Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:56, реферат
Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие.
Тема 1 Восточные славяне в древности. Этногенез славянских народов.………………………………………… 3
Тема 2 Образование древнерусского государства. Первые политические объединения древних славян. 8
Тема 3 Два центра ДревнейРуси………………………………………………………………. 9
Тема 4 Образование Киева. Первые его правители………………………………… 11
Тема 5 Характер и основные направления внешней политики Древней Руси……………………………………………………………………………………………………………… 13
Список Литературы……………………………………………………………………....... 14
Расселение славян в Восточную Европу осуществлялось из Центральной Европы. Здесь были представлены долихокраные, относительно широколицые южные формы. Первые больше проявляются в племенах, связанных с генезисом белорусов и русских, вторые – украинцев. По мере своего продвижения они включали в свой состав аборигенное финно-, балто- и ираноязычное население. В юго-восточных районах расселения славяне вступили в контакт и с кочевническими тюркоязычными группами. Антропологический состав восточных славян эпохи средневековья в большей мере отражает участие местных групп, нежели в последующие века.
По-видимому, некоторые славянские группы средневековья, например вятичи и восточные кривичи, представляли собой не столько славян, сколько ассимилированное славянами финское население. Примерно то же можно сказать и в отношении полян, которых есть основание рассматривать как ассимилированных черняховцев. В последующие века наблюдается прилив славянского населения, в какой- то мере нивелирующий антропологические различия между отдельными восточнославянскими группами. Однако и антропологическая неоднородность субстрата, и некоторые различия в исходных формах, и специфика этнической истории не могли не отразиться на физическом облике восточнославянских народов. Русские в настоящее время оказываются более или менее гомогенным в антропологическом отношении народом, генетически связанным с северо- западным и западным населением, и впитавшим в себя черты местного финно- угорского субстрата.
Выделяемые в нём антропологические варианты, кроме контактных зон, по-видимому, связаны с величиной круга брачных связей, а не с различными генетическими истоками. Что касается финно-угорского субстрата в восточных славянах, то в средневековье он проявляется у вятичей и северо-восточных кривичей – племён, принимавших участие в сложении русского народа. Вятичи, отражая черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины, через дьяконцев восходят к неолитическому населению этой территории, известному по единичным, правда, грацильным, европеоидным черепам из Володарской и Панфиловской стоянок. Северо-восточные кривичи обнаруживают особенности, характерные для неолитического населения культуры ямочно-гребенчатой керамики лесной полосы Восточной Европы. Черты финно-угорского субстрата прослеживаются в антропологическом облике русского народа, но удельный вес их в современном населении меньше, чем в эпоху средневековья.
Это объясняется распространением славянского населения с западных и северо-западных территорий, по- видимому в эпоху позднего средневековья. Украинцы, будучи связаны в своём генезисе со средневековыми тиверцами, уличами и древлянами, включили в свой антропологический состав черты среднеевропейского субстрата – относительно широколицего, мезокранного, известного по неолитическим племенам культуры колоколовидных кубков и населению l тыс. до н. э. левобережья Дуная. В то же время, учитывая их антропологическое сходство с полянами, можно сделать заключение, что в сложении физического облика украинского народа принимали участие, наряду с о славянскими элементами, элементы дославянского субстрата, по-видимому ираноязычного. Как уже было отмечено, поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы (Алексеева, 1971). Белорусы, судя по сходству их физического облика с дреговичами, радимичами и полоцкими кривичами, формировались на базе той ветви славянских племён, которая связана с северной частью славянской прародины. В то же время территориальная дифференциация антропологического состава белорусов допускает предположение об участии в их генезисе балтов, с одной стороны, и восточнославянских племён более южных территорий, в частности Волыни, с другой. Формирование русского населения происходило на сравнительно однородной антропологической основе, в его состав в значительной мере вошли не только морфологически, но и генетически разнородные элементы. Вопросы этнической истории русского населения неразрывно связаны с этнической историей летто-литовского и финно-угорского населения, этнические связи образовывались в период славянской колонизации Восточноевропейской равнины и в отчетливой форме проявляется до наших дней. Не исключено, что истоки этих связей восходят к более глубокой древности.
Образование древнерусского государства. Первые политические объединения древних славян.
Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками. Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу.
В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.Вдова
Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
Два центра Древней Руси
Древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода. В него вошли земли, расположенные вдоль пути «из варяг в греки», поселения в районах Старой Ладоги, Гнездова и другие. Во главе Древнерусского государства, известного также под названиями Киевская Русь, Древняя Русь, стояла династия Рюриковичей, основание которой положил легендарный варяг – Рюрик.
Городища, а в дальнейшем города Новгород и Киев, располагались в ключевых точках знаменитого пути «из варяг в греки», главной торговой магистрали славян. Она приносила местным жителям большой доход, она же сыграла свою роль и в том, что славянские племена вынуждены, были пригласить княжить сильных варягов. Знаменитый историк В.О.Ключевский называл Киев «ключом» от русской торговли: «Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду, с Волхова, с Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».
Казалось бы, у славян не было никакой необходимости приглашать варяжских вождей к себе в руководители. Но нужно помнить, что в конце VIII века началась так называемая «эпоха викингов». В это время первый отряд «бродяг моря» из Скандинавии осуществил налет на остров Линдисфарн, где обитали мирные монахи. Викинги разграбили остров, многих монахов взяли в плен на продажу. Ни одно государство Западной Европы не смогло справиться с викингами. Правители больших и малых европейских государств вынуждены были идти на компромисс с дерзкими воинами, не знавшими пощады.
Славяне, заняв огромные территории, не могли быстро их освоить, то есть, говоря современным языком, создать прочную инфраструктуру государства, поэтому приглашение варягов было не только вынужденной мерой, но и мудрым шагом. Славяне пригласили варягов в тот момент, когда сила скандинавов, а также других могучих соседей, находилась в апогее. Когда приглашай, не приглашай, они все равно явились бы в Восточную Европу, вышли бы к Днепру, и Волге – хотя бы потому, что этого хотели богатейшие купцы Византийской державы. Вдобавок до этого варяги не раз совершили набеги и разоряли городища славян. Славянам надоели «заморские гости», они прогнали их, установив свою власть.
Но не успели они порадоваться победе, как самый страшный враг для любого народа – внутренняя распря полыхнула в Новгороде. Междоусобица не прекращалась долго и подорвала силы новгородцев. Н.М.Карамзин говорит: « тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне убежденные – так говорит предание – советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов». Они направили в Скандинавию послов, которые сказали Рюрику: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами». Князь должен был править « по ряду» - договору и « по праву» - по закону. Отсутствие порядка и его установление – «ряд», договор с князем, который должен «судить и рядить», - главный мотив в летописной легенде.
Рюрик, который начал продвижение на Русь из Ладоги, принял приглашение и стал править Новгородом. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодно географически: город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг ивосток, поэтому к середине IX века он сделался самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Археологические данные позволяют предполагать, что Новгород сформировался из трех поселков, возникших от резиденции первых князей – Городища – IX-X веков. Археологи также обнаружили, что первые новгородские усадьбы X века были построены на пашне – новгородцы обязаны были кормить княжескую дружину, которая располагалась неподалеку – на Городище. В Новгороде княжеская резиденция располагалась вне самого города – ведь и князя призывали со стороны.
В «Записках о московских делах (XVI век)» С.Герберштейн пишет о Новгороде: «Новгород Великий – самое обширное княжество во всей Руссии; на их родном языке он называется Новый город. Ибо все то, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют городом. Этот обширный город, посередине которого протекает судоходная река Волхов. Она вытекает почти в двух верстах выше города из озера Ильмень и впадает в озеро Нево, которое теперь от лежащего при нем города называется Ладогою».
Через два года после начала правления в Новгороде, по стечению обстоятельств, князь стал править огромной территорией, « очевидно, заморские варяжские князья с дружиной призваны были новгородцами и союзными племенами для защиты от каких-то внешних врагов и получили корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукой. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей». Рюрику подчинились новгородские славяне, кривичи, финно-угорские племена, мурома. Он назначал им посадников из лучших своих дружинников. Случилось это в середине IX века – началась эпоха Рюриковичей.
Призвав Рюрика, славянские вожди, помимо всего прочего, получили сильного союзника в борьбе со шведами, дружины которых часто нападали на Восточную Прибалтику. Как написано в Ипатьевской летописи, Рюрик с дружиной в 862 году прибыл в Ладогу, дотла сгоревшую в результате случившегося в том году пожара. Первым делом пришельцы срубили новый город Ладогу: «Рюрик не прямо сел в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, чтобы быть ближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды». Затем они пошли к Ильмень – озеру и срубили над Волховом город, получивший название Новгород. Затем они срубили города Полоцк, Ростов и Белоозеро, ставшие опорными пунктами.
Историки в XIX веке назвали средневековую резиденцию князей под Новгородом - Рюриковым Городищем. Однако в русских летописях это место называлось просто Городищем. Ученые полагали, что это был тот «Старый город» рядом с которым возник Новгород. Археологи обнаружили пребывание скандинавской дружины, которая действительно появилась там, в середине IX века – во время призвания варяжских князей.
Образование Киева. Первые его правители
Начало Киева летописец Нестор относит ко времени после Рождества Христова, рассказывая, что он был основан предводителями полян, тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Они жили на Дунае, и князя Кия с честью принял сам византийский император, разрешив ему поселиться на землях империи. Но окрестные жители не дали полянам обосноваться на Дунае, и те переселились на Днепр. Здесь братья основали городок, названный в честь старшего Киевом; о Щеке напоминает киевская гора Щекавица, о Хориве – Хоревица. У них была и сестра – Лыбедь: так называлась впадающая в Днепр киевская речка.
«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что у полян преобладала кровнородственная община, но была и территориальная община. Из этого следует, что племя полян – смешанное в этническом отношении. Н.М.Карамзин обращает наше внимание на два обстоятельства в изложенном Нестором происхождении Киева: « первое, что славяне киевские издревле имели сообщение с Царьградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще задолго до походов россиян в Грецию» Археологам удалось определить границы и территории этого племени: на западе – р. Тетерев, на севере – г. Любеч, на юге р. Рось. Но во второй четверти X века на этих же землях появляется и другой народ, который хоронил умерших по обряду трупоположения и пользовался гончарным кругом. Ученые доказали, что это население пришло из Среднего Подунавья. Скорее всего, это были дунайские руги-русы из Великой Моравии. Поляне и русы со временем, смешались, русы, стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное название – поляне-русь.