Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:26, реферат
В данной работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Восточные славяне и образование древнерусского государства. Норманская и антинорманская теория.
2. Принятие христианства на Руси и его роль в истории России
3. Политический строй Киевской Руси
4. Три модели государственности в удельный период.
5. Русь накануне монголо-татарского нашествия.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1) Приобщение
славяно-финского мира к
2) Создание
условий для полнокровного
европейской равнины с
другими христианскими
3) Русь была признана как христианское государство, что определило
более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская
церковь, развивавшаяся в
силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую
общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало.
В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.
Язычество сливалось с христианством. Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
3. Политический строй Киевской Руси
В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
Великие князья постепенно
утрачивали черты военных вождей
(присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими
правителями, принимали участие
в разработке законов, организации
суда, торговли. В обязанности князя
входили функции обороны
Князь правил при помощи
дружины, костяк которой составляла
гвардия из наемников (вначале варяги,
в киевский период - кочевники). Отношения
между князем и дружинниками носили
вассальный характер. Князь считался
первым среди равных. Дружинники были
на полном содержании и проживали
на княжеском дворе. Они подразделялись
на старших и младших. Старшие
дружинники назывались боярами, из их
числа назначались
К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла. Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
Вечевые собрания, являвшиеся
элементом народного
В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
В суде преобладал обвинительный
процесс, применяемый как в гражданских,
так и в уголовных делах. Каждая
из сторон доказывала свою правоту. Главную
роль играли показания свидетелей.
Князья и их посадники выполняли
функции посредников между
Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
Документ включал в
себя свод уголовных и гражданских
законов. По гражданским делам «Русская
Правда» устанавливала суд
Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)
4. Три модели государственности в удельный период.
1.) Вольный Новгород (и подчиняющаяся ему обширная новгородская земля) юридически добившись «вольности в князех», т.е. права самим выбирать себе князя, фактически лавировал между сильнейшими княжескими группировками, призывая на княжение представителей то одной группировки, то другой. Так называемая «новгородская», «вечевая» модель древнерусской государственности в домонгольский период была присуща в той или иной мере ВСЕМ городам-государствам Древней Руси. Вопрос о том, какая власть главнее – вечевая или княжеская – решался, как правило, при помощи силы, если не в прямом военном столкновении, то про помощи предварительной демонстрации сил. Порой простой демонстрации бывало достаточно для того, чтобы, увидев реальное соотношение сил, прийти затем к разумному соглашению.
2.) «Вечевая» модель власти это, собственно, общинное самоуправление (см. статью «3 концепции власти в Древней Руси»), которое охватывает всю систему управления снизу доверху. Т.е. князя выбирает, назначает община стольного города земли на своем общем сборе – вече. Это же вече вольно в любой момент князя изгнать (с тем чтобы призвать более достойного). Княжеская власть в такой системе – необходимый, но дополнительный «прибамбас»- для большей эффективности общества в случае войны, и для большей же эффективности в решении сложных судебных вопросов. Князь в такой системе рассматривается как приглашенный со стороны наемный судя и военачальник, но никак не верховный владыка всей земли.
3.) «Княжеская модель» власти отличалась, первоначально только тем, что признавала за князьями право наследовать и распределять между собой власть в пределах Русской Земли. То есть главным было не волеизъявление того или иного вечевого собрания. Главным считалось право князя наследовать власть вслед за своим предшественником. Если же вопрос престолонаследия бывал запутан и сложен, то решение принималось на совете (съезде) князей. Соответственно, именно князья считались верховными владыками, властителями земли и, лишь проявляя свои высокие моральные качества, прислушивались, порой, к голосу народа, выражавшемуся на вече.
В разные периоды времени у разных городов было разной силы городовое ополчение (и, соответственно, разный политический вес вечевых решений). У разных князей также было разное количество профессиональных воинов-дворян. К тому же за каждого князя могли выступить и его союзники и родственники, и даже городовые ополчения в подвластных землях этих союзников, родственников. Из этой сложной, мозаичной расстановки и формировалось соотношение сил между вечевой и княжеской властью в каждом отдельном городе домонгольского периода. Фактически, «вольность в князех» в разной степени была присуща всем крупным древнерусским городам домонгольского периода. Но не все они, в силу ряда причин, сумели эту вольность сохранить.
Вопросы престолонаследия в древнерусском обществе были очень сложны и запутаны. Законный порядок престолонаследия (установившийся, вероятно, в те древние времена, когда князей повсеместно выбирали из знатного рода на вечевых собраниях) состоял в том, что следом за умершим князем на престол вступал не его старший сын, а следующий за ним по старшинству брат. Т.е порядок престолонаследия был таков:
1) старший брат, (сейчас у власти)
2) средний брат,
3) младший брат,
(если братьев больше, то следующие после 3-го не в счет – точнее они перемещаются на ступеньку ниже.
4) 1-й сын старшего брата
5) 2-й сын старшего брата
6) 3-й сын старшего брата
7)(младшие после 3-го
братья князя в порядке
затем:
8) 1-й сын среднего брата
9) 2-й сын среднего
10) 3-й сын среднего
11) 1-й сын младшего … и т.д.
Такой порядок назывался «лествичой» системой наследования. (от древнерусского «лествица» – лестница)
Такой порядок был чрезвычайно удобен обществу, которое использовало князей в качестве пушечного мяса – первыми идти в бой в почти ежегодных походах и героически погибать во славу рода. Эта схема прекрасно работала при высокой смертности князей. Они как раз успевали подрасти до возраста воинов, наплодить детей, а затем подходила их очередь личным примером воодушевлять свой народ в бою, ежечасно рискуя собой.
Но вот беда, славянские
князья стали одевать железные доспехи,
сели на лошадей, окружили себя толпой
молодых и преданных
В период, когда развивающаяся
русская государственность
Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского государства