Внутренняя политика России начала XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит и на престол вступил его сын Александр I (1801-1825).
В изданном 12 марта Манифесте Александр I объявил, что он будет управлять «по законам и по сердцу бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Внутренняя политика России начала XIX века……………………………….4
1. Кризис феодально-крепостнической системы
2. Факторы, повлиявшие на внутреннюю политику России
II. Правление Александра I…………………………………………………….....7
Вступление на престол Александра I. Убийство Павла I
Реформы Александра I
Преобразование органов управления
Деятельность М.М. Сперанского
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы
Термины

Файлы: 1 файл

К. Р. история.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Внутренняя политика России начала XIX века……………………………….4

    1. Кризис феодально-крепостнической системы

    2. Факторы, повлиявшие на внутреннюю политику России

II. Правление Александра I…………………………………………………….....7

  1. Вступление на престол Александра I. Убийство Павла I
  2. Реформы Александра I
  3. Преобразование органов управления
  4. Деятельность М.М. Сперанского

Заключение…………………………………………………………………….....16

Список литературы

Термины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит и на престол вступил его сын Александр I (1801-1825).

     В изданном 12 марта Манифесте Александр I объявил, что он будет управлять «по законам и по сердцу бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом жалованные грамоты дворянству и городам, восстановил дворянские выборные органы, освободил дворян от телесных наказаний, возвратил уволенных из армии и опальных, вернул из ссылки до 12 тыс. репрессированных чиновников и военных, уничтожил Тайную экспедицию и восстановил союз с Англией. Он отменил и другие Павловские указы, вроде запрета носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные книги и журналы, выезжать за границу.

    Время правления Александра I было наполнено событиями, либеральными ожиданиями. О самом Александре I, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоречивые взгляды, предпринимал такие - же действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Внутренняя политика России начала XIX века

1. Кризис феодально-крепостнической системы

Вначале XIX века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостнической системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненно-необходимых институтов страны. Развитие кризисных явлений, в конечном счете, привело к отмене крепостного права, к серии буржуазных реформ. Изучение многообразия проявлений кризиса феодальной системы важно для понимания особенностей цивилизационного развития России, специфики ее социально-экономической и политической структуры. В поисках ответов на вопросы следует обратить внимание на то, что источником существования государств, народов является окружающая их природная среда, которую они активно осваивают. По мере исчерпания возможностей природы к естественному восстановлению в человеческом обществе возникают признаки хозяйственного и экономического кризиса, постепенно перерастающие в общий кризис системы. В понятие “кризис системы” входит совокупность хозяйственного, экономического, социального, политического и культурно-идеологического кризисов. Общий кризис может быть ускорен давлением извне со стороны других государств в техническом плане более сильных. В XIX веке экстенсивная система земледелия в России, являвшаяся основой феодальной экономики, еще не исчерпала до конца своих возможностей. Развитие кризисных явлений, отмена крепостного права и буржуазные реформы были в значительной степени ускорены экспансией со стороны технически более развитых стран (Англия, Франция), что наглядно проявилось в ходе Крымской войны. Кризис феодальной системы - это не только разложение устаревших хозяйственных, политических форм, структур, разрушение идеологических и духовных основ существующего строя, но и зарождение нового в экономике, политике, идеологии, культуре. Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке. Великая Французская революция и последующие за ней Наполеоновские войны и революции в Испании, Неаполитанском королевстве, Пьемонте, революция в Бельгии, Германии, войны за независимость в Латинской Америке не могли не отразиться на России. Созданный в 1815г. после поражения Наполеона Священный Союз — это первая международная монархическая организация, направленная на сохранение монархических режимов управления странами. Общество явилось плодом реакции на развитие революционного движения. Но в начале XIX века стало ясно, что старая система управления себя отжила, необходимы реформы, направленные на ликвидацию уродливых проявлений крепостничества, на обновление государственного строя, политических институтов, системы образования.

 

2. Факторы,  повлиявшие на внутреннюю политику  России

На внутреннюю политику России оказывали влияние следующие факторы:

•разложение и кризис крепостнической системы. Появление и развитие новых рыночных тенденций в жизни страны;

•нарастание различий в  общественном и экономическом развитии России и стран Запада. В то время как в наиболее передовых странах утвердился капитализм, проводились либеральные реформы, в России сохранялись самодержавие и крепостничество, все более очевидным становилось ее отставание;

•активная внешняя политика , частые войны требовали огромных средств, приводили к милитаризации  страны и усилению "оборонного сознания" у населения;

•политизация части  дворянского общества , связанная с распространением в России идеологий консерватизма , либерализма , радикализма и соответствующих им политических течений;

•усложнение социально-экономической, политической и духовной жизни требовало  усовершенствования государственного аппарата;

•личные качества монарха  Александра I , воспитанного бабкой в  духе идей французского Просвещения, но не имевшего ни сильной воли, ни социальных условий для их воплощения. Кроме  того, приняв, хотя и косвенное участие  в дворцовом перевороте и убийстве своего отца, он всем своим царствованием стремился доказать историческую оправданность тех кровавых событий, в результате которых взошел на престол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Правление Александра I

1. Вступление на престол  Александра I. Убийство Павла I

Александр I – одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Он жил и царствовал в сложное и во многом – переломное для судеб мира время.  Александр I был воспитан вольнодумцем, адвокатом Фредериком Лагарпом, который был знаком с идеями просвещения и революции. Он был мягким, но хитрым человеком. Передовые идеи и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый след. Однако осуществить их на практике Александру I не удалось.

 Первенец наследника престола Павла  родился 12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного пути его личность была деформирована обстоятельствами, сложившимися в царской семье. Постоянная необходимость  приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора и к строгим порядкам, установленным Павлом в Гатчине, вносила полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши. Образование Александра, начавшись в детстве под непосредственным руководством и при участии Екатерины II, затем было продолжено рядом отличных преподавателей. Из всех воспитателей и учителей центральное место занимал Лагарп – швейцарский республиканец, увлекавшийся идеями французской просветительской философии. Эти идеи он передавал будущему императору, однако не связывал их с реалиями русской жизни. Такая отвлеченность от практики потом сказывалась в действиях Александра I. Мысли о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма сочетались с его положением абсолютного монарха. Это приводило к колебаниям, непоследовательности, противоречивости в практической политике.

       Трагические обстоятельства вступления на престол стали для царя огромным потрясением. Убийство Павла I сделало Александра соучастником страшного преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести, а так же показало ему собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота. Поэтому он старался воздерживаться от шагов, хотя бы и полезных для страны, но слишком раздражающих благородное сословие. По мнению историка В.О. Ключевского, Александр I « принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления». Александр I, воспитанный Лагарпом, стал противником деспотизма в молодые годы, он часто советовался со своим воспитателем насчет управления государством. 

        Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства. « Дней Александровых прекрасное начало» -   так в последствии охарактеризовал начало правления молодого государя А.С. Пушкин. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» и принял ряд решений в либеральном духе: были амнистированы лица, репрессированные при Павле, разрешена деятельность  частных типографий и ввоз книг из-за границы, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам, ослаблена цензура. Но при всем своем либерализме Александр не спешил идти на ограничение самодержавия и отверг конституционные проекты П.А. Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора – В.П. Кочубей,  П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

 

 

2. Реформы Александра I

Александр I был убежден  в необходимости реформ сверху, сделал ставку на прогрессивное дворянство, считал необходимым просвещения масс. Александр I создал “непременный совет” и “негласный комитет» (граф Строганов, кн. Чарторыжский, Новосельцев, граф Кочубей). Александр проводил реформы по крестьянскому вопросу, системе государственного управления, системы образования. Царь попытался освободить крестьян от крепостной зависимости, но члены негласного комитета не поддержали его. Они считали проведение реформы несвоевременным и опасным в связи с непросвещённостью крестьян. Но были изданы указы, призванные смягчить крепостничество. Также был издан указ о вольных хлебопашцах. Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по особому договору. Но за 25 лет царствования Александра I получили свободу лишь 47.000 крестьян. С 1801г. указом разрешалось недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) приобретать ненаселенные земли и вести на ней свое хозяйство с использованием наемного труда.   После рассмотрения в Негласном комитете в 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров. В крестьянском вопросе Александр I не спешил с радикальными мерами, боясь недовольства помещиков и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных. С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-1809гг. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.

Россия была в эти  годы безграмотной страной. Развитие народного  хозяйства тормозилось отсутствием  образованных людей. Даже губернаторы  порой были неграмотны. Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Руководить созданием единой системы образования, было призвано министерство народного просвещения.

Создана четырехступенчатая система образования:  

1) Приходские одноклассные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону божьему;  

2) Трехлетние уездные школы;  

3) Шестилетние губернские гимназии;  

4) Университеты.  

 К университету приравнивался Царскосельский и Демидовский (в Ярославле) лицеи, высшие школы, Институт путей сообщения, Горный институт, военные училища и академии.

 С 1803 года значение  Негласного комитета стало падать. Вскоре кружок прекратил деятельность. В 1804г. был принят цензовый устав. Это был наиболее демократичный устав, однако на практике не все проходило так гладко, как кажется.  

3. Преобразование  органов управления

 При Александре I происходит  преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти. В стране вводится министерства, административное управление. Учреждалось министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения коммерции, военное и морское. Судебные функции у министерств были изъяты. Для продолжения реформ Александру I требовались новые люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.

      О сыне  небогато и незнатного помещика  Алексее  Андреевиче Аракчееве  современники почти единодушно  отзывались нелестно. Обличались  его грубость, трусость, невежество, жестокость. Но для царя Аракчеев обладал рядом ценных качеств: он неукоснительно выполнял царскую волю, был  подобострастен и учтив. К тому же, он отличался работоспособностью и организованностью. В 1803 году Аракчеев – инспектор всей артиллерии, в 1807 – состоит при Александре I с правом издавать от его имени указы, в 1808 – военный министр, обладающий   огромной властью и ревностно охраняющий престол от дворянского заговора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, а для разработки плана дальнейших реформ необходим был другой человек. Им стал М.М. Сперанский.

 

4. Деятельность М.М. Сперанского

 По происхождению он был сын сельского священника. По окончании обучения в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А.Б. Куракина. С помощью Куракина Сперанский попал на службу в канцелярию сената и вышел из духовного ведомства. Талантливый и образованный, он обращал на себя внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. При образовании министерств (1802) Сперанского пригласили в министерство внутренних дел, где он стал одним из виднейших сотрудников министра графа Кочубея. Вскоре (1806) он стал лично известен императору Александру, который постепенно приблизил его к себе и сделал как бы первым своим министром. Сперанский получил от государя поручение выработать общий план государственного преобразования, неудавшийся интимному кабинету. Сперанский должен был, кроме того, руководить работой комиссии законов, трудившейся над составлением нового кодекса. Наконец, Сперанский; докладчиком и советником государя по всем текущим делам управления, чрезвычайно разнообразным. С необыкновенным усердием работал Сперанский несколько лет (1808—1812), проявляя тонкий и  гибкий ум, большие политические знания, выдающееся красноречие. Знакомый с языками (французским и английским) и с западной политической литературой, он больше всякого иного чиновника был подготовлен к делу управления, так как соединял в себе прекрасное практическое знакомство с делами и широкую теоретическую подготовку. В этом состояла главная сила Сперанского. 
   План государственного преобразования, составленный Сперанским, предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Вместо прежних сословий предполагалось новое разделение граждан по правам на «дворянство», среднего состояния» и «народ рабочий». Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным. За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Среднее составлялось из купцов, мещан, поселян, имеющих у себя не населенные крестьянами земли. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых, людей и слуг. Предполагалось разделить государство заново на губернии, округа и волости и создать новый порядок управления. Во главе государства должна была стоять «державная власть» монарха, окруженная «государственным советом». Под их общим руководством должны действовать учреждения: законодательные, исполнительные и судные. (В порядке законодательном предполагалось, что землевладельцы каждой волости в каждое трехлетие составят «волостную думу»; депутаты от волостных дум округа составят «окружную думу»; депутаты окружных дум губернии составят "губернскую думу". Из депутатов же от всех губернских дум составится законодательное учреждение под именем «государственной думы». Она собирается ежегодно в сентябре для обсуждения законов. В порядке исключительном предполагалось, что государством будут управлять Министерства и подчиненные им «губернские правительства» с губернаторами во главе. В порядке же судном предполагалось, что сенат будет «верховным судилищем» для всей империи, а под его руководством будут действовать суды волостные, окружные и губернские.— Прим. авт.) Общую цель, или «разум» (смысл), преобразования Сперанский полагал «в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе». Император Александр сочувствовал общему направлению проекта Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 г. С 1 января этого года были открыты действия нового государственного совета, устроенного согласно с предположениями Сперанского, и сам Сперанский был назначен государственным секретарем при новом совете. Но далее дело не пошло: император изменил свое настроение и как бы устрашился предположенной общей реформы. Знаменитый проект Сперанского остался только проектом.

Информация о работе Внутренняя политика России начала XIX века