Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

В своей работе мы рассмотрим хозяйство и быт наших предков – восточных славян. Открытия археологов позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их “бесчисленными племенами”, “великим народом”.

Файлы: 1 файл

Восточные славяне..doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

VШ—IX вв. были временем серьезных  изменений орудий земледельческого  труда и земледелия в целом.  В разных местах (в Старой Ладоге - на р. Волхове и в с. Волынцеве  - на р. Сейме) в слоях VII-VIII вв. были найдены железный сошник и наральник от рала без полоза. Там же, в Старой Ладоге, нашли так называемые глызебойки, представлявшие собой короткие, толстые, тяжелые палки, служившие для разбивания комков земли (“глыз”) на пашне. Такие комки земли покрывают поле, вспаханное сохой с присошником, переворачивающей пласты земли, а не просто царапающей землю. Это говорит о том, что пашенное полевое земледелие стало вытеснять подсечное даже на севере Руси.

Эволюция земледельческих  орудий продолжалась. Появилось рало с полозом и усовершенствованным  наральником, соха с асимметричным  железным сошником и присошником. Еще  позднее, в XI-XII вв., распространились плуги  с железным лемехом, череслом и отвальной  доской, подрезавшие почву и сбрасывавшие землю из борозды в сторону пахоты. Появились широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы, косыгорбуши.

Возникают новые, более  совершенные системы земледелия: залежная, или переложная, и вырастающая  из нее двупольная и трехпольная системы севооборота. На Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху, овес, полбу, горох, чечевицу, лен, коноплю, а из огородных культур - репу, редьку, свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.

Появление новых орудий труда и приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства становится доступным не только крупным коллективам - семейным общинам, но и каждой малой семье в отдельности. Первобытный тип коллективного производства был “результатом слабости отдельной личности” и с внедрением новых орудий труда становился ненужным, сковывал хозяйственную инициативу. Производственные отношения перестали соответствовать уровню развития производительных сил. Они должны были уступить место новым, более совершенным общественным отношениям.

Старые, патриархальные общины распадались. На смену родовой  общине приходит новая, территориальная, соседская община, в пределах которой  возникает и укрепляется частная  Собственность. Моногамная семья, состоящая  из мужа, жены, детей, становится составной частью социальной клеточки общества - соседской общины.

Развитие ремесла в  результате постепенного улучшения  техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности - все это явилось величайшим стимулом распада первобытнообщинных отношений.

Раньше всего видоизменяются и обособляются от земледелия две  отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и с изобретением гончарного круга - производство керамических изделий.

Железо добывали из болотных руд. В сыродутных печах бурый  железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу). Известно было несколько способов получения стали (оцела) и Дамаска (харалуга). В распоряжении кузнецов Древней Руси были наковальни, молоты, клещи, зубила, обжимки, напильники, штампы и пр. Все эти орудия в IX в. имели уже вполне совершенную форму.

С появлением гончарного круга и развитием гончарного ремесла выделка изделий производилась  уже не для собственного потребления, а на продажу. На керамических изделиях, изготовляемых на гончарном круге, ремесленники ставили свои клейма.

Развивались и другие виды ремесла: ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и пр. Ремесла  сосредоточивались в городах, но были распространены также в деревне.

Продукция ремесленников  предназначалась для реализации на местных рынках. Некоторые ремесленные  изделия находили сбыт по всей Руси и вывозились в соседние страны (пряслица из розового шифера, украшения, кузнечные  и слесарные изделия, изделия из кости).

Поселения, становящиеся центрами ремесленного производства и  обмена, превращались в города. Многие из них возникли на местах старых городищ  времен первобытного строя. Нередко  обрастали поселением городского типа княжеские крепости, а некоторые города были основаны как военнооборонительные пункты. 

Так появились города на Руси: Киев, Переяславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Туров, Червень  и др. В городах в небольших обогреваемых “по-черному” курных избах или полуземлянках ютился многочисленный ремесленный люд. Здесь собирались на торг окрестные жители, торговали богатые русские и “заморские” купцы - гости. На торгу продавали и покупали, заключали сделки, оглашали решения и распоряжения властей. Правда, торги эти были слабо связаны друг с другом, но все же рос и межобластной обмен. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами и полотном, скотом и медом, воском и рабами (челядью).

По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Волге общались со странами мусульманского Востока, и русские купцы плавали  по Каспийскому морю, добираясь до Багдада. По Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь “из варяг в греки”, соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Черным). Торговые пути вели через Карпаты в Прагу, в германские города Раффельштедт и Регенсбург, в Херсонес (Корсунь) в Крыму, на Каму в Великие Булгары, в далекую Тмутаракань на Тамани, в северные страны, на Урал, в Югру и Самоядь. Плавали в славянские поморские города, стоявшие на берегу Балтийского моря, в Данию, на остров Готланд. Торговые и ремесленные города покрывали Поднестровье, территорию современной Молдавской республики.

Рост торговли вызывал  развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались  византийские и западноевропейские монеты. В древности у славян средством обмена служили скот и меха куницы, белки и других пушных зверей. С появлением металлических денег некоторые из них повели свое название от таких мехов (куны, векши). В “Русской Правде” “скотница” - казна, “куны” - денежные единицы и “деньги” - вообще. С конца X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.

 

 

3. Военная организация и тактика ведения военных действий у восточных славян

В распоряжении князей была дружинная военная организация. Дружинники окружают князей, нередко живут с ними под одной крышей, едят с одного стола, разделяя все их интересы. Князь советуется с дружинниками по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, управления. С ними вместе он принимает постановления, законы, судит по “Закону русскому”. Они помогают князю управлять его домом, двором, хозяйством, разъезжают по его поручениям, творя суд и расправу, собирая “виры и продажи” (судебные пошлины), строя города-крепости, созывая воинов. Они отправляются в другие страны послами князей, заключают от их имени договоры, торгуют княжескими товарами, ведут дипломатические переговоры.

Дружина делилась на три  разряда:

На первом месте стоит  “старшая” дружина. В нее входят богатые и влиятельные бояре, которые имеют земли, дворы, хоромы, челядь, своих дружинников. Они выполняют важнейшие поручения князя.

“Младшие” дружинники (“детские”, “отроки”) живут при дворе князя, обслуживают его дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая в роли мелких управителей и слуг, а в военное - воинов.

Третью группу составляли “вои”, набираемые из сельского и  городского люда. В глубокой древности  существовала “самодействующая военная  организация населения” когда каждый мужчина был воином.

Это была так называемая “тысячная” организация, когда воины древнерусских племен и земель объединялись в десятки, сотни и тысячи во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими. Тысячная военная организация восточных славян все более и более подчинялась княжеской, дружинной.

По мере того как власть Киева распространялась по славянским землям, в состав княжеской дружины входила местная верхушка.

Ядро княжеской дружины  составляла конница, состоящая, в основном из хорошо обученных конников. Это  была личная дружина князя и богатых  бояр. Также были и пешие ратники. Они подразделялись на хорошо обученных и вооруженных ратников (личные дружинники князя), а также набиралось ополчение из бедных слоев население.

Тактика ведения военных  действий была различной и варьировалась  от того с каким врагом приходилось бороться. С Хазарским каганатом, в основном, передвигавшимся на конях выбиралась тактика заманивания неприятельских войск в труднопроходимые для конницы места. С Константинополем воевали с помощью боевых кораблей и эта тактика была заимствована у варягов, которые служили в княжеской дружине. 

Летопись рассказывает об успешном морском походе русских  на Константинополь в 907 г. Результатом  его было заключение письменного (на пергаменте) договора между Византией  и Русью, весьма выгодного для последней. В 941 г., в княжение Игоря (912-945), русские совершили поход на Византию, на этот раз менее удачный. Поход был повторен в 944 г. Снова был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством. 

Восточные славяне в первой половине X в. совершали походы на Закавказье, используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями. 

В княжение Святослава Игоревича (964—972) был нанесен сокрушительный удар враждебному Хазарскому каганату. Освобождены были от уплаты дани хазарам вятичи. Владения Киева распространились до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов - предков современных осетин, балкарцев, черкесов.

 

 

4. Краткое сравнение восточных славян с древними германскими племенами

 

Древние германские племена

Восточные славяне

1. Религия

Погребальное  трупосожжение, языческое поклонение природным стихиям, большое количество богов. В дальнейшем принятие христианства.

Погребальное  трупосожжение, языческое поклонение природным стихиям, большое количество богов. В дальнейшем принятие христианства.

2. Ареал обитания.

Народы германской группы, в середине I тысячелетия до н.э. населяют земли современной Германии, а также Скандинавию. Во II – III вв. н.э. германские племена стали прорываться в пределы Римской империи, а в V – VI вв. заселили всю Западную Римскую империю вплоть до Северной Африки.

К середине I тысячелетия н.э. славяноязычные племена были расселены на обширных пространствах в бассейнах рек Лабы(Эльбы), Вислы в Среднем Поднепровье. В это же время начинается продвижение отдельных групп славянских племен на юг, через Карпаты, и на северо-восток в Верхнее Поднепровье и Верхнее Поволжье.

3. Хозяйство.

Традиционные  занятия германских народов –  животноводство, в основном разведение крупного рогатого скота, и земледелие( выращивали ячмень, овес, пшеницу). Земледелие делилось на подсечно – огневое(когда выжигалась определенная часть леса) и разные виды перелогов (распахивались участки целинных земель или залежей).   Распространенными, в ранней стадии были охота и лесные промыслы. Животноводство носило отгонно - стойловый характер (отгон скота на летние пастбища в горы при стойловом содержании его зимой в деревне), развивалось овцеводство. Развивалось рыболовство и засолка рыбы. Традиционный тип поселения германцев, о котором писал еще Тацит (I в. н. э.) – большие кучевые деревни с беспорядочно расположенными дворами и кривыми улицами. Лишь на востоке нынешней Германии встречаются круговые поселения с центральной площадью, унаследованные от ассимилированного славянского населения. 

Земледелие  появилось в Восточной Европе не позднее IV тысячелетия до н. э. К I тысячелетию до н.э. оно распространилось почти по всем областям, от степной зоны до таежных лесов Севера. Распространение его шло из двух центров – Поднепровья и Среднего Поволжья. Постепенно у населения Восточной Европы сложились хозяйственные комплексы, сочетавшие в себе земледелие и скотоводство с другими отраслями хозяйства – охотой, собирательством, рыболовством. В зависимости от почвенных  климатических  условий можно выделить два основных типа использования земли. В степных и лесостепных зонах земледелие базировалось на разных видах перелогов, когда постоянно распахивались участки целинных земель или залежей. Несколько лет такие участки давали хороший урожай, потом их забрасывали на много лет, превращая в залежь для восстановления плодородия. В лесных областях сложился иной хозяйственный комплекс, основанный на использовании либо лесного перелога, либо подсечно-огневого земледелия в чистом виде.

4. Одежда.

Первые сведения об одежде германцев относятся к началу нашей эры. Мужчины носили рубаху с вшивными рукавами или без рукавов, состоявшую из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах, длинные штаны, обувью (одинаковой для мужчин и женщин) служила кожаная подошва с перепонками из ремней. Нательная женская рубаха также состояла из двух полотнищ, которые скреплялись фибулами над плечами. Позже к этому одеянию пришивали рукава. Тогда же была известна верхняя одежда – плащ с капюшоном. В Норвегии сохранилось до 150 видов женской обласной одежды, в которую женщины наряжались по празникам.

Основой и женской  и мужской одежды была рубаха, у  мужчин до колен, у женщин – длиннее. Мужские рубахи однотипного туникообразного  покроя. Только у русских ряда областей бытовала рубаха с косым разрезом ворота. Гораздо больше разнообразия было в покроях женских рубах, рубахи с косыми поликами в южнорусских областях, рубахи с прямыми поликами в Поднепровье. Верхняя одежда была более универсальной, не было сильных отличий между мужской и женской. Это кафтанообразные свиты, сукманы, армяки, тулупы. Обувь была разных покроев: постолы или опанки – кусок кожи, охватывавший ступню и стянутый вокруг щиколотки. Носили лапти, плетеные из бересты, липового лыка, коры вяза, ивы.                                                


 

Заключение

 

Таким образом, мы рассмотрели  вопросы, связанные с развитием  хозяйства и быта восточных славян, ареал обитания племен и родов  древних славян, происхождение, хозяйственные  и религиозные особенности восточных  славян. Рассмотрели социальный строй, определили, что в это время происходит смена первобытнообщинного строя на феодальный и начало зарождения раннефеодальных древнерусских государств. Рассмотрели военную организацию восточных славян и ведение военных действий. Также провели краткое сравнение восточных славян с древними германскими племенами. Определили, что много общего содержат в себе развитие сельского хозяйства, ремесел, религиозных верований и быта этих двух племен. Таким образом, вопросы нашей работы раскрыты. 

 

Библиографический список

1. История СССР. С древнейших  времен до 1861 г., уч. для уч. ВУЗов,  под ред. Епифанова П.П., М.: 1983.

2. Пособие по истории  СССР для подготовительных отделений  ВУЗов, под ред. Орлова А.С.  М.: 1987

1. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков, Смоленск.: 1995.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История  философии: уч. пос. для ВУЗов,  М.: 2000.

5.Этнография: учебник, под ред.  Бромеля Ю.В., Маркова Г.Е., М.: 1982.

 

 

 

 


Информация о работе Восточные славяне