Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:57, контрольная работа
Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию.
1. Введение христианства на Руси и его историческое значение.
2. Расширение территории российского государства при Иване IV.
3. Русские летописи и начало книгопечатания на Руси.
4. Деятельность уложенной комиссии.
5. Правление Александра III.
6. Советское государство на международной арене в 20-30-е годы.
7. Хрущевская «оттепель».
Российская международная академия туризма
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ ТУРИСТСКОГО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Отечественная история»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и лингвистики
Вариант №4
Выполнила: студентка группы 102138ТМ
Коновалова А.С.
« ___»_____________ 2010г.
Проверила: старший преподаватель
Юдаева Т.А.
«___»_______________2010г.
Оценка ______________________
Подпись_____________________
Сергиев Посад
2010
Вопросы:
В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г.Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагался в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти за него замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Во главе Русской православной
церкви был поставлен митрополит,
назначаемый
Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, состоявшего на первых порах десятую часть дохода населении). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер – печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Принятие христианства изменило быт наших далеких предков и их нравы. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.
Существенно изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.
2. Расширение территории российского государства при Иване IV.
Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Это были районы плодородной земли, о которой давно мечтало русское дворянство. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя способами: либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их.
После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552г. 150 тысячное войска Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1952г.
В 1554 году свою зависимость от России признал астраханский хан. Но в 1556 году под нажимом крымского хана он объявил о разрыве с Москвой. В Астрахань были отправлены русские войска. Несмотря на помощь крымского хана, Астраханское ханство было окончательно присоединено к России.
В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда – государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Присоединение Казани и Астрахани
открыло возможность для
Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.
Начало Ливонской войны
сопровождалось победами русских войск,
взявших Нарву и Юрьев (Дерпт).
Всего было взято 20 городов. Русские
войска продвигались к Риге и Ревелю
(Таллину). В 1560г. Орден был разбит.
Это повлекло за собой распад Ливонского
ордена (1561г.) земли которого перешли
под власть Польши, Дании и Швеции.
Последним крупным успехом
В 1569г. Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только оборона Пскова в 1581г. позволила России заключить перемирие сроком на 10 лет в 1582г. Спустя год было заключено перемирие со Швецией.
Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка.
Завоевательные походы Ивана IV положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы, освоению русскими людьми Поволжья и Сибири, продвижению на восток к Тихому океану.
Территория страны к концу правления Ивана IV увеличилась более чем в 10 раз по сравнению с тем, что унаследовал его дед Иван III в середине XVстолетия. В ее состав вошли богатые и плодородные земли, но их еще нужно было осваивать.
3. Русские летописи и начало книгопечатания на Руси.
Ле́топись — погодный, более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи. Русские летописи обычно велись в виде погодных записей, начинающихся словами «Въ лѣто». Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000.
Летописи служат основным источником для изучения истории Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в 13—17 вв., хотя они и отражали в основном классовые интересы феодалов. Только в летописях сохранились такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская правда в краткой редакции и т.п. Громадное значение имеют летописи для изучения русской письменности, языка и литературы. Летописи содержат также ценный материал по истории других народов СССР.
Изучение и публикация
Характерной чертой летописей
является вера летописцев во вмешательство
божественных сил. Новые летописи составлялись
обычно как своды предшествующих
летописей и различных
К основным летописям относятся: Несторовский список, Лаврентьевский список, Ипатьевский список, Радзивилловский список. Также были: Новгородские летописи, Псковские летописи, Киевские летописи, Галицко-волынские летописи, Летописи северо-восточной Руси, Московские летописи.
Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове. Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга «Апостол», техническое и художественное исполнение которой было превосходным. Однако существует семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564г. В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.
Первая неудача не остановила
Ивана Грозного, и он завел новую
типографию в Александровской слободе.
Но печатание развивалось