Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:18, контрольная работа
Личность Петра I (1672 - 1725 гг.) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Введение 1
1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I 3
2. Военные реформы 4
3. Реформа государственного управления 6
3.1. Реформа центрального управления 8
3.2. Реформа местного управления 11
3.3. Реформа городского управления 13
3.4. Результаты реформы государственного управления 14
4. Реформа сословного устройства 16
4.1. Служивое сословие 16
4.2. Городское сословие (посадские и городские люди) 17
4.3. Крестьянство 17
5. Церковная реформа 18
6. Экономические преобразования 20
7. Реформы в области культуры и быта 22
Заключение 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «История»
на тему: «Внутренняя политика Петра I»
Выполнил: студент группы 53-11
Айвазов Н. И.
Проверил: доцент, к. и. н.
Минкин М. Р.
Альметьевск, 2011
Содержание
Введение 1
1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I 3
2. Военные реформы 4
3. Реформа государственного управления 6
3.1. Реформа центрального управления 8
3.2. Реформа местного управления 11
3.3. Реформа городского управления 13
3.4. Результаты реформы государственного управления 14
4. Реформа сословного устройства 16
4.1. Служивое сословие 16
4.2. Городское сословие (посадские и городские люди) 17
4.3. Крестьянство 17
5. Церковная реформа 18
6. Экономические преобразования 20
7. Реформы в области культуры и быта 22
Заключение 24
Введение
«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».
И. И. Неплюев
Личность Петра I (1672 - 1725 гг.)
по праву относится к плеяде ярких
исторических деятелей мирового масштаба.
Много исследований и художественных
произведений посвящено преобразованиям,
связанным с его именем. Историки
и писатели по-разному, порой прямо
противоположно, оценивали личность
Петра I и значение его реформ. Уже
современники Петра I разделились на
два лагеря: сторонников и противников
его преобразований. Спор продолжался
и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил
Петра, восторгался его деятельностью.
А немного позже историк
В конце XVII в., когда на русском
престоле оказался молодой царь Петр
I, наша страна переживала переломный момент
своей истории. В России, в отличие
от основных западноевропейских стран,
почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечить
страну оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к
морям - ни к Черному, ни к Балтийскому,
через которые могла бы развивать
внешнюю торговлю. Не имела поэтому
Россия и собственного военного флота,
который охранял бы ее рубежи. Сухопутная
армия строилась по устаревшим принципам
и состояла главным образом из
дворянского ополчения. Дворяне
неохотно покидали свои поместья для
военных походов, их вооружение и
военная выучка отставала от передовых
европейских армий. Между старым,
родовитым боярством и
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник А.С. Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 г., то есть почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".
Созданное в России Петром пережило и поколение М.Н. Погодина, и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., то есть спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., то есть 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 гг., то есть в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., то есть 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор, подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.
1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной.
Эта отсталость представляла собой
серьезную опасность для
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной
своей части состояло из отсталого
дворянского ополчения и
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля продуктами сельского хозяйства. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
XVII век был временем, когда
Россия установила постоянное
общение с Западной Европой,
завязала с ней более тесные
торговые и дипломатические
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянутся на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
2. Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.
"Игра в солдатики",
которой отдавал все свое
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695 - 1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало Северной войны
стало толчком к окончательному
созданию регулярной армии. До Петра
армия состояла из двух главных частей
- дворянского ополчения и
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
3. Реформа государственного управления
В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.
Для абсолютной монархии характерны
наивысшая степень
Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию.
В первой четверти XVIII в. возникает
и вторая опора абсолютной монархии
- бюрократический аппарат
Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений.
Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права.