Выборные институты Новгородской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать существовавшие в средневековом Новгороде выборные институты, Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать различные точки зрения на данную проблему.
определить сущность выборных институтов Великого Новгорода,
определить функции и тенденции становления и эволюции выборных институтов Новгорода,
раскрыть содержание процесса деятельности выборных институтов в Новгороде.

Файлы: 1 файл

новгород.docx

— 47.16 Кб (Скачать файл)

О.В. Мартышину на основе анализа большого исторического  материала все же удалось выделить основные наиболее важные и часто  встречающиеся в источниках полномочия веча:

  • заключение и расторжение договора с князем;
  • избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;
  • назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции;
  • контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;
  • законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота;
  • внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые отношения с Западом;
  • распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель;
  • установление торговых правил и льгот;
  • установление повинностей населения, контроль за их отбыванием;
  • контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

О.В. Мартышин, представляя  убедительные аргументы наличия  у веча законодательных функций (принятия судебной грамоты), доказывает, что вече не только выполняло законодательные  функции, но и выступало органом  исполнительной и судебной власти. Таким образом, можно заключить, что Новгород в рассматриваемый  период представлял собой аналог парламентской республики Запада. [11]

 

2.3. Исполнительная власть и высшие должностные лица

Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Вторым по значению лицом  был посадник. Посадник - исполнительный орган веча, избранный им на один-два года. Права и обязанности степенного новгородского посадника состояли в следующем: 1) посадник был необходимым посредником между князем и народом, так что князь без посадника не имел права ни судить, ни управлять в Новгороде; даже военные походы князя проходили в сопровождении посадника; И посадник, и воевода, предводительствуя новгородским войском, отвечали не перед князем, а перед вечем.

2) У посадника была  новгородская печать с таким  штемпелем: «Новгородская печать  посадника». Эта печать прикладывалась  ко всем грамотам, выдаваемым  от имени посадника. 

3) Посадник созывал вече, вел его торжественно на Ярославов  двор, открывал собрание, предлагал  на рассмотрение веча вопросы,  требовавшие вечевого обсуждения. Правильно собранное вече обычно  находилось под руководством  посадника; он смотрел за порядком  и рассуждал с членами веча.

4) Посадник предводительствовал  новгородским войском и водил  его в походы даже без князя,  тогда как князь без посадника  или без его воеводы не мог  водить в походы земский полк.

5) Посадник укреплял как  сам Новгород, так и пригороды  по приговору или распоряжению  веча.

6) Посадник от имени  Новгорода вел переговоры с  соседними владетелями, а потому  во всех договорных новгородских  грамотах стояло имя посадника,  при котором заключен мир. Иногда  посадник ездил к тому князю,  с которым у новгородцев было какое-либо дело, требовавшее переговоров; также иногда посадник вместе с владыкой и другими выборными ездил приглашать князя в Новгород.

7) Посадник был защитником  граждан от князя, если тот  задумывал обижать их. По закону  князь не имел права арестовать  и осудить новгородца без согласия  посадника, поэтому князья всегда  заботились о том, чтобы посадник  был из их сторонников. 

8) Посадник с тысяцким  вводил новоизбранного владыку  в храм Святой Софии на сени, т. е. передавал новоизбранному управление Новгородской церковью.

9) Должность посадника,  равно как и тысяцкого, предусматривала  определенные доходы с разных  областей под именем поралья  посадника и тысяцкого. Влияние  посадника в Новгороде было  так сильно, что за него в  случае нападений князя вступался  народ, брал оружие и защищал  его. [12]

Тысяцкий занимался вопросами  торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. В отличие от других древнерусских городов в Великом Новгороде в XII – XIII веках деятельность тысяцких в первую очередь связана с представительством от житьих (меньших бояр) и черных людей (низшего, непривилегированного слоя жителей Новгорода). В функции тысяцкого также входят торговый суд (в компетенцию торгового суда входили тяжбы по торговым делам, а также все споры русских с иностранцами в Новгороде) и организация наблюдения над торговыми мерами. Тысяцкие являются непременными участниками торговых договоров Новгорода, участвуют в переговорах с иностранными государствами и в посольствах к русским князьям.

Первые новгородские тысяцкие не были боярами, а избирались из житьих, и в своей деятельности тысяцкие не были подотчетны ни посаднику, ни боярам. Таким образом, o

Со второй четверти XIV века в тысяцкие начинают избирать бояр, которые таким образом захватывают  второй (после должности посадника) из ключевых постов в управлении. После присоединения Великого Новгорода к Московскому государству должность тысяцкого окончательно упраздняется.

Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером  торговых мер и весов (основная его  роль - духовное главенство в церковной иерархии).  В XII в. с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) - архиепископ. Он сосредоточивал в своих руках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета знати, оказывал идеологическое влияние на рядовых граждан. Новгородский владыка, архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью веча: всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их обижали в Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св. Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял громадным количеством церковных новгородских земель. У него был свой штат чиновников и служни («софияне») и свой «полк», отдельно от общего новгородского ополчения. Понятно, почему новгородцам было важно самим выбирать своего владыку, а не получать назначенного со стороны.

 Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан. [13]

Есть известная загадка  в том, почему княжеская власть в  Новгороде не была ликвидирована. Основная задача приглашенных князей состояла в вооруженной защите и организации  обороны республики при опоре  на княжеские дружины. Но неужели  воинственные новгородцы не могли при  этом ограничиться собственными военачальниками  и ополчением? Очевидно, в политическом сознании того времени власть князя  была таким явлением, без которого люди не помышляли обойтись.

Роль князей заметно ограничивается в XIII веке. С князьями заключались договоры, в которых предусматривались их права и обязанности, окончательно кандидатуру князя утверждало вече. Предварительно кандидатура обсуждалась на заседании боярского совета, его мнение имело большое значение. Три древнейшие известные договорные грамоты Новгорода с великим князем Ярославом относятся к 1264-1270 гг. Они типичны для последующих документов такого рода и имеют следующее содержание.

Все они начинаются с княжеской  клятвы (целование креста) о соблюдении договора и старинных городских  вольностей Новгорода, под которыми понимались вечевая организация, выборность администрации и сохранение политических порядков. Запрещались «насильственные» действия князя в Новгороде, его политика должна была согласовываться с администрацией. Предполагалось, что князь участвует в управлении республикой, но подробно сфера деятельности не регламентирована. Скорее всего, вопросы управления решались коллегиально (с посадником, боярским советом, тысяцким и т.д.).

Значительно больше внимания уделяется в договорных грамотах ограничению княжеских полномочий. Князь не мог творить суд единолично (только вместе с посадником), единолично пересматривать судебные приговоры, не мог без контроля посадника раздавать  новгородские земли и государственные  «грамоты». Запрещалось приобретать земли в республике князю и его вассалам. Князь мог охотиться только в установленных местах. Постановления об ограничениях земельных раздач и приобретений делали невозможным формирование экономической мощи князей и создание прослойки зависимых от него лиц, способных поддержать княжескую политику. Запрещалось лишать должности администрацию на периферии «без вины». Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично. Князьям запрещалось принимать в зависимость новгородских людей, облагать население налогами и вести с иноземцами самостоятельную торговлю. Однако деятельность князей не была безвозмездной, они получали определенную часть финансовых доходов республики. [14]

В Новгородской судной грамоте  упоминаются все элементы политической системы Новгорода: вече, посадники, тысяцкие, боярский совет, владыка, князь, и каждому из должностных лиц  грамота отводит определенное место  в иерархии власти. Власть князя  предстает ограниченной: «без посадника ти, княже, суда не судити», то же и с другими. Лишь вече выступает как орган, их объединяющий: «посадники, тысяцкие, бояре, житьи люди, купцы, черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на вече на Ярославском дворе» принимают решение.   Таким образом, юридически высшим органом власти в Новгороде считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. [15]

Эволюция республиканской  государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег (в руках боярства) и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская  государственность претерпела изменения  от относительного демократизма до откровенной  олигархической системы правления  к XV в. (через совет боярства). В XIII в. образовался орган (совет) из представителей пяти концов Новгорода, из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно «играл» интересами народа на вече. В начале XV в. решения веча уже почти целиком подготавливались советом.

В результате реформ начала XV в. роль совета еще более повысилась, а значение веча упало. Новгород становился похож на олигархические структуры  Италии (Венеция, Флоренция). Новгородское боярство вразрез с интересами рядовых  граждан активно препятствовало присоединению к Москве. Рядовые  граждане, напротив, тяготели к Москве. [16]

В 1478 г. Новгород подчинился Москве.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Место новгородского веча, как проявления народоправства, среди других органов власти Древней Руси, его состав, а также сфера компетенции - все эти проблемы до сих пор вызывают неутихающие дискуссии среди историков. Большинство учёных полагает, что своими корнями вече уходит в далёкое прошлое. Ве́че - народное собрание в древней и средневековой Руси до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Работа над темой реферата позволила мне сделать следующие выводы:

1). Выборы и избирательное  право напрямую связаны с функционированием  государства.

2). Идеи и принципы народовластия,  воплощенные в институтах  Великого Новгорода, оказали большое влияние на теорию и практику государственного строительства последующих эпох. Именно здесь зародились фундаментальные понятия демократии: выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов.

3). Новгород прошел длительный период политической эволюции, прежде чем установился республиканский развитый строй.

4). Историю выборов в  России следует отсчитывать с  Новгородской феодальной республики, которая существовала в период  с XII по XV вв.

В Древней и средневековой Руси среди политических институтов особое место занимали вечевые собрания, которые не только решали важнейшие вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. По утверждению исследователей, именно на вече зародились первые выборные традиции, сформировались и развивались основы представительной и непосредственной демократии. Известны яркие примеры вечевой деятельности во многих городах Древней Руси – Владимире, Полоцке, Белгороде, Новгороде, Киеве, Пскове, Смоленске, Твери, Ростове, Чернигове.

Информация о работе Выборные институты Новгородской республики