

 Также усиливались  государственные повинности крестьян. Их силами строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные  рекрутские наборы, повышались старые  денежные сборы и вводились  новые. Главной целью политики  Петра все время являлось получение  как можно больших денежных  и людских ресурсов для государственных  нужд.

 Были проведены две  переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась  "душа" мужского пола, вне зависимости  от возраста, с которой взималась  подушная подать в размере  70 копеек в год (с государственных  крестьян - 1 руб.  10 коп. в год).

 Это упорядочило податную  политику и резко подняло доходы  государства (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они  составляли до 12 млн. руб. в  год).

 В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и  ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не  менее 200 новых мануфактур, он  всячески поощрял их создание. Политика государства была также  направлена на ограждение молодой  российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможенный устав 1724 г.).

 Российская мануфактура,  хотя и имела капиталистические  черты, но использование на  ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных  и др. - делало ее крепостническим  предприятием. В зависимости от  того, чьей собственностью они  являлись, мануфактуры делились  на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

 Государственные казенные  заводы использовали труд  государственных  крестьян, приписных крестьян, рекрутов  и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали  тяжелую промышленность  -  металлургию,  судоверфи, рудники. На купеческих  мануфактурах, выпускавших преимущественно  товары широкого потребления,  работали и посессионные, и оброчные  крестьяне,  а также вольнонаемная  рабочая сила. Помещичьи предприятия   полностью обеспечивались силами  крепостных помещика-владельца. 

 Протекционистская политика  Петра  вела к появлению  мануфактур в самых разных  отраслях промышленности,  зачастую  появлявшихся в России впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

 Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  пороховой, бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.

 К концу царствования  Петра в России существовала  развитая многоотраслевая промышленность  с центрами в Петербурге,  Москве, на Урале. Крупнейшими  предприятиями  были Адмиралтейская верфь,  Арсенал,  петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала,  Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

 Тысячи россиян   проходили  в Европе обучение  разным специальностям, и в свою  очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась  самыми передовыми технологиями  Европы.

Информация о работе Внутренняя политика Петра I