Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:04, реферат
Восточные славяне в период великого переселения стали оттесняться другими народами. В результате началось славянское дробление. Часть народа осталась в Европе. Позднее они станут называться южными славянами. От них произойдут сербы, болгары, хорваты, черногорцы, боснийцы, словенцы. Другая часть народа переселилась на северные территории. Они стали называться западными славянами. От них произошли поляки, чехи, словаки. Западные и южные народности были захвачены другими народами.
Яндекс.Директ Все объявления
История
славян – старинные книги Происхождение, культура, обычаи,
право славян, в репринтах BIBLIARD.RUbibliard.ru Образцы Государственный и общественный строй Древнерусского государстваСоциально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси. Княжение первых Рюриковичей. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение. Киевская Русь при Я. Мудром и Мономахе. Причины феодальной раздробленности. Демократия в Новгороде Великом.
Отправить свою хорошую работу на сайт просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы 1.
Государственный
строй Древнерусского государства 33 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский
государственный университет Институт экономики и управления Кафедра менеджмента КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: История государственного управления в России тема: Государственный и общественный строй Древнерусского государства Абакан, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Образование
восточнославянского 1.1 Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники 1.2 Социально-экономические
отношения и общественный 1.3 Княжение
первых Рюриковичей, их 2. Государственный строй Киевской Руси в X-XI веках 2.1 Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение 2.2 Киевская Русь при Ярославе Мудром 2.3 Княжение Владимира Мономаха 3. Феодальная раздробленность Русь удельная 3.1 Причины феодальной раздробленности 3.2 Крупнейшие политические центры Руси 3.3 Демократия
и общественный порядок в Заключение Список литературы Приложение Введение Тема данной работы: «Государственный и общественный строй Древнерусского государства», выбранная тема является актуальной т.к. изменение общественного, так и государственного строя повлияло на внутреннюю и внешнюю политику Руси. Раздробленность
- закономерный этап развития Древней
Руси. Закрепление отдельных Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы в системе отразить истоки государственности Руси и этапы становления феодального государства, а также первобытного общества. Отсюда и вытекающие задачи: 1. Отразить этапы
становления Древнерусского 2. Проанализировать
социально-экономические 3. Обосновать
политическую значимость В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия котором дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово - Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро - Волынское, Полоцкое, Турово - Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определила политическую историю периода удельной раздробленности. В 1097 г. в Любече
состоялся съезд князей, на котором
с целью прекращения междоусоби В начале XII в., в годы правления киевского князя Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132), единство на Руси было временно восстановлено. Но с середины XII в. феодальная раздробленность окончательно утверждается на Руси. На месте некогда единого государства теперь существовал ряд независимых государственных образований. Структура работы включает в себя: введение, три главы, включающие подглавы, заключение, библиографический список и приложение. 1. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь 1.1 Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники Существует
несколько теорий по вопросу о
возникновении Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. так называемой «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX--X вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Наконец, были и такие русские ученые, которые вообще отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых. Современный взгляд
на вопрос о возникновении - большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем; - но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена -- Олег, Игорь, Ольга). Некоторые историки считают, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в первоначальный текст «Повести временных лет» при переработке его по указанию киевского великого князя Владимира Мономаха; - дискутируется
также вопрос о том, кто такие
сами варяги. Норманнисты настаивают
на том, что они были Как уже было сказано выше, в 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство -- Киевскую Русь. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа: - первый этап
-- вторая половина IX--X вв. -- объединение
восточных славян в единое
государство, создание - второй этап -- конец X--XI вв. -- расцвет Киевской Руси; - третий этап -- конец XI -- первая половина XII в. -- начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм] феодалов (феодальная раздробленность). 1.2 Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.Мурашева И.А. Государственный строй древней Руси // Историк. - 2005, №6, стр. 28 В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании -- вече, там же избирались предводители племенного войска -- воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю. Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в X в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX - X вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины X в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Xв. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям. Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства -- землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса -- крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из: - закупов -- разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем; - рядовичей -- зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»); - изгоев -- обедневших выходцев из общин; - холопов -- зависимых
людей, находившихся на - всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди. Класс феодалов составляла военно-княжеская знать -- представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины: - экономическое развитие; - социальные процессы в период военной демократии; - развитие торговых связей; - общность языческих верований; - необходимость защиты от внешних нападений; - осуществление завоевательной политики. Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен -- северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую -- поляне, северяне, вятичи. 1.3 Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика После смерти Рюрика (879 г.) его родственник князь Олег начал поход на Киев, захватил город кривичей Смоленск, потом Любеч. Он сумел обмануть киевских князей Аскольда и Дира (позднее они были убиты) и утвердился в Киеве: «Да будет Киев матерью городам русским!». В 882 г. Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло Древнерусское государство с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом российской государственности. Князь Олег правил 30 лет, не считаясь с сыном Рюрика - Игорем. Олег обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью. Во внешней политике в первой половине X в. Русь ставила несколько целей: - объединение всех племен восточных славян; - обеспечение русским
купцам безопасности в - овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом. Во время княжения Олега Русь несколько раз ходила на Византию. В 907 г. Олег осадил Константинополь, византийцы вынуждены были подписать мирный договор. В 911 г. впервые в истории Восточной Европы был заключен письменный договор между Русью и Византией. В 13 статьях соглашения стороны договаривались по экономическим, юридическим, военным и другим вопросам. Это был выгодный для Руси договор, обеспечивавший ей мирную торговлю с Византией и укреплявший силу ее оружия. После смерти Олега его дело продолжил Игорь (сын Рюрика, прозванный Старым). После смерти Олега от Киева отделился племенной союз древлян. Князь Игорь силой вновь присоединил непокорных к Киеву и обложил их большой данью. В 941 г. Игорь совершил поход
на Византию, окончившийся неудачно. В
944 г. он снова пошел на Византию,
и на сей раз ему удалось
заставить византийцев Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тивирцев. Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами -- вирами. Размеры дани не были фиксированы, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян воины Игоря творили насилие, а сам князь вторично попытался собрать дань. Но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит. В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Ольга проявила себя как умная, решительная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть мужа; сожгла их столицу Искоростень. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания. Она установила фиксированный размер дани -- «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги -- Святослав. Он продолжил завоевание соседних племен и подчинил себе вятичей, плативших еще дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его (образовался в VII в. н. э.), взяв города Итиль и Саркел. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964--967 гг. Святослав захватил огромную территорию -- от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага -- печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Война носила тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был попросить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на нее, а за это греки обещали помочь русским уйти в Киев. Но по дороге домой в бою с печенегами князь погиб. Правление Святослава было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену. Итак, в первой половине IXв. в землях восточных славян возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы -- Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло. 2. Государственный строй Киевской Руси в X-XI веках 2.1 Владимир -- государственны В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников -- вторично покорил радимичей и вятичей. При Владимире произошло великое событие в русской истории -- Русь приняла христианство. В X в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны -- громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии -- иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм -- из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак -- византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму. Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства: - во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли; - во-вторых, язычество
мешало стабилизации и - в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений -- господства и подчинения; - в-четвертых,
монотеизм христианской - в-пятых, появляющееся
социальное неравенство на Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», -- говорили современники. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники -- Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-- 300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа: - во-первых, церковь
оказывала значительное - во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами; - в-третьих,
церковь способствовала формиро - в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству; - в-пятых, церковь
способствовала - в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Вместе с
тем церковь оказывала и 2.2 Киевская Русь при Ярославе Мудром Великий киевский князь Ярослав (1019--1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. Правление Ярослава Мудрого -- время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники -- половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов -- «Русской Правде». Приложение Этот документ создавался на протяжении XI--XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. История России с древнейших времен до конца XVII в. М.,- 1996 - с. 98-115 В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты -- 12 гривен, а смерда или холопа -- 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству -- старший в роду становился великим князем. «Русская Правда»
регулировала отношения между людьми
в обществе с помощью законов,
что приводило в порядок 2.3 Княжение Владимира Мономаха 1. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие: - утверждение
феодальных отношений привело
к образованию независимых - рост крупных городов -- Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство. В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого -- Владимира Мономаха -- Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» -- наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси. На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Прежде всего, он дал Руси новую «Русскую Правду» - «Устав Владимира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113--1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод. Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения -- единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы: - ешьте и пейте скромно; - при стариках молчите; - мудрых слушайте; - будьте скромными; - равнодушно относитесь к почестям. Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма. 3. Феодальная раздробленность Русь удельная 3.1 Причины феодальной раздробленности С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям -- Мономаху, его сыну Мстиславу -- удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «... каждо да держит отчину свою». Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: - во-первых, особенности
становления феодализма на - во-вторых, натуральное
хозяйство, отсутствие - в-третьих,
развитие боярского - в-четвертых,
рост и укрепление городов
как новых политических и - в-пятых, в
XII в. торговые пути стали - в-шестых, борьба
с кочевниками ослабляла Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Приложение. Россия до XVI в. Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры -- строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев. 3.2 Крупнейшие политические центры Руси Наиболее крупными были княжества: - Киевское (Киев); - Черниговское
(Чернигов), Северское (Новгород-Северский) - Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский); - Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме); - Новгородская земля (Великий Новгород). Но определились три основных политических центра: на юго-западе -- Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке -- Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество возникло на территории Галицких и Волынских земель и было крупнейшим на юге Руси. Эти земли играли важную роль в истории Руси XII--XIII вв. Здесь возникли крупные боярские вотчины. Благоприятный климат, природные почвы, степные пространства создавали условия для пашенного земледелия и скотоводства. Развитие ремесел способствовало возникновению городов (XII в. -- более 80). Среди них - Перемышль, Галич, Холм, Луцк, Берестье, Владимир-Волынский -- центры княжеств, ремесла и торговли. Через Галицкую и Волынскую земли проходили многочисленные водные и сухопутные торговые пути. Здесь правили потомки Ростислава и Мономаха. В 1153 г. галицким князем стал воинственный Ярослав Осмомысл (Мудрый), который однажды захватил даже Киев. При нем Галицкое княжество достигло своего расцвета, славилось богатством. В последние годы правления между Ярославом и боярством часто возникали конфликты. Его сын Владимир тоже боролся с боярскими кланами Галиции, а также с волынским князем Романом Мстиславичем, который пытался захватить Галич. В 1199 г. ему это удалось, и Романом Волынским было образовано Галицко-Волынское княжество, а в дальнейшем он стал великим киевским князем (1203 г.). Роман подавлял боярский сепаратизм, опираясь на служилый люд, дружину и ремесленников. После смерти Романа Галицко-Волынское княжество распалось. Галицкое боярство начало длительную феодальную войну. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, венгры захватили Галицкое княжество и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против захватчиков. Она позволила сыну Романа Даниилу укрепиться на Волыни, в 1238 г. взять Галич и вновь объединить Юго-Западную Русь в единое княжество, которое в 1240 г. включало и территорию Киевского княжества. Но экономический и культурный подъем был прерван нашествием Батыя. После разгрома монголо-татарами Галиции и Волыни эти земли были захвачены Литвой и Польшей. В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха -- Юрий (1125--1157 г.), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие; «Приди ко мне, братя, в Москов!» 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где дан был «обед силен» (пир). Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло еще в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия -- Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии, он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделиться от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбово он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея -- осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия -- Михаила и Всеволода. В конце концов в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в ХIVв. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель. 3.3 Демократия и общественный порядок в Новгороде Великом Великий Новгород занимает особое место среди русских княжеств. Приложение Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на Северо-Западе Руси. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась на пятины, а они, в свою очередь, та сотни и погосты. Новгород, как и Ростово-Суздальское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, водь, заволодской чуди (финно-угорские племена), соамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Новгород сложился из трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был «новым городом» со своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны -- Софийскую и торговую. В город входило пять районов (концы), которые делились на улицы. Купцы и ремесленники создавали по профессиональному признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины). Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы. В городе стояли «Немецкий» и «Готский» дворы. В торговле участвовали не только купцы, но и бояре, священники, монахи. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, городская верхушка -- аристократия играла большую роль в политической жизни. Здесь сложился особый политический строй -- феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече -- народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города -- бояр, примерно 400 человек -- столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Выборы зачастую сопровождались потасовками, драками на мосту через Волхов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, но и ведал казной и внешними сношениями. Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода -- форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие должности -- посадские, тысяцкие -- занимали только представители аристократической знати. Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В XI в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя. Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха -- Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города. Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в ХII--XIVвв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим. Заключение В конце XIII -- начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей: - во-первых, монголо-татарское
нашествие прервало - во-вторых, развитие городов и внутренней торговли достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания новых государств в Западной Европе; - в-третьих, единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIVв. Российское государство носило многонациональный характер; - в-четвертых, процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты с внешних врагов -- татар, турок, поляков, немцев и т. д. На основании всего выше изложенного можно сделать вывод, что образование Древнерусского государства явилось завершением длительного процесса развития славянских племен на протяжении первого тысячелетия нашей эры. |
Расцвет киевской Руси (конец X— Первая половина XI в.): |
Владимир I. После гибели Святослава великим киевским
князем стал его старший сын Ярополк (972—980).
Его брат Олег получил Древлянскую землю.
Третий сын Святослава Владимир, родившийся
от его рабыни Малуши, ключницы княгини
Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород.
В начавшейся через пять лет между братьями
междоусобице Ярополк разбил древлянские
дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал «за
море», откуда через два года вернулся
с наемной варяжской дружиной. Ярополк
был убит. Владимир занял великокняжеский
престол.
При Владимире I (980—1015) все земли восточных
славян объединились в составе Киевской
Руси. Окончательно были присоединены
вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские
города. Происходило дальнейшее укрепление
государственного аппарата. Княжеские
сыновья и старшие дружинники получили
в управление крупнейшие центры. Была
решена одна из важнейших задач того времени:
обеспечение защиты русских земель от
набегов многочисленных печенежских племен.
Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле,
Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо,
здесь, на границе со степью, находились
«заставы богатырские», защищавшие Русь
от набегов, где стояли за родную землю
легендарный Илья Муромец и другие былинные
богатыри.
Принятие христианства. В 988г., при Владимире
I, в качестве государственной религии
было принято христианство. Христианство,
как повествует летописец, было распространено
на Руси издревле. Его проповедовал еще
апостол Андрей Первозванный — один из
учеников Христа. В начале нашей эры апостол
Андрей — старший брат апостола Петра
— отправился в Скифию. Как свидетельствует
«Повесть временных лет», апостол Андрей
поднялся до среднего течения Днепра,
установил на киевских холмах крест и
предсказал, что Киев будет «матерью городов
русских». Дальнейший путь апостола лежал
через Новгород, где, по словам летописца,
его привела в изумление русская баня,
на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.
Рассказы о последующих крещениях отдельных
групп населения Руси (во время Аскольда
и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги
и др.) показывают, что христианство постепенно
входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных
было совершено в г. Корсуни (Херсонесе)
— центре византийских владений в Крыму
(Херсонес располагается в черте нынешнего
Севастополя). Ему предшествовало участие
киевской дружины в борьбе византийского
императора Василия II с мятежом полководца
Варды Фоки. Император победил, но не выполнил
своего обязательства — отдать за Владимира
свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил
Корсунь и принудил византийскую царевну
выйти замуж в обмен на крещение «варвара»,
которого давно привлекала греческая
вера.
Владимир, крестившись сам, крестил своих
бояр, а затем и весь народ. Распространение
христианства зачастую встречало сопротивление
населения, почитавшего своих языческих
богов. Христианство утверждалось медленно.
На окраинных землях Киевской Руси оно
установилось много позднее, чем в Киеве
и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего
развития Руси. Христианство с его идеей
вечности человеческой жизни (бренная
земная жизнь предшествует вечному пребыванию
в раю или аду души человека после его
смерти) утверждало идею равенства людей
перед Богом. По новой религии путь в рай
открыт как богатому вельможе, так и простолюдину
в зависимости от честного исполнения
ими своих обязанностей на земле.
«Божий слуга» — государь был, по византийским
традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных
делах, и доблестным защитником границ
державы. Принятие христианства укрепляло
государственную власть и территориальное
единство Киевской Руси. Оно имело большое
международное значение, заключавшееся
в том, что Русь, отвергнув «примитивное»
язычество, становилась теперь равной
другим христианским странам, связи с
которыми значительно расширились. Наконец,
принятие христианства сыграло большую
роль в развитии русской культуры, испытавшей
на себе влияние византийской, через нее
и античной культуры.
Во главе Русской православной церкви
был поставлен митрополит, назначаемый
константинопольским патриархом; отдельные
области Руси возглавляли епископы, которым
подчинялись священники в городах и селах.
Все население страны было обязано платить
налог в пользу церкви — «десятину» (термин
происходит от размеров налога, составлявшего
на первых порах десятую часть дохода
населения). Впоследствии размер этого
налога изменился, а его название осталось
прежним. Митрополичья кафедра, епископы,
монастыри (первый из них Киево-Печерский,
основанный в первой половине XI в., получил
название от пещер — печер, в которых первоначально
селились монахи) вскоре превратились
в крупнейших земельных собственников,
оказавших огромное влияние на ход исторического
развития страны. В домонгольские времена
на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви
был суд, ведавший делами об антирелигиозных
преступлениях, нарушениях нравственных
и семейных норм.
Принятие христианства в православной
традиции стало одним из определяющих
факторов нашего дальнейшего исторического
развития. Владимир был канонизирован
церковью как святой и за заслуги в крещении
Руси именуется равноапостольным.
Ярослав Мудрый. Двенадцать
сыновей Владимира I от нескольких браков
управляли крупнейшими волостями Руси.
После его смерти киевский престол перешел
к старшему в роду Святополку (1015—1019).
Во вспыхнувшей междоусобице по приказу
нового великого князя безвинно были убиты
братья — любимец Владимира и его дружины
Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис
и Глеб были причислены русской церковью
к лику святых. Святополк за свое преступление
получил прозвище Окаянный.
Против Святополка I Окаянного выступил
его брат Ярослав, княживший в Новгороде
Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав
сделал попытку не подчиниться Киеву,
что говорит о появлении тенденций к дроблению
государства. Опираясь на помощь новгородцев
и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице
сумел изгнать «Святошку Окаянного» —
зятя польского короля Болеслава Храброго
— из Киева в Польшу, где Святополк пропал
без вести.
При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская
Русь достигла наивысшего могущества.
Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить
Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после
успешного похода на прибалтийскую чудь,
Ярослав основал неподалеку от Чудского
озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии),
утвердив русские позиции в Прибалтике.
После смерти брата Мстислава Тмутараканского
в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку
от Днепра, Ярослав окончательно стал
единодержавным князем Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Киев превратился
в один из крупнейших городов Европы, соперничавший
с Константинополем. По дошедшим свидетельствам,
в городе было около 400 церквей и 8 рынков.
По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав
годом ранее разбил печенегов, был возведен
Софийский собор — храм, посвященный мудрости,
божественному разуму, правящему миром.
Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены
Золотые ворота — парадный въезд в столицу
Древней Руси. Широко велись работы по
переписке и переводу книг на русский
язык, обучению грамоте.
Рост силы и авторитета Руси позволили
Ярославу впервые назначить киевским
митрополитом государственного деятеля
и писателя Иллариона—русского по происхождению.
Сам князь назывался, подобно византийским
правителям, царем, о чем свидетельствует
надпись XI в. на стене Софийского собора.
Над саркофагом, выполненным из целого
куска мрамора, в котором похоронен Ярослав,
можно прочесть торжественную запись
«об успении (смерти — Авт.) царя нашего».
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого
международного признания. С семьей киевского
князя стремились породниться крупнейшие
королевские дворы Европы. Сам Ярослав
был женат на шведской принцессе. Его дочери
были замужем за французским, венгерским
и норвежским королями. Польский король
женился на сестре великого князя, а внучка
Ярослава вышла замуж за германского императора.
Сын Ярослава Всеволод женился на дочери
византийского императора Константина
Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил
сын Всеволода Владимир,— Мономах. Митрополит
Илларион справедливо писал о киевских
князьях: «Не в плохой стране были они
владыками, но в русской, которая ведома
и слышима во всех концах земли».
Социально-экономический строй
Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством,
основным средством производства.
Распространенной формой организации
производства стала феодальная вотчина,
или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся
от отца к сыну по наследству. Владельцем
вотчины был князь или боярин. В Киевской
Руси наряду с княжескими и боярскими
вотчинами было значительное число крестьян-общинников,
еще не подвластных частным феодалам.
Такие независимые от бояр крестьянские
общины платили дань в пользу государства
великому князю.
Все свободное население Киевской Руси
носило название «люди». Отсюда термин,
означающий сбор дани,— «полюдье». Основная
масса сельского населения, зависимого
от князя, называлась смердами. Они могли
жить как в крестьянских общинах, которые
несли повинности в пользу государства,
так и в вотчинах. Те смерды, которые жили
в вотчинах, находились в более тяжелой
форме зависимости и теряли личную свободу.
Одним из путей закабаления свободного
населения было закупничество. Разорившиеся
или обедневшие крестьяне брали у феодалов
в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги.
Отсюда название этой категории населения
— «закупы». Закуп должен был работать
на своего кредитора и подчиняться ему,
пока не вернет долг.
Кроме смердов и закупов в княжеской и
боярской вотчине были рабы, называемые
холопами или челядью, которые пополнялись
и из числа пленников, и из числа разорившихся
соплеменников. Рабовладельческий уклад,
как и пережитки первобытного строя, имели
довольно широкое распространение в Киевской
Руси. Однако господствующей системой
производственных отношений был феодализм.
Процесс экономической жизни Киевской
Руси слабо отражен в исторических источниках.
Очевидны отличия феодального строя Руси
от «классических» западноевропейских
образцов. Они заключаются в огромной
роли государственного сектора в экономике
страны — наличии значительного числа
свободных крестьянских общин, находившихся
в феодальной зависимости от великокняжеской
власти.
Как уже отмечалось выше, в экономике Древней
Руси феодальный уклад существовал наряду
с рабством и первобытно-патриархальными
отношениями. Ряд историков называет государство
Русь страной с многоукладной, переходной
экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый,
близкий к варварским государствам Европы
характер Киевской державы.
«Русская Правда». Традиция связывает
составление «Русской Правды» с именем
Ярослава Мудрого. Это сложный юридический
памятник, опиравшийся на нормы обычного
права (неписаных правил, сложившихся
в результате неоднократного, традиционного
их применения) и на прежнее законодательство.
Для того времени важнейшим признаком
силы документа были узаконенный прецедент
ссылка на древность. Хотя «Русская Правда»
приписывается Ярославу Мудрому, многие
ее статьи и разделы были приняты позже,
уже после его смерти. Ярославу принадлежат
только первые 17 статей «Русской Правды»
(«Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).
«Правда Ярослава» ограничивала кровную
месть кругом ближайших родственников.
Это говорит о том, что нормы первобытного
строя существовали при Ярославе Мудром
уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали
споры между свободными людьми, прежде
всего в среде княжеской дружины. Новгородские
мужи стали пользоваться такими же правами,
как и киевские.
Народные восстания в 60—70-х
гг. XI в. Массовые народные выступления
прокатились по Киевской Руси в 1068—1072
гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве
в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения,
которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи)
— Изяслав, Святослав и Всеволод — от
половцев.
В Киеве на Подоле, в ремесленной части
города, состоялось вече. Киевляне обратились
с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы
снова сразиться с половцами. Ярославичи
отказались выдать оружие, боясь, что народ
направит его против них. Тогда народ разгромил
дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав
бежал в Польшу и только с помощью польских
феодалов вернулся на киевский престол
в 1069 г. Массовые народные выступления
произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской
земле.
«Правда Ярославичей».
Восстания конца 60-х — начала 70-х годов
XI в. потребовали от князей и бояр энергичных
действий. «Русская Правда» была дополнена
рядом статей, получивших название «Правда
Ярославичей» (в отличие от первой части
кодекса — «Правда Ярослава»). Смысл дополнений
— защитить имущество феодала и его вотчину.
Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об
устройстве вотчины. Центром ее был княжеский
или боярский двор. На нем располагались
хоромы князя или боярина, дома его приближенных,
конюшни, скотный двор. Во главе управления
вотчиной стоял княжеский дворецкий —
огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме
него существовал княжеский подъездной,
назначаемый для сбора налогов.
Богатство вотчины составляла земля, поэтому
княжеская межа охранялась чрезвычайно
высоким штрафом. На этой земле работали
зависимые смерды и рабы (холопы, челядь).
Руководили работами ратайные (полевые)
старосты, которым подчинялись рабы, и
сельские старосты, следившие за выполнением
работ смердами. В вотчине имелись также
ремесленники и ремесленницы.
«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу
в плате за убийство различных категорий
населения, отразив заботу государства
о защите собственности, жизни и имущества
феодалов. Самый большой штраф платили
за убийство старших дружинников, огнищан,
княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась
в 80 гривен. Жизнь свободного населения
— людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен;
жизнь сельских и ратайных старост, а также
ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов,
живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.
Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»:
Под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно[8]). блгс̑нъ Гс̑ь Іс̑съ Хс̑ъ иже възлюби новъıӕ люди Рускую землю . и просвѣти ю кр҃щениємь ст҃мь / Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым[2].
Под
1074 годом . … Тако же и другыи
братъ именемъ Єремѣи иже помнѧше крс
В российской историографии
Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («
Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
См. также: Андрей Первозванный
См. также: Поход руси на Царьград (860)
Ряд авторов
считает вполне установленным фактом[12][13][
Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям[17], что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать[18], что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника. (См. также в статье Княгиня Ольга).
Беседа Владимира
с греческим философом о
Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего братаВладимира Святого.
Согласно «Повести
временных лет», до крещения князя
Владимира имело место «испытание вер»:
Владимиру предлагались, в частности, исламиз Волжской
Булгарии, иудаизм от хазар и л
Владимирский собор в Херсонесе
Согласно «Повести
временных лет», в 6496 году «от сотворения мира»
(то есть приблизительно в 988 году н. э.)[19] Киевский князь Влад
|
Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его! |
|
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в веноза жену свою).
Крещение киевлян К. Лебедев.
Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:
В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Росию[20].
Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет»[20]. В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше[21].
В. М. Васнецов «Крещение Руси»
Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его»[22].
Основная статья: Киевская митрополия до 1458 года
В XX веке была выдвинута и поддержана
некоторыми церковными историками (М.
Д. Приселковым[23] и А.
В русских летописных
источниках фигурирует несколько разных
имён первого Киевского
митрополита[24]. В Русской Церкви в XVI векеутвердилась традиция считать
им греческого (или сирийского) митрополита Михаил
Известно, что
первыми епископскими кафедрами, кроме
Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Влади
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям[26] [27] [28].
Согласно некоторым летописным свидетельствам[29], Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты[30].
В Ростове и Муроме сопротивлен