Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:33, курсовая работа
В данной работе стоит цель изучить внутреннюю политику Византийской империи в эпоху правления императора Юстиниана I (483 - 565 гг.) и по произведения византийских авторов Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского.
Задачи данной работы – дать характеристику внутренней политике Византии раннего периода империи на примере эпохи Юстиниана I, указать её особенности и её последствия для будущих поколений византийцев.
Введение
Глава I – Перед Юстинианом и немного про самого Юстиниана
Глава II – Государственные реформы
Глава III – Строительство при Юстиниане. Города и ремесло.
Глава IV –Города и ремесло.
Глава V – Религиозная политика.
Заключение
Обилие удобных гаваней и господство над проливами, соединяющими Средиземное и Черное моря, способствовали развитию в Византии мореплавания и морской, в том числе транзитной, торговли. Византийские купцы проникали на востоке в Индию, Тапробану (Цейлон) и Китай, на юге — в Аксумское царство (Эфиопия), а также в Аравию. Оживленная торговля велась с Ираном и Согдианой (Средняя Азия). С Востока византийские купцы привозили шелк-сырец для изготовления шелковых тканей, слоновую кость, золото и драгоценные камни, жемчуг, перец и другие пряности, а вывозили туда ткани, одежды, вышивки, стеклянные изделия. На севере византийские товары достигали Британских островов и Скандинавии. На Средиземном море весь этот период византийцы сохраняли неоспоримую гегемонию. Фактории византийских купцов появляются в Неаполе, Равенне, Массилии (Марселе), Карфагене. Возрастает торговля Византии со странами Причерноморья и Кавказа. Византийские монеты — золотые солиды — играли роль международной валюты. В столицу Византийской империи съезжались купцы из отдаленных стран. Не случайно К. Маркс называл Константинополь «золотым мостом» между Востоком и Западом.
Крупными экономическими центрами империи помимо Константинополя были Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса в Северной Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, города Малой Азии — Эфес, Смирна, Никея, Никомидия, а в европейской части империи — Фессалоника и Коринф.
В ремесленном производстве в городах Византии широко применялся рабский труд. Помимо рабов-ремесленников, работавших в мастерских — эргастериях, принадлежавших частным лицам, существовала довольно многочисленная, категория государственных рабов и рабов, находившихся в распоряжении муниципальных властей отдельных городов. Большинство государственных рабов работали в императорских мастерских, монополизировавших изготовление оружия и одежды для армии, а также предметов роскоши для императорского двора.
В ремесленном производстве также все больше начинает практиковаться предоставление рабу пекулия в виде мастерской или лавки, что приводило к некоторому росту производительности рабского труда. Благодаря широкому применению труда рабов в городском ремесле города в Византии в течение долгого времени оставались оплотом рабовладельческих отношений. Однако здесь наряду с эргастериями известное значение приобретали мелкие мастерские свободных самостоятельных ремесленников, объединявшихся в некоторых городах в корпорации.
Расцвет ремесла и доходы от богатых городов и широкой заморской торговли, значительные поступления от налогов с сельского населения и от императорских поместий доставляли правительству значительные ресурсы для содержания сильной армии и могущественного военного флота, оплаты наемников. Это помогло Византии в отличие от Западной империи, где города в это время деградировали, избежать варварского завоевания и сохраниться в виде целостного независимого государства с сильной централизованной властью.
Глава V – Религиозная политика
Сразу же после прихода к власти Юстин I отошел от религиозной политики своих предшественников, окончательно присоединившись к последователям Халкидонского собора и начав период суровых преследований монофизитов. Мирные отношения установились с Римом, и разногласиям между восточной и западной церковью, восходящим к Зенона, пришёл конец. Религиозная политика этого времени была основана на православии. Это еще более отдалило восточные провинции.
Юстиниан занимался церковью столько же вследствие того, что этого требовали интересы государства, сколько и из личной склонности к богословию. Чтобы лучше подчеркнуть свое благочестие, он сурово преследовал еретиков и язычников. В 529 году император приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей. Диль пишет, что Юстиниан умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, которыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей свою волю, откровенно называя себя "императором и священником". Тем не менее, он неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Для успеха своих западных предприятий ему было необходимо сохранять установленное согласие с папством. А для того чтобы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Часто император колебался перед лицом Рима, требовавшего осуждения инакомыслящих, и Феодорой, советовавшей возвратиться к политике единения Зинона и Анастасия, и его воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения этих противоречий. В угоду Риму, он позволил константинопольскому собору 536 году предать инакомыслящих анафеме. В угоду своей жене Феодоре он, дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 года добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора. Свыше двадцати лет (543-565) так называемое «дело трех глав» волновало империю и порождало в западной церкви «схизму», не устанавливая мира на Востоке. Ярость и произвол Юстиниана, обращенные на его противников (наиболее знаменитой его жертвой был папа Вигилий), не принесли никакого полезного результата. Политика единения и веротерпимости, которую советовала Феодора, была, без сомнения, осторожной и разумной; нерешительность Юстиниана, колебавшегося между спорящими сторонами, привела, несмотря на его добрые намерения, лишь к росту сепаратистских тенденций Египта и Сирии и к обострению их национальной ненависти к империи.
Заключение
Юстиниан был последним подлинным римским императором, занимавшим трон Византии. Юстиниан в отношениях с людьми – за исключением своей жены – был автократом. Энергия императора поражала всех, кто его знал, а в способности работать долго и напряженно он, очевидно, вообще не имел себе равных. Юстиниан преобразил Константинополь, и хотя многие из возведенных им зданий давно исчезли, такие великие сооружения, как соборы Св. Софии и Св. Ирины и церковь Св. Сергия и Вакха, стоят до сих пор.
Не все его начинания были успешными. В своем желании добиться религиозного единства он преуспел лишь в углублении раскола между Востоком и Западом. Огромные усилия Юстиниана по реформированию имперской администрации и очищению ее от коррупции постоянно подрывались его же собственным сумасбродством.
В то же время Константинополь стал основным центром торговли между Европой и Азией. Поскольку Запад в ту пору крайне обнищал, византийцы начали обращать свои взоры к Китаю и Индии, стремясь во взаимоотношениях с ними добиться коммерческого успеха, ну и, конечно, приобрести шелка, специи и драгоценные камни, которые эти страны поставляли в огромном количестве.
В 552 году, когда группа православных монахов привезла с Востока яйца гусениц тутового шелкопряда вместе с секретами технологии шелкопрядильного производства, Юстиниан тут же использовал этот шанс. Появились фабрики, причем не только в Константинополе, но и в Антиохии, Тире, Бейруте, и имперское шелкопрядильное производство, которое отныне навсегда стало государственной монополией, явилось одним из самых прибыльных в Византии.
При Юстиниане было широко распространено строительное дело. При нём было возведено множество укреплений и оборонительных сооружений (в сочинении Прокофия Кесарийского «О постройках» упоминается более 600 наименований). И ещё более, было распространено строительство храмовых сооружений (многие из которых дошли до наших дней).
И все же в экономическом плане, несмотря на все свои усилия, Юстиниан не добился существенного успеха. Казна, после смерти Юстиниана была разорена.
И всего проанализированного пласта материала становится отчетливо видно, что главной причиной неудач Юстиниана во внутренней политике являлась внешняя политика! Постоянные войны не давали возможности Юстиниану сосредоточится на укрепительной деятельности империи. Вместо этого, он больше занимался войнами. Они были не беспочвенны, ведь Юстиниан стремился возродить «единую Римскую империю»! Однако это и подорвало экономику Византии и изрядно потрепало и людской ресурс империи.
Помимо внешних факторов, пагубную роль сыграли факторы внутренние. «Первая пандемия чумы» (540—544), во время которой заболел и сам Юстиниан, но он сумел выжить. Чума была названа «Юстиниановой».
Жертвами чумы стало около 100 миллионов человек. А в Константинополе погибло 40 % населения.
Агафий Миринейский делил время царствования Юстиниана на молодость императора и дряхлость в связи с этим и оценка царствования меняется. «А теперь, в конце своей жизни, уже и состарившись, он, казалось, отказался от трудов». Если в начале он оценивал деятельность императора высоко, то после уже не оценивал её так положительно.
Нельзя не признать, что Юстиниан смог на некоторое время вернуть империи её былое величие. Но не было ли это величие более кажущимся, чем действительным? Во всех делах Юстиниана имелось важное несовпадение между преследуемой целью и средствами для её осуществления; нехватка денег была вечной проблемой, мешавшей самым блестящим проектам и самым похвальным идеям! По этой причине приходилось до крайнего предела увеличивать фискальный гнет. Что приводило к недовольствам (Восстание «Ника» 532).
Важнейшей задачей Юстиниана были административная и финансовая реформы. Экономика империи была в состоянии тяжёлого кризиса, управление поражено коррупцией. С целью реорганизации управления Юстинианом была проведена кодификация законодательства и ряд реформ, которые, к сожалению так и не решили проблему. В экономическом плане, несмотря на все свои усилия, Юстиниан не добился существенного успеха: по одной только этой причине он не может считаться подлинно великим правителем.
Не смотря на такие весьма печальные итоги стоит признать что при Юстиниане в огромной степени развились сферы развлечений, услуг, были организованы разнообразные общественные работы, да и в целом страна значительно преобразилась. По всей империи было развёрнуто строительство. Свой новый расцвет переживала культура, которая останется в памяти следующих поколений.
Источники
Прокопий Кесарийский – «О постройках»
Агафий Миринейский – «О царствовании Юстиниана»
Литература
1 Regnum – царская власть (лат.).