Возникновение христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность истории раннего христианства, причины его возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. Данная контрольная работа посвящена истории возникновения и распространения христианства. Основными задачами исследования данной темы является изучение предпосылок возникновения христианства, раскрытие основных черт христианской религии, исследование истоков христианства и его идеологии.

Содержание работы

Введение 3
1. Общественно-исторические условия возникновения христианства 5
2. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения христианства 11
3. Основные черты христианской религии 14
4. Учения христианства
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

история.docx

— 49.09 Кб (Скачать файл)

План-оглавление

Введение            3

  1. Общественно-исторические условия возникновения христианства  5
  2. Социально-экономические и политические предпосылки            возникновения христианства        11
  3. Основные черты христианской религии      14
  4. Учения христианства

  Заключение           24

Библиографический список         25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и  представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене – христианстве, создавшем  многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих  пор занимающем большое место  в мире, в идейной, экономической  и политической жизни народов  и государств.

Христианство (от греческого Χριστός  – «помазанник») – одна из так  называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также  в результате активной миссионерской  деятельности – в Африке, на Ближнем  Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности  последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Так что же такое христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир  создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия – это не изложение вероучения и не история человечества. Библия – это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, «Деяния апостолов», послания апостолов и Апокалипсис).

Актуальность истории раннего христианства, причины его возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. Данная контрольная работа посвящена истории возникновения и распространения христианства. Основными задачами исследования данной темы является изучение предпосылок возникновения христианства, раскрытие основных черт христианской религии, исследование истоков христианства и его идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

1.Общественно-исторические условия возникновения христианства.

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Древнего Рима.

Корни христианского вероучения связаны  с иудаизмом и учением Ветхого  Завета. Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус воспитывался как  иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу с Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов [8. С.105].

По свидетельству новозаветного  текста Деяния апостолов [2. 11:26], существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохия в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины  и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).

До V века распространение христианства происходило главным образом  в географических пределах Римской  империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, восточная  Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) —  среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди  балтийских и финских народов. В  новое и новейшее время распространение  христианства вне Европы происходило  за счёт колониальной экспансии и  деятельности миссионеров.

2. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения христианства.

Относительно быстрое распространение  христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом  Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся в эпоху античного  мира социальный кризис порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувства апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между  рабами и свободными, но и между  римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной  знатью и обогатившимися всадниками. В огромной Римской империи насчитывалось  несколько десятков миллионов людей, но не было чувства солидарности между  ними, общего идеала, общепринятой морали. То, что почитали одни, презирали  другие. И таких несовместимых  ценностных систем были десятки. Можно  себе представить, какой в силу этого  царил хаос, как постепенно терялось уважение ко всяким нормам и правилам. Древние историки в один голос  жалуются на упадок нравов. Нужна была объединяющая всех мировая религия, которая могла бы заполнить духовный вакуум. Новая религия должна была обращаться ко всем народностям обширной Римской империи и ко всем социальным слоям общества, в том числе  и к рабам. И такой религией стало христианство. Настроения усиливавшегося недовольства и протеста вылились в религиозную форму.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед Богом, справедливости и милосердия, с представлениями  о праве всех на свободу и счастье. Это – основные идеи христианства. Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства.

Отчаявшись в материальном мире, любой человек, будь он раб или  свободный, мог рассчитывать на обретение  свободы духовной, на особое духовное состояние. Таким образом, христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Идейными истоками христианства стали идеи и  представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно существующую между ранними формами религии – мифами, с их политеизмом и обрядностью, и самой религией, возникающей на их основе. По замечанию В.С. Нерсесянца, эта преемственность имеет большое значение в области политико-правовых воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п [7. С. 351].

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После  смерти Ирода Великого, недовольные  междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э. римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом Идейными истоками христианства стали идеи через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Фридрих Энгельс дал следующую  характеристику состояния тогдашнего общества: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода»[3. С.98]. В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения. Однако во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального  и морального разложения выход нашелся. «Но не в этом мире». Однако необходимо заметить, что в том положении  этот выход мог быть только в области  религии. Этой религией оказалось христианство. Возникнув, христианство вступило в  резкое противоречие со всеми существовавшими  до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия  отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной  религией.

Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узко-этнический характер (такой как, например, присутствует в иудаизме) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями.

Во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан. Христиане принимали всех, кто приходил к ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Но при всей «открытости» своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полистных празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало, поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир  и «бойкотируя внешний». По замечанию  ученых она, точнее сказать совокупность общин (в середине I в. их было уже  семь, и их число постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государство внутри римской империи. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и расширяющееся государство в самом центре Римской империи. Естественно, это нарушало нормальное функционирование государственного аппарата империи. В этом, по-видимому, и была одна из главных причин гонений христиан.

Социальный состав первых общин  мы можем определить лишь приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем  или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены  этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и  благотворительным делом они  хотели очистить душу свою. Бедных называли «драгоценными сокровищами церкви». Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. «Раба выкупить – значит душу спасти». Христианский епископ Киприан учил: «В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у Диавола»[10. С.208].

Каутский Карл отмечает коммунистический характер ранних христианских общин. Многие идеи коммунизма, по мнению Каутского, сходны с идеями раннего христианства. Он приводит определенные свидетельства этой параллели. В Деяниях апостолов сказано: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»[4. С.201].

«У множества же уверовавших  было одно сердце и одна душа; и никто  ничего из имения своего не называл  своим, но все у них было общее…»  [2. 2:42,44:4,32:35]. Первые христиане не были способны дать ясное и спокойное изложение своих взглядов. Но их краткие замечания, призывы, требования, всюду одинаково указывают на коммунистический характер первоначальной христианской общины.

Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового характера потребовали исполнения целого ряда функций: по организации  трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных  лиц нужно было управлять. Так  возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами  за свою преданность церкви – епископы и диаконы. Наряду с ними в раннее христианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 – 130 гг. н.э.), эти лица находятся в «живом единении с церковью», их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.

Христианство учило, что все  дурное в жизни – есть производное  греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Действительно, христианство затронуло  струну, которая должна была найти  отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному  чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

Информация о работе Возникновение христианства