Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

В своей работе мы рассмотрим хозяйство и быт наших предков – восточных славян. Открытия археологов позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их “бесчисленными племенами”, “великим народом”.

Файлы: 1 файл

Восточные славяне..doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Восточные славяне

 

Введение

 

В своей работе мы рассмотрим хозяйство и быт наших предков  – восточных славян. Открытия археологов позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их “бесчисленными племенами”, “великим народом”.

Наша работа структурно состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

1. История  происхождения восточных славян

1.1 Ареал  обитания и развитие языка  древних славян

Славяне - самая многочисленная ветвь народов, говорящих на языках индоевропейской языковой семьи. Язык является важнейшим распределяющим признаком этнической общности. Элементы современных языков восходят к глубокой древности, ко временим первобытнообщинного строя, когда орудия труда изготавливались из камня, т. е. во времена неолита, а может быть, и мезолита. Так, в одних индоевропейских языках данный термин обозначает “камень”, “кремень”, а в других - “молот”, “топор”, “нож”. О глубокой древности индоевропейских языков говорит и терминология родства, сложившаяся во времена материнского рода. Индоевропейская речь в те далекие времена звучала в средней полосе Европы с ее умеренным климатом. Об этом говорит близость в индоевропейских языках названий ели, сосны и березы, а также рек и озер на пространстве от степей Восточной Европы до Карпат, Вислы и Дуная.

Распад индоевропейской  языковой общности падает на конец  неолита, на V-IV тысячелетия до н. э. К  более позднему времени (I тысячелетие  до н. э.) относится формирование общеславянского  языка. В нем сохранилась память о том времени, когда орудия труда еще нередко изготавливались из кремня. Славянские термины, обозначающие различные степени родства и понятия времен родового быта, свидетельствуют о том, что родовой строй славяне прошли еще в период своего языкового единства. С течением времени в древнеславянском языке стала развиваться сельскохозяйственная терминология, что свидетельствовало о появлении и распространении у славян земледелия уже после выделения их из общеиндоевропейского единства. Для определения древнейшей области расселения славян большое значение имеет то, что в общеславянском языке широко распространены названия для обозначения озер, болот, лесов и определенных пород деревьев, что свидетельствует о расселении славян в лесной полосе умеренной зоны, изобилующей озерами и болотами. Такая полоса тянется к востоку от Эльбы и Одера. Об этой области говорят и общеславянские названия растений, птиц и рыб, множество географических названий (Висла, Десна, Вепрь, Бобр, Тетерев, Припять, Березина, Ельня, Липа).

На территории от Лабы (Эльбы) до левобережья Днепра известны славянские по своей этнической принадлежности культуры эпохи бронзы и железа, датируемые V-Х вв.н.э. (пражская, корчаковская, более поздняя роменско-боршевская и др.), как предполагают некоторые археологи, по ряду признаков генетически связанные с предшествующими культурами - праславянскими или смешанного типа (лужицкая, поморская, зарубинецкая ).

Древние авторы Гесиод (VII в. до н. э.), Геродот (V в. до н. э.) сообщают, что на севере, у берегов моря, живут энеты, из земель которых поступает янтарь. Действительно, янтарь, находимый в странах античного мира, балтийского происхождения. Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) говорят о венедах, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседят с феннами (финно-уграми) на севере и сарматами на юге. На юге, в лесостепной полосе, славяне ассимилировали остатки земледельческих скифских племен и сарматов, о чем говорят скифо-сарматские элементы в древнерусском искусстве и заимствования в древнерусском языке из языков иранских, на которых говорили скифы и сарматы (“хоре”, “хорошо”, “топор”).

 

 

1.2 . Социальный  строй и религия восточных  славян

Многочисленные племена  славян во II—VI вв. н. э. занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы. Писатели VI в. (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег и др.) называют восточную ветвь славян антами, отмечая, что “племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе”, “издревле живут в народоправстве (демократии)”, отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами. В среде самих славян-антов шел процесс имущественного расслоения, обогащения родоплеменной верхушки, деления власти “вождей” и “князей”.

Первые упоминания об антах относятся ко времени их борьбы с готами, которые в начале нашей эры пробивались через Полесье и Волынь в Причерноморье. По рассказу историка готов Иордана, после смерти готского вождя Германариха (Ерманариха), в конце 70-х или начале 80-х гг. IV в., остготский вождь Бинитар (Витимир), подвластный гуннам, напал на антов, вторгшись в их страну. В первом же столкновении с антами он потерпел поражение, но затем сумел захватить антского вождя Божа с сыновьями и 70 “старшими вельможами” и распял их, но через год был разгромлен гуннским вождем Баламбером (Валамиром) и убит. Держава Германариха была сметена гуннской волной. Опустошительное вторжение гуннов в Восточную Европу и продвижение их дальше, на запад, в Центральную Европу, не могли не отразиться на антах.

В этот период складываются племенные союзы славян юго-западных земель Восточной Европы. В конце VI и начале VII в. на Волыни, в Верхнем  Поднестровье и Побужье под главенством  сильного племени волынян и их царя Маджака возникает более прочное политическое образование, которое историки называют “державой волынян”.

“Держава волынян” была разгромлена кочевыми племенами  аваров. Память об этом событии сохранилась  в рассказе летописца, об “обрах” (аварах), которые на время покорили себе дулебов (волынян). Видимо, подобного рода политическое образование имело место и в Среднем Приднепровье. Наша летопись приводит древнее народное сказание о Кие, основателе Киева, который княжил “в роде своем”, о его поездках в Византию и стремлении обосноваться на Дунае. Такого рода предприятия под силу только более прочным объединениям, чем обычные союзы племен.

Византийцы пишут о  многочисленности и силе антов, называют имена их вождей: Идара и его  сына Межамира, Хвалибуда, Доброгаста. С ними считались, их приглашали на военную службу в Византию, заключали соглашения.

После падения Рима его преемником и наследником выступила Восточно-Римская, Византийская империя. Византийская правящая знать стремилась сохранить рабовладельческие  отношения, используя для этого и военную мощь империи, и христианскую церковь.

Византия рассматривала славян как резервуар для пополнения контингента рабов и наемных  воинов, как объект для грабительской  торговли. Славяне же, продвигаясь  на юг, к богатым городам и плодородным землям, естественно, стремились овладеть ими и противились стремлению Византии подчинить их своему влиянию.

В 20-х гг. VI в. при византийском императоре Юстиниане восточные и западные славяне вступили в ожесточенную борьбу с Византийской империей и, сокрушив ее оборонительные сооружения на Дунае, вторглись на территорию Балканского полуострова. Спустя некоторое время они появились в других частях империи: на Пелопоннесе, островах Эгейского архипелага и в Малой Азии. Широко расселившись по землям Восточно-Римской империи, особенно на Балканском полуострове, по побережью Эгейского и Адриатического морей, славяне скоро стали здесь основной массой населения, особенно сельского.

Общинные отношения, господствовавшие у славян, способствовали переходу Византии от рабовладельческого к более передовому, феодальному общественному строю.

В VI-VIII вв. славяне заселили заэльбские земли, кое-где дойдя до Рейна, а  на востоке они вышли к верховьям  Дона и Оки, в междуречье Волги  и Оки, к берегам Ладожского озера, Неве и Нарове. Сталкиваясь с кельтами, германцами, балтийцами, финно-уграми, они смешивались и частью ассимилировали их. Многочисленные славянские племена начали складываться в народности и вступали на путь формирования феодальных отношений, на путь образования государств. Во второй половине I тысячелетия н. э., они занимали обширные пространства Восточной Европы. О расселении восточнославянских племен сообщает древнерусская летопись “Повесть временных лет”.

В верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кривичи расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших течение реки Полоты, носила название полочан. В области Волхова и Ильменя жили словене, в Полесье, между "Припятью и Березиной, - дреговичи, между Сожем и Ипутью - радимичи. По Десне, Сейму и Суле тянулись земли северы, или северян; в верховьях Оки, расселяясь вниз по ее течению, жили вятичи; по обоим берегам Среднего Днепра, у Киева, обитали поляне. По рекам Тетереву и Ужу лежала земля древлян; на Волыни жили дулебы (бужанё, или волыняне), по склонам Карпатских гор - хорваты, а от Побужья и низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.

Некоторые из этих племен представляли собой племенные союзы (кривичи, вятичи и др.), другие - территориальные  объединения (полочане, бужане, или волыняне). К IX в., собственно, племенной строй у восточных славян был уже изжит, и под названием племен в “Повести временных лет” выступают более или менее сложные этнические объединения.

Известно, что древние славяне  в своих верованиях обожествляли силы природы. Ивестны многие языческие культы, среди них были: культ Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов производились церемонии жертвоприношений, для того чтобы задобрить богов и выпросить их милость, в том числе, и человеческие.

В славянской традиции практиковалось трупосожжение и с прахом поступали  по разному – от простого рассыпания (в традиции балтийских славян) до захоронения  в ямке и наиболее “концентрированого”  собирания кальцированных костей в урну. Типологически (и генетически) сходные погребальные обычаи германцев, балтов и славян способствовали процессам этнокультурного синтеза уже в языческую эпоху.

В 988—989 гг. Владимиром I в качестве новой государственной религии  было принято христианство. В летописи содержится подробный рассказ о выборе веры, носящий легендарный характер. В результате посещения русскими посольствами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества “из немцев” и православия из Византии Владимир якобы выбрал православие.

Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а  затем и весь народ.

Принятие христианства имело большое  значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.

С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.

 

2. Развитие хозяйственных отношений, сельского хозяйства, торговли и ремесел у древних славян

Археологические материалы  свидетельствуют о высоком уровне развития у древних славян земледелия с использованием железных сошников, серпов и топоров, производства металлических  изделий (копья, стрелы, удила, бронзовые  украшения и др.), глиняной посуды с применением гончарного круга. Памятники материальной культуры и письменные источники говорят о постепенном переходе славян от коллективных форм хозяйства к индивидуально-семейным, от кровнородственных общин к территориально-соседским.

Распространение ремесла свидетельствовало  об отделении его от сельского  хозяйства, обилие римских монет  и вещей - о развитии торговли; клады  драгоценного оружия, украшений, посуды подтверждают сообщения византийских источников о богатстве славянской знати, об имущественном неравенстве у славян. Рабство в патриархальной форме, превращение власти племенных вождей в наследственную также указывают на разложение первобытнообщинных отношений.

В то время как на юго-западе Восточной Европы развивалось плужное, пашенное земледелие, на всей огромной ее территории была распространена подсечная система. При ней лес сперва подрубали, затем сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок леса. Основными орудиями подсечного земледелия были различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи - суковатки, узколезвийный серп. Подсечное земледелие требовало большого количества труда. Рубка и сжигание леса, выкорчевка пней - все это трудоемкие работы. Поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом и коллективной, общинной собственностью. Такими коллективами являлись большие семьи, патриархальные семейные общины, насчитывающие в своем составе многие десятки людей.

Естественно, что уровень развития производительных сил, обусловливая формы  общественного строя, не мог не найти  отражения в различных проявлениях материальной и духовной культуры восточных славян.

Для этой эпохи характерны относительно слабое развитие ремесла домашнего типа, еще не совсем отделившегося от сельского хозяйства, небольшие, хорошо укрепленные городища, представлявшие собой поселения одной или нескольких семейных общин, сохранение кое-где больших домов семейных общин, хотя их вытесняют полуземлянки и наземные дома - жилища отдельных семейных пар.

Информация о работе Восточные славяне