Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:20, контрольная работа
Италия в XIII-XIV вв. представляла собой страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Развитие элементов раннекапиталистического производства в городе и товарно-денежных отношений в деревне вело к обезземеливанию крестьянства и обнищанию широких масс трудящихся. Традиционные формы общественных отношений и старый уклад жизни рушились, оставляя за бортом десятки тысяч крестьян и ремесленников.
Введение
Глава I. Социально-экономическое развитие Италии в конце XIII — нач. XIV вв. Причины обострения классовой борьбы
Глава II. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция
Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников
Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания
Заключение
Библиография
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ДиА-н»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: История человечества
По теме: Восстание Дольчино
Выполнил:
Студент 1 курса
2 семестр
Гаджиева Зоя Викторовна
Новый Уренгой, 2015
Содержание
Введение
Глава I. Социально-экономическое развитие Италии в конце XIII — нач. XIV вв. Причины обострения классовой борьбы
Глава II. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция
Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников
Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания
Заключение
Библиография
восстание дольчино классовая борьба
Введение
Италия в XIII-XIV вв. представляла собой страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Развитие элементов раннекапиталистического производства в городе и товарно-денежных отношений в деревне вело к обезземеливанию крестьянства и обнищанию широких масс трудящихся. Традиционные формы общественных отношений и старый уклад жизни рушились, оставляя за бортом десятки тысяч крестьян и ремесленников. Обстановка всеобщей неуверенности и массового недовольства вела к тому, что в обществе получили широкое распространение многочисленные ересь, некоторые из них стали перерастать рамки обычного оппозиционного общенародного движения, превращаясь в «выражение потребностей крестьян и плебеев». Этот процесс постепенного перерастания «общенародной» ереси в «резко выделяющейся партийное воззрение» крестьян и плебеев (Энгельс) хорошо прослеживается на примере ереси апостольских братьев: проанализировать его – главная задача данной работы, посвященной этой теме.
Перерастание ереси общенародной, в основе своей бюргерской, в ересь крестьянско-плебейскую у апостоликов можно проследить на нескольких проблемных вопросах. Один из них – отношение к собственности. В первую очередь следует разобраться в существе основных, имевших место в средневековой ересиологии принципов. Это, во-первых, отказ от имущества, проповедь бедности, во-вторых, общность имущества. В основе и того и другого требования лежит идея социального равенства, вытекающая из «равенства сынов Божьих».
Следующим проблемным вопросом, характеризующим теорию апостоликов как переходящую в крестьянско-плебейскую ересь – ее активный революционный характер. По словам Энгельса, крестьянско-плебейская ересь «почти всегда сочеталась с восстанием», но процесс активизации ереси, превращения ее открытое революционное выступление был постепенным и длинным. Теоретической базой деятельности еретиков были хилиастические идеи Евангелия, то есть учение о втором пришествии Христа и установлении «тысячелетнего царства справедливости и благоденствия», наиболее подробно изложенное в Апокалипсисе.
Еще более революционный смысл приобретает учение о «грядущем царстве божьем на земле» в творчестве Дольчино и в деятельности апостоликов в период восстания. В ходе восстания открытая вооруженная борьба, насилие над врагом не только допускаются, но и санкционируются теорией, приобретая характер догмы; к этому восставших приводит логика борьбы.
Одной из важнейших проблем работы по восстанию Дольчино является выяснение социального состава восставших. Сложность социального состава движения апостольских братьев и восстания Дольчино диктует необходимость постановки общей проблемы социально-экономического развития Италии XIII- нач. XIV вв.
Другой важной проблемой является комплекс вопросов, связанных с проблемой стихийности и неорганизованности крестьянского движения. К числу их относятся: характер организации апостоликов, их связь между собой и с массами, военное искусство повстанцев, территориальный ареал восстания и т.д.
Глава I. Социально-экономическое развитие Италии в конце XIII — нач. XIV вв. Причины обострения классовой борьбы
Италия на рубеже XIII-XIV вв. представляла собой страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Усиления товарно-денежных отношений и увеличение продуктовой ренты, зарождение полукапиталистических форм в одних областях и сохранения типично феодальных в других – все это переплеталось в клубок противоречий, которые крайне обостряли обстановку. Италия в этот период напоминала Везувий, в глубине которого скрыта энергия, готовая в любой момент вырваться наружу.
Накопление капиталов от торговли и банковских операций в XIII в. приводит к естественным поискам наиболее выгодного их применения. Богатые строили дворцы и загородние виллы, приобретали земли. Все это требовало непрерывного пополнения капитала. Безотказным источником являлась промышленное производство на экспорт. Торгово-банковские компании организовывали доставку сырья, а нередко и большие мастерские, перерастающие рамки обычных цеховных. Так появились мануфактурные предприятия с широким разделением труда и массовым применением наемного труда. Часто данный факт рассматривается как явление совершенно случайное и крайне незначительное. Сторонники такого подхода мотивируют свое мнение тем, что в большинстве стран Европы подобные явления наблюдаются лишь с XVII в. Но эта бесспорная истина не опровергает возможности появления раннекапилистических отношений в отдельных странах в более ранний период, при наличии соответствующих условий.
Такие условия сложились в Италии. Прежде всего, здесь натуральные отношения в экономике не были столь продолжительными, всеобъемлющими и глубокими, как в других странах. Это повлекло за собой наиболее раннее в Европе отделение ремесла от сельского хозяйства, что означало появление города, как центра ремесла и торговли1. Еще Маркс отличал обилие в средневековой Италии городов, сохранившихся, как правило, с древнейших времен. Город пережил вторжение варварских племен, и, если в Италии не было простого продолжения истории римского города.
Роль города в средневековой Италии крайне велика, в определенной степени феодализм был здесь подорван. В таких условиях итальянский город играл весьма прогрессивную роль. Энгельс характеризовал это так: «В то время, как дворянство становилось все более и более зажиточным и мешало развитию, городские бюргеры стали классами, который олицетворял собой дальнейшее развитие производства и торговых отношений, образований и социально-политических учреждений»2.
Таким сословием городского бюргерства были «жирные» пополаны Италии, которые превращались в раннюю буржуазию.
В конце XIII – нач. XIV в. они обладали наиболее крупными накоплениями в Европе и с выгодой направляли их на организацию мануфактур, как правило производящих продукцию на экспорт. Это не означает, что в отдельных городах отсутствовало цеховое ремесло, но оно подчинялось мануфактуре, а ремесленники являлись хотя и массовым, но приданном от ряда мануфактурных наемных рабочих.
Одним из важнейших последствий экономического и политического укрепления городов было оживление сельских общин. В условиях ослабления власти феодалов и даже частичной их ликвидации как класса, в процессе урбанизации сельские общины превращающиеся в коммуны. Этот своеобразный процесс приобретает массовый характер и во многом меняет не только облик, но и сущность итальянской деревни. В XIII – XIV в. общины в ожесточенной борьбе с сеньорами добиваются самоуправления и образуют сельские коммуны. Борьба против феодалов, которую вели города, сливались в единый поток с борьбой сельской общины против сеньоров: феодалы были их общим врагом. С помощью городов феодалов лишили судебной власти над крестьянскими общинами и права на взимание некоторых феодальных поборов. Высвобождение сельских общин из-под власти феодальных сеньоров – невиданное в Европе того времени явление, даже если учесть, что это свобода была не очень длительной и далеко неполной. Сельские общины переходили обычно под власть соседнего крупного города, который сохранял им некоторую автономию. Переход сельских общин под власть городов не избавлял крестьян от эксплуатации, но в целом он играл весьма положительную роль. Так как город центром прогрессивного экономического развития. включение сельской округи в состав города-государства способствовало ликвидации крепостничества в деревне в большинстве районов Средней и Северной Италии. Ликвидация крепостничества происходила прежде всего в землях городов, где широкое развитие и приобретало ремесло, перераставшим в мануфактуру. И это естественно, так как мануфактурное производство требовало увеличения рабочих рук. Эти города-государства специальными декретами объявляли отмену крепостного права на все подчиненной им территории. Освобождение крестьян вело к ликвидации сеньориальной юрисдикции, а иногда и к ликвидации всех феодальных контрактов и обязательств. Крестьяне при освобождении теряли свое традиционное право пользования землей. Нередко городским властям приходилось принудительным способом проводить освобождение крестьян, угрожая за отказ от него жестокими карами. Процесс личного освобождения крестьян проходил в Италии не только в рамках мирного городского декретирования, но также в интересах определенной части феодалов. К тому же раннее проникновение товарно-денежных отношений в деревню, широкое распространение денежной ренты в XI – XIII вв., привели к тому, что в Северной и Средней Италии большая часть крестьянства пользовалась личной свободой уже к началу XIII в., задолго до городских декретов. Однако все эти потомки сливались воедино, и в целом шел процесс разложения крепостнических отношений. В городах крестьяне пополняли ряды рабочих, главным образом неквалицифированных или легко осваиваемых профессий. Значительная часть превращалась в арендаторов, державших землю на разных условиях, но часто на условиях испольщики – медзарии, при которой арендатор отдавал собственнику земли половину урожая. Издельная аренда являлась переходной формой организации сельского хозяйства от феодальной к капиталистической, поэтому для нее характерны были и полуфеодальные черты, в частности крайне ограниченная возможность ухода испольщика с участка.
Раннекапиталистические отношения привели к новым методам эксплуатации, более продуктивным по своим результатам, но и более жестоким по отношению к трудящимся. В результате социально-экономических сдвигов образовалась значительная прослойка сельского и городского населения, представляющая собой дешевую рабочую силу – прежде всего обезземельные крестьяне и разорившиеся городские ремесленники.
Именно дешевая рабочая сила явилась рычагом, который использовали владельцы мануфактур для того, чтобы обогнать цеховое производство по относительно дешевизне продукции. Далее жестокие формы эксплуатации, связанные с возникновением раннекапиталистических отношений, привели к обострению классовой борьбы
Уже в начале XIII в. недовольство крестьянской и городской бедноты находило выражение в распространении еретических учений.
Глава II. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция
С момента своего возникновения еретические движения являлись формой выражения оппозиции существующему строю. Особый толчок ереси получают с развитием городов, увеличением экономической роли и ростом социально-политической активности различных слоев городского населения – как бюргерства, так и плебейских низов.
Италия в XIII в. с ее бурной городской жизнью представляла собой исключительно благоприятную почту для расцвета еретичества.
В стране существовали десятки еретических сект, как общеевропейских, привившихся на местной почве (катары, вальденсы) и их продолжателей (католические бедняки, ломбардские нищие).
Размах еретических настроений в обществе был невиданно велик, недаром ряд историков с полным основанием называют то время «эпохой ересей».
В целом эти во многом отличающиеся друг от друга на практике и в догме секты можно определить как бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси. Всех их объединяла идея осуждения неправедно нажитого богатства, оппозиционные настроения по отношению к существующим порядкам, отрицание римской церкви. Их идеалом являлись порядки раннехристианской церкви с ее простотой и моральной убежденностью.
Среди массы оттенков пассивного и неопределенного, хотя и широкого протеста, свойственного разными слоям общества, можно выделить несколько черт, характерных, главным образом, для беднейших слоев населения. Прежде всего – отношение к имуществу. Основная масса еретиков не останавливалась на осуждении богатства и принятии собственности, приобретенной личным трудом, а идет дальше, утверждая, что в этом мире невозможно справедливое распределение имущества. Так возникает идеал бедности, нищенства, присущий большинству еретических направлений XIII в.3 Это отражающее низкий уровень социального протеста, негативное отношение к собственности в дальнейшим послужил основой возникновения и развития идей равенства и общности имущества.
Другой важной стороной еретической идеологии XIII в. является хилиастические воззрения.
Еретическое движение к концу XIII в. претерпело серьезные изменения. Превращения части горожан в правящую прослойку итальянских городов-государств сказалось на близкие к бюргерской ереси направления сходили с исторической арены. В то же время широкий размах получили народные ереси.
Расслоение крестьянства, его отрыв от земли, возникновения новых форм эксплуатации как в городе, так и в деревне нарушали привычный уклад народной жизни, усиливали стремление к старым идеалам. Религиозная экзальтация, ожидание неминуемой изменений, оппозиция официальной церкви во второй половине XIII в. достигают исключительного накала.
В этих условиях в 1260 г. Возникает секта апостольских братьев. Основателем сект был неграмотный монах, в прошлом простой крестьянин Пармской округи – Герардо Сегарелли. Выступая под «простонародной святости», из-за чего современники называли его дурачком или шутом, он начал пропаганду новой ереси, основанной на идеалах раннехристинской апостольской церкви. Доктрина апостольских братьев в отдельных моментах шла дальше распространенных в ту эпоху ересей. И первым ее отличием являлся исключительно революционный характер воззрений.
На современную эпоху они смотрели как на переходное к 1000-летнему царству Божию – время, цель которого – возвращение к истинным правилам жизни, завещанным Христом и апостолами.
Мир, учили они, прошел в своем развитии 4 стадии. Первая стадия – эпоха Ветхого завета, когда люди лишь размножались и утверждались в своем назначении. Затем идет время Христа и апостолов, внесших смысл в истину в человеческое существование, утвердивших простоту и равенство в отношениях между людьми. В конце этого периода церковь широко распространилась по земле, однако вместе с тем, она получила власть и богатство, которые привели к извращению апостольского идеала. Третий период – время монашеских орденов, ставивших своей целью исправить положение, однако ни бенедиктинцы, ни францисканцы не смогли вернуть мир к его прежним идеалам. С Сегарелли начался последний, четвертый период, задача которого – создать истинную церковь, живущую по апостальским нормам и правилам. Сегарелли основал эту истинную, апостальскую церковь.4 Апостольские братья полагали, что на них возложена миссия ломки старых и утверждения новых порядков. При этом они резко и даже враждебно противопоставляли себя всем окружающим. Папа должен быть смещен и выбор нового папы должен зависеть не от решения кардиналов, а от Бога. Все существующие монашеские ордена следует уничтожить, церковную иерархию разрушить, и на руинах старой церкви восстанет новая, которая и будет существовать вплоть до пришествия Христа. Главную работу по разрушению церкви придется проделать светской власти в мире неаполитанского короля Фридриха. Самим же апостоликам нужно лишь словом и примером убеждать в своей правоте. Здесь поле их деятельности безгранично широко – они могут принимать к себе и монахов, и горожан, и сеньоров, и мужчин и женщин, всех жаждующих перейти к истинной церкви – церкви без храмов, без священников, без богослужения, где все одинаково бедные и равные между собой верующее будут связаны внутренними узами, а не внешними обязанностями. Равнозначна ли эта церковь всему обществу? Другими словами, переносится ли апостоликами принцип всеобщего равенства из сферы религиозной в сферу общественную, на существующие общественные отношения?