Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:33, курсовая работа
В данной работе стоит цель изучить внутреннюю политику Византийской империи в эпоху правления императора Юстиниана I (483 - 565 гг.) и по произведения византийских авторов Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского.
Задачи данной работы – дать характеристику внутренней политике Византии раннего периода империи на примере эпохи Юстиниана I, указать её особенности и её последствия для будущих поколений византийцев.
Введение
Глава I – Перед Юстинианом и немного про самого Юстиниана
Глава II – Государственные реформы
Глава III – Строительство при Юстиниане. Города и ремесло.
Глава IV –Города и ремесло.
Глава V – Религиозная политика.
Заключение
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ АРИХИВНОГО ДЕЛА
Кафедра всеобщей истории
Внутренняя
политика ранней Византийской империи
на примере эпохи правления
Специальность «История»
Курсовая работа студента 3-й группы 2-го курса очной формы обучения
Научный руководитель к. и. н., Е. Д. Браун
|
Москва 2012
Содержание:
Введение
Глава I – Перед Юстинианом и немного про самого Юстиниана
Глава II – Государственные реформы
Глава III – Строительство при Юстиниане. Города и ремесло.
Глава IV –Города и ремесло.
Глава V – Религиозная политика.
Заключение
Введение
Должен заметить, что к настоящему моменту данная тема весьма широко изучена и освещена. И всё же, большинство историков в своих научных трудах больше пишет о внешней политике: войны, дипломатия, династические браки и так далее описывая внутреннюю в основном только когда происходят крупные восстания. Именно в этом я и вижу свою задачу – сконцентрироваться на внутренней политике, не касаясь внешней.
В данной работе стоит цель изучить внутреннюю политику Византийской империи в эпоху правления императора Юстиниана I (483 - 565 гг.) и по произведения византийских авторов Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского. В свое работе, я не собираюсь касаться темы придворных взаимоотношений. Я немного поведаю о Юстиниане, его биографии и личности. Я не собираюсь касаться темы различных «фаворитов», жены Юстиниана – Феодоры, её легендарных «забавах» и прочих закулисных подробностей и «игр престолов». Не буду я также много рассказывать о византийской культуре той эпохи (исключение лишь строительная деятельность при Юстиниане). Задачи данной работы – дать характеристику внутренней политике Византии раннего периода империи на примере эпохи Юстиниана I, указать её особенности и её последствия для будущих поколений византийцев. Не скрою, у меня есть некоторая симпатия к Византии, по причине её уникальности… тут я хотел бы процитировать предисловие Джона Норвича: – «Византия – это слияние римского тела, греческого разума и восточной мистической души».
Объектами исследования являются граждане, властвующая элита и церковь.
Предметами исследования – «О постройках» и «Corpus iuris civilis» Прокопия Кесарийского, и «О царствовании Юстиниана» и «Эпиграммы» Агафия Миринейского.
Историография
На данную тему, написано немалое количество научных и научно-популярных трудов и статей.
В своей работе, я опирался главным образом на работу британского историка Джона Норвича «История Византии». Изначально, Норвич написал 3 тома по истории Византийской империи, но спустя некоторое время он решил издать научно-популярную версия и сжал три тома до одного который в оригинале он так и назвал – «Краткая история Византии». В своём исследовании, Норвич подробно описывает события от Константина I Великого и до падения Константинополя 29 мая 1453 года. Но, большая часть книги уделена, конечно же, внешней политике, а не внутренней. Впрочем, я могу и ошибаться, так как я использовал уже обозначенный мною научно-популярный вариант по причине того что те самые 3 тома (не смотря на то что первый из них был издан аж в 1988 году) по настоящее время так и не переведены на русский язык. Впрочем, для своего исследования я выбрал эпоху Юстиниана I, потому как, описывая его правление никак невозможно обойти стороной проводимую им внутреннюю политику.
Так же, мною было использовано пособие для студентов высших учебных заведений «История Средних веков» том I под редакцией Сергея Павловича Карпова. Для своей работы, я использовал краткий обзор «Византии IV – XII вв.». В нём даётся характеристика византийской деревни той эпохи, городам (ну, главным образом городу, в смысле Константинополю), торговой и ремесленной деятельности. Даётся краткий пересказ внутренней политики Юстиниана I и христианской церкви.
Помимо этого, мною была использована монография русского византиниста Александра Александровича Васильева – «История Византийской империи» первый том. Изначально, насколько мне удалось понять, это была серия лекций о Византии для американского Висконсинского университета. Но некоторое время спустя, университет выделил Васильеву необходимую сумму денег для дополнения и перевода его лекций в полноценное издание. В связи с тем, что Васильев в 1928 году так и не вернулся из заграничной командировки, то он был исключён из АН СССР и его труды не публиковались до относительно недавнего времени. Резюмируя, хочу сказать что, «История Византийской империи» – это как раз пример той работы, где даётся общее описании государства. Кратко, ясно, с большим количеством ссылок на основные источники и исследования дана характеристика всех периодов истории Византии. Внешнеполитическая история изложена Васильевым полностью. Внутренняя политика Византии рассмотрена явно недостаточно, но основные проблемы внутренней жизни каждого периода затронуты или упомянуты.
И последней работой, на которую я опирался во время изучения эпохи Юстиниана, стала монография французского историка Шарля Диля «История Византийской империи» (стоит заметить, что фантазия на названия монографий, у византинистов, видимо, не особо богата). Здесь, опять-таки, делается упор на внешнюю политику. Внутренняя политика разбирается довольно скудно, но при этом, более подробно в отличие от монографии Александра Васильева. Особенностью этой работы является то, что в ней даётся, хоть и краткий, но всё же разбор (который отсутствовал в работах Норвича и Васильева) Византийской культуры VI-го столетия.
Характеристика источников и краткие биографии их авторов
Краткая биография Прокопия Кесарийского
Прокопий Кесарийский, родился в 490, а умер, предположительно, после 565 года. Был византийским писателем и секретарём легендарного полководца Велизария.
Прокопий не только был современником важнейших событий истории Византии той эпохи, но и благодаря своему положению имел доступ к информации, в том числе и секретной, на самом высоком уровне. Более того, в силу положения как секретаря Велизария, Прокопий вёл его переписку, составлял доклады Велизария Юстиниану и участвовал в переговорах с важнейшими государственными деятелями той эпохи — и это придаёт особую ценность его произведениям, поскольку, когда Прокопий приводит текст речи или письма Велизария, можно быть уверенным, что он точно подлинен!
Прокопий родился
в Кесарии, которая являлась административным
центром провинции Палестина, там
же он получил классическое, затем
юридическое образование в «
С 527 по 531 годы, Прокопий находится вместе с Велизарием принимая непосредственное участие в войне с Персией. В 532 он находится в Константинополе, являясь очевидцем знаменитого восстания «Ника». В 533—536 гг. — в Северной Африке, где Велизарий завоевал королевство вандалов. В 536—540 гг. — в Италии, где Велизарий вёл войну с готами. В 541 г. — опять в восточных провинциях, в которые в 540 г. вторглись персы, захватив столицу провинции Сирия Антиохию. В 542 г. — в Константинополе, где разразилась эпидемия чумы, в 542—546 гг. — снова в Италии.
Характеристика «О постройках».
Сочинение Прокопия «De Aedificiis», было написано в 560 году, за пять лет до смерти Юстиниана. К тому времени, в определенных кругах была известна его «Тайная история». И внезапно, перед нами предстаёт Юстиниана, который один все делает. Есть версия, что «De Aedificiis» была написана по спецзаказу императора, но так это или нет, мы уже не узнаем.
Как исторический памятник она представляет большую ценность. В отличие от «Воин» она дает огромное количество имен тех крепостей, которые римляне воздвигли по границам. Более 800 наименований передают нам названия укреплений северной границы.
Краткая биография Агафия Миринейского.
Агафий Миринейский родился в 536 в Миринах (Малоазийская область Эолиды), в семье ритора Мемнония. Его мать умерла, когда Агафию было три года. Агафий имел брата и сестру Евгению, которая умерла раньше его. Позднее, семья переселилась в Константинополь. В 554 году Агафий получил образование в Александрии, потом в Константинополе, где посвятил себя юридической карьере. Кроме адвокатской деятельности, посвящал свои досуги работам по литературе и поэзии. Умер он в 582 году.
Характеристика «О царствовании Юстиниана».
После тридцати лет Агафий от поэзии обратился к жанру хроники, написав труд «О царствовании Юстиниана» в пяти книгах, продолжающий исторические работы Прокопия Кесарийского.
«О царствовании Юстиниана» Агафия написано под сильным влиянием Прокопия Кесарийского. Но Прокопий старался, прежде всего, писать строго, достоверно и детально, а Агафий большее внимание уделяет стилю и философским отступлениям. Сочинение Агафия охватывает период времени с 552 по 558 годы и содержит описания войн с готами, вандалами, франками и гуннами, а также персидских войн и является ценным источником информации по истории, религии и этнографии современного ему периода. Так, сочинение Агафия содержит сведения о «кодексе Юстиниана» о закрытии Платоновой Академии в Афинах в 529 году.
Глава I – Перед Юстинианом и немного о самом Юстиниане.
Рассказывая о Юстиниане, от него невозможно отделить его предшественника – его дядю Юстина, по той простой причине, что последний опирался в своём правлении именно на своего талантливого племянника. Но обо всём по порядку.
Когда правление престарелого Анастасия уже подходило к концу, он, как гласит легенда, решил выяснить, кто из трех его племянников должен занять трон. Будучи очень суеверным человеком, он пригласил их на обед и приготовил три ложа, на которых они смогут после принятия пищи отдохнуть. Под подушкой одного из лож император положил кусок пергамента, на котором начертал слово regnum1; Анастасий считал, что тот, кто выберет именно это ложе, и должен наследовать престол. Двое молодых людей, чьи взаимные симпатии, несколько выходили за рамки обычных семейных привязанностей, решили отдохнуть вместе и именно царское ложе осталось пустым. После молитв Анастасия о ниспослании ему знака, император решил, что его преемником должен стать человек, который первым войдет в его спальню на следующий день. Им оказался Юстин, начальник стражи.
Юстин (518—527) происходил из фракийских крестьян. Это был необразованный и неграмотный человек. Его жена Люпицина имела еще более низкое происхождение – она была рабыней и наложницей, пока ее не выкупил Юстин. Юстин придерживался православных взглядов. Армия его любила и уважала. Но самым ценным достоянием Юстина, по мнению Норвича, был его племянник Юстиниан, который, как представляется, немало поспособствовал возвышению своего дяди. Именно Юстиниан довел до конца процесс примирения византийского трона с папским престолом после тридцатипятилетнего раскола.
Флавий Пётр Савватий Юстиниан, более известный как Юстиниан I получивший титул «Великий» родился в 483 году в Верхней Македонии. Титул византийского императора получил в 527 году. Существует версия о якобы славянском происхождении Юстиниана, но в настоящее время она опровергнута. Юстиниан, скорее всего, как и его дядя, был фракийцем.
Шарль Диль писал о Юстиниане, что он был выскочкой, воссевшим на трон цезарей, желавшим быть римским императором, и действительно он был последним великим императором Рима. Однако, несмотря на свое неоспоримое прилежание и трудолюбие, несмотря на подлинную заботу о порядке и искреннее попечение о хорошей администрации, Юстиниан, вследствие своего подозрительного и ревнивого деспотизма, наивного честолюбия, беспокойной деятельности, сочетавшейся с нетвердой и слабой волей, мог бы показаться в целом весьма посредственным и неуравновешенным правителем, если бы он не обладал большим умом. Этот македонский крестьянин был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства; и благодаря тому, что у него были эти две идеи, его имя остается бессмертным в истории.
Юстиниан был полководцем, реформатором и одним из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «воссоединение империи», о которой он так мечтал. На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — «свод Юстиниана».
В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула. Всё большее усиливается поклонение правителю как святому.
Во время правления Юстиниана произошёл крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя — «восстание Ника» (532) спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора. Восстание началось на Императорском ипподроме, во время проведения гонок на колесницах. Тогда, потасовка среди болельщиков переросла в крупнейший бунт.