Возникновение и развитие древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:26, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Восточные славяне и образование древнерусского государства. Норманская и антинорманская теория.
2. Принятие христианства на Руси и его роль в истории России
3. Политический строй Киевской Руси
4. Три модели государственности в удельный период.
5. Русь накануне монголо-татарского нашествия.

Файлы: 1 файл

семинар 2.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

1.  Восточные славяне и образование древнерусского государства. Норманская и антинорманская теория.

Норманская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями славянского государства. Концепция скандинавского происхождения государства у славян связана с фрагментом из «Повести временных лет », в котором сообщалось, что в 862г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам ("Руси") с предложением занять княжеский престол. В результате Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске.

«Норманнская теория»  была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером, приглашенными  Петром I работать в Петербургскую  Академию наук. Они попытались научно доказать, что Древнерусское государство  было создано варягами. Крайним проявлением  этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неподготовленности не могли создать государства, а  затем без иноземного руководства  были не в состоянии управлять  им. По их мнению, государственность  была привнесена славянам извне. (Байер Готлиб Зигфрид (1694 - 1738) - немецкий историк и филолог. Окончил Кёнигсбергский университет. С 1725 г. занимал кафедру древностей и восточных языков в Петербургской Академии наук. Большое научное значение имели работы Байера по ориенталистике, филологии, исторической географии; в частности словарь китайского языка. Миллер Герард Фридрих (1705-1783) родился в Вестфалии. С 1730 г. профессор и член Академии наук.

В 1747 г. Миллер перешел в  русское подданство и был назначен Российским историографом и ректором университета. В 1749 г. произнес речь на торжественном заседании Академии наук в связи с годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол, в  которой сформулировал основные положения "нормандской теории" возникновения русского государства. Основные тезисы его доклада сводились  к тому, что:

1. приход славян с Дуная  на Днепр можно датировать  не ранее правления Юстиниана; 

2. варяги есть ни кто  иные, как скандинавы;

3. понятия "варяги" и  "Русь" - тождественны.

Из исторических сочинений  принято считать крупнейшей его  работой "Историю Сибири". Однако, кроме этой книги, он является также  автором другого издания - "Опыт новейшей истории о России", которую  рассматривал как продолжение "Истории  Российской" В.Н. Татищева. Большая  заслуга Миллера состоит в  публикации многих важнейших источников по русской истории.

Против этой теории первым выступил М.В. Ломоносов. Его и его  сторонников стали называть антинорманнистами. Особую остроту спор норманнистов и антинорманнистов приобрел в 30-е годы XX века на фоне обострившейся политической ситуации в Европе. Пришедшие к власти в Германии фашисты использовали существовавшие теоретические концепции для обоснования своих агрессивных планов. Пытаясь доказать неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, германские историки выдвинули тезис об организующей роли германского начала в Польше, Чехии, на Руси. Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманнистов» и «антинорманнистов», отмечая, что возникшие предпосылки образования государства у славян были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Проблемы происхождения государственности у восточных славян »)

2. Принятие христианства на Руси и его роль в истории России.

Относительно вопроса  о времени и месте Крещения князя  Владимира  есть несколько версий.  Согласно  общепринятому  мнению,  князь  Владимир  принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес " Крыму). Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы  те узнали, как там  все  обстоит  на  деле.  Послы,  вернувшись,  с  презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм  они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о  греческой  вере  говорили:  ”Мы  не помнили, где мы находились на земле или на небе”.

      Решив крестится,  Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел  на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться  город.  Заняв  его, Владимир послал послов к Василию и  Константину  с  предложением  отдать  их сестру,  Анну,  ему  в  жены,  угрожая  в  противном  случае  подступить   к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то  Анну  за  него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру  дать  согласие,  послали ее вместе со священниками  к  русскому  царю.  В это время,  по  преданию, Владимир  внезапно  ослеп.  Царевна  сказала  ему,  если  он  крестится,  то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил  обряд  крещения  и  дал ему имя Василия. По окончании  крещения  Владимир  тотчас  же  вылечился  от слепоты.

      Киевскому  князю было лестно породниться  с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака.  Если  бы он рассматривал его просто как династический союз,  вряд  ли  он  затеял  бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

      Во всяком  случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать  сестру  замуж  за северного варвара. Владимир  решил  принудить  к выполнению  соглашения  и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с  Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство.

      Спустя  два года после  собственного  крещения,  Владимир  (в  крещении Василий) решился  приступить  к  крещению  народа,  "обратить  всю  Землю  в христианство".  Великого  князя  Владимира  побуждало  к  этому  не   только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и  государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре  христианских  народов  и  более  успешное  развитие  своей культурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился  войти в сношения с  греками,  так  как  для  будущей  русской  церкви  нужна  была иерархия. Для сей цели надлежало отправить  посольство  с  просьбой.  Но  он поступил иначе: отправился войной на греческий город  и  только  в  качестве победителя завязал с  греками  сношения.  По возвращении в Киев  Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

Киевляне, среди которых  было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления.  Владимир  рассматривал  христианство как  государственную  религию;  отказ  от  крещения  в  таких  условиях  был равнозначен проявлению нелояльности, к чему  у  киевлян  не  было  серьезных оснований.  Столь  же  спокойно  отнеслись  к  крещению  обитатели южных и западных  городов  Руси,  часто  общавшиеся  с   иноверцами   и   жившие   в многоязычной, многоплеменной среде.

      Куда большее  сопротивление  оказали  жители  севера  и  востока  Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима  (991). Для  покорения  новгородцев  потребовалась   военная   экспедиция   киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о  своем  желании  сохранить  религию предков. Сходные конфликты возникали  и  в  других  городах  Новгородской  и Ростовской   земель.   Причиной   столь   враждебного   отношения   является приверженность  населения  традиционным  обрядам,  именно  в  этих   городах сложились  элементы  религиозной   языческой   организации   (регулярные   и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и  сельской  местности  языческие  верования  существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

      Другой   причиной   сопротивления   ростовчан   и   новгородцев   было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из  Киева.  Христианская религия  рассматривалась  как  угроза  политической  автономии  северных   и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и  было безграничным.  Владимир,  нарушивший  эти  традиции,  хотя  и   выросший   в Новгороде, но поддавшийся  чуждым  греческим влияниям,  считался  в глазах насильно обращенных в христианство горожан  Севера  и  Востока  отступником, поправшим исконные вольности.

      В  сельской  местности  сопротивление   христианству  было   не   столь активным. Земледельцы, охотники,  поклонявшиеся  духам  рек,  лесов,  полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда  уже проникало на Русь восточное Православие.  Видимо  в  целях  более  успешного осуществления своих замыслов и  надеясь  получить  из  Византии  необходимую помощь,  особенно  в  деле  организации  церковного  управления  и  развития духовной  культуры,  князь  Владимир  вступает  в  родство  с  византийскими императорами (соправителями) Василием II  (976-1025)  и Константином  (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на  их  сестре  Анне.  Возвратившись  в  Киев  с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя  в  свой  стольный  град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи,  князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.

      Язычество  не было религией в современном  понимании. Это была  довольно хаотическая совокупность различных верований, культов,  но  не  учение.  Это соединение  религиозных  обрядов  и  целого  вороха  объектов   религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных  племен,  в  чем  так  нуждались восточные славяне в Х-ХII веках,  не  могло быть  осуществлено  язычеством.

Между тем стремление вырваться  из-под  угнетающего  воздействия  одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений  природы заставляли людей искать объединения. Принятие христианства способствовало широкому распространению на  Руси грамотности, наслаждению  просвещения,  появлению  богатой,  переведенной  с греческого языка литературы, возникновению собственной  русской  литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со  времен  Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы  и  библиотеки  стали  важнейшим  средством распространения просвещения на Руси.  Кроме  Софийской  библиотеки  Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки,  в  том  числе монастырские и частные.

С Крещением Киевской  Руси  еще  более  расширились и углубились  ее государственные  и  культурные  связи  не  только  с  Византией,  но   и   с Балканскими странами и  другими  государствами  Европы.  Вступив  в  Брак  с греческой  царевной  Анной,  князь  Владимир   породнился   и   с   немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны  - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире  с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским,  и  с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".

Еще более оживились связи  Киевской Руси с европейскими  странами  при Ярославе Мудром. В значительной степени их  укрепляли  династические  браки. Так,  дочь  Ярослава  Мудрого  Анна  была  замужем  за  французским  королем Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем  Андреем I,  Елизавета -  за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном  Датским;  польский  король  Казимир был  женат  на  Добронеге,  сестре  Ярослава   Мудрого.   Русская   церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное  различие:  люди делились  на  свободных  и  несвободных,  или  рабов.  Свободные назывались мужами; рабы носили название "челядь" (в единственном  числе  холоп,  роба). Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко: они  рассматривались  как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли  иметь  собственного имущества,  не  могли  быть  свидетелями  в  суде,  не  отвечали   за   свои преступления пред законом. За них ответствовал господин, который имел  право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как  хотел.  Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти  себе защиту только у своего господина; когда же господин  его  отпускал  на  волю или прогонял, раб становился изгоем и лишался покровительства и  пристанища.

Принятие христианства из Византии оторвало  Русь  от  магометанской   языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.  Болгарская  письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и  создавать  в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.  Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной  дате начала русской культуры, то самой обоснованной 988 год.

В первое время христианская письменность  на  Руси  не  была  обширна. Книги,  принесенные  на  Русь  вместе  с   крещением,   представляли   собою болгарские  переводы  Библии,  богослужебных книг,  поучений,  исторических книг, Кормчей книги и  т.  п.  Под  влиянием этой  болгарской  письменности создалась и  собственная  русская  письменность,  в  которой  главное  место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта  письменность,  за немногими  исключениями,  не  отличалась  ни ученостью,   ни   литературным искусством.  Первые  киевские  писатели  были  просто   грамотными   людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам  так, как умели, без школьной учености и риторического искусства.  Тем  не  менее, их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь  наших  предков и содействовали смягчению нравов на Руси.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде  высокоорганизованной  религии  с  высокой  культурой.  Та  церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое  важное,  что дало  Руси  крещение.  Христианство  в  целом  способствовало  возникновению сознания единства человечества. Наконец, христианская вера  на  Руси  совершила  переворот  в  области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов  и  довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных  храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший  название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его  содержание  "десятину" (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом  в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах  Руси были созданы вслед за Десятинною церковью.  Они  строились  по  византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками.  Архитектурное дело и  живопись  под  влиянием  церковного  строительства   достигли   в   Киеве значительного развития.  А  с  ними  вместе  развились  прочие  искусства  и художественные ремесла, в  особенности  же  ювелирное  дело  и  производство эмали.

Первыми  мастерами  во  всех  отраслях  художественного  производства были, конечно, греки.  Позднее  под  их  руководством  появились  и  русские мастера.  Развилось,  таким  образом,  национальное  искусство.  Но  оно   в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и  поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского государства