Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:35, реферат
В данной работе предпринята попытка исследования такого аспекта жизни древних славян как их нравы, обычаи и верования. Тема эта неисчерпаемо, поэтому в данной работе предлагается рассмотреть ее в историческом аспекте. Прежде всего, решено обратиться к такому вопросу как жизнь, быт обычаи и верования восточных славян до принятия христианства. А затем рассмотреть те изменения в культуре славян, которые произошли с принятием христианства, а также проанализировать роль крещения и христианства в складывании древнерусской культуры.
Многоженство у всех племен славянских есть явление несомненное; наш летописец говорит о восточных славянах, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся и долго после введения христианства. Что касается положения славянской женщины, то девушки, как видно, пользовались полною свободою: летописец говорит, что они сходились с молодыми людьми чужих родов на игрищах, имели возможность совещаться с ними для бегства. Что же касается до положения жены, то, разумеется, при условиях того быта, который мы застаем у языческих славян, мы не имеем права ожидать большого уважения слабейшему полу от сильнейшего; разумеется, мы не должны искать у языческих славян того тонкого уважения к женщине, которое дается только христианским взглядом на отношения двух полов и которое летописец называет стыденьем; отсутствие этого стыденья и ведет необходимо к многоженству. Но при этом у народа первобытного, разумеется, мы не встретим никаких определений, которые осуждали бы женщину на вечное унижение и ничтожство, которые не позволяли бы ей выказывать свою силу умственную, иногда и физическую, приобретать посредством этой силы уважение и влияние.
Иностранные писатели
После брачного обычая, в
котором резче всего
редней Азии.
3 Религия восточных славян
Что же касается духовной культуры восточных
славян, то следует сказать, что религией,
которую исповедовали восточные славяне
было язычество (в последнее время чаще
употребляется другой термин – политеизм,
т.е. многобожие).
Наши предки почитали силы природы. Первое
место по значимости принадлежало Даждьбогу
(у некоторых славянских племен назывался
Ярило, или Хорс, или Велес) – богу Солнца,
почитавшемуся как источник тепла и света.
Необходимо заметить, что Велес иногда
становился отдельным божеством – покровителем
скота, а Хорсом называли само Солнце.
Даждьбог по преданию каждое утро выезжал
на колеснице, запряженной белыми огнедышащими
конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя
Заря – поочередно выводили и заводили
в конюшню коней Даждьбога, кроме того
у него были две прислужницы, разгонявшие
тучи и с помощью дождей очищавших его
лицо.
Другим важным божеством был Перун – бог
грома и молнии. Кроме того он был покровителем
дружинников и военного дела. Славяне
считали, что Перун пускает свои стрелы
– молнии из огненного лука – радуги.
Иногда его молнии изображали в виде железных
мечей. Считалось также, что Перун вооружен
огромной палицей. Все эти орудия служили
ему для борьбы со злыми демонами – великанами,
повелителями туч и туманов. Перун, в конце
концов захватывает власть над остальными
языческими богами. Праздник Перуна отмечался
ежегодно – 20 июля, и в этот день ему приносили
в жертву быка или петуха.
Также славяне поклонялись Сварогу –
богу неба и покровителю ремесленников,
Стрибогу – богу ветров, Мокоши – богине
земли и плодородия, покровительнице женского
рукоделия. Сварог – бог неба и огня небесного,
по поверьям древних славян разбивал лучами
– стрелами небесный покров. Когда-то
Сварог бросил на землю с неба кузнечные
клещи, и с тех пор люди научились ковать
железо.
Изначально первое место в пантеоне
восточных славян занимал Даждьбог, затем
его постепенно оттеснил Перун, которому
поклонялись княжеские дружинники.
Внешний культ божеств у славян был не
развит. Храмы не строились, на открытых
местах ставили идолов, которым приносили
жертвы, иногда человеческие. Такие места
назывались капищами. Славянские волхвы
не превратились ни в жреческое сословие,
как в Древней Греции, ни в жреческую касту,
как жрецы на Востоке.
Гораздо большее развитие получил культ
предков. Давно умерший основатель рода
обожествлялся, его так и называли Родом.
Соответственно, почитаемые прародительницы
назывались рожаницами. После распада
родовой общины место Рода занял домовой,
покровитель дома, в котором он живет.
Культом предков отчасти объясняется
и долго существовавший у славян обычай
кровной мести.
Славяне верили в то, что души мертвых
могут бродить по миру живых (русалки).
Русалками считали умерших еще до замужества
девушек, как правило утопившихся от несчастной
любви или из-за козней злой мачехи. В воображении
наших предков леса и озера населяли лешие
и водяные. Леший – это дух леса, который
живет в дупле старого дерева и наводит
на людей ужас своими протяжными завываниями,
жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит
петь, но в его песне нет слов.
Водяной же – это дух рек и озер. Славяне
считали, что для запугивания людей он
громко хохотал, хлопал в ладоши, мог подражать
речи человека или животных. Считалось,
что водяной обладает способностью к превращениям
и оборачивается то бревном, то рыбой,
то свиньей, то коровой, то собакой.
Кикиморами считали злых духов человеческого
жилища, либо леса (кикиморы болотные).
Они представлялись восточным славянам,
как женщины – невидимки, сгорбленные,
безобразные. Считалось, что они могут
выжить хозяев из дома, вредят животным,
особенно курам. Они враждебны по отношению
к мужчинам, рвут у хозяина волосы, бьют
посуду, беспокоят ночью. Но, в то же время.
Если хозяйка им понравится, они могут
помочь печь хлеб, мыть, убирать.
Чтобы защитить себя от гнева божеств
и злых духов, недобрых сил и дурного глаза
славяне придумали различные оберги – предметы, которые
будто бы спасали от напасти и отводили
колдовские чары. У каждого человека постоянно
при себе был амулет в виде медвежьего
когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка.
В домах же на видном месте ставилась вырезанная
из дерева фигурка домового, который как
бы оберегал покой, сторожил жилище от
воров и хранил от пожара. Заступницей
женщин была Мокошь, поэтому многие славянки
носили на шее и груди изображение этого
божества.
Оберегами могли быть всякие знаки и узоры
на предметах повседневного быта и обихода:
на ложке, на гребне, на ручке ножа или
на кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах
и платках тоже были обереги: особая цветная
вышивка ил красивый рисунок на ткани.
Большую надежду славяне возлагали на
защитную силу слова. Произнося заветные
заклинания, которые держались в большом
секрете, а иногда прибегая к грубым ругательствам,
древние славяне стремились прогнать
беду, испугать врага, победить болезнь,
не поддаться страху и т.д.
Чтобы избавить умерших от бесприютного
хождения по свету, существовали традиционные
обряды захоронения. Мертвых сжигали,
собирали пепел в сосуд, который или закапывали,
насыпая сверху курган, или ставили на
столбе, где сходились несколько дорог.
При погребении князя вместе с ним сжигали
коня, одну из жен или рабыню, утварь, вооружение,
чтобы умерший ни в чем не имел недостатка
в загробной жизни.
Основные славянские праздники и обряды
также были неразрывно связаны с культом
природы и предков. Например, в конце декабря
отмечался праздник Коляды, позднее совпавший
с Рождеством. Он был приурочен к началу
прибавления дня, "поворотом солнца
на лето". За Колядами шли другие праздники
в честь солнца: проводы зимы, встреча
весны ("Красная горка"). 24 июня отмечался
праздник Ивана Купалы, божества изобилия
и земных даров. Существовала легенда,
что в ночь на Купалу цветет папоротник,
сулящий тому, кто сумеет его найти, несметные
богатства.
Помимо праздников, связанных со сменой
года, существовали и обряды, являвшиеся
данью умершим, тризны. К их числу относятся
весенняя радуница и летние русалии.
Позднее многие языческие праздники были
приурочены к христианским: проводы зимы
– к Масленице, Коляды – к Рождеству и
Святкам, Купала и русалии – к Иванову
дню.
Заключение.
Существовал и существует ряд
теорий миграционного характера происхождения
славян и их «прародины».
Отечественные историки в отражении
данного вопроса отмечают сложность самого
процесса происхождения славян. По их
глубокому убеждению, первоначально складывались
отдельные мелкие разрозненные древнейшие
племена на определённой обширной территории,
которые затем образовались в более крупные
племена и их объединения и, наконец, в
исторически известные народы, образующие
нации. Таков общий путь этнического, культурного
и языкового развития народов и наций.
Следовательно, народы образовались в
ходе истории не от единого исконного
«пранарода» с его «праязыком» путём последующего
его распадения и расселения из какого-то
первоначального центра («прародины»),
а наоборот, путь развития в основном шел
от первоначальной множественности племён
к последующему постепенному их объединению
и взаимному скрещиванию. При этом мог,
конечно, идти в отдельных случаях и вторичный
процесс – процесс дифференциации уже
сложившихся ранее крупных этнических
общностей.
Основной хозяйственной деятельностью
восточных славян были: земледелие. С земледельческим
занятием было тесно связано скотоводства.
Из других занятий славян следует назвать
рыболовство, охоту, бортничество, имевшие
большой удельный вес в северных регионах.
Выращивались и технические культуры
(лён, конопля).
Постоянно улучшающее хозяйство восточных
славян, в конце концов, привело к тому,
что отдельная семья, отдельный дом перестали
нуждаться в помощи рода, сородичей. Так
зарождалось право частного владения,
частной собственности.
В этих условиях резко возрастали власть
и хозяйственные возможности племенных
вождей, старейшин, племенной знати, воинов,
окружавших вождей. Так зарождалось в
славянской среде, а особенно явственно
в районах Среднего Поднепровья, имущественное
неравенство.
Во многом этим процессам помогало развитие
не только земледелия и скотоводства,
но и ремёсла, рост городов, торговых связей,
потому что здесь также создавались условия
для дополнительного накопления общественного
богатства, которое чаще попадало в руки
имущих, углубляло имущественное различие
между богатыми и бедными.
Сложной, разнообразной с детально разработанными
обычаями была религия восточных славян.
Её истоки уходят в индоевропейские древние
верования и ещё дальше к временам палеолита.
Именно там, в глубинах древности зарождались
представления человека о сверхъестественных
силах, которые управляют его судьбой,
о его отношении к природе и о её отношении
к человеку, о своём месте в окружающем
мире. Религия, существовавшая у разных
народов до принятия ими христианства
или ислама, называется язычеством.
Список
используемой литературы
1. История России (учебное пособие) под
редакцией Деревянко А.П., Шабельникова
Н.А. Москва: «Проспект», 2009г
2. История России с древнейших времен
до 1861 г. Учебник для вузов / под ред. Н.И. Павленко.
– М.: "Высшая школа", 1996
3. Петрухин В.Я. Раевский Д.С. Очерки истории
народов России в древности и раннем средневековье.
– М.: Школа "Языки русской культуры",
1998
4. Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л.
Древнерусское наследие и исторические
судьбы восточного славянства. – М.: Изд-во
"Наука", 1982Нравы и обычаи.
Гостеприимство. Отношение к пленным. Брак. Семья. Многожёнство. Обычаи погребения.
Религия восточных славян.
Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною религиею арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям; следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у наших славян: знак, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей-героев, и что переселения их совершались в родовой, а не в дружинной форме.
Основываясь на определенных указаниях современников, мы находим у наших славян при поклонении многим различным явлениям природы под разными именами божеств поклонение одному верховному божеству, к которому остальные находились в подчиненном отношении; это верховное божество, по свидетельству одного из древнейших писателей о славянах, Прокопия, было божеством молнии, которое наш летописец называет Перуном. Явление грозы, молнии есть самое поразительное из явлений природы; немудрено, что первобытный человек дал ему первое место между всеми другими явлениями; он не мог не заметить благотворного влияния грозы на жизнь природы; не мог не заметить, что свет молнии независимо во всякое время обнаруживает свое могущество, тогда как например действия солнца ограничены, подвержены известному закону, могут обнаруживаться, только в известное время, уступая владычество другому, противоположному и, следовательно, враждебному, началу - мраку; солнце затмевалось, погибало в глазах первобытного человека; молния никогда в глазах его не теряла своего могущества, не побеждалась другим началом: свет молнии сопровождается обыкновенно живительным для природы дождем - отсюда необходимое представление, что Перун ниспосылает дождь жаждущей природе, которая без того погибла бы от жгучих лучей солнца: таким образом, молния являлась для язычника силою производящею, с характером божества высшего, действующего, правящего по преимуществу, умеряющего, исправляющего вред, наносимый другими божествами, тогда как солнце, например, и для поклоняющегося ему язычника являлось чем-то страдательным, не имеющим распорядительной силы в природе, подчиненным. Наконец, значение верховного божества-правителя молния получала в глазах язычника по причине своей страшной карательной силы, действующей быстро и непосредственно.
Имеем право думать, что Перун у языческих славян носил еще другое название - Сварога. Верховное божество Сварог-Перун порождало двоих сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. Поклонение солнцу, как видно, было сильно распространено между славянами; в "Слове о полку Игореву" русские называются внуками Дажбога, если так, то к нему имеем право относить известные воззвания в наших песнях: Дид (дед) Ладо; последнее название, означающее свет, красоту, мир, любовь, радость, всего приличнее может относиться к солнцу, другой припев: Люль, Лель означает также деда. Кроме названий Ладо и Дажбога, к солнцу же не без основания относят имена Хорса, Сура, или Тура, Волоса. Вместе с солнцем обоготворялись месяц и звезды, находившиеся к солнцу, как видно, в родственных отношениях; обоготворялись также вода и воздух.
Если славяне поклонялись
явлениям природы, то легко
догадаться, при каких случаях,
в какое время года будут
они торжествовать свои религио
Второй праздник
Третий праздник имеет место 23 июня и известен под именем Ивана Купалы, потому что происходит на Иванов день. Этот праздник, как и два упомянутые выше, есть общий не только всем славянским, но и многим чужеплеменным народам. Хотя по обрядам праздника можно догадываться, что он относился к трем стихийным божествам - обоим Сварожичам, солнцу и огню, и воде, однако можно относить его и к одному солнцу. Естественно, могло произойти верование, что солнце, дающее силу растениям, особенно дает ее, когда само достигает высшей силы; это верование должно было повести к обычаю собирать травы в летний праздник солнца и приписывать им чудодейственную силу. С другой стороны, солнце, производя сильное влияние на все существующее, должно было производить его и на воду; отсюда вера в целительность купанья во время летнего солнцестояния независимо уже от естественного обычая обмыться ночью, чтоб встретить в чистоте восходящее светило. Наконец, зажигание костров было необходимо для всякого ночного собрания, ночных игр, было необходимо также и для жертвоприношений; прыгание же чрез зажженные костры имело значение очищения. Вот почему ночь на Иванов день сопровождается: 1) собиранием трав, 2) купанием, 3) зажиганием костров и прыганием чрез них. Естественно также, и потому обще не одним только славянским народам, принесение в жертву, сожжение белого петуха - птицы, приветствующей рассвет, угодной солнцу. Ночь Купалы исполнена по мнению простолюдинов чародейных явлений: рыбаки уверяют, что поверхность реки бывает тогда подернута серебристым блеском; деревья переходят с места на место и шумом ветвей разговаривают между собою; утверждают еще, что кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения, может видеть, как расходятся дубы и составляют свою беседу, может слышать, как разговаривают они про богатырские свои подвиги. В Иванов день солнце выезжает из своего чертога на трех конях, серебряном, золотом и бриллиантовом, навстречу своему супругу - месяцу; в проезд свой оно пляшет и рассыпает по небу огненные искры. И в летний праздник повторяется обряд истребления чучелы Мары - холода, смерти: ее топят в воде. Солнце, дающее жизнь и рост всему существующему, должно было являться силою, возбуждающею естественные желания, - отсюда празднество Купалы было соединено с празднеством Ярилы. В некоторых местах и в позднейшие времена праздник Ярилы совершался 24 июня, но, вероятно, сопротивление церкви содействовало тому, что празднование его во время поста отменено было в большей части мест и перенесено на заговенье, на день всех святых, или на Троицын день, или на разговенье - на другой день праздника Петра и Павла. Так как в древности праздник Ярилы, по всем вероятностям, совпадал с праздником Купалы, то во время его-то преимущественно и должны были происходить те явления, против которых так вооружается летописец и позднейшее духовенство: здесь, вероятно, происходило и умыкивание девиц.