Возрождение национальных культур в современном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:50, реферат

Описание работы

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать Советского Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Возрождение национальных культур в современном Казахстане
2. Развитие сферы образования в период 20-30х годов.
3. Развитие литературы и искусства. Казахское кино.
4. Развитие казахской науки.
5. Казахстанская культура в период ВОВ.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1. Возрождение национальных  культур в современном Казахстане

2. Развитие сферы образования  в период 20-30х годов.

3. Развитие литературы  и искусства. Казахское кино.

4. Развитие казахской  науки.

5. Казахстанская культура  в период ВОВ.

Заключение

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Советский период – это  сложное и противоречивое явление  в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству  гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились  многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение  инакомыслия, физическое уничтожение  цвета российской и научной и  художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком  ключе необходимо анализировать  Советского Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возрождение национальных культур в современном Казахстане

Культура казахстана Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национально-культурного возрождения означает смену культурной парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен - характерные черты культурной жизни современного Казахстана. За десятилетие независимости было по существу положено начало созданию новой казахской истории. Однако "свобода слова" стала тяжелым испытанием для казахских историков. Впервые, за последнее столетие писать и печататься может каждый, было бы желание и материальные возможности. В этой ситуации на нас просто обрушился поток исторических сочинений разного уровня и качества исполнения. Анализ и критика данной историографии отдельный вопрос. Здесь хотелось бы только отметить, что обилие исторических сочинений, написанных как профессионалами, так и непрофессионалами является ярким и убедительным доказательством всенародного интереса к своей собственной истории. Сегодня в Казахстане казахской историей интересуются все казахи. Безусловно, здесь мы не избежали, да и не могли избежать мифологизации и приукрашивания своего исторического прошлого. Подобное состояние исторического знания в период национально-культурного возрождения неизбежно и вполне оправдано, поскольку происходит процесс "возрождения реабилитируемого прошлого, как правило приобретающего сходство с золотым веком" (Э. Шилз О содержании термина "традиция" Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия.М., 1999. С . 244).Но в целом этот процесс не вызывает, опасения поскольку подобного рода работы подвергаются резкой критике как внутри страны, так и за рубежом. Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности. Для казахского народа это очень сложная и во многом болезненная проблема, поскольку речь идет о восстановлении утраченной традиции. Современные казахи - это уже давно не скотоводы-кочевники. Кроме того имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с "пережитками прошлого". Однако казахи и тогда, и сегодня с завидным постоянством и упорством сохраняли осколки прежнего образа жизни. Здесь особое место принадлежит родовому сознанию. Род, родовое деление это - идеология казахского народа. Это уникальное явление возникло в глубокой древности и часто отожествлялось с первобытностью, тем не менее, родовое деление существует в этнографической современности. Этот "вечный больной" приспосабливается к самым разным социальным и политическим ситуациям, каждый раз, воспроизводя себя не столько как жесткую структуру, сколько в качестве фона для всех остальных институтов народной культуры" (Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибрск.1990. С. 9). Несмотря на широкую компанию искоренения трайболизма и "жузовщины", как тогда они именовались в советской пропагандисткой литературе, родовое сознание казахского народа продолжало сохраняться на протяжении веков. Оно долгое время не имело однозначной оценки в среде самих казахских интеллектуалов. Одни видели в нем угрозу национальному единству, другие рассматривали знание "жеты ата" (семи предков), как явление национальной культуры, проявление казахской ментальности. Все точки "над и" поставил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге "В потоке истории" особо остановился на роли и значении родового сознания в культурной жизни современного Казахстана. "... принцип "жеты ата", институт родственных связей ненавязчиво и глубоко задавали каждому казаху и всему народу сильнейший инструмент духовного единения. Принцип "семи колен", хотя и совсем прост, был могучим определяющим ядром, сердцем этнической целостности на основе семейно-родственной любви. Казахский народ как этнокультурная общность сохранился именно благодаря своей этноколлективной памяти, сохраненной в родовом делении ( Н.Назарбаев "В потоке истории" .Алматы, 1999 г., с47). Подтверждением восстановления родового сознания в современном Казахстане является в частности публикация разного типа родословен(шежире), посвященных как всему казахскому народу, тау и отдельным племенам и родам и даже отдельным семьям.. "Шежіре"- трактуется в казахстанской историографиии как особая форма исторической памяти народа посвященных истории так называемая "степная устная историография". Фактом подтверждающим сохранение родового сознания казахов - это современная практика создания родовых кладбищ. К примеру, в Джамбульской области в настоящее время существуют несколько отдельных кладбищ захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности. Отдельное погребение членов родов Младшего, Старшего и Среднего жузов.

 

 

  1. Развитие сферы образования в период 20-30х годов.

 

Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы  народного образования и осуществление  сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются  Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались  основные принципы советской образовательной  системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских  школ в советские. К концу гражданской  войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть  школ работала в неприспособленных  помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных  программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей  и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1 ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени - всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

Одним из важнейших компонентов  системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди  взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

С 1921 по 1927 год в этих пунктах  было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек.

Несмотря на то, что к  1935 г. обучением в Казахстане было охвачено 91% детей школьного возроста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.

В 20-х - 30-х гг. проводилась  большая работа по методическому  обеспечению школ. В 1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "оку куралы" и "Tiл куралы" А.Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

Тяжелый удар по системе  образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться  система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Развитие литературы и искусства.

В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской  литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В  то же время появляется плеяда молодых  литераторов, представителей т.н. пролетарской литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.

Первая половина 20-х годов  характеризовалась господством  в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно  понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают  огромные усилия по созданию казахского социалистического реализма. Эти  мысли высказывались на V краевой  партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.

Музыкальное и театральное  искусство. После Октябрьской революции  в Казахстане зародилась и сформировалась национальная социалистическая культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее народное музыкальное творчество, освоение русской  и зарубежной классики, на использование  опыта советской музыки. Развернулась большая работа по записи и изучению музыкального фольклора. Известность  получили труды А. В. Затаевича "1000 песен киргизского (казахского) народа" (1925) и "500 казахских песен и  кюев" (1931). Чаще, чем прежде, проводились  состязания певцов, акынов, музыкантов, особенно по созданию и исполнению произведений на советские темы. Одно из таких состязаний состоялось в 1919 в г. Верном (ныне Алма-Ата) с участием акына Джамбула Джабаева и его  ученика композитора-певца и акына  Кенена Азербаева. Наряду с обогащением  народного творчества новыми темами и средствами выразительности формируются  новые жанры музыкального творчества, расширяются виды исполнительства, появляются хоровое пение и ансамблевая  игра на музыкальных инструментах. В годы Гражданской войны впервые  возникли национальные народные революционные  песни, перекликающиеся с общепролетарскими  песнями.

Музыкальное и песенное искусство  казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.

В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.

С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое  искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали Айман-Шолпан М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова.

Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х  годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного  образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

 

 

2.2 Казахское кино

В предвоенное время возникает  казахское кино. В конце 1938г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники  и создана первая звуковая документальная лента "Джамбул ата", в том  же году на Ленфильме был снят и  первый игровой фильм казахстанских  кинематографистов - "Амангельды".

Информация о работе Возрождение национальных культур в современном Казахстане