Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:03, реферат
Целью исследования является выяснить, на основании прочитанной литературы по этой теме, что же представляет собой рыцарство, какие смыслы вкладываются в него учёными и исследователями, как феномен рыцарства проявился и повлиял на культуру.
В связи с этим были определены следующие конкретные задачи исследования:
Рассмотреть причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов;
Охарактеризовать идеологию и идеалы рыцарства, раскрыть сущность духовного обета;
Рассмотреть упадок рыцарства.
Введение
История рыцарства и споры о
его основополагающих концепциях издавна
являлись предметом исследования многих
ученых.
В наши дни под словом "рыцарь", мы
подразумеваем честного и благородного
человека, готового всегда прийти на помощь
слабым и обиженным. Что же представляло
собой рыцарство, как историческое явление?
Это был особый привилегированный слой
средневекового общества, основным занятием
которого было военное дело. Сходные социальные
группы существовали и в восточных странах
(сипахи в Османской империи, самураи в
Японии), но обычно это понятие связывают
с историей Западной и Центральной Европы
VIII-XV веков.
Изучением рыцарских идеалов занимались
многие исследователи, в том числе Й. Хезинга,
Ле Гофф, М. Блок, У. Эко и др.
Нет, пожалуй, в истории другого явления,
которое находило бы столь искаженное
отражение в современном массовом сознании,
как рыцарство. Действительно, преображенное
острогротесковым пером Сервантеса, пройдя
сквозь призмы писателей-романтиков начала
XIX в., марксистско-ленинской историографии,
современной литературы, развенчивающей
все и вся, и, наконец, через голливудские
фильмы, рыцарство покрылось непробиваемой
толщей вымыслов, небылиц, неумеренного
восторга, насмешливого ерничанья и умышленного
искажения фактов.
Для большинства современных людей рыцарь
представляет из себя нечто совершенно
противоположное тому, кем он был в действительности.
Немного чудак, падающий на колени перед
всеми дамами, немного спортсмен, таскающий
непонятно зачем на себе груду железяк,
чуточку драчун, по большей части неудачливый
(на манер Дон Кихота), маргинал, иногда
борющийся за свободу.
В действительности рыцарство, его этические
принципы составляли базис Средневекового
общества, образуя неразделимый сплав
религиозности, мифологичности и обыденной
культуры.
Как пишет Й. Хейзинга, «рыцарство не было
бы жизненным идеалом в течение целых
столетий, если бы оно не обладало необходимыми
для общественного развития высокими
ценностями, если бы в нем не было нужды
в социальном, этическом и эстетического
смысле. Именно на прекрасных преувеличениях
зиждилась некогда сила рыцарского идеала».
Из всех видов отношения к жизни эстетическая
сторона, сотканная из возвышенных чувств
и пестрых фантазий, была разработана
с особой выразительностью. Самым «ярким
в эстетическом смысле был расцвет таких
трех начал, как доблесть, честь и любовь».
Целью исследования является выяснить,
на основании прочитанной литературы
по этой теме, что же представляет собой
рыцарство, какие смыслы вкладываются
в него учёными и исследователями, как
феномен рыцарства проявился и повлиял
на культуру.
В связи с этим были определены следующие
конкретные задачи исследования:
Работа состоит из введения, заключения,
трех глав.
Методологические принципы исследования.
Центральное место среди методологических
принципов данной работы принадлежит
теоретическому анализу, без которого
невозможно сколько-нибудь полноценное
исследование заявленной темы. Историко-литературный
подход необходимым образом дополняет
исследование. Кроме того, специфика темы
требует обращения к культурологически-проблемному
подходу. Он находит свое проявление на
уровне различного рода культурных моделей
или архетипов.
Глава 1. Возникновение рыцарства
1.1. Возникновение духовно-рыцарских орденов их цели в эпоху крестовых походов
Возникновение
духовно-рыцарских орденов практически
совпадает с началом крестовых походов.
Их появление считают одной из загадок
Средневековой истории. Вот, что пишет
на этот счет британский историк Алан
Фори: «Дошедшие до нас источники не объясняют
причин трансформации монашеских и благотворительных
организаций в военно-монашеские ордена.
Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами,
но непонятно, почему ему следовали. В
некоторых случаях прослеживаются действия
конкретных лиц: так, милитаризация общества
св. Фомы Акрского может быть отнесена
к инициативе епископа Винчестерского
Питера де Роша, приехавшего на Восток
в то время, когда обитель черного духовенства
находилась в состоянии упадка. Но могли
быть и другие причины. В частности, среди
членов этих организаций (кроме св. Фомы
Акрского) наверняка были люди, способные
держать в руках оружие, и вполне возможно,
что к ним обращались за военной помощью
в связи с постоянным недостатком военной
силы у поселенцев на Святой Земле».
Однако, если понять
идею и сам дух Крестовых походов, равно
как и всего рыцарства в целом, то возникновение
духовно-рыцарских орденов становится
вполне понятным и объяснимым явлением.
Ордена стали наивысшим воплощением идеи
рыцарского благочестия – соединения
религиозности и христианского благочестия
с воинской доблестью и стремлением к
мирской славе. Для основной массы рыцарства
участие в Крестовых походах были сравнительно
редким явлением. Для членов духовно-рыцарских
орденов это участие было постоянным и
непрерывным действием, составлявшее
всю суть и смысл их земного бытия.
Если в эпоху Средневековья рыцарство
и в самом деле воспринимали как путь к
Спасению, то, наверное, ни в одном другом
рыцарском учреждении эта идея не была
выражена столь ярко, как в этом.
Идея духовно-рыцарского ордена не сразу
получила признание. У нее имелись свои
противники, которые обычно выступали
и против идеи самих Крестовых походов
в целом. Да и в самом ордене не все были
уверены в легитимности, т.е. законности
деятельности ордена. Об остроте полемики
судить по книге св. Бернара Клервоского,
который изложил свои аргументы защиту
духовно-рыцарских орденов в сочинении
«De laude novae militae». Несмотря на все возражения
и сомнения, в церковных кругах орден быстро
заручился поддержкой, что нашло отражение
на церковном соборе в Труа, где орден
получил легитимный статус. Папа Гонорий
II лично утвердил устав ордена, после чего
этот устав стал образцом для всех прочих
западноевропейских орденов.
Рыцарские ордена можно разделить на три
категории:
История почетных светских орденов
составляет важную часть рыцарской
культуры. Их расцвет приходится на
XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать
темп процесс всеобщей секуляризации.
Если духовно-рыцарские ордена находились
в подчинении у папы Римского, то
почетные ордена имели главой обычно
короля или герцога и служили
орудием укрепления их личной власти
в противовес власти папы.
Поначалу ордена состояли из немногих
лиц, но с введением Папой определенного
устава и особой отличительной одежды
численность членов орденов стала возрастать;
и вскоре возникло распределение по должностям
внутри ордена.
Первое время отличительным знаком крестоносцев
был красный крест.
Для отличия внутри ордена изменяли форму
и цвет креста и цвет нижней одежды и плаща.
Древнейший из рыцарских орденов был учрежден
для охраны Гроба Господня от неверных.
Вскоре после взятия Иерусалима примерно
в 1110 году его основал Годфрид Бульонский.
Он назвал его орденом Святого Гроба и для
ознаменования его непосредственной связи
с крестоносцами отличительным знаком
являлся (на белой одежде) красный крест
на серебряном поле.
^ Орден тамплиеров был основан
в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших
по Палестине. "Отцом" ордена тамплиеров
обычно называют бургундского рыцаря
Хуго де Пэйнса, который в 1118 г., участвуя
в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками
нашел пристанище во дворце правителя
Иерусалимского Балдуина I. Дворец этот
располагался на месте бывшего иудейского
храма Соломона, откуда новое духовно-рыцарское
объединение и получило название тамплиеров
или храмовников. По замыслу его создателей,
орден должен был охранять хлынувших в
Палестину после победы крестоносцев
паломников, в первую очередь все дороги
из Яффы в Иерусалим. Это монашеское братство
и было задумано изначально как военная
организация, клятва рыцарей которой гласила:
"Я, имярек, рыцарь ордена Храма, клянусь
Иисусу Христу, моему господину и повелителю,
и преемнику князя апостолов, суверенному
папе и его наследникам в постоянной верности
и послушании. Клянусь, что я не только
словом, но и оружием, всеми своими силами
буду защищать таинства веры... Обещаю
также повиноваться великому магистру
ордена и быть послушным, как того требуют
уставы... В любое время дня и ночи, когда
будет получен приказ, клянусь переплыть
все море, чтобы сражаться против неверных
королей и князей...".1
Их символом служил красный крест, по примеру
монахов-цистерцианцев они носили белые
плащи.
Военные успехи храмовников и культивировавшийся
ими фанатизм обратили на себя внимание
уже упомянутого нами Бернара Клервоского,
основоположника церковно-мистического
направления средневековой христианской
теологии. Он сочинил даже вербовочную
грамоту "De laude novae militiae", где призывал
рыцарей благородных кровей пополнять
орден.
В 1128 г. были приняты статуты ордена рыцарей
Храма, которые в течение XII-XIII вв. дополнялись
и расширялись и в конце концов превратились
в объемистый документ, полный текст которого
- с него сделали всего несколько копий
- знали только высшие иерархи. Уделом
же простых рыцарей была лишь отрывочная
информация об истории и задачах братства,
в составе которого они служили. Предписания
по сохранению орденской тайны и процедуры
приема в тамплиеры призваны были, по замыслу
руководства ордена, поддерживать строжайшую
дисциплину и формировать элитарное самосознание.
Во главе ордена стоял великий магистр.
По уставу капитул ограничивал его власть,
на практике же члены капитула даже вкупе
были не в состоянии что-либо предпринимать
без ведома высшего иерарха рыцарей Храма.
Заместителем великого магистра являлся
сенешаль, за военные дела ордена отвечал
маршал. Наряду с главным Храмом в Иерусалиме
существовали многочисленные филиалы
тамплиеров, рассеянные практически по
всей Европе.
^ Орден иоаннитов-госпитальеров.
Братство иоаннитов основывается еще
до Первого Крестового похода при госпитале
св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда
и название ордена). Целью братства являлась
помощь бедным и больным пилигримам.
Этот орден имел широкую сеть приютов
и больниц как на Востоке, так и в Европе.
После Первого Крестового похода берет
на себя также функции военной защиты
латинских государств от «неверных».
Все члены этого духовно-рыцарского ордена
подразделялись на три категории: рыцари,
капелланы и служащие братья (сержанты)
или оруженосцы. Штаб-квартира организации
располагалась в большом госпитале в Иерусалиме,
построенном по образцу и подобию больницы
пантократора в Константинополе. В Акре,
Тире, Антиохии и других населенных пунктах
находились филиалы госпитальеров, так
называемые орденские дома, в которых
размещались рыцарские гарнизоны и госпитали.
После падения иерусалимской резиденции
функции центра организации полностью
взяла на себя Акра.
Следует отметить и весьма позитивную
сторону деятельности ордена иоаннитов.
Вот некоторые примеры: в 1170 г. главный
госпиталь ордена располагал более чем
двумя тысячами коек, больные и раненые
получали безвозмездную помощь, три раза
в неделю для бедняков устраивались довольно
обильные горячие обеды, которыми кормили
бесплатно. Специальные больницы создавались
для лечения различного рода болезней,
и четыре врача специалиста лечили пациентов.
Принадлежавший госпиталю воспитательный
дом обеспечивал надежный приют для подкидышей
и грудных младенцев. Было открыто и гинекологическое
и акушерское отделение, родителям новорожденных
выдавалось приданое для младенцев. Вне
зависимости от ранга пациента все госпитальные
койки, больничные халаты и белье были
одного качества, все больные и раненые
получали равные порции пищи, как говорится
из одного котла. Функции по уходу за недужными
и увечными и призрение бедных только
в течение весьма непродолжительного
времени входили в обязанности рыцарей,
затем же этот вид орденской деятельности
стал уделом только священников и служащей
братии.1
^ Тевтонский орден возник в Палестине
и Сирии гораздо позже двух других военно-монашеских
организаций, и основная сфера его деятельности
распространялась скорее на Европу, чем
на Восток, несмотря на то что резиденция
гроссмейстера до 1271 г. располагалась
недалеко от Акры. В Тевтонском ордене
были представлены преимущественно германские
рыцари, в отличие от иоаннитов и тамплиеров,
имевших в своих рядах выходцев из различных
стран.
Предшественником Тевтонского ордена
считается так называемый "германский
госпиталь" в Иерусалиме, организованный
для немецкоязычных паломников. Этот госпиталь
после падения Святого города был восстановлен
герцогом Фридрихом Швабским, но уже совсем
в другом месте.
Сначала орден тевтонцев занимал подчиненное
положение по отношению к иоаннитам, которые
всячески противились тенденциям германских
рыцарей к независимости. Однако в 1199 г.
папа Иннокентий III утвердил устав Тевтонского
ордена, который с тех пор превратился
в самостоятельную организацию. Знаком
нового сообщества рыцари-монахи избрали
черный крест и белые плащи, такие же, как
и у тамплиеров. Первым гроссмейстером
тевтонцев еще до утверждения статутов
стал Генрих Вальпот. Резиденции Немецкого
ордена и его владения располагались кроме
Святой земли в Германии, Италии, Испании
и Греции.
Марианиты. В 1128-29 году несколько богомольцев
основали в Иерусалиме приют для бедных
и больных немецкого происхождения. Это
общество под названием "госпитальеры
Пресвятой Девы Марии немецкого дома Божия
Матери Иерусалимской" и "ордена
немецких или крестовых рыцарей" или
просто "марианитов" не имело большого
исторического значения, но послужило
фундаментом обширному больничному дому,
который примерно в 1190 году во время осады
Акры был учрежден в лагере несколькими
именитыми торговцами из Любека и Бремена.
К ним примкнули все члены первого общества,
прибывшие богомольцы и крестоносцы.
Герцог Фридрих Швабский, получив разрешение
Генриха VI и папы Целестина III преобразовал
его в рыцарский орден, которому был дарован
устав и орденская одежда – длинная белая
мантия и черная нижняя одежда, на белом
плаще черный крест. Во все времена на
плаще – только простой крест, а все более
роскошные - на груди, нижней одежде или
панцире.
Меченосцы. Возможно в 1186 году (по другим
сведениям, в 1205) в Ливонии образовался
орден меченосцев. Отличительный знак
– 2 перекрещенных красных меча с маленькой
звездой вверху.
^ Другие ордена (не крестоносцев):
Орден Сант-Яго (св. Иакова). С 1170 года в
Испании для борьбы с маврами и охраны
богомольцев в Сант-Яго–ди-Компостелла,
в Галисию.
Отличительные знаки – белая одежда с
красным крестом в виде меча с раковиной
(эмблемы св. Иакова).
^ Орден Калатравы. В 1158 году основан
кастильским королем Санчо III для защиты
страны от сарацин. Отличительные знаки
– белая (или черная) одежда с красным
крестом, позже замененным голубым в форме
лилии.
^ Орден Алькантры (рыцари св.
Юлиана де Перейры). Основан в 1156 году, утвержден
в 1177 году. Цель – уход за больными, защита
церкви и богомольцев. Отличительный знак
– белая мантия с зеленым грушевым деревом.
^ Орден Авис. Основан в 1147 году
в Португалии с целью защиты страны. В
1162 году утвержден королем Альфонсом I;
с 1187 года – находился в пограничном городе
Ависе. Отличительный знак – белый плащ
с зеленым крестом в виде лилий.
^ Орден Сан-Сальватор.
В 1118 году учредил король Альфонс I; цель
– уничтожение сарацин в Арагонии. Отличительный
знак – белый плащ с красным якорным крестом.
Особые права орденов, прежде всего иоаннитов
и тамплиеров, способствовали выделению
их из локальных церковных организаций
и ставили в независимые условия по отношению
к князьям и другим феодалам. Кроме того,
ордены не подпадали и под юрисдикцию
епископов, имея дело только с курией,
и не платили церковных налогов. В орденских
церквах службу отправляли священники
- члены ордена, которых только у иоаннитов
в 1179 г. было уже более 14 тысяч человек.
Даже папские предписания, адресованные
всей церкви, имели силу для орденов только
в том случае, если в них конкретно упоминался
тот или другой орден, в результате чего
обычным явлением стали конфликты с клиром,
начиная от иерусалимского патриарха
и епископов и кончая местными священниками.
1.2. Духовно-рыцарские ордена после
окончания крестовых походов в святую
землю: цели, деятельность, результаты
Информация о работе Возникновение духовно-рыцарских орденов их цели в эпоху крестовых походов