Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:29, реферат

Описание работы

Первое появление кочевников на Среднем Поволжье связано с приходом в Восточную Европу гуннских племён. В IV - V в.в. гунно- угорские племена вытесняют из Среднего Прикамья в более северные и восточные районы местные финские племена позднегляденовской культуры. Именно тогда произошёл распад пермской финской группы, на предков удмуртов и коми и уйдя далеко на север и северо-запад от Волго- Камья и бассейна Суры, формирующиеся предки коми- зырян больше никогда не контактировали с тюркоязычным населением этого края . В V—VII веках начинается вторая волна продвижение в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён из лесных и лесостепных районов Западной Сибири, связанное с экспансией Тюркского каганата на запад

Файлы: 1 файл

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

Очевидно, Макдиси, имел в виду именно все эти племена, когда писал, что «четыре родственных между собой племени тюрок- баджиа, баджанак, баджгурд и нукарда- совершают набеги на земли славян». Здесь под именем «баджна» можно усматривать баранджар, а под именем «нукарда»- нукрат-берсула.

Тот же Татищев писал о  существовании также племени  чалмата; название этого племени принято связывать с Чулманом – тогдашним названием реки Кама.

Буртасы являлись тюркоязычным добулгарским населением этого края, об этнической близости булгар и буртас, говорят находки медных статуэток «уродцев» на территории Буртасии и Булгарии , семантически связанные с древнетюркским культом. Тюркоязычность буртас способствовало ускоренной ассимиляции, среди булгарского населения.

Ибн-Русте сообщает, что  все булгарские племена «относительно  образа жизни… стоят на одной и  той же степени». Население Волжской Булгарии носило тогда длиннополую одежду, у них былл единый погребальный обряд.

 

Отдельные племенные группы, входившие в состав ранней Булгарии, проживали и в более северных и восточных районах. В то время они ещё сохраняли пережитками кочевых традиции и по культуре и языку, были достаточно близкими между собой племенами.

Ибн-Русте сообщает, что  все булгарские племена «относительно  образа жизни… стоят на одной и  той же степени». Население Волжской Булгарии носило тогда длиннополую одежду и у них существовал единый погребальный обряд., но были между этими племенами и определённые отличия. Отмечено, что наряду с так называемой булгаро- салтовской кувшинной и горшечной керамикой, существовали и сосуды прикамско- приуральского типа (особенно их много обнаружено в Танкеевском и Тетюшском могильниках), в которых выделяются сосуды джукетауского типа, имеющие среднеазиатские и южноказахстанские параллели с горшковидной керамикой (именьковского типа). Обнаружены и антропологические различия. В Больше- Тарханском и Кайбельском могильниках, находились останки людей с монголоидными признаками, а на Танкеевском и Тетюшском кладбищах останки имели европеоидные черты и сближались по своему типу с коренным населением Прикамья.

 

1 и 2. Булгары (по материалам  Татарстана).

Нос крупный и прямой, переносье высокое. Лицо человека слева сильно профилированное, выражено европеоидное. Справа так же европеоидное, но заметна небольшая уплощенность лица. Лица выглядят крупными, то есть массивными. Орбиты средней высоты, указывают на небольшую примесь монголоидности.

Между этими племенами, нередко, случались военные столкновения и особенно остроя борьба возникало между представителями булгарской и суварской знати; но при всеобщей опасности, они всегда объединяли свои силы для борьбы с внешним врагом. Персидский аноним в своём сочинении «Худуд ал-Алем» сообщает: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все они находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг с другом друзьями». Ибн- Руста упоминает, например о том, что булгары «производят набеги на них (буртас), грабят их и в плен уводят».

Соседи.

Помимо булгарского населения  Волжской Булгарии были племена, которые оказались под ее политическим, экономическим и культурным воздействием. Прежде всего, это непосредственные, ближайшие соседи булгар, жившие к западу и к северу от булгар, племена финно-угорской языковой группы: предки современных марийцев, удмуртов и восточной мордвы-мокшы. В Среднем Посурье и далее на запад в Сурско-Волжско-Окском междуречье находились земли мордвы. В бассейне р.Цивиля и нижнего течения р.Суры жили отюреченные финно-угорские предки чувашей. На левом берегу реки Черемшана Ибн- Фадлан зафиксировал кочевья тюрок албажагр. По левому берегу Волги вплоть до р.Казанки и далее до Вятки жили древнемарийские племена. В среднем течении Вятки и далее на восток- древнеудмуртские племена, которые на р.Чепце и средней Каме контактировали с тюркско-угорским населением, вошедшие позднее в состав бесермян, чепецких (нохратских) и бартымских (гайнских) татар.

На дальнем Севере, на расстоянии от 20 до 30 дней пути от булгарской земли (один день пути равнялся примерно 35 км), жили зависимые от булгар племена  вису. О них сообщают Ибн-Русте  и Ибн-Фадлана. Арабское название “вису” соответствует “веси” русских летописей. Часть этих племен позднее обрусела, а часть их потомков- вепсы, сохранилась до наших дней. Вепсы из прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы языков (эстонцы, карелы, финны). В настоящее время их всего 8 тысяч человек, а проживают они сейчас в Карелии, частично в Ленинградской и Вологодской областях.

Данниками булгар были и племена, известные по арабским источникам как  “йура”, русские же летописи их называют “югра” или “угра”. Они находились еще дальше на севере – примерно в трех месяцах пути от булгар. Йура – это, предки современных хантов (остяков) и манси (вогулов).

В такой же зависимости  от булгар оказались некоторые тюркоязычные племена. В первую очередь это маджары, кочевавшие восточнее Волжской Булгарии. По сообщению крупного арабского географа начала Х века ал-Балхи, одна группа маджаров (в некоторых источниках пишется о “бажджарах”, но здесь известная контаминация начальных “м” и “б”, т. е. замена этих букв, что характерно для целого ряда языков), состоящая из двух тысяч человек (надо понимать как две тысячи воинов!), подвластные булгарам. На основе этого сообщения многие учёные подруземевают под этим этнонимом башкир. Все эти племена, уже в период Золотой Орды, непосредственно участвовали в формировании татарского и башкирского народов.

 

Вся степь южнее и юго-восточнее  от этнической Волжской Булгарии не принадлежала собственно территории булгарам, но контролировалась, с целью отражения нападения кочевников.

Существовали между этими  племенами и непосредственно  родственные отношения , например, булгарской и гузской знати, о чём упоминает арабский миссионер Ибн-Фадлан: дочь гузского хана была замужем за булгарским царём Алмушем. Взаимоотношения с соседями не всегда носили мирный характер. Марвази сообщает: «Булгары, мусульмане воюют с неверными из тюрок, совершая против них походы, так как неверные вокруг них». В числе «неверных» соседей Волжских булгар, входили куманы (половцы), во второй половине X века, которые приблизившись к границам Волжской Булгарии, уже кочевали к тому времени на Южном Урале. Именно в этом районе встречаются позднее характерные для половцев каменные бабы - балбалы. На общирных просторах в бассейне р. Яика и Нижнего Поволжья, пасли свой стада гузы (торки) и баджанаки (печенеги).

Такая пестрота населения  Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства.

Общего для всех них  наименования, кроме спорного имени  «ас- сакалиба» и тюркского языка, других объеденительных факторов ещё не было. «Что касается языка булгар, сувар и печенегов, то они являются однородно- тюркскими» (Махмуд Кашгарский).

 

4. ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА И  КОНСОЛИДАЦИЯ БУЛГАРСКОГО ОБЩЕСТВА 

 

Домусульманские верования булгар.

 

Все эти племена оставались еще язычниками, а их основной верой, было “тенгрианство”, которая пришла на Волго- Камье вместе с тюрками из Алтая.

Ибн-Фадлан,побывавший среди волжских булгар в Х веке, запечатлел в своих рассказах о некоторых языческих обычаях этого народа. Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал уже после возвращения в Багдад, свои путевые заметки под названием “Записка”. Рукопись самого автора пока еще не найдена, но дошли до нашего времени различные списки Ибн- Фадлана о Булгарии того времени. Эти записки арабского путешественника позволяет представить интересные факты из жизни булгар. Например, человека, который кого-то нечаянно убил, наказывают таким образом: его кладут в ящик, туда же помещают для него еду (“три лепешки и сосуд с водой”), заколачивают ящик и вешают его на столбы, где он медленно умирает. Или вот еще одна языческая форма похорон: умирает человек и его временно оставляют в его же юрте. К ее двери подходят мужчины и начинают громко и горько плакать. Ибн-Фадлан говорит, что это свободные люди, т. е. свободные от исламских канонов. Когда завершается их плач, являются рабы и начинают сильно бить себя кнутом. Потом у двери юрты умершего, водружают знамя. После похорон вокруг могилы складывают его оружие и продолжают оплакивать умершего в течение двух лет. После окончания этого срока знамя снимают, и родственники “созывают званый пир” – устраивают поминки. Если у него была жена, то после этого она получает право вторично выйти замуж. Ибн-Фадлан замечает, что весь этот обряд совершается, если умерший был “из главарей”. Простолюдина же хоронят, соблюдая лишь часть обряда.

 

Другие домусульманские верования булгар.

 

Но в то же время среди  булгар были и первые приверженцы  ислама, а какая-то часть болгар исповедовывали иудейскую религию, которая существовала ещё в Хазарском каганате как основная религия; арабский географ Х века Мукаддаси сообщает, что «они (булгары) сперва были евреями и потом сделались мусульманами». Были среди булгар и христиане. Арабский путешественник Эль- Балхи оставил запись: « Между внутренними булгарами есть христиане и мусульмане». Попытки распространения христианства в булгарском государстве продолжались и в последующие века. Во времена князя Андрея Боголюбского в XII веке летопись сообщает о неизвестном проповеднике, который «крести Болгары и вся поганы». В 1229 году принял мученическую смерть купец булгарин Авраамий, проповедовавший христианство в Булгарии. В следующем году его останки были вывезены в город Владимир. Православная церковь причислила Авраамия к лику святых. Наверняка среди современных крещённых татар- крящен существуют потомки из булгар- христиан.

 

В Булгарском государстве  существовала веротерпимость, человек  мог свободно исповедовать любую  веру без притеснений со стороны  власти и населения, а в Булгарии, наряду с мусульманским большинством, проживали десятки тысяч граждан, исповедовавших различные христианские, иудейские, буддистские и языческие верования. Например, при раскопках крупных булгарских городов Биляра и Булгара археологи находят целые армянские кварталы с церквями, в которых молилось постоянно жившее и приезжее армянское население.


Информация о работе Волжская Булгария