Введение христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию.

Содержание работы

1. Введение христианства на Руси и его историческое значение.
2. Расширение территории российского государства при Иване IV.
3. Русские летописи и начало книгопечатания на Руси.
4. Деятельность уложенной комиссии.
5. Правление Александра III.
6. Советское государство на международной арене в 20-30-е годы.
7. Хрущевская «оттепель».

Файлы: 1 файл

История.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

Кроме религиозных книг Иван Федоров и Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский  букварь «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и XVI, и в XVII вв.

 

4. Деятельность  уложенной комиссии. 

Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. В Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казначейство. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты.

Депутаты по предложению  Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, «дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа». В качестве руководящего документа Комиссии 1767г. императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. «Наказ» Екатерины состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей.

«Наказ» исходил их положения  о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра». Верховная власть, по мнению Екатерины II, может быть только самодержавной. Она объяснила это принадлежностью русского народа к числу европейских, обширностью территорий и рассуждением, что «лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим».

Целью самодержавия Екатерина  II объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина II, вольность, «есть право делать, то, что законы дозволяют». Нужно было издать такие законы, чтобы они, «с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти».

Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского  Кремля летом 1767г. на пятом заседании  императрице был присвоен титул  «Великой, премудрой матери Отечества», что означало окончательное признание  Екатерины II русским дворянством.

Уже вскоре после начала заседания Уложенной комиссии выяснилось, что ее депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования  большинства из них, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических  знаний. Но главное, депутаты в своей  массе оказались весьма консервативны. Их волновали, прежде всего, узкосословные и групповые интересы.

Неожиданно для Екатерины  и ее приближенных в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые  депутаты выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. А.Маслов предлагал передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалование помещику. Ряд депутатов высказался за четкую регламентацию крестьянских повинностей. Большинство же депутатов выступало с защитой крепостничества и требованием расширения их сословных прав, привилегий, групповых интересов.

Крепостное право в  России сохранилось.

Время шло, а дискуссии  Уложенной комиссии не приносили  никаких плодов. Постепенно Екатерина II убеждалась, что ее затея претворить в жизнь теоретические построения европейских философов на русской  почве терпит неудачу. В декабре 1768 г., сославшись на начало русско-турецкой войны, разочарованная императрица  подписала указ о приостановке деятельности комиссии и прекращении пленарных  заседаний. Частные комиссии работали еще в течение ряда лет, превратившись, по сути, в обычные государственные  учреждения, и их материалами, как  и в целом, итогами деятельности Уложенной комиссии, Екатерина пользовалась впоследствии для разработки и создания новых законов.

 

 

5. Правление Александра  III.

Как и его предшественник, Александр III рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.

Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий  и цензуры (Положение о мерах  к охранению государственной  безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству  путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего  “Народную волю”. В то же время  был принят ряд мер, облегчающих  материальное положение народа и  смягчающих социальную напряженность  в обществе (введение обязательного  выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и  др.).

Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел  Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику “народного самодержавия” созывом  всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили  Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым  — убежденным сторонником реакционно-охранительной  политики.

При поддержке Александра III Толстой и его преемник И. Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные  преобразования 1860-70-х годов. Университетский  устав 1884 урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий (“циркуляр  о кухаркиных детях”, 1887). Крестьянское самоуправление с 1889 было подчинено  земским начальникам — чиновникам из местных помещиков, соединявших  в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 и 1892) ужесточили контроль администрации  над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев  общества.

Во время коронации  в 1883 Александр III объявил волостным  старшинам: “Следуйте советам и  руководству ваших предводителей  дворянства”. Отражением этой установки  стали меры по охране сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского  поземельного банка, принятие выгодного  для помещиков Положения о  найме на сельскохозяйственные работы), усиление административной опеки над  крестьянством, консервация общины и большой патриархальной семьи. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев).

Внешняя политика России при  Александре III в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным  содержанием этой политики был поворот  от традиционного сотрудничества с  Германией к союзу с Францией (заключен в 1891-93). В 1880-90-е годы Россия практически не вела войн (кроме  завершившегося взятием Кушки в 1885 завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли “миротворцем”.

Для хозяйственной жизни  России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что  во многом было связано с политикой  усиленного покровительства отечественной  промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической  индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-92 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 выросла  на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью  сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод  и эпидемия холеры в 1891-92).

 

6. Советское государство  на международной арене в 20-30-е  годы.

Окончание Первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XXв. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усилившаяся агрессия милитаристских государств – Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность  политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И.Сталиным.

Первое – принцип пролетарского  интернационализма, предусматривавший  взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической  системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался  на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919г. в Москве был создан Коммунистический интернационал (Коминтерн). В него вошли  многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции.  Коминтерн  с момента своего основания использовался  Советской Россией для вмешательства  во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения  с другими странами.

Второе положение –  принцип мирного сосуществования  с капиталистической системой –  определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства  на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения  безопасности его границ. Он означал  признание возможности мирного  сотрудничества и в первую очередь  развития экономических связей с  Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении  Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился  задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и  экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили  своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь  «открыть» Россию для получения  доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это обуславливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

В течение 20-30-х годов неуклонно  возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом  имели непоследовательный, амплитудный  характер.

 

7. Хрущевская «оттепель».

1953-1964 годы вошли в историю  как время хрущевской оттепели. В этот период начались процессы  либерализации во внутренней  и внешней политике. Велись преобразования  в экономической и политической  сферах. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы.  Они встречали непонимание и  сопротивление партийно-государственного  аппарата. Многие из этих реформ  были обречены на неудачу.

Политика  детализации. Весной 1953г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С.Хрущев – известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М.Маленков, министром иностранных дел – В.М.Молотов, министром обороны – Н.А.Булгалин. Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П.Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е.Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты  в апреле 1953г. Прекратилось следствие  по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953г. был арестован Л.П.Берия. Он был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства  занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной  системы, в частности по преодолению  культа личности И.В.Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С.Хрущеву, избранному в сентябре 1953г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. Проводились  реорганизации правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной  безопасности (КГБ).

Преобразования  в общественно-политической жизни. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято положение о прокурорском надзоре.

Информация о работе Введение христианства на Руси