Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 23:51, лекция
Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия, общественный строй, верования.
1.
Вопрос о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы:
1) склавины (жили между Днестром,
средним течением Дуная и верховьями Вислы);
2) анты (Междуречье Днепра и Днестра);
В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов — военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства). Наряду с народным собранием у славян были племенные вожди или князья.
В VI в. племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией на протяжении всего VI в.; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.
Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками).
В конце VI — начале VII вв. на Волыни, Побужье, Верхнем Поднестровье возникает политическое образование, которое историки называют «держава волынян» (с царем Маджаком). Известно о его связях, даже союзе с Византией. Уничтожили «державу волынян» авары (русские летописи называли их «обрами»). Очевидно, подобное политическое образование имело место и в Среднем Поднепровье.
2.
Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным.
К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная или соседская (община владела определенной территорией; ее земли делились на общественные и личные).
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни.Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 мес. близ Новгорода и Пскова до 5,5–6 мес. в районе Киева).
Главными богами славян были: Перун — бог войны, молнии и грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сварог — бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена называли его по-разному: Хорос, Даждьбог, Ярило и т.д.).
Арабские источники говорят
об образовании в VIII в. на территории, занимаемой
восточными славянами, трех политических
центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье. Многие ученые считают, что в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства.