Введение христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию.

Содержание работы

1. Введение христианства на Руси и его историческое значение.
2. Расширение территории российского государства при Иване IV.
3. Русские летописи и начало книгопечатания на Руси.
4. Деятельность уложенной комиссии.
5. Правление Александра III.
6. Советское государство на международной арене в 20-30-е годы.
7. Хрущевская «оттепель».

Файлы: 1 файл

История.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

 

Российская международная  академия туризма

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По курсу «Отечественная история»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и лингвистики

Вариант №4

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 102138ТМ

Коновалова А.С.

« ___»_____________ 2010г.

Проверила: старший преподаватель 

Юдаева Т.А.

«___»_______________2010г.

Оценка ______________________

Подпись_____________________

 

 

 

Сергиев Посад

2010

Вопросы:

  1. Введение христианства на Руси и его историческое значение.
  2. Расширение территории российского государства при Иване IV.
  3. Русские летописи и начало книгопечатания на Руси.
  4. Деятельность уложенной комиссии.
  5. Правление Александра III.
  6. Советское государство на международной арене в 20-30-е годы.
  7. Хрущевская «оттепель».

 

  1. Введение христианства на Руси и его историческое значение.

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и  его приближенных было совершено  в г.Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагался в черте нынешнего  Севастополя). Ему предшествовало  участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия  II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти за него замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем  и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление  населения, почитавшего своих языческих  богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело  большое значение для дальнейшего  развития Руси. Христианство с его  идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или  аду души человека после смерти) утверждало идею равенства людей  перед Богом. По новой религии  путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в  зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную  власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое  международное значение, заключавшееся  в том, что Русь, отвергнув «примитивное»  язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи  с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло  большую роль в развитии русской  культуры, испытавшей на себе влияние  византийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским  патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись  священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, состоявшего на первых порах десятую часть дохода населении). Впоследствии размер этого  налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них  Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер – печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в  православной традиции стало одним  из определяющих факторов нашего дальнейшего  исторического развития. Владимир был  канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется  равноапостольным.

Принятие христианства изменило быт наших далеких предков  и их нравы. Вместе с христианством  на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.

Существенно изменилось международное  положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

 

2. Расширение территории  российского государства при  Иване IV.

Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское  и Астраханское ханства постоянно  угрожали русским землям. Они держали  в своих руках Волжский торговый путь. Это были районы плодородной  земли, о которой давно мечтало  русское дворянство. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского  ханств было возможно двумя способами: либо посадить в этих ханствах своих  ставленников, либо завоевать их.

После ряда неудачных дипломатических  и военных попыток подчинить  Казанское ханство в 1552г. 150 тысячное войска Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1952г.

В 1554 году свою зависимость  от России признал астраханский хан. Но в 1556 году под нажимом крымского  хана он объявил о разрыве с  Москвой. В Астрахань были отправлены русские войска. Несмотря на помощь крымского хана, Астраханское ханство  было окончательно присоединено к России.

В 1557 г. Чувашия и большая  часть Башкирии добровольно вошли  в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда –  государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани  открыло возможность для продвижения  в Сибирь. Богатые купцы-промышленники  Строгановы получили от Ивана IV Грозного грамоты на владения землями по реке Тоболу. На свои деньги они сформировали отряд из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер).

Пытаясь выйти к Балтийскому  побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

Начало Ливонской войны  сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские  войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллину). В 1560г. Орден был разбит. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561г.) земли которого перешли  под власть Польши, Дании и Швеции. Последним крупным успехом России на первом этапе войны было взятие в 1563г. Полоцка.

В 1569г. Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и  Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только оборона Пскова в 1581г. позволила России заключить перемирие сроком на 10 лет в 1582г. Спустя год было заключено перемирие со Швецией.

Ливонская война завершилась  поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение  захваченных русских городов, кроме  Полоцка.

Завоевательные походы Ивана  IV положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы, освоению русскими людьми Поволжья и Сибири, продвижению на восток к Тихому океану.

Территория страны к концу  правления Ивана IV увеличилась более чем в 10 раз по сравнению с тем, что унаследовал его дед Иван III в середине XVстолетия. В ее состав вошли богатые и плодородные земли, но их еще нужно было осваивать.

 

3. Русские летописи  и начало книгопечатания на  Руси.

Ле́топись — погодный, более  или менее подробный рассказ  о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории  России допетровского времени. Начало русского летописания относится  к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи. Русские  летописи обычно велись в виде погодных записей, начинающихся словами «Въ  лѣто». Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000.

Летописи служат основным источником для изучения истории  Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в 13—17 вв., хотя они и  отражали в основном классовые интересы феодалов. Только в летописях сохранились  такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская правда в  краткой редакции и т.п. Громадное значение имеют летописи для изучения русской письменности, языка и литературы. Летописи содержат также ценный материал по истории других народов СССР.

         Изучение и публикация летописей  в России и СССР ведётся  более двухсот лет: в 1767 в  «Библиотеке Российской исторической, содержащей древние летописи  и всякие записки» был опубликован  летописный текст, а с 1841 до 1973 вышло Полное собрание русских  летописей.

Характерной чертой летописей  является вера летописцев во вмешательство  божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с  тем использовались в летописях  в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы  княжеских и церковных архивов  также вплетались летописцем в ткань  повествования. Переписывая включаемые в летописи материалы, он стремился  создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей  интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной  идеологией в летописях отображались взгляды их непосредственных составителей, иногда весьма демократически прогрессивно настроенных. В целом летописи свидетельствуют  о высоком патриотическом сознании русского народа в 11—17 вв. Составлению  летописей придавалось большое  значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования  достигло в летописях высокого совершенства.

К основным летописям относятся: Несторовский список, Лаврентьевский список, Ипатьевский список, Радзивилловский  список. Также были: Новгородские летописи, Псковские летописи, Киевские летописи, Галицко-волынские летописи, Летописи северо-восточной Руси, Московские летописи.

Большим культурным достижением  явилось начало книгопечатания в  России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским первопечатником  был Иван Федоров: родился в 20-х  годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове. Строительство первой государственной  типографии в Москве закончилось  в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла  первая книга «Апостол», техническое  и художественное исполнение которой  было превосходным. Однако существует семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы –  книги, изданные до 1564г. В дальнейшем типография напечатала еще несколько  книг религиозного содержания, затем  деятельность ее прерывается. Иван Федоров  и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими  реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в  Литве, в Белоруссии и на Украине.

Первая неудача не остановила Ивана Грозного, и он завел новую  типографию в Александровской слободе. Но печатание развивалось сравнительно медленно.

Информация о работе Введение христианства на Руси