Волжская Булгария и Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Цель работы – особенности отношений Волжской Булгарии и Древней Руси. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть историческое становление государств Волжской Булгарии и Древней Руси;
– рассмотреть отношения между государствами Волжской Булгарии и Древней Руси и провести их анализ.
Объект исследования – Волжская Булгария и Древняя Русь.
Предмет исследования - особенности отношений Волжской Булгарии и Древней Руси и влияние на них различных факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Государства Волжская Булгария и Древняя Русь 5
2. Взаимоотношения между Волжской Булгарией и Древней Руси 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Волжская булгария и Древняя Русь_Алина.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)


19

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

1.              Государства Волжская Булгария и Древняя Русь

2.              Взаимоотношения между Волжской Булгарией и Древней Руси

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В период раннего средневековья на Средней Волге и в низовьях Камы складывается одно из первых в Восточной Европе раннефеодальных государств - Волжская Булгария. В настоящее время на этом месте находится село Болгары и обширное городище. От некогда большого многолюдного города сохранились остатки укреплений в виде осевшего вала и заплывшего рва, окружавшие его территорию в XIV - начале XV вв., возвышаются несколько поднятых из руин каменных построек, громоздятся каменные развалины зданий и холмы, прикрывающие остатки монументальных белокаменных и кирпичных сооружений.

Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью никогда не были ровными. Летописи рассказывают о столкновениях, но не мало страниц в них уделено и мирным контактам. Первое летописное упоминание о Булгаре относится к 985 г., когда киевский князь Владимир Святославович явился в Булгарию с прагматической целью во главе огромной дружины и союзного тюркского воинства.

Международное положение Руси в киевский период было благоприятно для нее на юге, менее благоприятно на западе и совершенно неблагоприятно на юго-востоке, где постоянные набеги кочевников подтачивали ее силы, и истощали ее ресурсы.

Цель работы – особенности отношений Волжской Булгарии и Древней Руси. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть историческое становление государств Волжской Булгарии и Древней Руси;

– рассмотреть отношения между государствами Волжской Булгарии и Древней Руси и провести их анализ.

Объект исследования – Волжская Булгария и Древняя Русь.

Предмет исследования - особенности отношений Волжской Булгарии и Древней Руси и влияние на них различных факторов.

Волжская Булгария упоминается в очерках многих известных в то время писателей и ученых, что является подтверждением существования этого государства. В своих “Записках” арабский писатель Ахмад ибн-Фадлан сообщает о своем пребывании в Булгарии в составе посольства багдадского Халифа в 922 году, то есть, в тот момент, когда булгарский правитель Алмуш принял ислам, и он стал государственной религией Волжской Булгарии. Также ее упоминали арабские писатели Масуди, ибн-Русте, ал-Истахри, Ибн-ан-Надим в “Книге росписи наукам”. На сегодняшний день ее историю изучают такие ученые, как Карамзин Н.М., Пеньков А.С., Тирмова С.Д., Тулаев И.М. и другие.

В первой главе работы рассматриваются вопросы становления государств Волжской Булгарии и Древней Руси; во второй – анализируются особенности их отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Государства Волжская Булгария и Древняя Русь

 

Впервые булгары появились на территории Среднего Поволжья в конце VII - начале VIII вв. В курганном могильнике у села Новинково (Самарская область) обнаружены памятники, принадлежавшие тюркоязычному населению, пришедшему на среднюю Волгу после разгрома Великой Булгарии хазарами в 60-х гг. VII века.

На территории Татарстана, Ульяновской и Самарской областей также открыты другие памятники ранних булгар и родственных им племён, среди которых Кайбельский, Больше-Тарханский могильники. Они были оставлены второй волной переселенцев, появившихся здесь в середине VIII века после крупного поражения Хазарии от арабов в 737 году. Третья волна миграции булгар на Среднюю Волгу относится к IX веку, и вызвана тем, что в конце предыдущего столетия государственной религией в Хазарии становится иудаизм, что вызывает недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии, в том числе мусульман. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Основными памятниками булгар этого периода являются Танкеевский и Тетюшский могильники.

Последнее четвёртое переселение булгар приходится на конец  IX – начало X вв.  Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.[1]

В X веке в Волжской Булгарии сложилась определенная система социальных отношений. В 922 году ислам стал государственной религией Булгарии, с принятием которого в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках государства Волжская Булгария - хана Алмаса (Алмуш). Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к Халифу всех мусульман Джафар-аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха - мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере, и просьба была удовлетворена. Ислам был принят по трём основным причинам:

1.      Для окончательного объединения разрозненных племён в единое государство;

2.      Для укрепления власти эльтебера (верховного правителя) и класса феодалов;

3.      Для ликвидации зависимости от Хазарии.[2]

Со времени принятия ислама государственные посты могли занимать только мусульмане, которые должны были платить дополнительный налог - харадж. При этом Волжская Булгария была самой веротерпимой страной, и ее граждане при уплате хараджа могли исповедовать любое верование.

На верхней ступени феодальной лестницы стоял эмир или эльтебер, который был верховным владельцем и распределителем всей земли. Ниже находились религиозные главы мусульман страны - сеиды и беки (князья). Еще ниже находились средние и мелкие феодалы - баи. В Волжской Булгарии в состав баев входили не только средние и мелкие феодалы, но и мусульманское духовенство (муллы), государственные чиновники, богатые купцы и ремесленники. Волжская Булгария делилась на “или” (губернии), во главе которых стояли улугбеки. Рабами в Волжской Булгарии становились чаще всего военнопленные - ведь ислам запрещает брать мусульман в рабы. Но после шести лет работы на хозяина, раб освобождался  и становился свободным, но без земли.

Исламские законы строго охраняли права женщин. Так, булгарская женщина-мусульманка должна была трудиться только дома. Мужчина в Волжской Булгарии не мог жениться, пока не подтверждал документами свое финансовое благополучие, т.е. возможность содержать жену и детей. При наличии демократических законов феодальный гнет в Волжской Булгарии был более умеренным, чем в других странах. В булгарские земли в поисках лучшей жизни бежало и переселялось много людей из соседних стран - русских, прибалтов, скандинавов, мордвинов и других.

Государственный аппарат обеспечивал сбор налогов, а войско - безопасность царской власти. Столицей Волжской Булгарии до 1236 года являлся город Биляр. Кроме него известны другие города, торгово-ремесленные, военные и административные пункты.

Волжская Булгария была достаточно развитым в экономическом отношении государством. Основу ее экономики составляли сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля.

Сельское население занималось земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Из деревни в города поступали не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа.

Земледелием булгары занимались с большой охотой и очень продуктивно. Арабский географ Ибн-Русте в начале X века написал: “Булгары - народ земледельческий и возделывает вся­кого рода зерновой хлеб”. Они выращивали пшеницу, полбу, ячмень, горох, просо, рожь, чечевицу, овес и другие сельскохозяйственные культуры.

Для успешного занятия земледелием булгары создали целый набор сельскохозяйственных орудий. Волжская Булгария была страной высокоразвитого плужного земледелия. Вспашку производили с помощью железного плуга и лошади. Плугов было несколько типов: сабан (тяжелый плуг), плужный нож, сошник. Хлеб убирали серпами.[3]

Скотоводством булгары занимались издревле. Ведущее место принадлежало овцеводству. Кроме того, разводили коров, быков, коз. Особой любовью у булгар пользовались лошади. На них они воевали, с их помощью вспахивали землю, возили грузы.

В 882 году два крупнейших центра древних славян, киевский и новгородский, объединяются под властью Киева, образовав Древнерусское государство. В его создании важная роль принадлежит князю Олегу, способствовавшему данному объединению и ставшему впоследствии первым его правителем. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало X века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X века) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI века) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI - начало XII века) - переход к территориально-политической раздробленности.

Любое государство, по мнению многих ученых, связано с процессом классообразования. У славян этот процесс происходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII веках, можно определить как “военную демократию”. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).[4]

Правящий слой формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и разбогатевшего населения. Образование государственности из восточных славян совпало (и было обусловлено им) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования – “союзы союзов”. Центром одного из них стал Киев. В 988 году при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.

Для Руси наибольшее значение имели христианизация Волжской Булгарии (864 год) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX века). К середине Х века в Волжской Булгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Взаимоотношения между Волжской Булгарией и Древней Руси

 

После распада Хазарского каганата в домонгольский период в Восточной Европе существовали только два государства - Волжская Булгария и Русь, два народа - булгары и русские, этносфера которых, как наиболее мощные, охватывающие этносферы окружающих их племен и народностей, в конце концов, пришли в соприкосновение в борьбе за преобладание в регионе. И булгары, и русские были известны далеко за пределами своих стран. О них писали в своих сочинениях арабские, персидские и тюркские авторы, последние из которых особенно интересовали булгары как тюркский народ мусульманского исповедания, занимающий земли далеко на севере рядом с русскими. Немало внимания уделил булгарам в своем “Словаре тюркских наречий” уйгурский ученый-филолог XI в. Махмуд Кашгари. Вопрос о принадлежности булгар к той или иной группе народов и соответственно булгарского языка имеет огромное значение для характеристики их этносферы.

Сложные отношения установились у Волжской Булгарии с Русью после принятия последней христианства и его победы среди основной массы русских, на что ушло, по крайней мере, 100 лет. Как известно, после заключения “вечного мира” между Волжской Булгарией и Киевской Русью в 985 г. торговые отношения были закреплены договором 1006 г. Почти до конца XI века булгаро-русские взаимоотношения были мирными, бесперебойно действовали сухопутные и  водные торговые пути между Булгаром и Киевом. В этот мирный период булгарские купцы проникли во многие дальние страны, как-то: Средняя Азия, Китай, Индия, Закавказье, Арабский халифат, Персия, Скандинавия, Венгрия и другие.[6]

Принятие булгарами ислама, а русскими православия и, соответственно, изменение несущих частот их этноноосфер привело к передвижению массы людей в двух направлениях: из Руси в Волжскую Булгарию, из Волжской Булгарии в Русь. В то же время в XII в. владимиро-суздальские князья, отовсюду созывая “многие тысячи людей” в свои города “из булгар, мордвы, венгров, кроме русских”, давали им “не малую ссуду”, тем самым, способствуя развитию своих земель. Булгары жили в городах Владимиро-Суздальской Руси, а русские в городах Волжской Булгарии.

Известно, что в городе Булгар русские жили отдельной слободой и, возможно, имели свою церковь. Распространение булгарских находок на территории Руси осуществлялось по тем же закономерностям, что и русских в булгарских землях. Появление булгарской керамики на русских поселениях говорит о пребывании здесь болгар. Конечно, булгарская посуда, изготовленная с большим совершенством, нежели русская, могла в отдельных случаях служить предметом торговли или подарков, а может быть, тарой, вмещающей проданный товар. Однако в большинстве случаев ею, вероятно, пользовались булгарские купцы и ремесленники, отправлявшиеся в соседнюю страну с торговыми целями, на заработки или в качестве пленных”.

Информация о работе Волжская Булгария и Древняя Русь