Восстание Дольчино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Италия в XIII-XIV вв. представляла собой страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Развитие элементов раннекапиталистического производства в городе и товарно-денежных отношений в деревне вело к обезземеливанию крестьянства и обнищанию широких масс трудящихся. Традиционные формы общественных отношений и старый уклад жизни рушились, оставляя за бортом десятки тысяч крестьян и ремесленников.

Содержание работы

Введение
Глава I. Социально-экономическое развитие Италии в конце XIII — нач. XIV вв. Причины обострения классовой борьбы
Глава II. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция
Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников
Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

История человечества кр.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Теория апостольских братьев, дошедшая до нас в изложении инквизиторов, не дает прямого ответа. Однако, если церкви при папе Сильвестре и императоре Констатине, уход ее от апостольских принципов оправдываются расширением сферы влияния христианства, вовлечением в его орбиту всего окружающего мира. Если на данном этапе перед апостоликами ставится задача возвращения этого мира к первоначальному «истинному» положению, то очевидно, что здесь под новой церквью понимается самый широкий, хотя и неопределенный, круг верующих. Тем более, что вступление в церковь для апостольских братьев представлялось актом свободной вам любого человека.

Огромное значение в догматике апостольских братьев имела идея равенства. Как и у большинства современных сектантов, она выражалась в отрицании имущества, т.е. в негативном равенстве. Они продавали свое имущество, раздавали бедным деньги, и, следуя апостольским идеалам, жили милостыней, не работая и не имея собственного очага.

Отличительные черты догматики апостольских братьев – их активная деятельная позиция, далеко идущие стремления. Их проповеди говорят о постепенном переходе секты на позиции крестьянско-плебейской ереси. Во многих своих представлениях апостолики еще стоят на общем уровне еретического движения того времени, но вместе с тем в некоторых важнейших вопросах теории они идут вперед.

После смерти Сегарелли к руководству сект приходит Фра Дольчино – вождь радикально настроенных апостоликов горных районов Северной Италии. Дольчино был достаточно образованным человеком. Свое учение он изложил в трех посланиях, направленных ко всем верным христианам. Одно из писем было написано в августе 1300 г. т.е. вскоре после казни Сегарелли. Он говорит, что секта «братьев апостоликов в последние дни нарочно послана и избрана Богом, для спасения душ человеческих, а он сам поставлен ею главе и избран Богом, причин Бог открыл ему настоящее и будущее для того, чтобы он познал и пророчество и понял Священное писание Нового и Ветхого завета5.

В ряду великих крестьянских восстаний XIV – XVI вв. восстание под предводительством брата Дольчино – первое из них времени занимает особое место.

Среди восстаний есть такие, в которых идеологическая подготовка сыграла столь большую роль, как в восстании Дольчино. Правда, восстанию Уота Тайлера в Англии предшествовала движение лоллардов-бедных священников, один из них бедных священников, один из них Джон Болл, вошел в число главных вождей восставших крестьян.

Восстание Дольчино напоминает собой Великую крестьянскую войну в Германии в 1524-1525 гг. тоже связанную с еретическими движениями, которое превратилось в конечном счете в немецкую реформацию.

Но судьбы ереси в Германии и Северной Италии начала XIV в. различны. Итальянское бюргерство, связанное с католичеством и политическими интересами, в массе своей было далеко от решительного протеста против господствующей церкви. Несмотря на многочисленные еретические движения, итальянское бюргерство осталось верным католицизму. Борьба с церковью как представителем и идеологом феодального случая стала уделом плебейско-крестьянских масс

Идеология этих масс выливалась в многочисленные еретические движения XII-XIII вв. и хотя сначала примыкала к «бюргерской» ереси, очень скоро выделилась из нее в самостоятельную силу, которая была предоставлена самой себе, дала идеологическое обоснование восстанию и потерпела вместе с ним поражение – обычная часть всех крестьянских восстаний средневековья.

 

Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников

 

В накаленной обстановке в самом начале 1304 г. появляется Дольчино со своими соратниками. Горячо принятый населением, он обосновался в Нижней Сезии, в районе Гаттинара и Серавалле, в 30-35 км от Верчелли. Именно здесь ересь апостольских братьев переросла узкие рамки сектанского-заговорщической организации и превратился в широкое народное движение. Проповедь Дольчино собрала вокруг него толпы последователей, и в короткое время их численность достигла нескольких тысяч человек. Основную их массу составляли крестьяне близлежащих мест, хотя среди них было немало выходцев из других областей Италии и даже Швейцарии и Германии.

О том, какой размах с первых шагов приняло движение, свидетельствует тот факт, что против апостоликов была срочно создана лига, состоявшая из маркизов Салуццо и Монферрато, епископов Верчелли и Сиона, коммун Биеллы и Верчелли, ряда местных феодальных фамилий. Значительное по тем временам войско (около 2 тыс. человек), составленное из епископского и городского ополчений и швейцарских наемников, отправилось вдоль обоих берегов Сезии, намеревалось взять в кольцо восставших. 28 марта на подступах к Гиттанара произошло кровопролитное сражение, окончившееся полной победой восставших под руководством Каттанео ди Бергамо и Амброджо Саламоне.6 С апреля по июль апостолики беспрепятственно распространились по всей округе и даже доходили до городских стен Вергелли.

Сектантское движение вылилось в вооруженную борьбу восставшего народа. Ход участниками феодальной лиги нависла серьезная опасность, которая требовала немедленных мер. Было собрано новое войско, и ему удалось вытеснить повстанцев с равнины. Жителей Гаттинара настигла суровая кара: десятки их подверглись казням за помощь, оказанную мятежникам. Восставшие уходили вверх по течению Сезии и ее притоков, теряя на пути сотни убитых, раненных, однако число их непрерывно пополнялось за счет крестьян тех деревень, через которые проходил их путь. Отступление длилось несколько месяцев, пока наконец, у подножья одной из гор в Новарской области не был устроен укрепленный лагерь, где повстанцы оставались до конца лета 1305 г.

Успехи повстанцев и невозможность справиться с ними собственными силами заставили Райнерия, епископа Верчелли, искать помощь у других. Летом 1305 г. папа Климент V обратился с буллою к местным феодалам, в которой призвал их оказать помощь верчельскому епископу. Всем участникам армии епископабыло обещано полное отпущение грехов. В августе 1305 г. собравшиеся новарские и верчельские рыцари принесли клятву о том, что они будут беспощадно бороться с врагами «католической веры и христианского мира». Фактически начался крестовый поход. В этом момент восставшие проявили стратегическую дальновидность. Они укрепились на горе Парете Кальва («Отвесная стена»), естественной долиной одного из притоков Сезии – Раса. На горе восставшие построили временные жилища и возвели укрепления. Однако, новая позиция имела и серьезный недостаток – она находилась далеко от окрестных селений, это серьезно затрудняло снабжение. Рост численности осажденных, главным образом за счет местного крестьянства, и суровая зима усугубили положение апостоликов. Им пришлось устраивать вылазки в соседние деревни и городки, неизбежно восстанавливая против себя населения. В лагере начался голод. В этих тяжелых условиях восставшие проявили огромное мужество, дисциплину и стойкость. В стане осажденных, как можно предполагать на основании косвенных данных, естественно возникло организованное распределение продуктов, одежды, коллективное пользование некоторыми предметами, оружием, доспехами и т.п. именно здесь развернулся талант Дольчино – страстного трибуна, блестящего организатора и незаурядного военачальника. Он сумел превратить своих сторонников из случайной полуторатысячной толпы в строго организованную армию, одушевленную справедливой идеей.

В конце зимы 1305-1306 гг. положение осажденных стало чрезвычайно тяжелым. Не выдержав лишений, дезертировал Амбраджо Саломоне со своими отрядом. Голод, холод и потери заставили Дольчино предпринять попытку обмануть осаждающих. Ночью 10 марта 1306 г. около тысячи апостоликов, больные и истощенные, по глубокому снегу прошли через перевал и вышли к горе Цебелло, недалеко от Триверо. Можно только удивляться героическому подвигу восставших, умевших в невыносимо трудных условиях ускользнуть от армии преследователей и этим удачным маневром снять осаду. На новом месте были спешно возведены укрепления, в окрестностях собраны запасы продовольствия. Когда крестоносное войско подошло к лагерю апостоликов, оно встретило воздвигнутую по всем правилам феодального военного искусства крепость.

Начались новые ожесточенные схватки. 1 мая 1306 г. авангард крестоносцев был наголову разбит апостоликами под непосредственном предводительством Дольчино; свыше ста рыцарей погибло и попало в плен. Возглавлявший объединенное войско епископ Райнерий решил повести регулярную осаду апостоликов. Он окружил их плотным кольцом фортов, башен и бастионов, подвел осадные машины. Восставшие пытались помешать строительству постоянными вылазками.

Осенью произошло одно из самых кровопролитных сражений, не принесшее ни одной из сторон победы, однако вскоре после этого объединенное войско феодалов отступило в соседние селения, оставив гарнизон в осадных укреплениях. Вокруг восставших была создана мертвая зона – крестьян окрестных деревень выселили из их мест, чтобы они не смогли оказать помощь продовольствием.

Установилась блокада лагеря.

В сентябре 1306 г. папа снова обратился с буллою к графу Савойскому, архиепископу Милана и ломбардским инквизиционерам. Против восставших крестьян поднялась вся феодальная Северо-Западная Италия. Официально был объявлен крестовый поход против еретиков. Несмотря на некоторые успехи, восставшие овладели несколькими из соседних фортов, выбив оттуда оставленные гарнизоны – их положение стало катастрофических. Кольцо блокады сужалось. Среди апостольских братьев начался повальный голод. Измученные продолжающимся несколько лет лишениями, повстанцы не выдержали тягот новой зимы: голод и холод косили ряды осажденных. В марте 1307 г. Райнерий решил перейти к открытым действиям и предпринял штурм цитадели. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, отдав свои жизни; многих взяли в плен. Среди них оказались и руководители – Дольчино, Маргарита, Лонгино ди Бергамо. Суд и следствие были недолги, спустя три месяца всех троих приговорили к казни. По наиболее распространенной версии, Маргариту сожгли первой – на глазах Дольчино: затем наступила очередь измученного пытками, но до последнего момента сохранявшего присутствие духа вождя повстанцев.

Его так же, как и его сообщников казнили, после продолжительных пыток.

 

Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания

 

Восстание под предводительство Дольчино, как и все крестьянские восстания, закончилось полным поражением восставших.

Причины поражения везде одинаковые. Это: локальность движения, наличие противоречий движения, наличие противоречий в лагере восставших, связанное с разнослойностью участников восстания и отсутствия единых требований, также отсутствие единой программы, общего руководства, крепкой и суровой дисциплины.

К сожалении, многие из этих проблем не обошли и Дольчино.

Во время восстания, в ходе вооруженной борьбы в большей степени проявляются те характерные черты, которые намечались в идеологии апостольских братьев предыдущего времени.

Анонимный историк сообщает, что восставшие во главе с Дольчино считали, что им «позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви, а также жечь, брать в плен и требовать с них выкуп и в этом для них нет греха».7 В отрывке отражаются чрезвычайно важные для понимания эволюции теории апостольских братьев идеи: война против врагов справедлива, что обосновывается и вводится в догму: ведется она уже не только против церкви, а против всех ее сторонников, против всего поддерживающего церковь общества.

Другим моментом является развитие в ходе вооруженной борьбы идеи равенства. Суровые обстоятельства требовали от восставших объединения всех сил и напряжения всех ресурсов. Захваченные продукты, оружие и одежда распределялись среди осажденных в зависимости от необходимости: практически в лагере Дольчино был введен порядок, наивно именуемый некоторыми западными историками «военным коммунизмом». От идеи равенства духовного повстанцы перешли к равенству социальному, к осуществлению идеи общности имущества, хотя эта общность имуществ и существовала главным образом как военная мера. Очевидно, указанные особенности последнего этапа движения апостоликов были вызваны спецификой борьбы и являлись логическим следствием условий, в которых эта борьба протекала. Однако, вне зависимости от своеобразия пути, по которому развивалась ересь апостольских братьев, ее эволюция привела к перерастанию ереси, основанной на широком и в то же время разных слоев общества существующими порядками, в ересь крестьянско-плебейскую выступающую против основ самих порядков. Таким образом, движение Дольчино явилось одним из первых открытых выступлений собственно крестьян под флагом плебейской еретической идеологии против феодальных общественных отношений.

Историческое значение этого восстание заключается в том, что оно не только перерастает из простого еретического движения в крестьянско-плебейскую, соединенную с восстанием; оно также было наиболее ярким и своеобразным крестьянским выступлением в Италии конца XIII – начала XIV вв. После него восстания крестьян принимают иной, отличительный от прежнего характер, обусловленный особенностями социально-экономических отношений.

 

Заключение

 

Восстание Дольчино вызвало неслыханную реакцию в Европе того времени. События одного отдаленного района заставили говорить о себе не только итальянцев, привыкших к острым политическим перипетиям и взрывам этой бурной эпохи, но и правящие классы других стран. Спустя полтора столетия церковный историк Фра-Форести из Бергамо писал: «Известиями о Дольчино в то время была переполнена вся Европа и другие страны мира». Действительно в движении апостольских братьев было немало необычного и нового, что заставило волноваться разных людей во многих странах. Уже современники обвиняли Дольчино в том, что к старым, распространенным заблуждениям он прибавил новые. В глазах их Дольчино предстает не просто сектантом, а ересиахом, основателем новой концепции духовной и моральной жизни. И недаром в поэме «Божественная комедия», написанная Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 гг., великий флорентинец связал Дольчино с Магометом, создателем новой религии – соперницы Христианства. Разгром апостоликов привел в ликование феодальную Европу. Местный хронист сообщает, что известние о победе епископа вызвало в Верчелли такую радость, что «едва ли можно выразить ее словами и описать пером». В июле 1307г. Климент V обращается с посланием к епископу Верчелли, фактическому главе крестоносцев, с благодарностью за тот «труд, который он приложил на винограднике господнем». В августе издается новая булла, адресованная всем крестоносцам 0 новарским, верчельским феодалам, принимавшим участие в походе; не смущаясь долгим перечислением имен, папа дает им привилегий, освобождение от некоторых вассальных повинностей, отпущение грехов. Еще раньше Климент V послал королю Франции Филиппу Красивому известие о победе, одержанной над «исчадием ада, ужасным ересиархом Дольчино».

Информация о работе Восстание Дольчино