Внутренняя политика России 1907-1914 годов. Столыпинская аграрная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит каждого гражданина нашей страны.
Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………………..3

2.Внутренняя политика России 1907-1914 гг. ……………………………….4

3 Столыпинская аграрная реформа……………………………………………8

4. IV Государственная Дума …………………………………………………..17
5. Заключение …………………………………………………………………..19
6.Список литературы ………………………………………………….…….....20

Файлы: 1 файл

Контр раб по Истории Отечества Столып реформа.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

«Строительный колледж №26»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

 

Тема: Внутренняя политика России 1907-1914 гг.                                                         

                     Столыпинская аграрная реформа                                                                           

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 1 курса

Маркомилова

Ирина Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

Содержание:

 

1. Введение  ……………………………………………………………………..3                                                                               

 

      2.Внутренняя политика России 1907-1914 гг.  ……………………………….4

                                                       

 3 Столыпинская аграрная реформа……………………………………………8

 

4. IV Государственная Дума …………………………………………………..17                                                                                    

5. Заключение …………………………………………………………………..19  

6.Список литературы ………………………………………………….…….....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема  реформирования Российского государства  в большей или меньшей степени  заботит каждого гражданина нашей  страны.

Между тем  исторический опыт представляет собой  неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

В данной работе мне хотелось бы рассмотреть все  её аспекты, такие как: третьеиюньская монархия, «столыпинская аграрная реформа», деятельность IV Государственной Думы.

Внутренняя политика России 1907-1914 гг. расценивается как время социальных, экономических и политических преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ В 1907-1914 ГОДАХ

 

 

1.1 Третьеиюньская монархия (1907-1914)

В результате государственного переворота 3 июня 1907г. в России установилась «третьеиюньская» политическая система или «третьеиюньская монархия», которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем и проведение необходимых реформ, призванных предотвратить новые социальные потрясения и способствовать модернизации страны. Третьеиюньская монархия стала последней фазой эволюции российского самодержавия. Была сделана ставка на увеличение мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная опора страны. В третьеиюньской политической системе причудливо сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты классического самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Государственной думы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую, роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Зримым воплощением третьеиюньской системы стала III Государственная Дума, собравшаяся осенью 1907 г. Число депутатов в думе сокращалось с 524 до 448. Благодаря новому закону о выборах в III Думе резко сократилось (по сравнению с первыми двумя) представительство левых партий (трудовики получили 13 мест, социал-демократы - 19). Самую крупную фракцию образовали октябристы, имевшие (вместе с примыкающими к ним) 154 мандата. Поддерживая курс П.А. Столыпина, они играли в Государственной думе роль правительственной партии. Кадеты смогли провести в думу 54 депутата. Значительно укрепили свои позиции правые: группа из 51 депутата образовала фракцию крайне правых, 96 мест имели умеренно правые и националисты, которые также стали опорой Столыпина, а народы Средней Азии; Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в думе.

Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон так ограничивал представительство в Государственной Думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин), что даже творцы этого закона цинично называли его «бесстыжим».

III Государственная дума была самой «угодной» для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок (1907-1912). За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта. В подавляющем большинстве они носили второстепенный характер: о сметах различных ведомств и учреждений, о тарифах и таможенных сборах, жалованье чиновникам и т. п. Обильно принимаемые думой мелкие законы современники окрестили «законодательной вермишелью». Однако III Дума занималась и рядом важных вопросов: рабочим, национальным и особенно аграрным. Политика «третьеиюньской монархии» в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать уроков революции 1905-1907 гг., поэтом для его политического курса в 1907-1914 гг. характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавированием между консервативными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.

Проводником такого курса стал председатель Совета министров (с 1906 по 1911г.) Петр Аркадьевич Столыпин. Он происходил из старинной и состоятельной дворянской семьи, владевшей крупными поместьями в разных губерниях России, получил блестящее образование. По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, властным характером, был беспощаден на пути к достижению поставленной им цели, но мог, если нужно, пойти и на компромисс. Он неоднократно выступал с речами в Думе и в Государственном совете, где твердо и аргументировано отстаивал свою программу. Столыпин начал свою карьеру на посту ковенского губернского предводителя дворянства. В первые годы на посту председателя Совета министров Столыпин пользовался большим доверием у Николая II. 1908-1910 гг. можно считать временем наибольшего влияния Столыпина, но и началом заката его карьеры. Властный и независимый, он восстановил против себя многих - и слева, и справа. К его противникам присоединилась и придворная камарилья, влияние которой на царя было большим, чем Совета министров.

В это время  на сцену выступает одиозная личность Григория Распутина. Появление его при дворе относится к 1905 г. Его возвышению способствовала императрица Александра Федоровна, увидевшая в нем не только «прорицатели», но и «целителя» ее больного гемофилией сына Алексея. В прессе и в Государственной думе раздавались гневные филиппики против этого проходимца, наносившего ущерб авторитету царской семьи. К царю поступали донесения тайной полиции о его безобразном поведении, но царь оставался глух к ним. Однако сложившееся в литературе мнение, что Распутин имел «неограниченное влияние на царя», несправедливо. Распутин приобрел известный вес и значение лишь потому, что за ним стояла влиятельная придворная камарилья, которая ловко использовала его как орудие в своих интригах и, в первую очередь, против Столыпина с целью свалить его. В 1910 г. нападки придворных кругов на Столыпина усилились. Николаю II внушали, что Столыпин, сосредоточив в руках сильную власть, уже «заслоняет» самого венценосца. Впрочем, и сам Николай II стал все более тяготиться Столыпиным. Видя это, Столыпин весной 1911 г. подал прошение царю об отставке. Но царь решил «повременить», не без влияния своей матери императрицы Марии Федоровны и некоторых из великих князей, считавших, что Столыпин с его твердой волей необходим для поддержания «порядка» в стране.

Террористические  левые организации еще в 1905 г. «приговорили Столыпина «к смертной казни». Всего на него было совершено 11 покушений. Среди них большой резонанс получил взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. 12 августа 1906 г., произведенный террористами из организации эсеров-максималистов. В ответ на этот акт террористов последовал указ от 19 августа 1906 г. о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В течение последующих 6 месяцев эти суды вынесли 1102 смертных приговора, по которым были казнены 686 человек.

Убежденный  монархист, последовательный сторонник  и активный защитник «твердой власти», Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России, развитие ее экономики и культуры, что позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира. 16 ноября 1907 г. он выступил в Государственной думе со своей политической декларацией. Излагая программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, Столыпин ставил проведение в жизнь этой программы в зависимость от принятия думой его аграрной реформы, изложенной в обнародованном 9 ноября 1906 г. указе. Провести успешно реформы, заявлял Столыпин, в состоянии только «твердая власть», при этом нельзя проводить реформы в нестабильной обстановке «смут и волнений». Отсюда его основное требование - «сначала успокоение, а затем реформы». С именем П.А. Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения, получившей название «аграрная». Столыпин полагал, что эта реформа призвана «предупредить расстройство самой значительной  части населения России - крестьянства», содействовать его «экономическому возрождению» и дать важный стимул росту сельскохозяйственного производства в России. Решалась и крупная социально-политическая задача: предполагалось, что крестьянин-собственник станет надежной «опорой порядка». Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России. Особую остроту он приобрел на рубеже XIX-XX вв. и явился «гвоздем революции 1905года». Революция послужила серьезной политической школой для крестьянства и показала несостоятельность политики, проводившейся по отношению к крестьянству после отмены крепостного права (1861 г.). Была разбита иллюзия правящих верхов о возможности опереться на «патриархальность», темноту и наивный монархизм крестьянства, а развернувшееся в ходе революции широкое крестьянское движение заставило правительство искать пути скорейшего решения аграрного вопроса.

 

2 СТОЛЫПИНСКАЯ  АГРАРНАЯ РЕФОРМА

 

 

Проведению  реформы предшествовал ряд мер. Наиболее значительной из них был  изданный под давлением крестьянского  движения манифест 3 ноября 1905 г., отменявший с 1 января 1907 г. взимание выкупных платежей за наделенные земли помещичьих, удельных и государственных крестьян. С этого момента крестьянская община (но ещё не двор) становилась собственником надельной земли. Затем указами 12 и 27 августа 1906 г. разрешилась продажа малоземельным крестьянам через Крестьянский банк по льготной цене удельных и казенных земель.

Столыпин  прекрасно понимал, что решение  этого вопроса - «задача громадного значения» и вместе с тем неотложная. Центральное место в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Поэтому правящие круги начали ориентироваться на разрушение общины и на насаждения в деревне собственника, способного стать оплотом порядка (в силу своей кровной заинтересованности в нем) в условиях медленного, но неуклонного ухода в прошлое старых патриархальных отношений и сопутствовавшего им монархизма, с помощью которого власть ранее удерживала в повиновении крестьянские массы. С ликвидацией общины с ее неизбежными спутниками - чересполосицей, принудительными севооборотами и т.п. - связывались надежды на улучшение обработки земли, что должно было уменьшить потребность крестьян в дополнительных угодьях, обеспечить увеличение сельскохозяйственного производства и тем  самым заложить основы для устойчивого экономического развития, роста государственных доходов.

   Новый  курс в аграрном вопросе, во  многом, впрочем, являвшийся продолжением той линии, которую в свое время наметило особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, начал реализоваться еще в период революции. Правовую основу для него заложил именной указ 9 ноября 1906 г., под скромным названием «О дополнении некоторых положений действующего закона (имелись в виду статьи Положений 19 февраля 1861 г.), касающегося крестьянского землевладения и землепользования», разрешивший свободный выход крестьян из общины и укрепление надельной земли в личную собственность. Указ позволял отвод укрепленной земли к одному месту в целях образования отрубов или хуторов (в последнем случае на участки из деревни переносились дома и хозяйственные постройки). Акт 9 ноября 1906 г. был издан в порядке 87-й статьи Основных законов, позволявшей царю и правительству принимать меры законодательного характера в перерывах между сессиями Думы. Осенью 1906 г. I Дума была уже распущена, а ее преемница еще не собралась. Впрочем, оппозиционная II Дума не стала рассматривать правительственный законопроект, подготовленный в соответствии с указом 9 ноября 1906 г. Этим занялась III Дума, одобрившая его голосами правых и октябристов (при противодействии кадетов, трудовиков и социал-демократов). Санкционированный затем Государственным советом законопроект 14 июня 1910 г. был утверждён Николаем II и обрел силу закона. Одной из наиболее существенных поправок, внесенных в законопроект в процессе его движения по упомянутым инстанциям, являлась та, в соответствии с которой общества, не производившие переделов со времени наделения их землей, автоматически переходили к наследственному владению. Важную роль в реализации реформы сыграл и закон 29 мая 1911 г. «Положение о землеустройстве». В соответствии с ним землеустроительные работы, направленные на ликвидацию чересполосицы, могли проводиться вне зависимости от укрепления земли в собственность. При этом сам факт устранения чересполосицы превращал общинников в собственников. Таковы были основополагающие акты столыпинской аграрной реформы.

Информация о работе Внутренняя политика России 1907-1914 годов. Столыпинская аграрная реформа