В результате Петровской
политики в экономической
области за сверхкороткий срок
была создана мощная промышленность,
способная полностью обеспечить
военные и государственные нужды
и ни в чем не зависящая
от импорта.
2.4. Церковные преобразования
Не обошел царь своим
вниманием и церковь.
Московский государь
считался верховным покровителем
церкви и принимал активное
участие в церковных делах.
Но и церковные власти призывались
к участию в государственном
управлении и влияли на него.
Петр вырос не под
таким сильным влиянием богословской
науки и не в такой благочестивой
обстановке, как росли его братья
и сестры. С первых же шагов
своей сознательной жизни он
сошелся с «еретиками немцами»
и, хотя остался православным
по убеждениям человеком, однако
свободнее относился ко многим
обрядностям, чем обыкновенные
московские люди, и казался зараженным
«ересью» в глазах старозаветных
ревнителей благочестия. Можно
с уверенностью сказать, что
Петр от своей матери и от
консервативного патриарха Иоакима
не раз встречал осуждение за свои привычки
и знакомство с еретиками. При патриархе
Адриане, слабом и несмелом человеке, Петр
встретил не более сочувствия своим новшествам,
вслед за Иоакимом и Адриан запрещал брадобритие,
а Петр думал сделать его обязательным.
При первых решительных нововведениях
Петра все протестующие против них, видя
в них ересь, искали нравственной опоры
в авторитете церкви и негодовали на Адриана,
который малодушно молчал, по их мнению,
тогда, когда бы следовало стать за правоверие.
Адриан действительно не мешал Петру и
молчал, но он не сочувствовал реформам,
и его молчание, в сущности, было пассивной
формой оппозиции. Незначительный сам
по себе, патриарх становился неудобен
для Петра, как центр и объединяющее начало
всех протестов, как естественный представитель
не только церковного, но и общественного
консерватизма. Патриарх же, крепкий волею
и духом, мог бы явиться могучим противником
Петра, если бы стал на сторону консервативного
московского мировоззрения, осуждавшего
на неподвижность всю общественную жизнь.
Понимая эту опасность,
Петр после смерти Адриана в 1700г.
не спешил с избранием нового патриарха,
а «местоблюстителем патриаршего престола!»
назначил Рязанского митрополита Стефана
Яворского, который имел функции только
духовного пастыря.
Верховным авторитетом
в делах религии признавался
собор иерархов; сам Петр, как
и прежние государи, был покровителем
церкви и принимал живое участие
в ее управлении. Это участие
Петра привело к тому, что в
церковной жизни важную роль
стали играть архиереи малороссы,
прежде гонимые. Несмотря на
протесты и на Руси, и на
православном Востоке, Петр постоянно
выдвигал на архиерейские кафедры
малорусских ученых монахов. Великорусское
малообразованное и враждебное
реформе духовенство не могло
явиться помощником Петру, тогда
как малороссияне, имевшие более
широкий умственный кругозор
и выросшие в стране, где православие
вынуждено было к деятельной
борьбе с католицизмом, воспитали
в себе лучшее понимание задач
духовенства и привычку к широкой
деятельности. В своих епархиях
они не сидели, сложа руки, а
обращали в православие инородцев,
действовали против раскола, заводили
школы, заботились о быте и
нравственности духовенства, находили
время и для литературной деятельности.
Петр ценил их более чем
тех духовных лиц из великорусов,
узкие взгляды которых часто
становились ему на дороге. Можно
привести длинный ряд имен
малороссов архиереев, занявших
видные места в русской иерархии.
Но особенно замечателен из
них Феофан Прокопович. Познакомясь
с ним впервые в Киеве в 1706 г., Петр в 1716
г. вызвал его в Петербург, сделал его своей
правой рукой в деле церковного управления
и защищал от всех нападков со стороны
прочего духовенства, заметившего в любимце
Петра протестантский дух. Феофан же в
своих знаменитых проповедях явился истолкователем
и апологетом реформ Петра, а в своей практической
деятельности был искренним и способным
его помощником.
Феофану и принадлежит
разработка и, может быть, даже
самая мысль того нового плана
церковного управления, на котором
остановился Петр. Более двадцати
лет (1700-1721) продолжался временный
беспорядок, при котором русская
церковь управлялась без патриарха.
14 февраля 1721 г. совершилось открытие
«Святейшего Правительствующего
Синода». Эта духовная коллегия
навсегда заменила собой патриаршую
власть. В руководство ей был
дан Духовный регламент, составленный
Феофаном и редактированный самим
Петром. В регламенте откровенно
указывалось на несовершенство
единоличного управления патриарха
и на политические неудобства,
проистекающие от преувеличения
авторитета патриаршей власти
в делах государственных. Он
поднял бурю негодования. Сильнее
всего он обрушивался на черное
духовенство:
мужчинам запрещено
поступать в монастырь до 30 лет;
монахам вменяется
в обязанность исповедоваться
и причащаться не менее 4 раз
в год;
во всех монастырях
вводится обязательный труд;
монахам запрещается
посещать женские монастыри, и
даже частные дома;
монахиням запрещается
давать окончательные обеты до
50 лет, и послушничество не
может служить препятствием для
вступления в брак.
Хотя неудовольствие
и было всеобщим, обнародование
регламента произошло 25 января 1721
года. Коллегиальная форма церковного
управления рекомендовалась как
наилучшая во всех отношениях.
Состав Синода по регламенту
определяется так: президент,
два вице-президента, четыре советника
и четыре асессора (в число
их входили представители черного
и белого духовенства). Заметим,
что состав Синода был аналогичен
с составом светских коллегий.
Лица, состоявшие при Синоде, были
таковы же, как и при коллегиях;
представителем особы государя
в Синоде был обер-прокурор, при
Синоде было целое ведомство
фискалов, или инквизиторов. Внешняя
организация Синода была взята
с общего типа организации
коллегии.
Так учреждением Синода
Петр вышел из того затруднения,
в каком стоял много лет.
Его церковно-административная реформа
сохранила в русской церкви
авторитетную власть, но лишила
эту впасть того политического
влияния, с каким могли действовать
патриархи. Вопрос об отношении
церкви и государства был решен
в пользу последнего, и восточные
иерархи признали вполне законной
смену патриарха Синодом.
Церковная юрисдикция
была при Петре очень ограничена:
масса дел от церковных судов
отошла в суды светские. Для
суда над церковными людьми, по
искам светских лиц, был в
1701г. восстановлен Монастырский
приказ со светскими судами.
В 1649 г. в Уложении
явился, наконец, закон, запрещавший
духовенству дальнейшее приобретение
земель. Но Уложение еще не
решилось возвратить государству
те земли, которыми владело
духовенство. К монашеству Петр
относился не только с меньшей
заботой, но даже с некоторой враждой.
Она исходила из того убеждения Петра,
что монахи были одной из причин народного
недовольства реформой и стояли в оппозиции.
У монастырей были отняты их земли, их
доходы, и число монахов было ограничено
штатами; не только бродяжничество, но
и переход из одного монастыря в другой
запрещался, личность каждого монаха была
поставлена под строгий контроль настоятелей:
занятия в кельях письмом запрещены, общение
монахов с мирянами затруднено. В конце
царствования Петр высказал свой взгляд
на общественное значение монастырей
в «Объявлении о монашестве» (1724). По этому
взгляду, монастыри должны иметь назначение
благотворительное (в монастыри помещались
на призрение нищие, больные, инвалиды
и раненые), а, кроме того, монастыри должны
были служить к приготовлению людей к
высшим духовным должностям и для приюта
людям, которые склонны к благочестивой
созерцательной жизни. Всей своей деятельностью
относительно монастырей Петр и стремился
поставить их в соответствие с указанными
целями.
2.5. Вклад Петра
в развитие культуры
Характерной особенностью
русского культурного развития
в 1-ой четверти XVIII века был
светский характер культуры, ликвидация
духовного господства церкви. Строительство
мануфактур, каналов, крепостей,
развитие военной техники, кораблестроения,
архитектуры послужили сильным
толчком к распространению светского
образования и научных знаний.
Был заложен фундамент для
развития многих отраслей науки
и техники. Появились культурные
учреждения (типографии, театры, музеи,
библиотеки). В Москве и Петербурге
были основаны артиллерийская
и военно-инженерные школы, а,
после Навигационной школы - Морская
академия. Петр I заботился о развитии
образования в России. С этой
целью он выписывал из-за границы
учителей. Во многих городах были
открыты начальные "цыфирные"
школы, в которых были обязаны учиться
все дворяне. Прогрессивной чертой петровских
школ было соединение обучения с практикой.
При Петре I по существу
были заложены основы школьного
образования в России. Церковно-славянский
алфавит был заменен новым
гражданским. Усилились культурные
связи со странами Западной
Европы.
В России возникли
первые научно-технические лаборатории,
астрономические обсерватории с
телескопами. Крупные ученые, изобретатели
вызывали своими работами восхищение
не только русских, но и западноевропейских
специалистов. Большой вклад в
развитие русской науки внес
и сам Петр I .
В Петербурге была
открыта "Кунсткамера" естественных
наук, где по указу 13.II.1719 года
"О сборе редкостей и покупке
их у населения "Петра I ,
собирались различные экспонаты.
Указ гласил:
"Так, если кто найдет
в земле или в воде какие старые
вещи: а именно каменья необыкновенные,
кости человеческие или скотские, не такие,
как у нас ныне есть, или такие, но очень
великие или малые перед обыкновенными,
также какие старые надписи на железе,
каменьях или меди, или какое старое и
ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее
все, что очень старо и необыкновенно -
так чтобы приносили, да что будет довольное
вознаграждение". 2 января 1703 г вышла
в свет первая печатная газета "Ведомости".
В 1725 г была открыта Петербургская Академия
наук с гимназией.
Все культурные преобразования
1-ой четверти XVIII века были направлены
на то, чтобы привить грамоту
и приобщить русский народ
к культурным достижениям стран
Западной Европы, поставить Россию
на один уровень с ведущими
державами мира, сохранить достижения
культуры для последующих поколений.
III. Заключение
Н. Я. Данилевский,
определяя историческую значимость
реформ Петра I, отмечал две
стороны его деятельности: государственную
и реформативную ("изменения в быте,
нравах, обычаях и понятиях"): "Первая
деятельность заслуживает вечной признательной,
благоговейной памяти и благословения
потомства". Деятельностью второго
рода, по мнению Н. Я. Данилевского, Петр
привнес "величайший вред будущности
России": "Жизнь была насильственно
перевернута на иностранный лад". Несмотря
на противоречивые мнения отечественных
историков на развитие России в период
правления Петр I , можно охарактеризовать
данный период как значительный шаг России
вперед, по пути развития. Россия стала
страной с возросшей экономикой, сильной
армией, более просвещенной и влиятельной
на международной арене. Вплоть до сегодняшнего
дня русские считают, что царствование
Петра Великого было революцией в истории
страны. За тридцать лет Россия стала совсем
иной, благодаря чрезвычайно активной
деятельности Петра I. Даже то, что в период
его правления было немало жесткости и
жестокости по отношению к своим поданным,
не умоляет его исторического значения,
так как делал это царь Петр I во имя
развития и процветания России. Те основы
для дальнейшего развития торговли, науки,
промышленности дали, в конечном счете,
свои плоды. Европейские страны стали
принимать Россию во внимание, как могущественную
державу.
Противоречивость в
рассуждениях об этом периоде
истекает, очевидно, из того, что
основные тяготы по подъему
экономики России, вооружению армии,
войне, строительству новых городов
и предприятий, легли в большей
степени на плечи простых крестьян.
Поскольку производительность крепостного
труда была невысокая, средства
на преобразования Петра I поступали
от увеличения пошлин и податей,
которые уменьшали и без того
низкий уровень жизни простолюдинов.
Мнение современников Петра I
о проводимых им реформах тоже
было неоднозначное. Многие поддерживали
Петра в его преобразованиях,
оказывали посильную помощь. В
это время в дворянское сословие
вышло много людей из простолюдинов,
которые делом доказали преданность
царю. В то же время многие
дворяне и простые люди не
понимали необходимость столь
жестких условий. " Как его бог
на царство послал, так и светлых
дней не видали, тягота на мир,
рубли да полтины, да подводы,
отдыху нашей братьи, крестьянству
нет".* Поэтому многие крестьяне
уходили от тягот государственной
жизни в Сибирь, в казаки. Дворяне
пытались устроить перевороты
и уклонялись от исполнения
указов. Но, учитывая грозную личность
Петра, недовольство народа не
переходило в общее открытое
сопротивление. Вспыхивавшие бунты
подавлялись с помощью вооруженной
силы.
Связывая время царствования
Петра Великого с настоящим
временем можно провести своеобразную
параллель между революционными
преобразованиями в то время
и сменой экономических отношений
в наше время. Период изменений
всегда характеризуется неустойчивостью
в работе производства, снижением
уровня жизни, народными волнениями
и войнами. И для быстрейшего
восстановления и возрождения
государства Российского необходим
совместный труд всех его граждан
на благо России во благо
России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловьев
С.М. Об истории новой России.
- М.: Просвещение, 1993.
2. Анисимов
Е.В. Время петровских реформ.
- Л.: Лениздат, 1989.
3. Ключевский
В.О. Сочинения в 9 томах т. IV
Курс русской истории М.: Мысль
1989
4. Павлиенко Н.И.
Петр Первый и его времена. М.:
Просвещение, 1989 г. С164
5. Российская
империя в кн.: Хроника истории
России М.: Дрофа 1995 – 99
6. Павленко
Н.И. Петр Великий. М.: Мысль
1990-592с. стр.-320
7. Анисимов
Е.В., Каменский А.Б. Россия в
XVIII - первой половине XIX века: История.