Врачевание в древнем Египте (III - I тысячелетия до н. э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Развитие медицины в тот период времени было достаточно развито благодаря практическим опытам египтян. Египтяне были достаточно любознательными людьми. Им принадлежали многие открытия в области медицины.
Благодаря их деятельности были созданы одни из первых описаний органов человека. Также они занимались изучением болезней и их излечением. После изучения, писались папирусы, в которых содержались описания болезней и способы их излечения.. Папирусы были переведены на разные языки, после чего стали более доступные для изучения. Их содержание было достаточно объёмное.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

 

ТЕМА: «ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ (III - I тысячелетия до н. э.)»

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК – 2014г.

 

 

Оглавление.

 

 

Введение.

Данная работа посвящена врачеванию в древнем Египте

Развитие медицины в тот период времени было достаточно развито благодаря практическим опытам египтян. Египтяне были достаточно любознательными людьми. Им принадлежали многие открытия в области медицины.

 Благодаря их деятельности были созданы одни из первых описаний  органов человека. Также они занимались изучением болезней и их излечением. После изучения, писались папирусы, в которых содержались описания болезней и способы их излечения.. Папирусы были переведены на разные языки, после чего стали более доступные для изучения. Их содержание было достаточно объёмное.

Для лечения болезней, у египтян были очень интересные методы. Эти методы частично сохранились и до наших дней.  Египтяне пытались связывать магию с медициной . Например все возможные заговоры, ритуалы, обряды  при принятии больным лекарства и т п .      

Важной чертой для египтян была гигиена. Их традиции и обычаи требовали, чтобы они сохраняли опрятность в быту и умеренность в пище.

Медицинские знания в древнем Египте были тесно связаны с обучением иероглифическому письму. Обучение письму осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов - «домах жизни» в крупных городах.

Среди египтян было много врачевателей, специализирующихся в разных сферах медицины. Именно благодаря их трудам , в медицину  были введены первые азы . 
Периодизация истории и врачевания

 

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н, э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошел в состав Византии.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX--IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. -- 395 г. н. э.) и византийский (395--638 гг.), который переходит в средние века.

Все дошедшие до нас древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. относятся к истории Среднего и главным образом Нового царств).

Источники по истории и врачеванию

 

Основными источниками по истории и врачеванию древнего Египта являются: описания историков -Мане-фон, Геродот и писателей древности -Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др. Археологические исследования (включая изучение египетских мумий); Записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах, тексты папирусных свитков .Изучение древнеегипетских текстов началось относительно поздно - после 1822 г., когда французский ученый Жан Франсуа Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма.

В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Все они, как уже отмечалось, записаны в периоды Среднего и Нового царств (II тысячелетие до н. э.)- Однако это не исключает возможности существования уже в эпоху Древнего царства более ранних списков этих папирусов, которые до наших дней не сохранились. Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена - сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до и. э.) свидетельствует о том, что он был известным «врачева-гм (swnw) людей нома». В этом веке жил врачеватель зубов Херактатов на папирусных свитках в период Древнего царства сообщает также надпись на стене гробницы Уаш-Пта..а - главного архитектора царя V династии - Неферирка-Ра (XXV "в. до н. э.).

 

Среди главных божеств древнего Египта, имевших отношение к врачеванию был бог письма и знаний Дже-*хути (греч. Тот). Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба --символы * мудрости в .древнем Египте). Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сах-мет (егип. Могущественная) --богиня войны, супруга верховного бога г Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы кого фараона или простой египтянин. или львиноголовой женщины; и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама). Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда. помещались рядом с новорожденным..

Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Они полагали, что загробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них -- душа (егип. Ба, изображалась в виде птицы с .головой человека) - существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к богам; другая -- «двойник», или жизненная сила человека {егип. Ка), -- обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т. е. набальзамировать его (от греч. balsamon -- бальзам).

Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Но исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее классическим описание.

Возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. 'Завернутые в циновки (без гроба и му-мификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.

Развитие медицинских знаний

 

Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомия) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии .

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н. э., а индийские медицинские трактаты -- первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. д.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,- везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...»- говорится в папирусе Г. Эбер-са. Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н. э. владели искусством определения болезней по пульсации сосудов, т. е. пульсу, который они наблюдали в различных точках тела.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.

Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний - мочеполового и кишечного шистосомбзов. Эти болезни описаны под названием Ста в папирусах Эберса, Хёрста,. Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания были наличие червей в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос. Существование шистосомоза в древнем Египте подтверждается исследованием египетских мумий'(XX династия, XII в. до н. э.), в почках которых обнаружено большое количество кальцифицированных яиц его возбудителя -- Schistosoma haematobium.

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина - моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны. Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии. Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник и в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI--XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоязычно-го Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет. В настоящее время шистосо-мозами поражено около 200 миллионов жителей нашей планеты; свыше 500 миллионов подвергаются риску заражения. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. по предложению Египта - страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомо-зом.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) - хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

В 1930 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед (Breasted J. Н.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома .

Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаньг 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики.

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

 

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.

Однако В целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов-- «он, который заботится о зубах» . Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т. е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Информация о работе Врачевание в древнем Египте (III - I тысячелетия до н. э.)