Врачевание в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях, особенно в медицине. Именно эту тему я и попытаюсь раскрыть в своем реферате, т.к. медицина для меня очень интересна и я хотела бы связать с ней свою дальнейшую жизнь.
Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали «дома жизни», в которых наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками изучали «необходимое искусство» — медицину. Цари Персии и Хеттского государства приглашали ко двору египетских врачевателей. Согласно преданию, в Египте учились Пифагор, Гиппократ и Гален — великие врачи и философы античного мира.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Египетские боги – покровители врачебного искусства………………………………………5
Древние египтяне – основоположники бальзамирования…………………........................7
Медицинские папирусы……………………………………………………….............................9
Узкие направления древней египетской медицины…………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………...........................18

Файлы: 1 файл

Врачевание в Древнем Египте.docx

— 286.42 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный Педиатрический Медицинский Университет

Педиатрический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин и  биоэтики

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «История медицины»  на тему:

«Врачевание в Древнем Египте»

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, 145 гр.

М.Л. Котельникова

Преподаватель:

кандидат медицинских наук,

Лихтшангоф Александр Зиновьевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Египетские боги – покровители врачебного искусства………………………………………5

Древние египтяне – основоположники  бальзамирования…………………........................7

Медицинские папирусы……………………………………………………….............................9

Узкие направления древней  египетской медицины…………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………………………...........................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Пытливому  взору ученых открылся необычайно высокий  уровень знаний древних египтян  во многих областях, особенно в медицине. Именно эту тему я и попытаюсь раскрыть в своем реферате, т.к. медицина для меня очень интересна и  я хотела бы связать с ней свою дальнейшую жизнь.

Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали «дома жизни», в которых  наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками  изучали «необходимое искусство» —  медицину. Цари Персии и Хеттского  государства приглашали ко двору  египетских врачевателей. Согласно преданию, в Египте учились Пифагор, Гиппократ  и Гален — великие врачи  и философы античного мира.

Египетская религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем  тело заворачивали в ткани, пропитанные  особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших. Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой  загадкой. Врачебное искусство египтян  и раньше поражало их воображение. Гомер  писал о Египте: «...каждый в народе там врач, превышающий знаньем  глубоким прочих людей».

Согласно  мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже 3550 лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени! Древнеегипетские врачи использовали в лечебных целях части тела и  отдельные органы животных и даже насекомых. До сих пор эти препараты  не признаны официальной медициной  и до сих пор не изучено их влияние  на организм человека при тех или  иных состояниях. Древнеегипетские врачи  широко применяли в практике привозные  растительные лекарственные препараты, их доставляли купцы из Индии и  Китая. Кстати, это подтверждает факт существования в далеком прошлом  связей между очень отдаленными  регионами Древнего Мира.

Египтяне знали множество  лекарственных растений. Высоко ценились ароматические смолы тропических  деревьев — ладан и мирра. Их употребляли  как для религиозных, так и  для медицинских целей. Искусство  врачевания обозначалось двумя иероглифами  — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии. Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с  религией. В поздний период истории  Египта профессиональным знаком отличия  египетских врачей становится  анк — крестообразная петля, символ жизни.

                         Анк – знак отличия египетских врачей, символ      жизни.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Египетские боги – покровители врачебного искусства.

        Долина нижнего течения Нила в древности была центром знаменитой египетской цивилизации. Первые поселения появились на рубеже VI и V тысячелетий до н. э. К этому же времени относится формирование специфичного религиозного культа, одной из главных богинь которого считается Исида. Создательница лечебной магии, покровительница детей, она воплощала материнство и одухотворенную природу. Лекарственные средства, получившие имя этой богини, упоминаются в трудах древнеримского врача Галена. Сын Исиды, бог Гор, также имел отношение к врачеванию, получив медицинские знания от матери. Он изображался в образе человека с головой сокола. Осирис, супруг и брат Исиды, потомок бога солнца Ра, представлял загробный мир, покровительствовал земледельцам и мертвым. Осирис считался богом умирающей и воскресающей природы, дарившим плодородие египетской земле или лишавшим его. Он предстает на рисунках в виде ожившей мумии.

Первым главой египетского пантеона являлся Анубис — бог бальзамирования, создатель и мастер мумификации, сделавший первую в Египте мумию из тела Осириса. Покровитель мертвых, некрополей, погребальных обрядов, Анубис изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог Тот имел отношение к медицине в качестве создателя письменности. По легенде, он придумал религиозные обряды, траволечение и составил самый первый медицинский текст. Непосредственной богиней врачевания египтяне считали могущественную Сохмет, которая изображалась в виде женщины с львиной головой. Покровительница рожениц богиня Тауэрт представала перед почитателями беременной самкой бегемота. Египтяне верили в то, что миниатюрные фигурки этой богини, лежащие рядом с младенцем, защищают его от болезни и смерти.

Покровителем врачей и  автором древнейших медицинских  текстов в Египте считали Имхотепа. Согласно преданию, этот знаменитый архитектор и врач жил при дворе фараона Джосера в XXVIII в. до н.э. «Визирь фараона Нижнего Египта, первый после фараона Верхнего Египта, управитель великой палаты,... великий жрец Гелиополиса, Имхотеп, строитель и скульптор», — так представляет его текст древнеегипетского папируса. В его честь в Мемфисе, Фивах, Саисе и других городах были построены храмы, которые прославились своими медицинскими школами. Имхотеп был не только врачом, но и астрологом, строителем, архитектором.  Именно ему приписывают руководство строительством первой из знаменитых египетских пирамид — ступенчатой пирамиды Джосера.

 

 

 

                    Исида                Гор                Осирис                  Анубис            Тауэрт

                                                       

     Имхотеп

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) у египтян появляется представление о том, что боги «живут правдой», т.е. могут покарать болезнями и бедствиями не только за неуважение к ним, но за зло и  грех. Хроники этого периода рассказывают, например, о человеке, который сознаётся, что был неразумен и согрешил, не разбираясь в добре и зле. Богиня наказала его одышкой. Тогда он обратился к богам с просьбой о прощении и обещал всем рассказать о том, что богиня, наказавшая его, «лев, и преследует того, кто против неё грешит». После этого он убедился, что «она была милостива, дав почувствовать свою руку. Она вернула благоволение и заставила забыть о болезни». Вероятно, здесь идет речь о львиноголовой богине Сохмет.

 

 

 

 

 

 

Древние египтяне – основоположники бальзамирования.

Основоположниками бальзамирования  принято считать древних египтян. Прекрасно сохранившиеся мумии стали доказательством физической победы человека над разрушительной силой смерти. Считая потустороннюю жизнь продолжением земного существования, египтяне подняли искусство сохранения мертвого тела на недосягаемую высоту.

Слово «мумия» арабского  происхождения, оно означает не что  иное, как битум или смесь смолы  и мирры. Именно этот состав держали  в секрет жрецы, он применялся для  обработки тел покойных, которых  хотели надолго сохранить.

1-ая стадия. Извлечение  мозга.

Процесс бальзамирования  начинался с удаления мозга из черепа. Через ноздри специальными крючками бальзамировщики вытягивали мозг, а опустевшую черепную коробку  наполняли жидким битумом. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Существует запись случая, когда череп очищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка. Потом вынимали глаза и  в образовавшиеся полости вкладывали искусственные, изготовленные из цветного стекла и эмали.

2-ая стадия. Извлечение внутренностей.

В ранний период разрез делался  вертикально на левом боку, начиная  от нижнего края ребер к гребню подвздошной кости. Такие разрезы  были от 12 до 15 см в длину. В более  поздний период разрез становится наклонным, проводится от точки возле левого переднего гребешка подвздошной  кости по направлению к лобковой кости. Как вариант разрез проводился вертикально от сращения лобковых костей по направлению к пупку. Все внутренности обрабатывали также кипящим битумом и укладывали в специальные урны – канопы, изготовленные из драгоценного камня, крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора. Каждый кувшин содержал определенную часть внутренностей. В кувшине, увенчанном человеческой головой, представляющей бога Имсета, была печень. Кувшин, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой изображал бога Хапи и содержал легкие. В четвертом кувшине с головой ястреба, представляющей бога Кабек-Сневефа, хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы.

3-я стадия. Обработка  натроном.

Натрон - это соль, получаемая из высохших озер в пустыне, состоит  из хлорида, карбоната и сульфата натрия и нитрата натрия и калия. Из-за его  разъедающего воздействия на тело бальзамировщикам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного во время вымачивания тела. Это делалось путем обвязывания ногтей нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевались металлические наперстки. После этого тело было готово к обработке натроном. Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона. Современные изыскания, в ходе которых был воспроизведен процесс бальзамирования, привели к заключению, что только путем погружения тела на некоторую глубину в сухую концентрированную соль можно обезводить и сохранить его. Эксперименты с растворами натрона различной концентрации и погружением в них тел были неудачными и не предотвращали разложения. Это делалось это для того, чтобы растворить мышцы. Таким образом, от бывшего фараона оставались только кожа да кости.

4-я стадия. Извлечение  из натрона.

К концу 20-го дня погружения в натрон тело извлекалось, обмывалось водой и высушивалось на солнце.

5-я стадия. Пеленание  и применение благовоний.

Чтобы тело выглядело подобающим образом, его пеленали. Узкими бинтами, пропитанными специальными смолами, обертывали каждый сустав и палец, кисти, стопы, ноги и руки. И тело обретало естественные очертания. Особое внимание бальзамировщики уделяли обработке головы. Они старались сохранить «живыми» черты лица фараона. Обычно лицо приукрашивали, накладывали тонкую ткань типа маслина, пропитанную специальными маслами, предохраняющими от гниения, подстригали волосы. После этого все тело покрывали несколькими слоями материи, на мумию накладывали вычеканенную из золота маску, повторявшую форму лица, и укладывали в приготовленный саркофаг.

Такое сложное и длительно  бальзамирование позволяло сохранять  тела на многие века. Но современные  ученые считают, что главной причиной нетленности тел фараонов является не столько состав, которым жрецы  обрабатывали тела усопших и держали  в строжайшем секрете, сколько чрезвычайно  сухой климат Африки, который препятствует развитию бактерий. К тому же когда тело фараона помещали в один саркофаг, затем в другой и замуровывали в гробницу, куда не поступал свежий воздух, то тление прекращалось совсем.

 

 

 

 

 

 

 

Медицинские папирусы.

Древнейшие медицинские  трактаты написаны на папирусах. До наших  дней они не сохранились, и мы знаем  о них лишь по древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строение тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Бердинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г. Эберс).

Наиболее древним медицинским  папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. Папирус был  найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии  и математике.

Медицинский раздел состоит  из трех листов. Первый лист сохранился в нескольких фрагментах, причем еще  в древности он ремонтировался путем  подклейки папирусных полосок с  обратной стороны. Второй лист имеет  дыру в центре и только семь строк  сохранилось полностью. Третий лист был восстановлен египтологом Гриффитом  из 46 отдельных кусочков.

Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много  общего с рецептами папирусов  из Рамсессума и Эберса.

Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету  лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны тем, которые изложены в Берлинском папирусе.

Столь же древними являются два папируса из Рамсессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло  заполнить лакуны последнего. Рецепты  касаются родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила.

Информация о работе Врачевание в Древнем Египте