Возникновение духовно-рыцарских орденов их цели в эпоху крестовых походов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Целью исследования является выяснить, на основании прочитанной литературы по этой теме, что же представляет собой рыцарство, какие смыслы вкладываются в него учёными и исследователями, как феномен рыцарства проявился и повлиял на культуру.
В связи с этим были определены следующие конкретные задачи исследования:
Рассмотреть причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов;
Охарактеризовать идеологию и идеалы рыцарства, раскрыть сущность духовного обета;
Рассмотреть упадок рыцарства.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 
История рыцарства и споры о  его основополагающих концепциях издавна  являлись предметом исследования многих ученых.  
 
В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков. 
 
Изучением рыцарских идеалов занимались многие исследователи, в том числе Й. Хезинга, Ле Гофф, М. Блок, У. Эко и др.  
 
Нет, пожалуй, в истории другого явления, которое находило бы столь искаженное отражение в современном массовом сознании, как рыцарство. Действительно, преображенное острогротесковым пером Сервантеса, пройдя сквозь призмы писателей-романтиков начала XIX в., марксистско-ленинской историографии, современной литературы, развенчивающей все и вся, и, наконец, через голливудские фильмы, рыцарство покрылось непробиваемой толщей вымыслов, небылиц, неумеренного восторга, насмешливого ерничанья и умышленного искажения фактов. 
 
Для большинства современных людей рыцарь представляет из себя нечто совершенно противоположное тому, кем он был в действительности. Немного чудак, падающий на колени перед всеми дамами, немного спортсмен, таскающий непонятно зачем на себе груду железяк, чуточку драчун, по большей части неудачливый (на манер Дон Кихота), маргинал, иногда борющийся за свободу.  
 
В действительности рыцарство, его этические принципы составляли базис Средневекового общества, образуя неразделимый сплав религиозности, мифологичности и обыденной культуры.  
 
Как пишет Й. Хейзинга, «рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетического смысле. Именно на прекрасных преувеличениях зиждилась некогда сила рыцарского идеала». 
 
Из всех видов отношения к жизни эстетическая сторона, сотканная из возвышенных чувств и пестрых фантазий, была разработана с особой выразительностью. Самым «ярким в эстетическом смысле был расцвет таких трех начал, как доблесть, честь и любовь».  
 
Целью исследования является выяснить, на основании прочитанной литературы по этой теме, что же представляет собой рыцарство, какие смыслы вкладываются в него учёными и исследователями, как феномен рыцарства проявился и повлиял на культуру. 
 
В связи с этим были определены следующие конкретные задачи исследования: 

  •  
    Рассмотреть причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов;
  •  
    Охарактеризовать идеологию и идеалы рыцарства, раскрыть сущность духовного обета;
  •  
    Рассмотреть упадок рыцарства.

 
Работа состоит из введения, заключения, трех глав. 
 
Методологические принципы исследования. Центральное место среди методологических принципов данной работы принадлежит теоретическому анализу, без которого невозможно сколько-нибудь полноценное исследование заявленной темы. Историко-литературный подход необходимым образом дополняет исследование. Кроме того, специфика темы требует обращения к культурологически-проблемному подходу. Он находит свое проявление на уровне различного рода культурных моделей или архетипов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возникновение рыцарства

1.1. Возникновение  духовно-рыцарских орденов их  цели в эпоху крестовых походов

 
        Возникновение духовно-рыцарских орденов практически совпадает с началом крестовых походов. Их появление считают одной из загадок Средневековой истории. Вот, что пишет на этот счет британский историк Алан Фори: «Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле». 
 
       Однако, если понять идею и сам дух Крестовых походов, равно как и всего рыцарства в целом, то возникновение духовно-рыцарских орденов становится вполне понятным и объяснимым явлением. Ордена стали наивысшим воплощением идеи рыцарского благочестия – соединения религиозности и христианского благочестия с воинской доблестью и стремлением к мирской славе. Для основной массы рыцарства участие в Крестовых походах были сравнительно редким явлением. Для членов духовно-рыцарских орденов это участие было постоянным и непрерывным действием, составлявшее всю суть и смысл их земного бытия.  
 
Если в эпоху Средневековья рыцарство и в самом деле воспринимали как путь к Спасению, то, наверное, ни в одном другом рыцарском учреждении эта идея не была выражена столь ярко, как в этом.  
 
Идея духовно-рыцарского ордена не сразу получила признание. У нее имелись свои противники, которые обычно выступали и против идеи самих Крестовых походов в целом. Да и в самом ордене не все были уверены в легитимности, т.е. законности деятельности ордена. Об остроте полемики судить по книге св. Бернара Клервоского, который изложил свои аргументы защиту духовно-рыцарских орденов в сочинении «De laude novae militae». Несмотря на все возражения и сомнения, в церковных кругах орден быстро заручился поддержкой, что нашло отражение на церковном соборе в Труа, где орден получил легитимный статус. Папа Гонорий II лично утвердил устав ордена, после чего этот устав стал образцом для всех прочих западноевропейских орденов. 
 
Рыцарские ордена можно разделить на три категории: 

  •  
    духовно-рыцарские ордена, действовавшие по большей части во время Крестовых походов (главнейшие из них – орден тамплиеров, орден иоаннитов-госпитальеров, Тевтонский орден и др.);
  •  
    почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не особенную какую-либо деятельность (орден Подвязки, орден Золотого Руна и др);
  •  
    вымышленные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе (например, орден короля Артура, известный под именем братства.1

 
История почетных светских орденов  составляет важную часть рыцарской  культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили  орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы.  
 
Поначалу ордена состояли из немногих лиц, но с введением Папой определенного устава и особой отличительной одежды численность членов орденов стала возрастать; и вскоре возникло распределение по должностям внутри ордена. 
 
Первое время отличительным знаком крестоносцев был красный крест. 
 
Для отличия внутри ордена изменяли форму и цвет креста и цвет нижней одежды и плаща. 
 
Древнейший из рыцарских орденов был учрежден для охраны Гроба Господня от неверных. Вскоре после взятия Иерусалима примерно в 1110 году его основал Годфрид Бульонский. Он назвал его орденом Святого Гроба и для ознаменования его непосредственной связи с крестоносцами отличительным знаком являлся (на белой одежде) красный крест на серебряном поле. 
 
^ Орден тамплиеров был основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине. "Отцом" ордена тамплиеров обычно называют бургундского рыцаря Хуго де Пэйнса, который в 1118 г., участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце правителя Иерусалимского Балдуина I. Дворец этот располагался на месте бывшего иудейского храма Соломона, откуда новое духовно-рыцарское объединение и получило название тамплиеров или храмовников. По замыслу его создателей, орден должен был охранять хлынувших в Палестину после победы крестоносцев паломников, в первую очередь все дороги из Яффы в Иерусалим. Это монашеское братство и было задумано изначально как военная организация, клятва рыцарей которой гласила: "Я, имярек, рыцарь ордена Храма, клянусь Иисусу Христу, моему господину и повелителю, и преемнику князя апостолов, суверенному папе и его наследникам в постоянной верности и послушании. Клянусь, что я не только словом, но и оружием, всеми своими силами буду защищать таинства веры... Обещаю также повиноваться великому магистру ордена и быть послушным, как того требуют уставы... В любое время дня и ночи, когда будет получен приказ, клянусь переплыть все море, чтобы сражаться против неверных королей и князей...".1 
 
Их символом служил красный крест, по примеру монахов-цистерцианцев они носили белые плащи. 
 
Военные успехи храмовников и культивировавшийся ими фанатизм обратили на себя внимание уже упомянутого нами Бернара Клервоского, основоположника церковно-мистического направления средневековой христианской теологии. Он сочинил даже вербовочную грамоту "De laude novae militiae", где призывал рыцарей благородных кровей пополнять орден. 
 
В 1128 г. были приняты статуты ордена рыцарей Храма, которые в течение XII-XIII вв. дополнялись и расширялись и в конце концов превратились в объемистый документ, полный текст которого - с него сделали всего несколько копий - знали только высшие иерархи. Уделом же простых рыцарей была лишь отрывочная информация об истории и задачах братства, в составе которого они служили. Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, по замыслу руководства ордена, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание.  
 
Во главе ордена стоял великий магистр. По уставу капитул ограничивал его власть, на практике же члены капитула даже вкупе были не в состоянии что-либо предпринимать без ведома высшего иерарха рыцарей Храма. 
 
Заместителем великого магистра являлся сенешаль, за военные дела ордена отвечал маршал. Наряду с главным Храмом в Иерусалиме существовали многочисленные филиалы тамплиеров, рассеянные практически по всей Европе. 
 
^ Орден иоаннитов-госпитальеров. Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам.  
 
Этот орден имел широкую сеть приютов и больниц как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных».  
 
Все члены этого духовно-рыцарского ордена подразделялись на три категории: рыцари, капелланы и служащие братья (сержанты) или оруженосцы. Штаб-квартира организации располагалась в большом госпитале в Иерусалиме, построенном по образцу и подобию больницы пантократора в Константинополе. В Акре, Тире, Антиохии и других населенных пунктах находились филиалы госпитальеров, так называемые орденские дома, в которых размещались рыцарские гарнизоны и госпитали. После падения иерусалимской резиденции функции центра организации полностью взяла на себя Акра. 
 
Следует отметить и весьма позитивную сторону деятельности ордена иоаннитов. Вот некоторые примеры: в 1170 г. главный госпиталь ордена располагал более чем двумя тысячами коек, больные и раненые получали безвозмездную помощь, три раза в неделю для бедняков устраивались довольно обильные горячие обеды, которыми кормили бесплатно. Специальные больницы создавались для лечения различного рода болезней, и четыре врача специалиста лечили пациентов. Принадлежавший госпиталю воспитательный дом обеспечивал надежный приют для подкидышей и грудных младенцев. Было открыто и гинекологическое и акушерское отделение, родителям новорожденных выдавалось приданое для младенцев. Вне зависимости от ранга пациента все госпитальные койки, больничные халаты и белье были одного качества, все больные и раненые получали равные порции пищи, как говорится из одного котла. Функции по уходу за недужными и увечными и призрение бедных только в течение весьма непродолжительного времени входили в обязанности рыцарей, затем же этот вид орденской деятельности стал уделом только священников и служащей братии.1 
 
^ Тевтонский орден возник в Палестине и Сирии гораздо позже двух других военно-монашеских организаций, и основная сфера его деятельности распространялась скорее на Европу, чем на Восток, несмотря на то что резиденция гроссмейстера до 1271 г. располагалась недалеко от Акры. В Тевтонском ордене были представлены преимущественно германские рыцари, в отличие от иоаннитов и тамплиеров, имевших в своих рядах выходцев из различных стран. 
 
Предшественником Тевтонского ордена считается так называемый "германский госпиталь" в Иерусалиме, организованный для немецкоязычных паломников. Этот госпиталь после падения Святого города был восстановлен герцогом Фридрихом Швабским, но уже совсем в другом месте. 
 
Сначала орден тевтонцев занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам, которые всячески противились тенденциям германских рыцарей к независимости. Однако в 1199 г. папа Иннокентий III утвердил устав Тевтонского ордена, который с тех пор превратился в самостоятельную организацию. Знаком нового сообщества рыцари-монахи избрали черный крест и белые плащи, такие же, как и у тамплиеров. Первым гроссмейстером тевтонцев еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот. Резиденции Немецкого ордена и его владения располагались кроме Святой земли в Германии, Италии, Испании и Греции. 
 
Марианиты. В 1128-29 году несколько богомольцев основали в Иерусалиме приют для бедных и больных немецкого происхождения. Это общество под названием "госпитальеры Пресвятой Девы Марии немецкого дома Божия Матери Иерусалимской" и "ордена немецких или крестовых рыцарей" или просто "марианитов" не имело большого исторического значения, но послужило фундаментом обширному больничному дому, который примерно в 1190 году во время осады Акры был учрежден в лагере несколькими именитыми торговцами из Любека и Бремена. К ним примкнули все члены первого общества, прибывшие богомольцы и крестоносцы.  
 
Герцог Фридрих Швабский, получив разрешение Генриха VI и папы Целестина III преобразовал его в рыцарский орден, которому был дарован устав и орденская одежда – длинная белая мантия и черная нижняя одежда, на белом плаще черный крест. Во все времена на плаще – только простой крест, а все более роскошные - на груди, нижней одежде или панцире. 
 
Меченосцы. Возможно в 1186 году (по другим сведениям, в 1205) в Ливонии образовался орден меченосцев. Отличительный знак – 2 перекрещенных красных меча с маленькой звездой вверху. 
 
^ Другие ордена (не крестоносцев): 
 
Орден Сант-Яго (св. Иакова). С 1170 года в Испании для борьбы с маврами и охраны богомольцев в Сант-Яго–ди-Компостелла, в Галисию. 
 
Отличительные знаки – белая одежда с красным крестом в виде меча с раковиной (эмблемы св. Иакова). 
 
^ Орден Калатравы. В 1158 году основан кастильским королем Санчо III для защиты страны от сарацин. Отличительные знаки – белая (или черная) одежда с красным крестом, позже замененным голубым в форме лилии. 
 
^ Орден Алькантры (рыцари св. Юлиана де Перейры). Основан в 1156 году, утвержден в 1177 году. Цель – уход за больными, защита церкви и богомольцев. Отличительный знак – белая мантия с зеленым грушевым деревом. 
 
^ Орден Авис. Основан в 1147 году в Португалии с целью защиты страны. В 1162 году утвержден королем Альфонсом I; с 1187 года – находился в пограничном городе Ависе. Отличительный знак – белый плащ с зеленым крестом в виде лилий. 
 
^ Орден Сан-Сальватор. 
 
В 1118 году учредил король Альфонс I; цель – уничтожение сарацин в Арагонии. Отличительный знак – белый плащ с красным якорным крестом. 
 
Особые права орденов, прежде всего иоаннитов и тамплиеров, способствовали выделению их из локальных церковных организаций и ставили в независимые условия по отношению к князьям и другим феодалам. Кроме того, ордены не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и не платили церковных налогов. В орденских церквах службу отправляли священники - члены ордена, которых только у иоаннитов в 1179 г. было уже более 14 тысяч человек. Даже папские предписания, адресованные всей церкви, имели силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался тот или другой орден, в результате чего обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского патриарха и епископов и кончая местными священниками.  
1.2. Духовно-рыцарские ордена после окончания крестовых походов в святую землю: цели, деятельность, результаты

 
Центры духовно-рыцарских орденов  в государствах крестоносцев после  потери Иерусалима были перенесены в  большие укрепленные крепости: иоанниты упрочились в Маргате, тамплиеры - в так называемом Храме паломников под Акрой, а тевтонцы в Монфоре. Число рыцарей - членов орденов в пропорции к их политическому и военному влиянию оставалось на Востоке в общем-то незначительным, к тому же оно уменьшалось после кровопролитных боев. Так, например, в битве под Газой в 1244 г. погибло и было взято в плен 312 тамплиеров, 325 госпитальеров и 397 тевтонцев, а в орденах осталось соответственно 36, 26 и 3 рыцаря.Состав орденов тем не менее сравнительно быстро пополнялся за счет западноевропейских феодалов. 
 
В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию, в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства. В 1525 г. гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский переходит в лютеранство, а на территориях ордена образуется светское государство Пруссия.Из двух главнейших орденов Европы наиболее длительную историю имеет орден госпитальеров. Орден же тамплиеров был ликвидирован по инициативе французского короля Филиппа IV Красивого и с благословения папы Климента V в начале XIII века. Вот что об этой истории пишет Алан Фори: 
 
В октябре 1307 года (тогда штаб-квартира ордена находилась на Кипре) тамплиеры во Франции были неожиданно арестованы по приказу короля Филиппа IV. Их обвинили в том, что во время вступительных церемоний кандидатов заставляли отрекаться от Христа, плевать на крест и непристойно себя вести; помимо этого им вменялись в вину содомия и идолопоклонство. Папа Климент V сначала протестовал против действий Филиппа, но после того, как магистр тамплиеров Жак де Моле и другие тамплиеры признали справедливость наиболее тяжких обвинений, он приказал всем западноевропейским правителям арестовывать членов ордена и конфисковывать их имущество. И только в Арагонском королевстве исполнители папского приказа столкнулись с трудностями: тамошние тамплиеры укрылись в своих замках и оказали сопротивление (нескольким замкам удалось продержаться больше года).1 
 
В начале 1308 года расследование дел ордена приостановилось из-за трений между папой и королем Филиппом, но к 1311 году в дело вступила инквизиция. В результате во Франции и в некоторых областях Италии большинство тамплиеров признали обвинения справедливыми, парижский парламент признал их вину доказанной, и рыцари, обвиненные в ереси, вместе со своим великим магистром Жаком де Моле были осуждены на смерть и сожжены на костре. Однако на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии и Португалии у тамплиеров никаких признаний вырвать не удалось, а в Англии только три тамплиера признались в том, в чем их обвиняли. Окончательно судьба ордена решилась на Вьеннском соборе, созванном в конце 1311 года. Прибывшим собор тамплиерам, желавшим выступить в защиту своего ордена, слова не дали, несмотря на то что многие прелаты хотели их выслушать. 22 марта 1312 года, через два дня после прибытия на собор короля Филиппа, Климент объявил об упразднении ордена.2 
 
Ликвидация ордена тамплиеров в значительной степени поколебала веру в саму идею Крестовых походов и той миссии, которую осуществляла на Востоке объединенная христианская Европа. Ослабление этой веры стала одной из причин усиления процессов секуляризации на Западе. 
 
С самого времени суда над тамплиерами не прекращались споры о том, насколько обоснованными были выдвинутые против них обвинения и почему Филипп IV решил уничтожить орден. Трудно поверить, что тамплиеры действительно были виновны во всех тех преступлениях, в которых их обвиняли. Ведь даже во Франции, где тамплиеров схватили совершенно неожиданно, не было обнаружено никаких вещественных доказательств — ни идолов, ни текстов тайных уставов. Более того, признания обвиняемых не вызывают доверия — они непоследовательны, неубедительны, никто из рыцарей даже не пытался объяснить или оправдать те действия, в которых их обвиняли. Похоже, что тамплиеры признавались в том, в чем виновны не были, то есть возводили на себя напраслину. Некоторые из них потом отказались от своих слов и от раскаяния, но это уже никому не помогло, и их все равно сожгли как впавших в ересь вторично. Если бы орден действительно впал в ересь, да еще задолго до ареста его членов, вряд ли бы это осталось незамеченным. Надо также иметь в виду, что обвинения, выдвигавшиеся против тамплиеров, не отличались оригинальностью — ранее в том же обвиняли сторонников различных ересей и мусульман. К тому же признания были вырваны у тамплиеров под жестокими пытками, которыми в совершенстве владела средневековая инквизиция. 
 
Рассуждая о тамплиерах, не следует забывать, что многие из них был выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока – южных областей Франции. И именно это послужило причиной их большой симпатии к катарами, обосновавшихся в Лангедоке и Тулузском графстве1. Когда французской король Филипп II Август начал Первую Альбигойскую войну с благословения папы Иннокентия III, орден тамплиеров официально занял нейтральную позицию в этом конфликте. На призывы Иннокентия III присоединиться к французским войскам тамплиеры заявили, что не считают это вторжение в Тулузское графство «настоящим» Крестовым походом и потому не намерены в нем участвовать. Неофициально же командорства ордена, расположенные в Лангедоке, давали прибежища катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, в 1213 г. тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре, выступая на стороне катар. 
 
Катары видели в тамплиерах своих защитников и единственный способ своего спасения. Неудивительно поэтому, что они в массовом порядке стали вступать в ряды ордена. Более того, родовитые катары стали занимать руководящие посты в южнофранцузских орденских общинах и даже входить в состав высшего правления ордена. Именно здесь надо искать, по-видимому, причины труднообъяснимого обряда отречения от Христа, когда новопосвященный должен был плюнуть на крест. Это было связано с учением катаров, которые, отрицая Божественную сущность Христа и признавая его всего лишь боговдохновенным пророком, считали крест не объектом для поклонения, а просто орудием казни. Они также отрицали также поклонение иконам, считая это идолопоклонством. 
 
По-видимому, к началу XIII века ересь пустила в ордене уже очень глубокие корни. И французский король увидел в тамплиерах тех же самых противников, с которыми воевал его предок – Филипп II Август. Тем более, что тамплиеры обладали несравненно большим могуществом, чем граф Тулузский – в их руках были сосредоточены огромные финансовые средства. Орден активно занимался финансовыми и банковскими операциями на всей территории Европы и части Востока. В этих условиях тамплиеры могли представлять собой уже общеевропейскую угрозу, против которой и выступил французский король. Однако, по-видимому, не все тамплиеры были вовлечены в ересь. В отступничестве от Христа сознались в основном французские рыцари во главе со своим магистром Жаком де Мале. Тамплиеры же в других странах – на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии, Португалии и даже в Англии (за исключением трех тамплиеров), – ни в чем таком сознаваться не желали. Следовательно, орден еще можно было как-нибудь сохранить. Но инквизиция не стала разбираться в деталях – орден был ликвидирован, а Жак де Моле сожжен в 1314 г. на костре.1 
 
Несмотря на ликвидацию ордена тамплиеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальеры, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос (1311 г.). С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса (1522 г.) штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.  
 
В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и на деле продолжают традиции Крестоносного движения.  
 
Еще много раз военно-монашеские конгрегации терпели фиаско и возрождались вновь. В разных формах и видах, насколько невероятным это ни покажется, они дожили до конца XX в., приспособившись к изменившимся в корне условиям и трасформировавшись в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. 

Для борьбы с воинственными  прусскими племенами (пруссы - народ, родственный современным балтийским языкам), населявшими Балтийское побережье, польский король призвал на помощь духовно-рыцарский Тевтонский орден, который стал его вассалом. В задачу рыцарей входила христианизация местного прусского населения в  рамках провозглашенного папой римским  крестового похода. В сильно опустошенной пруссами польской территории в устье  Вислы Тевтонский орден в 1230 году основал свою первую крепость Торн (ныне Торунь). Оттуда они двинулись вниз по течению реки и создали к 1237 году новые опорные пункты Кульм, Мариенвердер и Эльбинг. Затем крестоносцы двинулись по побережью залива Фришгаф и в 1239 году основали там крепость Бальгу, а несколько лет спустя дальше к востоку на побережье залива Куришгаф - Лабкау. Число рыцарей собственно Тевтонского ордена было невелико. По некоторым данным, в 1239 году их было всего 600 человек. Но им на помощь пришел ряд германских государств, пославших в Пруссию своих рыцарей или нанявших на свой средства отряды ландскнехтов для Тевтонского ордена. В частности, Эльбинг был колонией ганзейского города Любека, снабжавшего крепость всем необходимым. А маркграф Генрих Мейсенский подарил ордену два военных корабля "Пилырим" и "Фриделанд". Он же вместе с маркграфом Бранденбургским, ландграфом Тюрингским, герцогом Брауншвейгским, епископом Мерзебургским и другими германскими феодалами участвовал в походах ордена, возглавляя собственные военные отряды. В первую очередь были покорены прусские племена, жившие по течению Вислы: полизанцы, погезанцы и эрмландцы. В 1236 году у озера Сиргун (Сор га) произошло первое крупное полевое сражение, в котором было разбито ополчение прусских племен. Постепенно Пруссия покрывалась сетью тевтонских крепостей. Пруссы были обращены в податное сословие. В 1242 году они подняли восстание против завоевателей. Оно продолжалось одиннадцать лет. Пруссам не удалось овладеть тевтонскими крепостями, так как они не располагали никакой осадной техникой. Пруссам удалось одно крупное полевое сражение 23 ноября 1249 года при Крюкене, в ходе которого было убито 54 рыцаря Тевтонского ордена. Однако на помощь тевтонцам пришли рыцарские отряды из Западной Европы. В конце концов, с вождями большинства восставших племен удалось достичь мирного соглашения. Постепенно верхушка пруссов, приняв христианство, слилась с рыцарями ордена. В 1254 году, сразу после подавления восстания, войско Тевтонского ордена, подкрепленное большим отрядом рыцарей чешского короля Оттокара, вторглось в Восточную Пруссию и основало в устье реки Прегель город Кенигсберг. Несколько ранее у устья Немана был основан Мемель. Этот порт обеспечивал связь с владениями ордена Меченосцев - будущего Ливонского ордена. Его члены в 1200 году вторглись на территорию современной Латвии и в 1201 году построили город Ригу. К концу 1220-х годов они покорили земли эстов, ливов и куров. От их имен произошли названия трех основных областей Ливонского ордена - Курляндия, Эстляндия и Лифляндия. Новое восстание пруссов вспыхнуло после того как 13 июля 1260 года при Дурбане войско литовцев разбило армию Ливонского ордена. При этом погибли 156 рыцарей во главе с магистром Бурхардом фон Горнгаузеном и маршалом ордена Генрихом фон Ботелем. Центр восстания лежал в областях Земландия, Натанген, Эрмландия, Погезания и Бартен, тогда как прусское население Померании осталось верным ордену. Теперь пруссы уже многому научились у своих противников-рыцарей и не раз одерживали над ними победы в открытом бою. Так, в битве при Лебау 13 июдя 1263 года погибли вице-магистр Тевтонского ордена Гельмерих и 40 рыцарей, а также множество пехотинцев-кнехтов. Один из предводителей повстанцев, Генрих Монте Натангенский, получил воспитание в Магдебурге, где и крестился, но потом опять вернулся К языческой вере предков. Он перенял боевые порядки и осадные орудия рыцарского войска. Пруссам удалось захватить ряд орденских крепостей. Они часто строили против неприятельских укреплений свой временные деревянные крепости и, блокируя пути подвоза продовольствия, брали неприятеля измором. Но блокада не была плотной, и иногда гарнизоном удавалось прорваться, чтобы укрыться в более мощных соседних крепостях. Из крупных крепостей пруссам удалось захватить и разрушить Мариенвердер. Гарнизон Крейцбурга был почти полностью вырезан при попытке прорваться из города. Больше повезло гарнизону Визенбурга, который ушелв Польшу. Заметив его уход, вождь прусского племени бартов Диван бросился в преследование вместе с 13 всадниками. Это показывает, что численность как защитников укреплений, так и осаждающих порой составляла всего несколько десятков человек. Дивану удалось настичь тевтонцев, но в завязавшейся схватке он был ранен, после чего прусский отряд отступил.

Информация о работе Возникновение духовно-рыцарских орденов их цели в эпоху крестовых походов