Возникновение христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность истории раннего христианства, причины его возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. Данная контрольная работа посвящена истории возникновения и распространения христианства. Основными задачами исследования данной темы является изучение предпосылок возникновения христианства, раскрытие основных черт христианской религии, исследование истоков христианства и его идеологии.

Содержание работы

Введение 3
1. Общественно-исторические условия возникновения христианства 5
2. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения христианства 11
3. Основные черты христианской религии 14
4. Учения христианства
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

история.docx

— 49.09 Кб (Скачать файл)

3. Основные черты христианской религии.

Человек создан Богом по “образу и подобию Божию”, т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.

Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком  и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом [5. С.405].

Высшей религиозной целью  христианства является спасение. Специфика  христианского понимания спасения выражается в догматах триединства  и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) - Отец, Сын, Святой Дух - объединенных единой божественной сущностью и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует “не смешивать лиц и не разделять сущности”. Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения - это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и с Его помощью очищение и преображение своей греховной природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное “я”) бессмертны.

Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для  человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью  и телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть “тело Христово”.

Христианская нравственность исходит из самоценности личности (личность есть “образ Божий” в человеке) и неразрывной связи добра, истины и свободы. При этом добро и истина выражаются не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия.

Добро творится человеком  на путях применения свободной воли во имя личности и любви. Иное применение свободной воли оборачивается ее самоотрицанием и духовной деградацией  человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность  добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы  является добро. Поэтому зло не имеет  самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы  самостоятельные определения зла  на поверку оказываются лишь определениями  добра, взятыми с обратным знаком.

Отсюда специфика христианского  аскетизма: он борется не с самой  по себе природой человека, но с живущим  в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна  и достойна одухотворения и бессмертия (этим христианство отличается от платонизма, гностицизма и манихейства).

В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и  не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации. Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог - это высшая, правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия.

Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное  и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души, и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.

Важнейшей составной частью христианства является эсхатология - учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых  и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом  должно утвердиться царство праведников.

На протяжении двух тысячелетий  в христианстве возникали различные  направления. Из них наиболее известны три: католицизм, православие, протестантизм.

 

4.Учения христианства

Дав людям моральные правила, христианство смогло распространить свое влияние  на огромных территориях. Наиболее многочисленным и организованным направлением христианства является католицизм. Центр католицизма и резиденция его главы — папы римского — Ватикан, город-государство в центре Рима. Это государство имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты власти, вплоть до гвардии и жандармерии. Светская власть папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. В дальнейшем эти соглашения были узаконены специальной статьей в итальянской конституции 1947 г.

Папа через посредство римской  курии (центральный административный аппарат католической церкви, состоящий  из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве  стран. Главных католических иерархов — кардиналов и епископов —  папа назначает из представителей духовенства  разных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды  папу, который с этого момента  становится "викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и  митрополитом римской провинции, сувереном  города-государства Ватикан".

По сравнению с православием католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и  изложенную в ней систему мифов  о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, "исхождение духа святого" не только от Бога-Отца (как учит православная церковь), но и от Бога-Сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского.

Источником своего вероучения католики считают не только Библию, но и предание, церковную традицию, в которую  они включают решения вселенских соборов и суждения пап. При этом право толковать Библию имеет  только церковь. Духовенство выделяется своим обетом безбрачия и учением  о запасе добрых дел — божественной благодати, которую распределяют священники.

Своеобразно отправляются в католицизме  также таинства и обряды, общие  для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду (в православии — только погружением в воду). Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (у православных — вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных — на квасном). При этом до недавнего времени, только священники могли причащаться хлебом и вином, миряне же должны были причащаться только хлебом.

Широкое экзальтированное почитание  Богородицы и учение о ее телесном вознесении; пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства  для воздействия на верующих; чрезвычайно  развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных; строго централизованная иерархическая  организация во главе с "непогрешимым" папой римским — таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

Наряду с католицизмом и православием существует протестантизм — направление  христианства, охватывающее множество  самостоятельных исповеданий и  церквей. Особенности идеологии  и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его  возникновения и последующего развития.

Протестантизм возник в конце XVI века, в эпоху Реформации, которая была первой решительной битвой европейской буржуазии против феодализма. Преддверие буржуазной революции не случайно приняло форму религиозных войн — чувства, и сознание народа были целиком охвачены церковью. Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483—1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между Богом и людьми. Лютер считал, что человек может спастись только посредством веры, которая непосредственно даруется Богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Высшей точкой реформационного  движения в Германии была Крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью их вождя  Томаса Мюнцера. Лютер в это время  выступил против народного движения и провозгласил безусловную покорность светским порядкам и властям как  единственной опоре порядка и  возможности "христианского смирения".

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые разновидности реформационного движения — цвинглианство и кальвинизм [6. С.70].

Гораздо большее распространение  получил кальвинизм. Жан Кальвин (1509—1564), отрекшись от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное движение. Одним из основных догматов его учения является тезис об "абсолютном предопределении": еще до сотворения мира Богом были определены судьбы всех людей (кому предназначен рай, кому — ад), и никакие усилия, никакие добрые дела не могут изменить предначертания Бога. С самого начала кальвинизму стали свойственны подробная регламентация общественной и личной жизни верующих в духе благопристойности, имеющей очень узкие и строгие рамки. Инакомыслие пресекалось самыми жестокими мерами. В соответствии со своим учением кальвинизм изменил культ и церковную организацию. Иконы, облачения, свечи и т.п. были упразднены. Основное место в богослужении заняло чтение Библии и пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, которые составляли консисторию, ведающую религиозной жизнью общины.

Реформация в Англии началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость  церкви от папы и объявил ее главой английского короля. Были закрыты  все монастыри, а их имущество  конфисковано в пользу казны. Но при этом объявлялось о сохранении всех католических догматов и обрядов [9. С.136].

Организационные формы современных  протестантов весьма разнообразны —  от церкви как государственного учреждения (Швеция) и до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры), от больших конфессиональных (Всемирный  союз баптистов) и межнациональных (экуменическое движение) объединений  до мелких изолированных сект.

Наиболее крупным протестантским движением является лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах (Исландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия). Самой влиятельной лютеранской организацией на территории бывшего СССР является Эстонская евангелическая лютеранская церковь.

В современном кальвинизме существуют реформаторские и пресвитерианские церкви (а также конгрегационализм), которые распространены, в большинстве  своем, на территории Англии и США.

Англиканская епископальная церковь  является государственной церковью Англии. Церкви того же вероисповедания  существуют в США, Индии и других странах, по большей части в бывших колониях Британской империи. В Штатах англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США, которая ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии и Африки, в Латинской Америке.

К протестантам относят и старокатоликов — сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора 1870 г. о непогрешимости папы. Основные ее центры находятся в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах. Старокатолики не признают непогрешимости папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, целибат для духовенства. Старокатолики близки англиканам и поддерживают с ними постоянные контакты.

Во времена Реформации сложилось  течение меннонитов. Оно возникло в Северной Германии после поражения в Крестьянской войне 1525 года. Его основателем был голландец Менно Симоне, призывавший к непротивлению, отвергавший борьбу со злом в мире. Меннониты не верят в предопределение, придают большое значение личной вере (вплоть до приоритета над священным писанием). Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. Приверженцы этого направления христианства живут, по преимуществу, в США и Европе и ведут активную миссионерскую деятельность.

Во многом смыкается с другими  протестантскими организациями баптизм. Разделяя догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты отрицают роль церкви как посредника между Богом и людьми, проповедуют принцип оправдания верой. Они верят в предопределение, но признают свободу воли человека. Значительно упрощен культ — они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом. Среди верующих баптистов главенствует принцип взаимопомощи и поддержки. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США, кроме того он представлен в Англии, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии. В 1905 г. был создан Всемирный баптистский союз, объединивший различные направления.

Информация о работе Возникновение христианства