Восстановление и развитие народного хозяйства СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Война, развязанная фашистской Германией, нанесла Советскому Союзу большой ущерб. На фронтах, в тылу врага, в концентрационных лагерях погибло более 25 млн. советских граждан. Многие сотни тысяч людей были изувечены и не могли вернуться к полноценной человеческой жизни. Страна потеряла лучшие производственные кадры, было приостановлено техническое обеспечение производства, резко сократился товарно-денежный оборот.

Содержание работы

1. Экономическая программа послевоенного восстановления и
развития народного хозяйства СССР а годы IV-ой пятилетки 1946-1950г.г…....3
1.1 Восстановление производственного потенциала СССР………………………3
1.2 Трудности восстановления сельского хозяйства страны
и меры правительства по его подъему……………………………………………..9
1.3 Денежная реформа 1947г. в СССР. Ее направления и результаты.
Развитие Госбанка СССР в плановой экономике страны
в послевоенный период…………………………………………………………….13
2. XIX съезд ВКП(б) (1952г.). Об итогах выполнения IV-го
пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР
и задачах пятой пятилетки 1951-1955г.г………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Восстановление и развитие народного хозяйства СССР верно.docx

— 54.84 Кб (Скачать файл)

В 1945 г. валовой сбор зерна в стране был в два раза меньше, чем в 1940 г. Крайне ослабла техническая база сельского хозяйства. Машинно-тракторный парк сократился на треть, но и оставшиеся тракторы практически бездействовали по причине полного физического износа. В колхозах и совхозах было весьма напряженное положение с рабочей силой.

Положение осложнилось тем, что  первый послевоенный год оказался неблагоприятным  по погодным условиям. В 1946 г. сильная  засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центрально-черноземные области. На востоке урон урожаю нанесли затяжные дожди. Валовой сбор зерновых в 1946 г. был в 2,2 раза меньше, чем в 1940-м. Начавшийся голод привел к гибели 770,7 тыс. человек и вызвал массовый отток сельского населения в города. Летом 1946 г. 87,8 млн человек были переведены на централизованное государственное снабжение. Крайняя острота продовольственной проблемы была снята лишь сравнительно хорошими урожаями 1947 и 1948 гг7.

Неурожайный 1946 г. заставил руководство  страны обратить особое внимание на положение в деревне. В феврале 1947-го вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период» рассмотрен на пленуме ЦК ВКП(б). В соответствии с его решениями был увеличен выпуск тракторов, сельскохозяйственных машин и удобрений, расширились работы по электрификации села. Это позволило к концу пятилетки создать свыше тысячи новых МТС, обновить материально-техническую базу производства. В 1950 г. в колхозах и совхозах тракторов и комбайнов стало на 40—50% больше, чем до войны. Принятый правительством план развития сельской электрификации на 1948—1950 гг. позволил снабдить к концу пятилетки электроэнергией 15% колхозов (в 1940 — 4), 80% МТС и 1Ь% совхозов. Однако в колхозах энергия использовалась пока главным образом на освещение.

Обязательные поставки сельхозпродуктов государству оставались высокими. Большей частью колхозов они выполнялись на пределе возможного, а для многих оказывались непосильными. Как и в 30-е годы, заготовительные цены оставались значительно ниже себестоимости, возмещая лишь небольшую часть затрат. В 1950 г. на зерновые это составило 8 руб. за центнер при себестоимости 49. Заготовительные цены на молоко в Белоруссии возмещали колхозам четвертую часть его себестоимости, на свинину — двадцатую часть. Планы хлебозаготовок в 1944 г. выполнили 58% колхозов страны, в 1945 — 50, в 1946 — 42, в 1948 — 44.

По официальным данным, в 1950 г. продукция  земледелия всех категорий хозяйств составляла 97% от уровня 1940 г.; показатели животноводства оказались выше довоенных; валовая продукция сельского хозяйства в целом составила 99% довоенното уровня. Однако производство зерна и в 1951 г. составляло от уровня 1940 г. лишь 82%, картофеля -— 77, овощей — 69. Даже в относительно благоприятном 1952 г. валовой сбор зерна не достиг довоенного уровня, а урожайность в 1949—1953 гг. составляла 7,7 ц с гектара (в 1913 — 8,2)8.

Оказались невыполненными и планы  повышения уровня потребления продовольственных товаров жителями страны. В 1950 г. его удалось лишь приблизить к довоенному. На протяжении 1946—1951 гг. 42-65% совокупного дохода колхозникам приносило подсобное хозяйство, в то время как оплата по выработанным в колхозе трудодням составляла 15—20. В некоторых районах доля личного подсобного хозяйства на рубеже 40—50-х годов превышала 90%.

Вместе с тем в процессе восстановления сельского хозяйства на местах, да нередко и в центре, допускались  серьезные ошибки. Шаблонно насаждалась  травопольная система полеводства, что вело к сокращению посевов  зерновых и бобовых культур, тормозило  производство необходимого стране зерна. Чрезмерно централизованное планирование, многоступенчатое и некомпетентное бюрократическое руководство сковывало  хозяйственную инициативу крестьян, приводило к нерациональному  размещению сельскохозяйственных культур, нарушало сроки посева, уборки и  т.д.

Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного  производства низкие заготовительные  цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое  государство получало от колхозов в  порядке обязательных поставок. Заготовительные  цены не только не покрывали себестоимости  их производства, но не оправдывали  даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.

В то же время с колхозников взимались  высокие налоги (налог на приусадебный участок, личный скот, ульи, фруктовые  деревья и т.д.).

Выполнить задание пятилетнего  плана в аграрном секторе экономики  в годы четвертой пятилетки не удалось. Сельское хозяйство не только не превзошло довоенный уровень своего развития, но и не достигло его. Лишь к 1953 г. производство зерна в стране сравнялось с уровнем 1940 г.

 

 

1.3 Денежная реформа 1947г.  в СССР. Ее направления и результаты. Развитие Госбанка СССР в плановой  экономике страны 

в послевоенный период

 

Финансовое положение Советского Союза к концу Второй мировой  войны было сложным, и причины  провести реформу были серьезными. Во-первых, за время войны печатный станок трудился усердно. В итоге  если накануне войны в обращении  находилось 18,4 миллиарда рублей, то к 1 января 1946 года денежная масса составила 73,9 миллиарда, то есть, в четыре раза больше. Денег выпустили больше, чем нужно было для товарооборота, так как цены были фиксированными, а большая часть продукции  распределялась по карточкам. Вместе с тем значительная часть денежных средств осела у спекулянтов. 

Во-вторых, наряду с рейхсмарками, рубль имел хождение на оккупированных территориях Советского Союза. Более того, власти Третьего Рейха печатали фальшивые советские рубли, которыми, в частности, платили зарплаты. После войны эти фальшивки требовалось срочно изъять из оборота.

Поначалу денежную реформу планировали  на 1946 год. Но из-за голода, вызванного неурожаем и засухой в целом  ряде регионов СССР, с ней пришлось повременить. Завершающая стадия в  подготовке реформы выпала на первую половину декабря. Наконец, 13 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б)приняло решение провести денежную реформу и отменить карточную систему. Политбюро ЦК обязало «комиссию в составе Жданова, Вознесенского и Поскребышева разослать 14 декабря телеграфно клером постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» ЦК компартий, Совминам союзных республик, крайкомам и обкомам ВКП(б), крайисполкомам и облисполкомам и предложить им опубликовать вышеуказанное постановление в местной печати 15 декабря»9.

Госбанк СССР должен был в течение  недели (в отдаленных районах страны – двух недель) произвести обмен  денежной наличности на новые рубли. Наличные деньги менялись на вновь выпущенные из расчета 10 к 1. Вклады населения в сберкассы переоценивались в зависимости от размера: до 3000 рублей – один к одному; от 3000 до 10 000 – три старых рубля на два новых, а свыше 10 000 – два к одному.

Денежная реформа сопровождалась конверсией всех прежних госзаймов  в один 2-процентный заем 1948 г. Старые облигации обменивались на новые в пропорции 3 к 1. Трехпроцентные выигрышные облигации свободно реализуемого займа 1938 г. менялись на новый 3% внутренний выигрышный заем 1947 года по соотношению пять к одному.

Обмену подлежали и облигации  государственных займов. В годы войны  было проведено четыре займа. Причем последний – всего за несколько дней до ее окончания. Слухи о грядущей реформе циркулировали давно. Особенно усилились они поздней осенью 1947 года, когда пошли утечки информации из окружения ответственных партийных и финансовых работников. А поскольку сохранить в тайне планы власти от населения не удалось, в сберкассах стали выстраиваться очереди желающих положить деньги на сберкнижку. Например, 2 декабря МВД констатировало «случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц».

Пытаясь спасти свою наличность, граждане Страны Советов бросились скупать  мебель, музыкальные инструменты, охотничьи  ружья, мотоциклы, велосипеды, золото, драгоценности, люстры, ковры, часы, другие промышленные товары. К примеру, если оборот столичного ЦУМа в обычные дни составлял около 4 млн рублей, то 28 ноября 1947 года он достиг 10,8 млн рублей. С прилавков смели и продовольственные товары длительного срока хранения (шоколад, конфеты, чай, сахар, консервы, зернистую и паюсную икру, балыки, копченые колбасы, сыры, масло и др.), а также водку и другие спиртные напитки10.

Как и планировалось, одновременно с обменом денег отменили и  карточную систему. Были установлены  единые государственные розничные  цены, а продовольственные и промышленные товары поступили в открытую продажу. Отмена карточек сопровождалась снижением  цен на хлеб, муку, макароны, крупу  и пиво.

В результате реформы финансовая ситуация  в Советском Союзе значительно улучшилась, и материальное положение трудящихся стало заметно улучшаться. Сократился и внутренний долг государства. В 1950 году было отменено исчисление курса рубля на основе иностранных валют. Рубль был переведён на золотую основу с содержанием 0,222168 г чистого золота. Стабильное и крепкое положение рубля продержалось до 1961 года.

Одновременно с денежной реформой объявлено о снижении розничных цен на основные продукты питания и промышленные потребительские товары. В 1947—1950 гг. на товары массового потребления они снижались пять раз и к концу пятилетки были на 43% ниже уровня 1947 г. Жизненный уровень населения, хотя в целом и оставался довольно низким, имел тенденцию к повышению.

После отмены карточной системы  кредитование на средние сроки оборачиваемости  становилось тормозом для развития торговли, так как оно затрудняло вовлечение в товарооборот отдельных видов товаров с замедленной оборачиваемостью, спрос на которые возрастал. Решением правительства с I квартала 1948 г. Госбанк возобновил кредитование товарооборота на диференцированные сроки с учетом оборачиваемости отдельных видов товаров. С этой целью все товары были разбиты на пять групп; к первой группе отнесены товары с наибольшей скоростью оборота, а к пятой — с самой замедленной оборачиваемостью.

Восстановление диференцированных сроков кредитования товарооборота способствовало поднятию качества работы товаропроводящей сети, улучшению обслуживания потребителей и ускорению всего процесса продвижения товаров. Значительно повысилась действенность банковского контроля рублем за работой торгующих организаций.

Существенно улучшилась также практика кредитования текущего товарооборота на основе принципа долевого участия. До последнего времени при кредитовании текущего товарооборота размер участия собственных средств торговых организаций в товарах определялся в процентах к стоимости оплаченных товаров. Такой метод был рассчитан на то, что за период в 15 дней, по истечении которого производится регулирование задолженности по специальному ссудному счету, платежи за товары и выручка от реализации должны совпадать. В действительности в условиях растущего товарооборота и расширяющегося ассортимента товаров подобного совпадения обычно не бывает. Это приводило к тому, что банк требовал от торговых организаций вложения собственных средств в товары в размерах, которые они не всегда могли обеспечить и которые значительно отличались от предусмотренного планом размера участия их собственных оборотных средств в оплате товаров.

В целях устранения указанного недостатка с IV квартала 1951 г. был введен новый  метод, при котором участие собственных  средств торговых организаций в  оплате товаров определяется в абсолютной сумме, устанавливаемой заранее  по балансу доходов и расходов (финансовому плану) торговой организации. Размер этой абсолютной суммы исчисляется, исходя из утвержденного плана товарооборота  и долевого участия торговли в  оплате товаров (30% для государственной  торговой сети, 10% для оптовых организаций  потребительской кооперации и 15% для  кооперативной розничной торговли).

Одновременно Госбанку разрешено  предоставлять торговым организациям ряд кредитных льгот при временных  финансовых затруднениях, возникающих  по не зависящим от них причинам. Госбанку предложено также усилить  контроль рублем и больше внимания уделять проверке обеспеченности кредитов по товарообороту.

В послевоенные годы одна из задач кредита заключалась в том, чтобы содействовать ускорению реализации накопившихся на многих предприятиях за годы войны остатков материальных ценностей. Жесткие сроки, устанавливаемые для кредита, предоставляемого под накопленные материальные ценности, заставляют хозорганы принимать меры к быстрейшей ликвидации сверхплановых остатков; в этом же направлении действуют и банковские санкции, применяемые к нарушителям кредитной дисциплины.

Повышению роли денег в народном хозяйстве в послевоенный период и укреплению хозрасчета способствовало массовое патриотическое движение за лучшее использование основных и оборотных средств социалистических предприятий. Учреждения Госбанка оказывали и оказывают разностороннюю помощь трудящимся в их борьбе за повышение рентабельности, за выявление и мобилизацию внутренних ресурсов.

Одним из существенных условий для  ускорения оборачиваемости средств  наряду с сокращением периодов производства и реализации продукции является полная ликвидация и недопущение образования сверхплановых запасов товаро-материальных ценностей. В борьбе за ускорение оборачиваемости многим предприятиям удалось значительно сократить такие запасы, высвободить иммобилизованные средства и обеспечить их целесообразное использование11.

Движение за ускорение оборачиваемости  оборотных средств и сокращение материальных запасов не может рассматриваться  как преходящая кампания; оно является неотъемлемым элементом борьбы за высокую  культуру социалистического производства. Отсюда и особая роль банковского  контроля рублем, который помогает повседневно выявлять резервы для дальнейшего улучшения работы хозорганов.

Информация о работе Восстановление и развитие народного хозяйства СССР