Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:04, реферат
Восточные славяне в период великого переселения стали оттесняться другими народами. В результате началось славянское дробление. Часть народа осталась в Европе. Позднее они станут называться южными славянами. От них произойдут сербы, болгары, хорваты, черногорцы, боснийцы, словенцы. Другая часть народа переселилась на северные территории. Они стали называться западными славянами. От них произошли поляки, чехи, словаки. Западные и южные народности были захвачены другими народами.
Восточные славяне, по первым письменным свидетельствам, выделились из индоевропейской общности к середине 2 в. до н. э. К следующему тысячелетию они стали весьма многочисленны и влиятельны в окружающем мире. Так, упоминания о восточных славянах начали появляться у арабских, римских, византийских, греческих авторов. Древние авторы называли этих людей «склавинами», «антами», «венедами», говоря о них как о племенах «бесчисленных».
Восточные
славяне в период великого переселения
стали оттесняться другими
По мнению ученых, оставшаяся часть славянского народа не захотела никому подчиняться. Люди переселились на Восточноевропейскую равнину (на северо-восток). Таким образом, появились восточные славяне. Происхождение белорусов, русских и украинцев связывают именно с этими переселенцами.
Необходимо отметить, что многие племена при переселении устремились на руины Римской империи, в Центральную Европу. Под натиском захватчиков в 476 году нашей эры Рим пал. На его территории вторгшиеся варвары создали свою государственность, используя культурное наследие римлян.
Восточные славяне отправились на территорию, где не было никакого культурного наследия. Одна часть народа отправилась к озеру Ильмень. Через некоторое время на этом месте будет основан древний город Новгород. Другая половина восточных славян отправилась к нижнему и среднему течению Днепра. В этом месте будет основан Киев.
Восточные славяне уже в 6-8 веках расселились по всей Восточноевропейской равнине. Однако на этой же территории жили другие народы. Балтийское побережье и север были заселены балтийскими (латыши, литовцы) и угро-финскими племенами (эстонцы, финны, угры (венгры), манси, ханты, коми). Необходимо отметить, что колонизация территории была мирной. Восточные славяне и их соседи на этой территории ужились друг с другом.
Однако ситуация на юго-востоке и востоке была несколько иной. На той территории к Восточноевропейской равнине примыкала степь. Здесь соседями славян были степные кочевники – тюркская группа. В то время народы, образ жизни которых сильно отличался (оседлые и кочевники), враждовали часто между собой. За счет набегов на оседлые племена существовали кочевники. Таким образом, практически 1000 лет истории восточных славян состояли в борьбе с кочевыми степными племенами.
Тюрки создавали свою государственность на юго-восточных и восточных границах славянских поселений. В середине 6 века существовал Аварский каганат – тюркское государство. Византия в 625 году разбила это государство, Аварский каганат перестал существовать.
В 7-8 веках на этой же территории возникает другое государство – Булгарское царство. Основывают его другие тюрки. Через некоторое время это государство распалось. Частью булгар, ушедших к среднему течению Волги, была образована Волжская Булгария. Другая часть народа переселилась к Дунаю. Здесь они образовали Дунайскую Булгарию. Позднее пришлые тюрки слились с местными южными славянами. Таким образом, сформировался новый этнос, взявший имя переселенцев болгаров.
После ухода булгар степи были заняты печенегами (новые тюрки). На территории нижней Волги и степей между Азовским и Каспийскими морями полукочевыми тюрками был создан Хазарский каганат. Над восточнославянскими племенами было установлено господство хазар, получавших от некоторых племен дань вплоть до 9 века.
Восточнее германцев на обширных пространствах Европы жили предки славянских народа (в бытность продолжение том объеме русских, украинцев, белорусов). Римские писатели называли эти племена венедами. К примеру как венеды жили излишне далеко от границ империи, римляне недостаточно замечательно знали их жизнь. Вот следовательно сообщения древних писателей о предках славян отрывочны. Больше сведений дают археологические раскопки.
Предки славян жили в продолжение бытность ключевом в течение бытность лесах, квартирой им служили землянки и избы. Занимались они, как и германцы, земледелием, скотоводством и охотой. Были у них ремесла - кузнечное, оружейное и новые. Предки славян поклонялись многим богам. Главным из них они считали бога грома и молний, которому приносили во время чего жертву скот. Во время чего первые века нашей эры славянские племена двигались на юг, постепенно заселяя все другие и новые должности. Наконец они приблизились к границам империи в продолжение течение бытность 5-6 веках.
Византийские писатели о славянах. Вторжения славян вызвали большой интерес к ним византийцев. Они писали, что славяне русоволосы, высокого роста и огромной силы; выносливы, без стеснения переносят жару, холод, дождь, недостаток пищи. Больше в течение результате на свете они любят свободу, и их ничем нельзя склонить к подчинению. К прибывающим к ним чужеземцам они относятся ласково. Пленников не держат во время чего рабстве продолжительно, а предлагают им на выбор: возвратиться восвояси или остаться со славянами на описании свободных и друзей.
Сражаться с врагами славяне любят во время чего густом лесу, во время чего теснинах, на обрывах. Они умеют делать лодки из выдолбленных деревьев и плавать по рекам и морям. Опытны они и в бытность течение бытность переправах через реки. Будучи застигнуты внезапным нападением, они ложатся на дно реки и дышат, держа во рту пустые внутри камыши, доходящие до поверхности воды.
Славяне чрезмерно изобретательны на всякого рода военные хитрости. Вот как они взяли в результате лишь один из византийских занятий. Подле от него во время чего течение горах спряталось огромное число славянских воинов. А небольшой их отряд появился у городских ворот и стал обстреливать из луков стоявшую на стенах стражу. Решив, что славян не больше, чем сколько они видят, защитники все до единого вышли из поста в течение бой. Славяне притворно обратились в бытность течение продолжение бегство, заманивая противника все вслед за данным и после этого от укреплений... Внезапно из засады выбежали сидевшие после этого воины, отрезали византийцам средство назад и всех их перебили.
После этого они бросились к стенам. Безоружные горожане лили на штурмующих кипящую смолу, кидали в продолжение бытность них камни. В таком случае, пуская тучи стрел во время чего бытность течение защитников звания, славяне принудили их уйти со стен. Приставив длинные лестницы, они взобрались на них и силой взяли место. При течение итоге завоеваний славяне заселили весь север Балканского полуострова.
В 4-8 веках формировалась новая этническая и политическая карта Европы, явившаяся результатом миграции многих племен, "Великого переселения народов".
Споры о прородине славян и момента выделения их из общей массы индоевроипейских народов продолжаются до сих пор. Возможно, переселению славян способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного строя и выделение знати.
Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг — на Балканский полуостров; на запад; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви — южную, западную и восточную.
В ходе расселения, у славян произошло разложение родоплеменного строя. В 6 — 8 веках в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, котрые носили уже не кровнородственный характер, а скорее территоиально-политический. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образовний составляли, как правило, более прочные. Создание этих территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государства.
Расселение ускорило и выделение знати. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия. Основы господствующего строя составляла военнослужебная знать — дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в 6 -7 веках. Основой хозяйства славян, в том числе и восточных, было пашенное земледелие.
Подчиненную роль в хозяйстве играли охота, скотоводство, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой общества была семья. Объединяла хозяйства отдельных семей соседская община — вервь, члены которой совместно владели сенокосами и лесными угодьями.
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название "Русь", возникло в 9-10 веках. В начале, в 9 веке, сформировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим — объединение славян, части кривечей и финоязычных племен на севере, около озера Ильмень. В середине 9 века в него был приглашен на княжение выходец из Скандинавии Рюрик.
Приемник Рюрика Олег, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицей своего княжества. Первой целью Олега было объединение в своих руках главнейших городов. Под своей властью он собрал все главнейшие племена русских, славян, кроме окраинных, все важнейшие города. Олег старался укрепить страну крепостями, строил города по границе, стене. Таким образом, среднее подднепровье стало ядром государственной территории Руси.
Следующим князем стал Игорь, по-видимому, не имевший таланта ни правителя, ни воина. При сборе дани с древлян Игорь был убит. Правление княжеством взяла на себя его вдова Ольга. Главным ее делом было принятие христианства. Сын Ольги Святослав уделял много времени внутренним делам государств и прославился своими военными походами. После его гибели, в борьбе за власть победу одержал сын Владимир. Именно в период его праления завершилось оформление древнерусской государственности.
Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между так называемыми норманистами и их противниками. Номанисты утверждают, что государство на Руси было создано скандинавами — норманами (варягами). Так же является проблемой происхождение названия "Русь". Остатки языка руси очень скудны. Но на них главным образом держится норманская школа. Она указывает, что имена князей руси — норманские, а в основе слова "Русь" лежит древнескандинавский глагол "грести", означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Так же некоторые представители норманской школы видят возможность говорить о готском происхождении Руси, а само слово Русь происходит от названия готского племени "рос".
В принципе, вопрос о происхождении славян, об образовании их государства, о времени их образования и происхождение названия "Русь" до сих пор остаются спорными вопросами.
В своей работе мы рассмотрим
хозяйство и быт наших предков
— восточных славян. Открытия археологов
позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов —
праславяне известны с середины II тысячелетия
до н. э. Первые письменные свидетельства
о славянах относятся к рубежу I тысячелетия
н. э. О славянах сообщают греческие, римские,
арабские, византийские историки. Античные
авторы упоминают славян под именами венедов,
антов, склавинов. Они называют их «бесчисленными
племенами», «великим народом».
Наша работа структурно состоит из введения,
четырех вопросов, заключения и библиографического
списка.
История происхождения восточных славян:
ареол обитания и развитие языка древних
славян
Славяне — самая многочисленная ветвь
народов, говорящих на языках индоевропейской
языковой семьи. Язык является важнейшим
распределяющим признаком этнической
общности. Элементы современных языков
восходят к глубокой древности, ко временим
первобытнообщинного строя, когда орудия
труда изготавливались из камня, т. е. во
времена неолита, а может быть, и мезолита.
Так, в одних индоевропейских языках данный
термин обозначает «камень», «кремень»,
а в других — «молот», «топор», «нож». О
глубокой древности индоевропейских языков
говорит и терминология родства, сложившаяся
во времена материнского рода. Индоевропейская
речь в те далекие времена звучала в средней
полосе Европы с ее умеренным климатом.
Об этом говорит близость в индоевропейских
языках названий ели, сосны и березы, а
также рек и озер на пространстве от степей
Восточной Европы до Карпат, Вислы и Дуная
[Этнография: учебник под ред. Бромеля
Ю. В., Маркова Г. Е., М.,1982].
Распад индоевропейской языковой общности
падает на конец неолита, на V – IV тысячелетия
до н. э. К более позднему времени (I тысячелетие
до н. э.) относится формирование общеславянского
языка. В нем сохранилась память о том
времени, когда орудия труда еще нередко
изготавливались из кремня. Славянские
термины, обозначающие различные степени
родства и понятия времен родового быта,
свидетельствуют о том, что родовой строй
славяне прошли еще в период своего языкового
единства. С течением времени в древнеславянском
языке стала развиваться сельскохозяйственная
терминология, что свидетельствовало
о появлении и распространении у славян
земледелия уже после выделения их из
общеиндоевропейского единства. Для определения
древнейшей области расселения славян
большое значение имеет то, что в общеславянском
языке широко распространены названия
для обозначения озер, болот, лесов и определенных
пород деревьев, что свидетельствует о
расселении славян в лесной полосе умеренной
зоны, изобилующей озерами и болотами.
Такая полоса тянется к востоку от Эльбы
и Одера. Об этой области говорят и общеславянские
названия растений, птиц и рыб, множество
географических названий (Висла, Десна,
Вепрь, Бобр, Тетерев, Припять, Березина,
Ельня, Липа) [История СССР. С древнейших
времен до 1861 г., уч. для ВУЗов под ред. Епифанова П. П.,
М., 1983].
На территории от Лабы (Эльбы) до левобережья
Днепра известны славянские по своей этнической
принадлежности культуры эпохи бронзы
и железа, датируемые V – Х вв .н. э. (пражская,
корчаковская, более поздняя роменско-боршевская
и др.), как предполагают некоторые археологи,
по ряду признаков генетически связанные
с предшествующими культурами — праславянскими
или смешанного типа (лужицкая, поморская,
зарубинецкая ).
Древние авторы Гесиод (VII в. до н. э.), Геродот
(V в. до н. э.) сообщают, что на севере, у
берегов моря, живут энеты, из земель которых
.поступает янтарь. Действительно, янтарь,
находимый в странах античного мира, балтийского
происхожде¬ния. Плиний Старший и Тацит
(I в. н. э.) говорят о венедах, ко¬торые живут
севернее Карпат, по Висле и соседствуют
с феннами (финно-уграми) на севере и сарматами
на юге. На юге, в лесостепной полосе, славяне
ассимилировали остатки земледельческих
скифских племен и сарматов, о чем говорят
скифо-сарматские элементы в древнерусском
искусстве и заимствования в древнерусском
языке из языков иранских, на которых говорили
скифы и сарматы [Пособие по истории СССР
для подготовительных отделений ВУЗов
под ред. Орлова А. С., М., 1987].
Социальный строй и религия восточных
славян
Многочисленные племена славян во II –
VI вв. н. э. занимали обширные пространства
Центральной и Восточной Европы. Писатели
VI в. (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий
Стратег и др.) называют восточную ветвь
славян антами, отмечая, что «племена славян
и антов сходны по своему образу жизни,
по своим нравам, по своей любви к свободе»,
«издревле живут в народоправстве (демократии)»,
отличаются выносливостью, храбростью,
сплоченностью, гостеприимством, языческим
многобожием и обрядами. В среде самих
славян-антов шел процесс имущественного
расслоения, обогащения родоплеменной
верхушки, деления власти «вождей» и «князей».
Первые упоминания об антах относятся
ко времени их борьбы с готами, которые
в начале нашей эры пробивались через
Полесье и Волынь в Причерноморье. По рассказу
историка готов Иордана, после смерти
готского вождя Германариха (Ерманариха),
в конце 70-х или начале 80-х гг. IV в., остготский
вождь Бинитар (Витимир), подвластный гуннам,
напал на антов, вторгшись в их страну.
В первом же столкновении с антами он потерпел
поражение, но затем сумел захватить антского
вождя Божа с сыновьями и 70 «старшими вельможами»
и распял их, но через год был разгромлен
гуннским вождем Баламбером (Валамиром)
и убит. Держава Германариха была сметена
гуннской волной. Опу¬стошительное вторжение
гуннов в Восточную Европу и продвижение
их дальше, на запад, в Центральную Европу,
не могли не отразиться на антах [Петрухин
В. Я., Начало этнокультурной истории Руси
IX – XI веков, Смоленск, 1995].
В этот период складываются племенные
союзы славян юго-западных земель Восточной
Европы. В конце VI и начале VII в. на Волыни,
в Верхнем Поднестровье и Побужье под
главенством сильного племени волынян
и их царя Маджака возникает более прочное
политическое образование, которое историки
называют «державой волынян» [Петрухин
В. Я., Начало этнокультурной истории Руси
IX – XI веков, Смоленск, 1995].
«Держава волынян» была разгромлена кочевыми
племенами аваров. Память об этом событии
сохранилась в рассказе летописца, об
«обрах» (аварах), которые на время покорили
себе дулебов (волынян). Видимо, подобного
рода политическое образование имело
место и в Среднем Приднепровье. Наша летопись
приводит древнее народное сказание о
Кие, основателе Киева, который княжил
«в роде своем», о его поездках в Византию
и стремлении обосноваться на Дунае. Такого
рода предприятия под силу только более
прочным объединениям, чем обычные союзы
племен.
Византийцы пишут о многочисленности
и силе антов, называют имена их вождей:
Идара и его сына Межамира, Хвалибуда,
Доброгаста. С ними считались, их приглашали
на военную службу в Византию, заключали
соглашения.
После падения Рима его преемником и наследником
выступила Восточно-Римская, Византийская
империя. Византийская правящая знать
стремилась сохранить рабовладельческие
отношения, используя для этого и военную
мощь империи, и христианскую церковь.
Византия рассматривала славян как резервуар
для пополнения контингента рабов и наемных
воинов, как объект для грабительской
торговли. Славяне же, продвигаясь на юг,
к богатым городам и плодородным землям,
естественно, стремились овладеть ими
и противились стремлению Византии подчинить
их своему влиянию.
В 20-х гг. VI в. при византийском императоре
Юстиниане восточные и западные славяне
вступили в ожесточенную борьбу с Византийской
империей и, сокрушив ее оборонительные
сооружения на Дунае, вторглись на территорию
Балканского полуострова. Спустя некоторое
время они появились в других частях империи:
на Пелопоннесе, островах Эгейского архипелага
и в Малой Азии. Широко расселившись по
землям Восточно-Римской империи, особенно
на Балканском полуострове, по побережью
Эгейского и Адриатического морей, славяне
скоро стали здесь основной массой населения,
особенно сельского.
Общинные отношения, господствовавшие
у славян, способствовали переходу Византии
от рабовладельческого к более передовому,
феодальному общественному строю.
В VI – VIII вв. славяне заселили заэльбские
земли, кое-где дойдя до Рейна, а на востоке
они вышли к верховьям Дона и Оки, в междуречье
Волги и Оки, к берегам Ладожского озера,
Неве и Нарове. Сталкиваясь с кельтами,
германцами, балтийцами, финно-уграми,
они смешивались и частью ассимилировали
их. Многочисленные славянские племена
начали складываться в народности и вступали
на путь формирования феодальных отношений,
на путь образования государств. Во второй
половине I тысячелетия н. э., они занимали
обширные пространства Восточной Европы.
О расселении восточнославянских племен
со¬общает древнерусская летопись «Повесть
временных лет».
В верховьях Днепра, Волги и Западной Двины
обитали кривичи расселявшиеся на север
и северо-восток. Часть кривичей, заселивших
течение реки Полоты, носила название
полочан. В области Волхова и Ильменя жили
словене, в Полесье, между Припятью и Березиной,
— дреговичи, между Сожем и Ипутью — радимичи.
По Десне, Сейму и Суле тянулись земли
северы, или северян; в верховьях Оки, расселяясь
вниз по ее течению, жили вятичи; по обоим
берегам Среднего Днепра, у Киева, обитали
поляне. По рекам Тетереву и Ужу лежала
земля древлян; на Волыни жили дулебы (бужане,
или волыняне), по склонам Карпатских гор
— хорваты, а от Побужья и низовьев Днепра
до устья Дуная протянулись земли уличей
и тиверцев.
Некоторые из этих племен представляли
собой племенные союзы (кривичи, вятичи
и др.), другие — территориальные объединения
(полочане, бужане, или волыняне). К IX в.
собственно племенной строй у восточных
славян был уже изжит, и под названием
племен в «Повести временных лет» выступают
более или менее сложные этнические объединения.
Известно, что древние славяне в своих
верованиях обожествляли силы природы.
Ивестны многие языческие культы, среди
них были: культ Перуна, Даждьбога, Хороса,
Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов
производились церемонии жертвоприношений,
в том числе, и человеческих, для того чтобы
задобрить богов и выпросить их милость.
В славянской традиции практиковалось
трупосожжение и с прахом поступали по
разному — от простого рассыпания (в традиции
балтийских славян) до захоронения в ямке
и наиболее «концентрированного» собирания
кальцированных костей в урну. Типологически
(и генетически) сходные погребальные
обычаи германцев, балтов и славян способствовали
процессам этнокультурного синтеза уже
в языческую эпоху [Петрухин В. Я., Начало
этнокультурной истории Руси IX – XI веков,
Смоленск, 1995].
В 988 – 989 гг. Владимиром I в качестве новой
государственной религии было принято
христианство. В летописи содержится подробный
рассказ о выборе веры, носящий легендарный
характер. В результате посещения русскими
посольствами разных государств, бесед
с проповедниками мусульманства из Волжской
Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества
«из немцев» и православия из Византии
Владимир якобы выбрал православие.
Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал
крестить своих бояр, а затем и весь народ.
Принятие христианства имело большое
значение для дальнейшего развития русских
земель. Оно укрепляло власть феодалов
над крестьянами, своим учением освящая
феодальную собственность и подчинение
властям. Принятие христианства укрепляло
государственную власть и территориальное
единство Киевской Руси. Оно имело большое
международное значение, которое заключалось
в том, что Русь, отвергнув «примитивное»
язычество, становилась теперь равной
другим христианским странам, связи с
которыми значительно расширились. Наконец,
принятие христианства сыграло большую
роль в развитии русской культуры.
С принятием христианства на Руси возникла
церковь как особая феодально-религиозная
организация. Во главе русской православной
церкви был поставлен митрополит, назначаемый
константинопольским патриархом.
Развитие хозяйственных отношений, сельского
хозяйства, торговли и ремесел у древних
славян.
Археологические материалы свидетельствуют
о высоком уровне развития у древних славян
земледелия с использованием железных
сошников, серпов и топоров, производства
металлических изделий (копья, стрелы,
удила, бронзовые укра¬шения и др.), глиняной
посуды с применением гончарного круга.
Памятники материальной культуры и письменные
источники говорят о постепенном переходе
славян от коллективных форм хозяйства
к индивидуально-семейным, от кровнородственных
об¬щин к территориально-соседским.
Распространение ремесла свидетельствовало
об отделении его от сельского хозяйства,
обилие римских монет и вещей — о развитии
торговли; клады драгоценного оружия,
украшений, посуды подтверждают сообщения
византийских источников о богатстве
славянской знати, об имущественном неравенстве
у славян. Рабство в патриархальной форме,
превращение власти племенных вождей
в наследственную также указывают на разложение
первобытнообщинных отношений.
В то время как на юго-западе Восточной
Европы развивалось плужное, пашенное
земледелие, на всей огромной ее территории
была распространена подсечная система.
При ней лес сперва подрубали, затем сжигали,
золой удобряя почву. Землю обрабатывали
два-три года, а когда она переставала
давать хороший урожай, ее забрасывали
и выжигали новый участок леса. Основными
орудиями подсечного земледелия были
различные виды деревянного рала, примитивные
деревянные сохи — суковатки, узколезвийный
серп. Подсечное земледелие требовало
большого количества труда. Рубка и сжигание
леса, выкорчевка пней — все это трудоемкие
работы. Поэтому подсечное земледелие
всегда связано с коллективным трудом
и коллективной, общинной собственностью.
Такими коллективами являлись большие
семьи, патриархальные семейные общины,
насчитывающие в своем составе многие
десятки людей.
Естественно, что уровень развития производительных
сил, обусловливая формы общественного
строя, не мог не найти отражения в различных
проявлениях материальной и духовной
культуры восточных славян.
Для этой эпохи характерны относительно
слабое развитие ремесла домашнего типа,
еще не совсем отделившегося от сельского
хозяйства, небольшие, хорошо укрепленные
городища, представлявшие собой поселения
одной или нескольких семейных общин,
сохранение кое-где больших домов семейных
общин, хотя их вытесняют полуземлянки
и наземные дома — жилища отдельных семейных
пар.
VIII – IX вв. были временем серьезных изменений
орудий земледельческого труда и земледелия
в целом. В разных местах (в Старой Ладоге
— на р. Волхове и в с. Волынцеве — на р.
Сейме) в слоях VII – VIII вв. были найдены
железный сошник и наральник от рала без
полоза. Там же, в Старой Ладоге, нашли
так называемые глызебойки, представлявшие
собой короткие, толстые, тяжелые палки,
служившие для разбивания комков земли
(«глыз») на пашне. Такие комки земли покрывают
поле, вспаханное сохой с присошником,
переворачивающей пласты земли, а не просто
царапающей землю. Это говорит о том, что
пашенное полевое земледелие стало вытеснять
подсечное даже на севере Руси.
Эволюция земледельческих орудий продолжалась.
Появилось рало с полозом и усовершенствованным
наральником, соха с асимметричным железным
сошником и присошником. Еще позднее, в
XI– XII вв., распространились плуги с железным
лемехом, череслом и отвальной доской,
подрезавшие почву и сбрасывавшие землю
из борозды в сторону пахоты. Появились
широколезвийные топоры, серпы более изогнутой
формы, косыгорбуши.
Возникают новые, более совершенные системы
земледелия: залежная, или переложная,
и вырастающая из нее двупольная и трехпольная
системы севооборота. На Руси сеяли несколько
сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху,
овес, полбу, горох, чечевицу, лен, коноплю,
а из огородных культур - репу, редьку,
свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.
Появление новых орудий труда и приемов
земледелия способствовало тому, что ведение
хозяйства становится доступным не только
крупным коллективам — семейным общинам,
но и каждой малой семье в отдельности.
Первобытный тип коллективного производства
был «результатом слабости отдельной
личности» и с внедрением новых орудий
труда становился ненужным, сковывал хозяйственную
инициативу. Производственные отношения
перестали соответствовать уровню развития
производительных сил. Они должны были
уступить место новым, более совершенным
общественным отношениям.
Старые, патриархальные общины распадались.
На смену родовой общине приходит новая,
территориальная, соседская община, в
пределах которой возникает и укрепляется
частная Собственность. Моногамная семья,
состоящая из мужа, жены, детей, становится
составной частью социальной клеточки
общества — соседской общины.
Развитие ремесла в результате постепенного
улучшения техники производства и появления
новых орудий ремесленного труда, отделение
ремесла от других видов хозяйственной
деятельности все это явилось величайшим
стимулом распада первобытнообщинных
отношений.
Раньше всего видоизменяются и обособляются
от земледелия две отрасли ремесла: обработка
металла (в первую очередь кузнечное дело)
и с изобретением гончарного круга — производство
керамических изделий.
Железо добывали из болотных руд. В сыродутных
печах бурый железняк превращали в губкообразную,
пористую глыбу (крицу). Известно было
несколько способов получения стали (оцела)
и Дамаска (харалуга). В распоряжении кузнецов
Древней Руси были наковальни, молоты,
клещи, зубила, обжимки, напильники, штампы
и пр. Все эти орудия в IX в. имели уже вполне
совершенную форму.
С появлением гончарного круга и развитием
гончарного ремесла выделка изделий производилась
уже не для собственного потребления,
а на продажу. На керамических изделиях,
изготовляемых на гончарном круге, ремесленники
ставили свои клейма.
Развивались и другие виды ремесла: ювелирное,
камнерезное, бондарное, столярное и пр.
Ремесла сосредоточивались в горо¬дах,
но были распространены также в деревне.
Продукция ремесленников предназначалась
для реализации на местных рынках. Некоторые
ремесленные изделия находили сбыт по
всей Руси и вывозились в соседние страны
(пряслица из розового шифера, украшения,
кузнечные и слесарные изделия, изделия
из кости) [Пособие по истории СССР для
подготовительных отделений ВУЗов под
ред. Орлова А. С. М., 1987].
Поселения, становящиеся центрами ремесленного
производства и обмена, превращались в
города. Многие из них возникли на местах
старых городищ времен первобытного строя.
Нередко обрастали поселением городского
типа княжеские крепости, а некоторые
города были основаны как военно-оборонительные
пункты.
Так появились города на Руси: Киев, Переяславль,
Ладога, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Псков,
Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск,
Туров, Червень и др. В городах в небольших
обогреваемых «по-черному» курных избах
или полуземлянках ютился многочисленный
ремесленный люд. Здесь собирались на
торг окрестные жители, торговали богатые
русские и «заморские» купцы — гости.
На торгу продавали и покупали, заключали
сделки, оглашали решения и распоряжения
властей. Правда, торги эти были слабо
связаны друг с другом, но все же рос и
межобластной обмен. С юга гнали на север
скот. Прикарпатье снабжало солью. На север
и северо-запад из Приднепровья и Суздальской
земли шел хлеб. Торговали мехами и полотном,
скотом и медом, воском и рабами (челядью).
По рекам и сухопутным дорогам тянулись
купеческие караваны. По Волге общались
со странами мусульманского Востока, и
русские купцы плавали по Каспийскому
морю, добираясь до Багдада. По Неве, Ладожскому
озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил
великий водный путь «из варяг в греки»,
соединявший море Варяжское (Балтийское)
с морем Русским (Черным). Торговые пути
вели через Карпаты в Прагу, в германские
города Раффельштедт и Регенсбург, в Херсонес
(Корсунь) в Крыму, на Каму в Великие Булгары,
в далекую Тмутаракань на Тамани, в северные
страны, на Урал, в Югру и Самоядь. Плавали
в сла¬вянские поморские города, стоявшие
на берегу Балтийского моря, в Данию, на
остров Готланд. Торговые и ремесленные
го¬рода покрывали Поднестровье, территорию
современной Молдавской республики.
Рост торговли вызывал развитие денежного
обращения. На Руси пользовались главным
образом восточными серебряными монетами,
но встречались византийские и западноевропейские
монеты. В древности у славян средством
обмена служили скот и меха куницы, белки
и других пушных зверей. С появлением металлических
денег некоторые из них повели свое название
от таких мехов (куны, векши). В «Русской
Правде» «скотница» — казна, «куны» —
денежные единицы и «деньги» — вообще.
С конца X в. на Руси стали чеканить свою
золотую и серебряную монету. Затем чеканная
монета уступает место серебряным слиткам
— гривнам.
Военная организация и тактика ведения
военных действий у восточных славян
В распоряжении князей была дружинная
военная организация. Дружинники окружают
князей, нередко живут с ними под одной
крышей, едят с одного стола, разделяя
все их интересы. Князь советуется с дружинниками
по вопросам войны и мира, организации
походов, сбора дани, суда, управления.
С ними вместе он принимает постановления,
законы, судит по «Закону русскому». Они
помогают князю управлять его домом, двором,
хозяйством, разъезжают по его поручениям,
творя суд и расправу, собирая «виры и
продажи» (судебные пошлины), строя города-крепости,
созывая воинов. Они отправляются в другие
страны послами князей, заключают от их
имени договоры, торгуют княжескими товарами,
ведут дипломатические переговоры.
Дружина делилась на три разряда. На первом
месте стоит «старшая» дружина. В нее входят
богатые и влиятельные бояре, которые
имеют земли, дворы, хоромы, челядь, своих
дружинников. Они выполняют важнейшие
поручения князя.
«Младшие» дружинники (детские, отроки)
живут при дворе князя, обслуживают его
дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая
в роли мелких управителей и слуг, а в военное
— воинов.
Третью группу составляли «вои», набираемые
из сельского и городского люда. В глубокой
древности существовала «самодействующая
военная организация населения», когда
каждый мужчина был воином.
Это была так называемая «тысячная» организация,
когда воины древнерусских племен и земель
объединялись в десятки, сотни и тысячи
во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими.
Тысячная военная организация восточных
славян все более и более подчинялась
княжеской, дружинной.
По мере того как власть Киева распространялась
по славянским землям, в состав княжеской
дружины входила местная верхушка.
Ядро княжеской дружины составляла конница,
состоящая, в основном из хорошо обученных
конников. Это была личная дружина князя
и богатых бояр. Также были и пешие ратники.
Они подразделялись на хорошо обученных
и вооруженных ратников (личные дружинники
князя), а также набиралось ополчение из
бедных слоев население.
Тактика ведения военных действий была
различной и варьировалась от того с каким
врагом приходилось бороться. С Хазарским
каганатом, в основном, передвигавшимся
на конях выбиралась тактика заманивания
неприятельских войск в труднопроходимые
для конницы места. С Константинополем
воевали с помощью боевых кораблей и эта
тактика была заимствована у варягов,
которые служили в княжеской дружине.
Летопись рассказывает об успешном морском
походе русских на Константинополь в 907
г. Результатом его было заключение письменного
(на пергаменте) договора между Византией
и Русью, весьма выгодного для последней.
В 941 г., в княжение Иго¬ря (912 – 945 гг.), русские
совершили поход на Византию, на этот раз
менее удачный. Поход был повторен в 944
г. Снова был возобновлен договор с Византией,
менее выгодный для Руси, но признававший
ее суверенным государством. Восточные
славяне в первой половине X в. совершали
походы на Закавказье, используя для выхода
в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные
и все развивающиеся связи, как это обычно
было в эпоху раннего феодализма, перемежались
с военными столкновениями.
В княжение Святослава Игоревича (964 –
972) был нанесен сокрушительный удар враждебному
Хазарскому каганату. Освобождены были
от уплаты дани хазарам вятичи. Владения
Киева распространились до низовьев Дона,
Северного Кавказа, Тамани и Восточного
Крыма, где возникло русское Тмутараканское
княжество. В состав Руси вошли земли ясов,
касогов, обезов - предков современных
осетин, балкарцев, черкесов [История СССР
c древнейших времен до 1861 г., уч. для ВУЗов под ред. Епифанова П. П.,
М., 1983].
Краткое сравнение восточных славян с
древними германскими племенами.
Древние германские племена. Восточные
славяне.
Религия Погребальное трупосожжение,
языческое поклонение природным стихиям,
большое количество богов. В дальнейшем
принятие христианства. Погребальное
трупосожжение, языческое поклонение
природным стихиям, большое количество
богов. В дальнейшем принятие христианства.
Ареол обитания. Народы германской группы,
в середине I тысячелетия до н.э. населяют
земли современной Германии, а также Скандинавию.
Во II – III вв. н.э. германские племена стали
прорываться в пределы Римской империи,
а в V – VI вв. заселили всю Западную Римскую
империю вплоть до Северной Африки. К середине
I тысячелетия н.э. славяноязычные племена
были расселены на обширных пространствах
в бассейнах рек Лабы(Эльбы), Вислы в Среднем
Поднепровье. В это же время начинается
продвижение отдельных групп славянских
племен на юг, через Карпаты, и на северо-восток
в Верхнее Поднепровье и Верхнее Поволжье.
Хозяйство. Традиционные занятия германских
народов – животноводство, в основном
разведение крупного рогатого скота, и
земледелие( выращивали ячмень, овес, пшеницу).
Земледелие делилось на подсечно – огневое(когда
выжигалась определенная часть леса) и
разные виды перелогов (распахивались
участки целинных земель или залежей).
Распространенными, в ранней стадии были
охота и лесные промыслы. Животноводство
носило отгонно - стойловый характер (отгон
скота на летние пастбища в горы при стойловом
содержании его зимой в деревне), развивалось
овцеводство. Развивалось рыболовство
и засолка рыбы. Традиционный тип поселения
германцев, о котором писал еще Тацит (I
в. н. э.) – большие кучевые деревни с беспорядочно
расположенными дворами и кривыми улицами.
Лишь на востоке нынешней Германии встречаются
круговые поселения с центральной площадью,
унаследованные от ассимилированного
славянского населения. Земледелие появилось
в Восточной Европе не позднее IV тысячелетия
до н. э. К I тысячелетию до н.э. оно распространилось
почти по всем областям, от степной зоны
до таежных лесов Севера. Распространение
его шло из двух центров – Поднепровья
и Среднего Поволжья. Постепенно у населения
Восточной Европы сложились хозяйственные
комплексы, сочетавшие в себе земледелие
и скотоводство с другими отраслями хозяйства
– охотой, собирательством, рыболовством.
В зависимости от почвенных климатических
условий можно выделить два основных типа
использования земли. В степных и лесостепных
зонах земледелие базировалось на разных
видах перелогов, когда постоянно распахивались
участки целинных земель или залежей.
Несколько лет такие участки давали хороший
урожай, потом их забрасывали на много
лет, превращая в залежь для восстановления
плодородия. В лесных областях сложился
иной хозяйственный комплекс, основанный
на использовании либо лесного перелога,
либо подсечно-огневого земледелия в чистом
виде.
Одежда. Первые сведения об одежде германцев
относятся к началу нашей эры. Мужчины
носили рубаху с вшивными рукавами или
без рукавов, состоявшую из двух полотнищ
ткани, сшитых на плечах, длинные штаны,
обувью (одинаковой для мужчин и женщин)
служила кожаная подошва с перепонками
из ремней. Нательная женская рубаха также
состояла из двух полотнищ, которые скреплялись
фибулами над плечами. Позже к этому одеянию
пришивали рукава. Тогда же была известна
верхняя одежда – плащ с капюшоном. В Норвегии
сохранилось до 150 видов женской обласной
одежды, в которую женщины наряжались
по празникам. Основой и женской и мужской
одежды была рубаха, у мужчин до колен,
у женщин – длиннее. Мужские рубахи однотипного
туникообразного покроя. Только у русских
ряда областей бытовала рубаха с косым
разрезом ворота. Гораздо больше разнообразия
было в покроях женских рубах, рубахи с
косыми поликами в южнорусских областях,
рубахи с прямыми поликами в Поднепровье.
Верхняя одежда была более универсальной,
не было сильных отличий между мужской
и женской. Это кафтанообразные свиты,
сукманы, армяки, тулупы. Обувь была разных
покроев: постолы или опанки – кусок кожи,
охватывавший ступню и стянутый вокруг
щиколотки. Носили лапти, плетеные из бересты,
липового лыка, коры вяза, ивы [Этнография:
учебник под ред. Бромеля Ю. В., Маркова
Г. Е., М., 1982].
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели вопросы,
связанные с развитием хозяйства и быта
восточных славян, рассмотрели ареол обитания
племен и родов древних славян, происхождение,
хозяйственные и религиозные особенности
восточных славян. Рассмотрели социальный
строй, определили, что в это время происходит
смена первобытнообщинного строя на феодальный
и начало зарождения раннефеодальных
древнерусских государств. Рассмотрели
военную организацию восточных славян
и ведение военных действий. Также провели
краткое сравнение восточных славян с
древними германскими племенами. Определили,
что много общего содержат в себе развитие
сельского хозяйства, ремесел, религиозных
верований и быта этих двух племен. Таким
образом, вопросы нашей работы раскрыты. 1.Восточные славяне
в VI-VIII вв.
1.1.Первые свидетельства о славянах
Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово".
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.
Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.