Возрождение национальных культур в современном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:50, реферат

Описание работы

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать Советского Казахстана.

Содержание работы

Введение
1. Возрождение национальных культур в современном Казахстане
2. Развитие сферы образования в период 20-30х годов.
3. Развитие литературы и искусства. Казахское кино.
4. Развитие казахской науки.
5. Казахстанская культура в период ВОВ.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

 

4. Развитие казахской науки.

         1.В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались преимущественно прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919г. - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 г. отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.

 

2.В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).

  1. В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научно-исследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.
  2. Росли научные кадры Казахстана. Если в 20-х годах в республике работали ученые из центральных регионов, академики А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А. Григорьев, то в 30-х годах ученое звание профессора получает выдающийся казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Культура Казахстана в период Великой Отечественной войны

Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20-х-30-х  гг., начала давать свои результаты.

По переписи 1939 г. среди населения Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 г. в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940г. в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек.

В годы войны количество вузов республики увеличилось. В  1943 г. был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 г. - Чимкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 г. Консерватория и Женский педагогический институт в Алма-Ате.

Литература. В годы войны  господствующей в литературе стала  тема патриотизма и национализма. Огромную популярность приобрели произведения Жамбыла "Ленинградцы, дети мои", "Ленинград" А. Тажибаева, стихи  Ж. Шанина, К. Аманжолова, А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием  в руках участвовали в боевых действиях; А. Жумагалиев, Б. Булкишев, В. Чугунов пали смертью храбрых.

Музыка, театр, кино и живопись. В годы войны продолжает развиваться  оперное искусство. В 1942 г. была поставлена опера Е.Брусиловского "Гвардия, алга!", в 1944 - опера А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай". В послевоенные годы появлются оперы Е. Брусиловского и М. Тулебаева "Аман-гельды", А. Жубанова и Л. Хамиди "Тулеген Тохтаров", М. Тулебаева "Биржан и Сара". В 1949 г. ее автору и исполнителям главных партий были присуждены Государственные премии СССР.

В 1940 г. появляется первый казахский балет "Коктем". В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров. В июне 1942 г. в Алма-Ате состоялся дебют Г. Улановой.

В республике появляется ряд  новых театров. В в 1944 г. в Кызыл-Орде был организован Театр для детей и юношества (ТЮЗ). Продолжали расти областные театры, возникают колхозно-совхозные полупрофессиональные театры. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Кожамкулов, О. Умурзаков, К. Кармысов, X. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.

В 1941 г. в столицу Казахстана были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда и на их основе создана Объединенная студия, снявшая огромное количество фильмов - "Небесный тихоход", "Два бойца", "Илья Муромец" и др. В 1945 г. появилась первая самостоятельная работа Алматинской студии, фильм "Песни Абая".

Становление и развитие казахского изобразительного искусства связаны  с именем А. Кастеева (1904-1973). Его творчество начинается в конце 20-х годов, им написано большое количество акварелей, объединенных в серию "Старый и  новый быт". В предвоенный период получили известность казахстанские  художники А. Исмаилов, X. и К. Ходжиковы, Б. Сарсенбаев, У. Тансыкбаев. В годы войны в Казахстане работали художники  Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, внесшие большой вклад в развитие национального изобразительного искусства.

В многообразных темах  и сюжетах современного народного  музыкального творчества нашла значительное отражение Великая Отечественная  война 1941-45 - песня-монолог "Биздин Отан женеди" ("Наша Родина победит") Кенена Азербаева, "Отан ушин" ("За Родину") Косымжана Бабакова, песня-реквием "Жас казах" ("Молодой казах") Рамазана Елебаева и др.

В 1942 была поставлена опера "Гвардия, алга!" ("Гвардия, вперёд!") Брусиловского, посвящённая героизму советского народа в борьбе с немецкими  захватчиками. Значительным этапом для  дальнейшего развития казахской  музыки стала опера "Абай" Жубанова и Хамиди (поставлена в 1944), в музыке которой использованы мелодии Абая. Тогда же была написана 3-я симфония - "Сары арка" ("Золотая степь") Брусиловского, одно из первых произведений казахской симфонической музыки. В 1944 в Алма-Ате открыта первая в Казахстане консерватория, сыгравшая  огромную роль в воспитании национальных кадров музыкантов всех специальностей, а в 1945 при Президиуме Казах. филиала  АН СССР организован Сектор искусствоведения, положивший начало изучению истории  казахского искусства. В 1945 был принят Государственный гимн Казахской  ССР (музыка Е. Г. Брусиловского, М. Т. Тулебаева  и Л. А. Хамиди, текст А. Мухаметханова, А. Т. Тажибаева и Г. М. Мусрепова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Годы Советской власти вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной  революции», под которой подразумевалось  не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным  периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к  достижениям культуры, но и безраздельное  торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и  искусства в институт воздействия  на массы.

Одной из основных черт этого  периода является всеохватывающий  партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью  формирования человека коммунистического  типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Артыкбаев Ж.О. История  Казахстана, Астана, 2004г.

2. Гуревич Л.Я. Тоталитаризм  против интеллигенции. Алма-Ата, 1992

3. Затаевич А. В. Музыкальная  культура Казахстана. Сборник статей  и материалов, Алма-Ата, 1955

4. Казахская ССР. Краткая  энциклопедия. В 4 т. Алма-Ата, 1989-1991. Т.3,4

5. Козыбаев И.М. Историческая  наука Казахстана (40-е – 80-е  гг. XX в.). Алма-Ата, 1992

6. Мустафаев Н.И. Из  истории науки и научной интеллигенции  Казахстана (1920-1932 гг.) //Известия АН  КазССР. Серия общественных наук. 1990. №5

7. Сулейменов Р.Б. Великий Октябрь и культурные преобразования в Казахстане. Алма-Ата, 1987

8. Материалы интернет

 

 


Информация о работе Возрождение национальных культур в современном Казахстане