Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:28, лекция
Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиною.
В дореволюционной историографии за началом XVII в. прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному. Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры.
С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.
В советской историографии термин «Смута» не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция.
В современной исторической литературе термин «Смута» используется достаточно широко, но в осмысление этих событий почти ничего нового, не привнесено если не считать попытку связать события начала XVII в. с идеей первого системного кризиса российского общества, по своему развитию похожего на гражданскую войну.
После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.
К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640-м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.
Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.
Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.
После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.
Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.
Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.
8.Правление Петра I. Внешняя политика.
Начало государственной деятельности Петра связано с Азовскими походами. В 1695 г. он предпринял свой первый поход на сильную турецкую крепость Азов. Однако осада крепости, находившейся в устье Дона, без поддержки флота, которого у России не было, закончилась неудачно. Энергично начав строительство флота (главным образом в Воронеже), Петр во втором походе на Азов сумел его взять, осадив с суши и моря, летом 1696 г.
Весной 1697 г. Петр отправил Великое посольство в Европу. Формально его возглавил генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт. Всего посольство насчитывало 270 человек. С посольством инкогнито отправился и сам Петр, что было необычным для московских государей. Официальная цель посольства определялась так: «…подтверждение древней дружбы и любви для общих всему христианству дел, к ослаблению врагов креста Господня, салтана Турского, хана Крымского и всех бусурманских орд» (т. е. подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма).
Однако в ходе переговоров в европейских столицах выяснилось, что союзников для продолжения войны с Турцией и Крымом не нашлось. Возвращаясь в Россию, Петр встретился с Августом II, королем польским и курфюрстом саксонским, который склонил Петра примкнуть к коалиции Польши, Саксонии и Дании против Швеции, владевшей тогда почти всем побережьем Балтийского моря. Позднее, во время тайных переговоров в Москве, Петр принял на себя обязательство выступить против Швеции сразу же после подписания мирного договора с Турцией.
Война со Швецией
потребовала гигантского
Осенью 1700 г. русская армия осадила шведскую крепость Нарву. Осада велась очень неудачно. Ядер и пороху хватило только на две недели. Большинство полков возглавляли иностранные офицеры, которые к своему делу относились крайне небрежно. В ноябре 1700 г. шведы неожиданно атаковали позицию русских под Нарвой и обратили их в бегство, несмотря на значительное численное превосходство русских. Только два полка – Преображенский и Семеновский – сохранили боевые порядки и, отбиваясь от неприятеля, прикрывали бегство остальной армии. Решив, что с русскими покончено, Карл начал военные действия против Польши и, по выражению Петра, надолго увяз там.
В это время царь стал энергично воссоздавать и реформировать армию: проводились новые наборы для вновь формируемых полков, подготовка русских офицеров. Меньше чем за год было отлито свыше 300 орудий, частично из колоколов, снятых с церковных звонниц.
Эти и другие меры вскоре дали результат. Осенью 1702 г. русские овладели шведской крепостью Нотебургом (древний Орешек), весной следующего года пало еще одно шведское укрепление – Ниеншанц, неподалеку от него была заложена Петропавловская крепость (16 мая 1703 г.). Осенью 1704 г. русские войска взяли Нарву и Дерпт (Тарту).
Тем временем Карл ХII, разгромив Польшу и Саксонию, заставил Августа II отказаться от польского престола и союза с Петром. Россия осталась без союзников. Наступил решающий момент войны.
В конце 1707 г. шведская армия, отдохнувшая в Саксонии, двинулась на Россию. В декабре шведы взяли Гродно, затем Могилев. По распоряжению Петра спешно стали укреплять Москву. Для решительного броска на древнюю столицу Карл ждал соединения с корпусом А.Л. Левенгаупта, который шел из Риги с большими запасами продовольствия и оружия. Но в сентябре 1708 г. корпус был наголову разбит русскими войсками во главе с Петром у деревни Лесной. Из 16 тыс. шведов до Карла добралось только 6–7 тыс. полуголодных и раздетых солдат. Весь обоз продовольствия и вся артиллерия достались русским. Позднее Петр победу у Лесной назвал «матерью Полтавской виктории».
Теперь все
надежды Карл связывал с Украиной,
где он рассчитывал найти
Решающее сражение произошло под Полтавой 27 июня 1709 г. Здесь шведская армия потерпела полное поражение и бежала на юг, к Днепру, где остатки неприятельских войск были взяты в плен корпусом А.Д. Меншикова. Сам Карл, Мазепа и несколько сотен шведов и казаков ушли в Турцию.
Полтавская победа имела огромное военное и политическое значение. Было сломлено военное могущество Швеции, инициатива в войне перешла к России. Дания и Саксония возобновили войну против Швеции. Россия превратилась в самую мощную державу Северной Европы.
Петр перенес военные действия на Балтику, и уже в 1710 г. русские взяли Ригу, Ревель и Выборг. Но в целом военные действия после 1709 г. обеими сторонами велись вяло. Здесь следует отметить блестящие победы молодого российского флота у мыса Гангут (1714) и острова Гренгам (1720). Постепенно русские войска вытеснили шведов из Финляндии. Союзники с помощью России очистили от шведов южный берег Балтийского моря. После неудачи мирных переговоров (1718) Петр активизировал военные действия, высаживая десанты непосредственно на территории Швеции в 1719–1721 гг., и вынудил противника пойти на новые мирные переговоры в Ништадте. 30 августа 1721 г. был заключен мир. По условиям мирного договора Россия получала Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и Карелию, а Швеции возвращала Финляндию. В ознаменование победы Сенат преподнес Петру титул императора, звания «Отца Отечества» и «Великого», а Россия с тех пор стала именоваться империей.
Возвращаясь к реформаторской деятельности Петра, следует отметить, что реформы начались сразу же после возвращения царя из-за границы в 1698 г. Вначале в них преобладала лишь внешняя сторона – Петр сам обрезал бороды боярам, а затем предписал всем, кроме духовенства и крестьян, сбрить бороды и носить немецкое платье. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи. Традиционная одежда и длинная борода Петр считал символом оппозиционной московской старины и повел против них яростную борьбу.
На следующий год Петр провел городскую реформу, учредив в Москве ратушу, а в других городах – земские избы. В том же 1699 г. Петр приказал вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и праздновать Новый год, как во всей Европе, 1 января.
Еще раз отметим, что Петр проводил реформы без заранее определенного плана, руководствуясь главным образом военными потребностями. Рассмотрим кратко содержание основных реформ.
Военная реформа Петра видоизменила принципы комплектования и организации русской армии. Для комплектования армии стали проводиться рекрутские наборы (см. Рекрутская повинность). Первый такой набор был произведен в 1705 г. От каждых 20 крестьянских дворов полагался один рекрут. Солдаты по рекрутскому набору обязаны были покинуть свои дома и занятия промыслами и стать профессиональными военными с пожизненным сроком службы.
Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная). Много офицеров приходило в армейские полки из гвардии – Преображенского и Семеновского полков. При Петре было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардии. Офицерская служба также носила пожизненный характер.
Петр предпринял энергичные меры для строительства российского военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов.
Реформа управления.В 1717–1718 гг. Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельными отраслями государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись Сенату. В свою очередь, местные органы управления подчинялись коллегиям.
С 1711 г. во главе всей системы государственного управления стоит Сенат. Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверил ему государство. Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем он приобрел постоянный характер и стал высшим административным органом в государстве. В конце жизни Петр вменил Сенату исполнять также высшие судебные функции.
В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, облеченные полномочиями главнокомандующих всех войск, находящихся на их территории, и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 г., когда губернии были разделены на провинции, а провинции – на уезды.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства