Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:29, реферат
Первое появление кочевников на Среднем Поволжье связано с приходом в Восточную Европу гуннских племён. В IV - V в.в. гунно- угорские племена вытесняют из Среднего Прикамья в более северные и восточные районы местные финские племена позднегляденовской культуры. Именно тогда произошёл распад пермской финской группы, на предков удмуртов и коми и уйдя далеко на север и северо-запад от Волго- Камья и бассейна Суры, формирующиеся предки коми- зырян больше никогда не контактировали с тюркоязычным населением этого края . В V—VII веках начинается вторая волна продвижение в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён из лесных и лесостепных районов Западной Сибири, связанное с экспансией Тюркского каганата на запад
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ.
1. ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЛГО-КАМЬЯ В IV VIII в.в. ДО БУЛГАР.
Первое появление кочевников на Среднем Поволжье связано с приходом в Восточную Европу гуннских племён. В IV - V в.в. гунно- угорские племена вытесняют из Среднего Прикамья в более северные и восточные районы местные финские племена позднегляденовской культуры. Именно тогда произошёл распад пермской финской группы, на предков удмуртов и коми и уйдя далеко на север и северо-запад от Волго- Камья и бассейна Суры, формирующиеся предки коми- зырян больше никогда не контактировали с тюркоязычным населением этого края . В V—VII веках начинается вторая волна продвижение в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён из лесных и лесостепных районов Западной Сибири, связанное с экспансией Тюркского каганата на запад. Изменения среди местных племён происходят и под воздействием пришлых земледельческо- скотоводческих именьковских племён в среднем Поволжье и Приуралье. Памятники этой обширной культурной общности, датированные V- VII в.в., выявлены от р. Белой (романовская группа) на востоке до р.Суры (ошпандинская группа) на западе.
Именьковские племена к моменту прихода булгарского населения уже знали плужное земледелие и отдельные ремесленные производства. Археологически именьковская культура характеризуется как культура оседлого земледельческо- скотоводческого населения. Об этом свидетельствуют такие широко исследованные поселения, как Именьковское, Маклашевское, Ош- Пандинское городища, а также неукреплённые поселения типа Шерьбетского, где при достаточно мощных культурных наплостованиях выявлены остатки фундаментальных жилищ с очагами типа чувалов и многочисленные хозяйственные ямы, содержащие остатки сельскохозяйственных припасов. Многочисленные находки зёрен сельскохозяйственных культур (рожь, просо, пшеница, полба), железных наконечников деревянных сох, а также первых в крае каменных жерновов свидетельствуют о пахотной системе именьковского земледелия. Палеозоологические анализы остеологических комплексов показывают преобладание в именьковском стаде крупнокостных (степных) пород крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, встречаются также кости свиней и даже верблюдов. О начале сложения товарно- денежных отношений наряду с находками позднеримских (III в.- V Рождественский могильник), ранневизантийских (IV- V вв.) и сасанидских (I Троицко- Урайское городище) монет свидетельствуют находки медно- бронзовых слитков- стержней, которые судя по их весовому соответствию сасанидской весовой системе могли служить в качестве собственных денежных едениц.
Выявленные могильники именьковской культуры характеризуются обрядом трупосожжения (сожжение трупа на стороне, помещение праха в небольших ямах с глиняными сосудами и жертвенной пищей), не свойственный для местного населения, но имеющего прежде всего западные и особенно юго- западные параллели. Такой же обряд зафиксирован в Северо- Восточной Болгарии (могильник Девня 1, раскопки Д.Димитрова) в могильниках булгар VII- VIII в.в. Рядом особенностей (погребальный обряд, керамика, форма жилищ и пр.) именьковская культура близка, по мнению Г.И.Матвеевой, к археологическим образованиям постзарубинецкого круга, которые испытали, с одной стороны, периферийное римское воздействие, а с другой- оказались на пути кочевых племён, открывших движение эпохи великого переселения народов. Именьковские племена, скорее всего имевшие балтоязычный этнос, оказали самое серьёзное воздействие на племена Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья середины I тысячилетия н. э.
Под воздействием именьковцев среди азелинских племён происходят изминения в инвентаре. Так, среди орудий пашенного земледелия азелинских племён встречаются железные лемехи сох и слабоизогнутые серпы.
Здесь проживали также и мадьярские (протовенгерские) племена из Зауралья. Так на Среднем Поволжье и особенно в Приуралье открыты археологические памятники VI- IX в.в. принадлежавшие полукочевому населению, духовная и материальная культура которых, имеет ближайшие аналогии в древневенгерских памятниках X в.- в Подунавье. В середине и второй половине VIII в. древневенгерские племена доходили и до низовьев Камы. Об этом свидетельствуют раскопки Больше – Тиганского могильника в Татарии, погребальный обряд и инветарь которого даёт самые близкие аналогии материалам венгерской археологии так называемой эпохи завоевания родины. Вместе с тем в культуре этого и близкого ему памятников, выявленных в пределах восточных районов Татарии и западных рацонов Башкирии, наблюдаются и черты сходства с культурой ранних булгар, и это не удивительно, ибо в течение многих столетий протобулгары и протомадьяры были близкими соседями и нередко выступали партнёрами в различных политических ситуациях. Протомадьярские племена были тесно связаны с именьковскими племенами.
Ближе к середине VIII века в Среднее Поволжье из Приазовья и Предкавказья устремляются значительные массы булгар, барсил, сувар и другие тюркоязычные племёна, переселение которых было связано с арабо- хазарскими войнами на Кавказе. Археологическим подтверждением этого проникновения булгарских племён служат Кайбельский и Больше- Тарханский могильники, расположенные по правому и левому берегу Волги, памятники которых сходна с памятниками салто- маяцкого типа в Причерноморье. По свой внешности тюрки были монголоидами, но у канглов и гузов преоблодал европеоидный антропологический тип (перемешанные с ираноязычными племенами сарматов), а культурные традиции продолжали сохранять культуру характерную для тюрко- угроязычных народов Западной Сибири и Южного Урала, но уже впитавшие к этому времени собственно и культурные особенности характерные для тюркютов из Алтая. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII в.в. тела своих умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, захоранивали. Позднее- начиная с VIII века, они уже начали хоронить в погребениях вместе с вещами и предметами, которыми при жизни пользовались умершие. Погребение умершего путём сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очищение души человека происходит через огонь. В связи с этим был зафиксирован случай, когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх. Его прежде чем провести на приём к тюркскому кагану- провели между двумя кострами. Тюрки считали, что таким образом огонь очищает человека от всех его нечистых замыслов и мыслей.
Булгары из Приазовья вступили в непосредственный контакт с именьковскими и финно - угорскими племенами, которые потом вошли в состав будущего населения Волжской Булгарии; часть из именьковцев, возможно, ушла в другие районы. Около 30- х годов IX столетия булгарам, имевшим большой опыт в политической организации и уже начавшим принятие мусульманской религии, удалось разгромить протомадьяр, и последние были вынуждены отойти в Леведию, расположенную в междуречье Дона и Днепра.
Не позже середины IX в. значительная часть древневенгерских племён под натиском буртас, булгар и древних башкир с начала была вынуждена уйти в поисках новой родины далеко на юго- запад, в Подонье, а затем в бассейн р.Дуная, в Паннонию, но угорское группы продолжало проникать в эти края и после ухода мадьяр на запад, продолжавшаяся вплоть до ХIV - XVII веков. Их потомки жившие в восточном Закамье, стали предками ряда башкирских племён и пермских татар- гайни, именуемых в русских источниках «остяками»; сами себя они ещё долгое время продолжали называть «иштяками». К числу угорских племён вошедшие в состав башкир и булгар входят племена юрматы, биляр, еней, негмен, буляр, танып, гайна- тархан, а финноязычное племя мещёра по некоторым предположениям учённых стали частью нынешних татар- мишар.
Почти одновременно с булгарами в Среднее Поволжье проникают приуральско- прикамские племена ломоватовско-поломской культуры стерлитомаковского типа. В этой победе булгарам активное содействие оказали именно эти прикамско – приуральские племена, не позднее середины IX в. передвинувшиеся на нижнюю Каму и среднюю Волгу. Для них характерна в основном лепная круглодонная керамика и большое число украшений, схожие с протобулгарскими. Очевидно, прикамско – приуральское население ломоватовско- поломской культуры, родственны в своей основе протобулгарам и называвшееся старым племенем (булгарские эсегелы, или иски – ель), довольно быстро вошло в контакт с булгарами – барсилами, и на этой основе началось формировыание населения Волжской Булгарии.
Наконец, не позднее середины IX века в происходит переселение в Нижнее Прикамье новых групп булгарского населения из райнов Подонья, оставившие памятники в IX- X в.в. с характерно с серо- краснолощёной горшечной керамикой с примесью шамота и растительности и многозонным прочерчено – волнистым орнаментом, набором оружия, орудий труда и украшений салтово- маяцкого типа. Изгнанные булгарами и их союзниками протомадьяры, а вслед за ними и появившиеся в Подонье печенеги, вытеснили из лесостепного Подонья на среднюю Волгу некоторые группы булгаро – салтовского населения.
Всё это фиксируется началом функционирования именно с середины указанного столетия в среднем Поволжье таких могильников, как Танкеевский, Тетюшский, Хрящевский и др., среди которых особенно значительным оказался Танкеевский, где ныне исследовано более 1000 погребений IX- X в.в.
Булгары расселяясь по окрестным территориям, в значительной мере ассимилировало местные финно- язычные племена на Средней Волге.
На Волго- Камье происходили взаимодействия с финноязычными азелинскими племенами, в результате которого, азелинские племена перешли к оседлому образу жизни; булгары внедрили среди местного населения плужное земледелие и коневодство. Широкое распространение получило среди местного населения культ коня, а именно, изображение лошадей на украшениях, помещение в некоторых могилах шкуры коня с черепом и конечностями. Были заимствованы отдельные типы оружия (мечи, шлемы, кольчуги), украшения и ряд деталей женской одежды- расшитые бисером и бусами, окаймлённые медными накладками полусферические шапочки типа такьи, нагрудники, широкие пояса и т.д. Некоторые из элементов этой одежды сохранились до сих пор среди казанских татар, чувашей, марийцев и башкир . Новые пришельцы оказали влияние также на язык местных финноязычных народов и культуру.
В VIII в. население среднего Поволжья постепенно втянулось в процессы классообразования, охватившое значительные области «варварской Евразии», которые и создали государство Волжская Булгария..
2.РАННИЕ БУЛГАРЫ НА ВОЛГЕ. ОБРАЗОВАНИЕ – ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ.
Итак, часть булгар появилась на Средней Волге. Сколько их было, и кто был их предводителем, появились ли они все вместе или отдельными группами, к сожалению, исторические источники об этом молчат.
Известно, что булгары пришли на Среднюю Волгу в составе целого конгломерата племен. Иными словами, вместе с собственно булгарами, были также, барсилы, беленджеры и савиры. В исторических источниках Х века они упоминаются как берсула, баранджар и сувар. Конечно же, нельзя сказать, что эти племена переселились на Среднюю Волгу в полном их составе, известно, что большинство савир, барсил, беленджер остались на на Северном Кавказа и вошли в состав местных народов, ставшими предками азейрдбожанцев, кумыков, карачаев и балкарцев.
Приход булгар на Среднюю Волгу из Приазовско- Прикубанского Юга, подтверждается археологическими данными. Остатки материальной культуры, которые исследованы в Татарстане и в прилегающих районах, например, в Ульяновской области, очень похожи на материалы археологических памятников из этого региона. Особенно ярко проявляется эта взаимосвязь, в материалах раннебулгарских могильников. Формы захоронений и вещи (сохранившиеся части одежды, вооружения и ритуальная посуда и др.), находимые в могилах обоих этих регионов, повторяют друг друга или эти находки, очень похожи между собой.
Раннеболгарскими на территории Татарстана являются могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевка Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. Памятниками аналогичным Салтовским, считаются находки из Больше-Тарханской и Кайбелской могильников, тогда как Танкеевский, помимо собственно раннебулгарских, содержит также вещи и из Уральского региона. Эти вещи характерны для угорской группы населения Уральской зоны, где проживали протомадьярские племена. Вообще, угры заметно вклинились в тюркскую этническую среду в период нашествия гуннов из- за Заволжья и Приуралья. Гунны в своем движении на запад, увлекли за собой угорские племена Западной Сибири и Южного Урала и вместе с ними, осели в Волго-Уральском регионе. Они оказали заметное влияние в формировании населения на Волго- Камье. Это и отражается в материалах Танкеевского, а также Больше-Тиганского могильников. Именно эти исследования открыли новые страницы отдаленной, но чрезвычайно интересной истории этого края. Помимо могильников, в последние десятилетия изучены и целый ряд других ранних археологических памятников и среди них, остатки Средневековых поселений, а также некоторые городища. Все эти памятники дали в руки археологов совершенно новые элементы материальной культуры раннесредневекового мира на Средней Волге. Например, среди местной гончарной и лепной керамики появляются совершенно новые формы сосудов и их орнаментации. Они сильно отличаются от керамики юго-западных протобулгарских могильников и поселений. Эти новые формы характерны для памятников, Нижнего Поволжья и Приуралья.
Арабские и европейские путешественники XI- XIII веков упоминают множество развалин «городов» на территории Башкирии и Северо- Западного Казахстана, вошедшей к тому времени в состав Волжской Булгарии. Многие исследователи полагают, что в X- XIII веках здесь существовало около 30 городов. Один из них находился на территории Яицкого городка (Уральска). Существование одного из городков этого региона подтверждается сообщением арабского миссионера Абу- Хамид- Рахим- ал – Гарнати, который приехал в город на Яике в 1131 г. и прожил в нём 20 лет. Городища в системе так называемых «оазиса городов», малоисследованны в археологическом отношении, внешне представляют собой оборонительные сооружения с остатками защитных валов. Весь этот конгломерат племён Нижнего Поволжья, иногда выступало с начала X века под общим именем «сакалибе» или «ассаклаб». Имя «сакалиб», несколько позднее возрождается в имени города Саксин на Нижней Волге, где помимо самих гузов, жили также хазары, булгары и савиры, а в 1229 году саксины, уже упоминаются как особый народ, которые, при нашествии монголов, искали убежища и защиты в булгарской земле. Вероятно, вплоть до XIII века, ещё сохранялись родственные отношения между саксинами Нижнего Поволжья и булгарами Волго- Камья. Источники X века сообщают, о сходстве их культур, которые, проявлялось в одежде, постройках, а также в быте и обычаях.
3.ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, СОСЕДИ БУЛГАР.
Булгарские племена.
В IX -X в.в. Волжская Булгария занимала относительно небольшую территорию. На западе естественной границей Волжской Булгарии служила р.Свияга, а на севере река Кама, на востоке граница проходила по реке Зай, или Шишма. Именно на этой территории зафиксированы раннебулгарские археологические памятники IX -X в.в.
Этнический состав населения Волжской Булгарии в XI- Х веках, было тогда довольно таки пестрым. В начале X в. продолжали существовать различные племена. Основное население Булгарии в начале X в. состояло из четырёх племён. В числе этих племён были собственно сами булгары, сувары (саваны), берсула и эсегель( или эскелы, искилы, аскль). С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например, булгары – город Булгар, сувары – Сувар. Эсегели занимали правый берег р.Волги, где позднее на их территории возникнет город Ошель. Берсула или «нохратские булгары» («серебряные»), возможно селились в районе между р.Черемшан и Ахтай- Бездный; здесь сохранились топонимы «нохрат», «нохратка». Сувары (саваны), были наиболее южным племенным объединением волжского левобережья, занимавшие земли в бассейнах р. Утки и Майны.
Кроме того, на реке Малом Черемшане (Джавшые), и на его правом притоке - Баранке жили баранджары (бараджи татарских преданий или биляры), составлявшие основное населения города Биляра. Они были известны как мусульмане баранджары, числом в 5 000 семей (душ), которые уже при Ибн- Фадлане жили оседлой жизнью и имели поселения с мечетью. Известный русский историк XVIII века В.Н.Татищев, пользовавшийся недошедшими до нас историческими источниками, но которые были тогда ему известны, назвал Буляр городом биляров. А биляры были известны еще по западноевропейским источникам: в конце Х века какая-то из них часть переселилась на территорию Венгрии во главе с князем Хасаном и основала там город Пешт, т. е. одну из двух половинок древнего Будапешта, столицы этой страны.