Внутренняя политика России начала XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит и на престол вступил его сын Александр I (1801-1825).
В изданном 12 марта Манифесте Александр I объявил, что он будет управлять «по законам и по сердцу бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Внутренняя политика России начала XIX века……………………………….4
1. Кризис феодально-крепостнической системы
2. Факторы, повлиявшие на внутреннюю политику России
II. Правление Александра I…………………………………………………….....7
Вступление на престол Александра I. Убийство Павла I
Реформы Александра I
Преобразование органов управления
Деятельность М.М. Сперанского
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы
Термины

Файлы: 1 файл

К. Р. история.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 Одновременно со  своими трудами над планом  общего преобразования Сперанский  руководил действиями «комиссии законов», которая приготовила проект нового гражданского уложения (законы об отношениях семейных, о наследстве, о собственности, о договорных отношениях и т.п.). Этот проект был внесен в государственный совет и там рассмотрен, но остался необнародованным. (Комиссия имела своим назначением составить законодательный свод из действующих законов, дополняя и совершенствуя их из общих начал законоведения. Под влиянием Сперанского комиссией совершены были большие заимствования из французских законов (Наполеонова кодекса). По-видимому, проект комиссии не был утвержден по той причине, что казался слишком скороспелым и не национальным. - Прим. авт.) Несмотря, однако, на такую неудачу первых законодательных работ Сперанского, они имели для него огромное значение и дали ему юридическую опытность, которой он и воспользовался впоследствии. 
   Мало - помалу, находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвятил государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. Между прочим, Сперанский заново пересмотрел все подробности произведенной в начале царствования императора Александра реформы центрального управления и во многом изменил и улучшил устройство министерств. Перемены, произведенные в распределении дел по министерствам и в порядке управления ими были изложены в новом законе о министерствах (изданном в 1811 г. под названием «общего учреждения министерств»). Самое число министерств было увеличено до 11 (прибавлены, между прочим: министерство полиции, путей сообщения, государственный контроль).

Деятельность Сперанского  и его быстрое возвышение возбуждали во многих неудовольствие. Одни завидовали личным успехам Сперанского и готовы были на интригу против него. Другие видели в Сперанском слепого поклонника французских идей и порядков и сторонника союза с императором Наполеоном. Считая Франции разрушительным, а союз с Наполеоном постыдным, эти люди из патриотического чувства вооружались против направления Сперанского и считали нужным ему противодействовать. Одним из самых талантливых и известных литераторов того времени европейски образованный Н.М. Карамзин составил для государя записку «о древней и новой России» и в ней доказывал вред и опасность мер Сперанского. Эти меры, по мнению Карамзина, легко и необдуманно уничтожали старые порядки и столь же легко и необдуманно вводили в русскую жизнь французские формы. Хотя Сперанский отрицал свою приверженность к Франции и Наполеону, однако в глазах всего общества его близость к французским влияниям была неоспорима. Когда отношения России и Франции обострились и русские ожидали нашествия Наполеона на Россию, император Александр дал ход обвинениям против Сперанского и не счел возможным оставить его вблизи себя. Сперанский был уволен от должности государственного секретаря; мало того, по каким-то темными обвинениям и интригам, государь отправил его в ссылку (в Новгород, а потом в Пермь), откуда Сперанский был возвращен конце царствования Александра.

Таким образом, император  Александр I и со Сперанским не осуществил своего стремления к государственному преобразованию. Если интимный комитет в первые годы власти Александра обнаружил свою практическую неумелость и потому не мог удовлетворить желаниям государя, то Сперанский, напротив, был очень опытным и умелым бюрократом и мог бы осуществить задуманную реформу. На нее недостало решимости у самого государя, и потому начинания Сперанского были остановлены на полдороге. Сперанскому удалось только придать центральным учреждениям России такой  законченный и отделанный вид, что они надолго восстановили утраченную при Екатерине II централизацию управления и укрепили бюрократический порядок в государстве.

 

Заключение

   Первая половина XIX века – сложный и противоречивый период в истории России.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свобод идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере, в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей.  Император Александр I сам по себе, не по общественно положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся. Но он был человек более восприимчивый, чем деятельный, и потому воспринимал впечатления времени с наименьшим пределом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы

  1. Ильин, И. Наши задачи: исторические судьбы и будущее России: В 2-х т. М., 1992
  2. Сафронов, М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX веков/ М.М. Сафронов. – Л.: Наука, 1988
  3. Сиротин, В.Г. Великие реформаторы. М., 1990
  4. Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1996
  5. Экштут, С.А. В поиске исторической альтернативы: Александр I. Его сподвижники. Декабристы./ С.А. Экштут – М.: Изд. Центр «Россия молодая», 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термины

Негласный комитет - неофициальный совещательный  орган 22 МЙ 1801-1803 при Александре I из его сподвижников-членов бывшего Кружка молодых друзей (Строганов П.А., Чарторыйский Е.А., Кочубей В.П., Новосильцев Н.Н.). В Комитете обсуждались важные правительственные документы, много внимания уделялось крестьянскому вопросу. Вскоре Негласный комитет распался (по некоторым данным, это произошло в 1807). Большую помощь в его работе оказал Сперанский М.М.

 

Священный союз - союз монархов России, Австрии и Пруссии, кроме римского папы, английского короля и турецкого султана. Был заключён 14 СН 1815 в Париже. Цель - сообща, считая себя "как бы членами единого народа под именем христианской нации", охранять в Европе религию, мир и справедливость, обеспечить незыблемость решений Венского конгресса 19 СН 1814-28 МЙ 1815. К союзу присоединилась также Франция после реставрации монархии и ряд др. европейских государств. Лидером союза стал австрийский канцлер Миттерних, проводивший политику "защиты трона и алтарей". Фактически начал распадаться уже в с.1820-х вследствие противоречий м.участниками.

 

Государственный совет - высший совещательный орган Российской империи 1 ЯН 1810-1917. Образован по предложению Сперанского М.М. Рассматривал законопроекты до их утверждения императором. Торжественное открытие Государственного совета состоялось 1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу.




Информация о работе Внутренняя политика России начала XIX века