Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:50, курсовая работа
Целью исследования является возникновение древнерусского государства, норманнская теория и ее критика во взглядах современных историков, знакомство с источниками, подтверждающими и опровергающими эту теорию, их анализ.
В процессе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
-изучение истории возникновения славян;
-изучение теорий происхождения славян (миграционная - Дунайская, Прибалтийская, скифо-сарматская, азиатская, среднеевропейская, североевропейская (арктическая); автохтонная (местная) - периоды: протославянский, праславянский, собственно славянский);
- рассмотрение свидетельств об образе жизни славян (политическая история, культура, места расселения и пр.);
- исследование теорий о возникновении древнерусского государства (религиозно-историческая теория, всемирно-историческая теория, локально-историческая теория);
- изучение норманнской теории возникновения древнерусского государства, а также ее критика;
- обобщение результатов проведенных изучений и написание работы.
Введение………………………………………………..…………….…………....3
1. История возникновения славян………………..……….…….……………….5
1.1. Происхождение славян……………………..………….…….………………5
1.2. Теории происхождения славян.……………..……….…………….……....7
1.3. Политическая история славян…………………………….…….….…..….10
1.4. Расселение древних славян…….…………………………………..…..….12
2. Образование древнерусского государства…………………………..…..….14
2.1. Теории о возникновении древнерусского государства………………....14
2.2. Норманнская теория возникновения древнерусского государства, ее критика (антинорманнизм)……………………….……………………………..18
Заключение…………………………………………….………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….31
Приложение….…………………………………………………………………32
Оглавление
Введение………………………………………………..……
1. История возникновения славян………………..……….…….……………….5
1.1. Происхождение славян……………………..………….…….………………
1.2. Теории происхождения славян.……………..……….…………….……....
1.3. Политическая история славян…………………………….…….….…..….10
1.4. Расселение древних славян…….…………………………………..…..….
2. Образование древнерусского государства…………………………..…..….14
2.1. Теории о возникновении древнерусского государства………………....14
2.2. Норманнская теория возникновения
древнерусского государства, ее критика
(антинорманнизм)……………………….…………
Заключение…………………………………………….……
Список использованной литературы………………………………………….31
Приложение….………………………………………………
Введение
Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? В исторической науке существуют две точки зрения, которые продолжают бороться за влияние на историю возникновения древнерусского государства. Это точка зрения о том, что варяги - представители южно-балтийского, поморского славянства, больших племенных конфедераций, которые в VIII-IX-X веках практически доминировали на южных берегах Балтики, определили многое в истории возникновения древнерусского государства и оказали огромное влияние на религию, культуру этого региона, и на развитие всего восточного славянства.
Есть и другая точка зрения, которую отстаивают уже больше 200 лет. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась норманнская теория. Она появилась в момент шведской агрессии против русских северо-западных земель, попытки захвата Новгорода и всех прилегающих территорий. Эта теория гласит о том, что древнерусское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый Герард Фридрих Миллер, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г. В частности, опираясь на текст летописи «Повести временных лет», они утверждали, что свое имя - Россия вместе с государственностью - получила от скандинавов (норманнов). По сути, эта теория является основой для политических, государственных претензий скандинавского мира по отношению к славянским землям.
На сегодняшний день тема норманнской теории возникновения древнерусского государства не исчерпана, она обновляется новыми аргументами, новыми источниковедческими наблюдениями. Исходя из актуальности данного вопроса в исторической науке, в данной работе будет исследована норманнская теория возникновения древнерусского государства, изучены основные исторические источники, на которых базируется данная теория, проведено сравнение мнений историков и летописцев по данной проблеме, изучена критика норманнской теории в современных взглядах мыслителей.
Целью исследования является возникновение древнерусского государства, норманнская теория и ее критика во взглядах современных историков, знакомство с источниками, подтверждающими и опровергающими эту теорию, их анализ.
Предметом изучения являются теории возникновения древнерусского государства, в частности норманнская и антинорманнская, их сравнительный анализ.
В процессе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
-изучение истории возникновения славян;
-изучение теорий происхождения славян (миграционная - Дунайская, Прибалтийская, скифо-сарматская, азиатская, среднеевропейская, североевропейская (арктическая); автохтонная (местная) - периоды: протославянский, праславянский, собственно славянский);
- рассмотрение свидетельств об образе жизни славян (политическая история, культура, места расселения и пр.);
- исследование теорий о возникновении древнерусского государства (религиозно-историческая теория, всемирно-историческая теория, локально-историческая теория);
- изучение норманнской теории возникновения древнерусского государства, а также ее критика;
- обобщение результатов проведенных изучений и написание работы.
В процессе работы были изучены работы таких авторов как, Пушкарев С.Г., Приселков М.Д., Орлов А.С, Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т. А., Никитин В.Н., Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., Еремян В.В. и др.
Структура данной работы - состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 32 страницах, включает 3 таблицы, 1 приложение.
1. История возникновения славян
1.1. Происхождение славян
История возникновения славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы, как многочисленная этническая общность1.
Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев -- от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен -- ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы, и, может быть, более восточные земли.
К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды получили имя славян. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов -- это, несомненно, славяне. О славянах имеются и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях, в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX--X вв.
Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем -- словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян2. Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды -- суть славяне. Из его труда видно, что в VI веке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.
Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.
Таблица 1.1
Государства и народы на территории Восточной Европы и Сибири до XII в.
1) Киммерийцы (?- VII в. до н. э.); 2) Скифы (VII в до н. э. -III в. н. э.); 3) Сарматы (II в. до н. э. -IV в. н. э.); 4) Готы (II - IV в. н. э.); 5) Гунны (I - V в. н. э.); 6) Авары (VI - IX в. н. э.); 7) Хазары (VI - X в. н. э.); |
8) Волжская Булгария (VII в.н.э. - 1236 г.); 9) Печенеги ( IX - XI в. н. э.); 10) Половцы (XI - XIII в. н. э.); 11)Киевская Русь (882 -1132 гг.); 12) Балты и финно-угры (Северо-восточная Европа); 13) Самодийские народы (север Азии). |
1.2. Теории происхождения славян
Таблица 1.2
Теории происхождения славян
Миграционная |
Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Прибалтийская, скифо-сарматская, азиатская, среднеевропейская, североевропейская (арктическая). |
Автохтонная (местная) |
Славяне исконно проживали на территории Восточной Европы. В связи с этим в истории славян выделяют периоды: 1) протославянский (III т.до н.э. - I т.до н.э.); 2) праславянский (конец I в. до н.э. - VII в.); 3) собственно славянский (VIII-IX вв.). |
Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор -- автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII--VIII вв.[3]
К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян -- «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.
Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.
Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II--III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шахматова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства[4]
Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» -- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, -- и ряд других теорий.
В противоположность миграционным теориям признается автохтонное -- местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.
Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, праславянский и собственно славянский периоды. Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.
Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI--VII вв. завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки[5].
Информация о работе Возникновение древнерусского государства