Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:56, реферат
Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие.
Тема 1 Восточные славяне в древности. Этногенез славянских народов.………………………………………… 3
Тема 2 Образование древнерусского государства. Первые политические объединения древних славян. 8
Тема 3 Два центра ДревнейРуси………………………………………………………………. 9
Тема 4 Образование Киева. Первые его правители………………………………… 11
Тема 5 Характер и основные направления внешней политики Древней Руси……………………………………………………………………………………………………………… 13
Список Литературы……………………………………………………………………....... 14
При князе Рюрике Русь искала пути, минуя Хазарию, чтобы добираться до рынков мировой цивилизации. В.О.Ключевский писал о Киеве так: «Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено указанными выше экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни появлялись варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь торговых русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра - Волхова, - к Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и Х вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева »
Согласно «Повести временных лет» два «мужа» - дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, получили у князя разрешение отправиться в поход на Царьград – Константинополь. Они двинулись из Новгорода на юг, достигли Днепра и обосновались у полян в Киеве, собрав в свою дружину множество варягов. Поляне платили дань хазарам, но Аскольд и Дир овладели «Польской землей», не встретив их сопротивления.
Видимо Хазария уже не могла удерживать в подчинении отдаленные земли на западе своих владений. Однако целью руси была не только власть над полянами и путем по Днепру. Из Киева, по русской летописи, русь отправилась в первый свой поход на Царьград (860 год). В византийских хрониках не упомянуты имена предводителей этого похода, и ученые спорят, действительно ли русь пришла к стенам Царьграда из Киева. Норманны – скандинавы звавшиеся русью, - могли приплыть и через проливы Средиземного моря: недаром арабские источники сообщают, что в 844 году северный народ рус напал на Севилью в Испании, а в 860 году норманны добрались до Италии и пытались захватить сам Рим.
Основным маршрутом, вероятно, был путь от Новгорода к Киеву, по Волхову и Днепру. Он вел из Скандинавии в Царьград по рекам Восточной Европы и назывался в летописи «путем из варяг в греки». Этот путь соединял Русскую землю со всем европейским миром.
Аскольд и Дир с русским войском первыми прошли по нему. Они потерпели поражение под стенами Царьграда, но даже неудача воспринималась как начало русской славы: ведь после этого похода имя руси впервые попало на страницы официальных византийских хроник, войдя тем самым во всемирную историю.
Разбитые под Царьградом Аскольд и Дир вернулись в Киев, Рюрик же продолжал княжить в Новгороде. Перед смертью он отдал своего малолетнего сына Игоря на попечение родственнику – Олегу. Воспитатель становился фактически правителем и воеводой при малолетнем князе – таков был средневековый обычай (879 год).
Через три года, в 882 году, Олег собрал войско из варягов и подвластных ему племен – чуди, словен, мери и кривичей. Князь взял с собой «младенца» Игоря и двинулся с войском с Волхова на Днепр. Он подошел к Смоленску – одному из кривичских городов – и взял его. Следующим городом, который знал Олег на днепровском пути, был Любеч. «Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить государям киевским, что варяжские купцы, отправленные новгородским князем в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, - и показав Игоря, примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом, осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым»
Характер и основные направления внешней политики Древней Руси
Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
Русские торговые фактории появляются на территории могущественной Византийской империи. Но торговлей дело не ограничивалось - уже Олег совершил поход на далекий, манящий своими богатствами. Но Византия - мастер дипломатических интриг - сумела использовать против Руси кочевников - печенегов, которые впервые упоминаются в русской летописи под 915 г.Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах Х в. сочетались успехи и неудачи.
На северо-востоке с Русью соседствовало сильное Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий - ислам. Волжская Булгария непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и Суздалем. В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары, захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате постоянной борьбы на границах население Волжской Булгарии (являющееся одним из предков современных казанских татар) было смешанным. Нападавшие на русские селения булгары убивали мужчин и захватывали в плен женщин и детей. Детей мусульмане продавали в рабство, а женщин делали своими наложницами. От смешанных браков рождались Мурады и Фатьмы. Но потом на булгарские селения нападали суздальцы и муромцы. Захваченных детей они делали своими работниками, а пленных булгарок брали в жены. На свет появлялись Всеславы да Любавы. Таким образом, различие между двумя этносами было не антропологическим, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйственные системы в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень похожи. Эти отличия были религиозными. Но религиозный мусульманский фанатизм в Волжской Булгарии еще не восторжествовал, и вера служила лишь индикатором отличий волжских булгар от славян.
Попытка Киева присоединить Великий Булгар, стоявший на берегу Волги (недалеко от нынешней Казани), была безуспешной. Отмечая неудачный поход Владимира и Добрыни (985), летописец скупо заметил, что с тех, кто носит сапоги, дани не получить, а надобно искать лапотников. Итак, на этом направлении деятельность Владимира успеха не имела.
Зато ему удалась другая операция. Лишь в сочинении Иоанна Мниха есть упоминание о захвате Тмутаракани, где еще находились остатки иудео-хазар. Но и в этом сочинении только одна фраза говорит о походе, во время которого русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ вдоль Терека до Каспийского моря (986). Тмутаракань стала одним из русских городов и досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.
Мстислав был посажен на княжеский стол Тмутаракани шести лет от роду. Таким образом, здесь, как и в случае с Ярополком, Владимиром и Олегом, княжеское имя использовалось летописцами не как имя реального вершителя судеб, а лишь как вывеска, символ, обозначавший существование группировки политических сил.
Любопытно, что-то же самое в отношении франкских королей отмечает французский историк Огюстен Тьерри в своих очерках о раннем средневековье. Когда западная часть распадавшейся империи Карла Великого (то есть нынешняя Франция) вышла сражаться за Карла Лысого, французы понятия не имели о том, кто это такой. Но они сражались, и очень храбро, за те принципы, которые формулировались под общим лозунгом служения Карлу Лысому. Точно так же немцы, сражавшиеся за собственные интересы, считали, что бьются за Людовика Немецкого.
Список литературы
1. Карамзин Н.М. «История
2. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории». - Репринт. Изд.- М: Прогресс – Пангея, 1992 г.
3. Лубченков Ю.Н. «Города России» - М: Белый город, 2005 г.
4. Перевезенцев С.В. «Россия. Великая судьба» - М: Белый город, 2006 г.
5. «Герои русской истории» - М: Белый город, 2006 г.
6. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и ее ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого – М: Аванта плюс, 1997 г.