Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:59, реферат
Цель работы – исследовать существовавшие в средневековом Новгороде выборные институты, Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать различные точки зрения на данную проблему.
определить сущность выборных институтов Великого Новгорода,
определить функции и тенденции становления и эволюции выборных институтов Новгорода,
раскрыть содержание процесса деятельности выборных институтов в Новгороде.
О.В. Мартышину на основе анализа большого исторического материала все же удалось выделить основные наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча:
О.В. Мартышин, представляя убедительные аргументы наличия у веча законодательных функций (принятия судебной грамоты), доказывает, что вече не только выполняло законодательные функции, но и выступало органом исполнительной и судебной власти. Таким образом, можно заключить, что Новгород в рассматриваемый период представлял собой аналог парламентской республики Запада. [11]
2.3. Исполнительная власть и высшие должностные лица
Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.
Вторым по значению лицом был посадник. Посадник - исполнительный орган веча, избранный им на один-два года. Права и обязанности степенного новгородского посадника состояли в следующем: 1) посадник был необходимым посредником между князем и народом, так что князь без посадника не имел права ни судить, ни управлять в Новгороде; даже военные походы князя проходили в сопровождении посадника; И посадник, и воевода, предводительствуя новгородским войском, отвечали не перед князем, а перед вечем.
2) У посадника была
новгородская печать с таким
штемпелем: «Новгородская
3) Посадник созывал вече,
вел его торжественно на
4) Посадник предводительствовал новгородским войском и водил его в походы даже без князя, тогда как князь без посадника или без его воеводы не мог водить в походы земский полк.
5) Посадник укреплял как сам Новгород, так и пригороды по приговору или распоряжению веча.
6) Посадник от имени
Новгорода вел переговоры с
соседними владетелями, а
7) Посадник был защитником
граждан от князя, если тот
задумывал обижать их. По закону
князь не имел права
8) Посадник с тысяцким вводил новоизбранного владыку в храм Святой Софии на сени, т. е. передавал новоизбранному управление Новгородской церковью.
9) Должность посадника,
равно как и тысяцкого,
Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. В отличие от других древнерусских городов в Великом Новгороде в XII – XIII веках деятельность тысяцких в первую очередь связана с представительством от житьих (меньших бояр) и черных людей (низшего, непривилегированного слоя жителей Новгорода). В функции тысяцкого также входят торговый суд (в компетенцию торгового суда входили тяжбы по торговым делам, а также все споры русских с иностранцами в Новгороде) и организация наблюдения над торговыми мерами. Тысяцкие являются непременными участниками торговых договоров Новгорода, участвуют в переговорах с иностранными государствами и в посольствах к русским князьям.
Первые новгородские тысяцкие не были боярами, а избирались из житьих, и в своей деятельности тысяцкие не были подотчетны ни посаднику, ни боярам. Таким образом, o
Со второй четверти XIV века
в тысяцкие начинают избирать бояр,
которые таким образом
Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов (основная его роль - духовное главенство в церковной иерархии). В XII в. с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) - архиепископ. Он сосредоточивал в своих руках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета знати, оказывал идеологическое влияние на рядовых граждан. Новгородский владыка, архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью веча: всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их обижали в Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св. Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял громадным количеством церковных новгородских земель. У него был свой штат чиновников и служни («софияне») и свой «полк», отдельно от общего новгородского ополчения. Понятно, почему новгородцам было важно самим выбирать своего владыку, а не получать назначенного со стороны.
Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан. [13]
Есть известная загадка в том, почему княжеская власть в Новгороде не была ликвидирована. Основная задача приглашенных князей состояла в вооруженной защите и организации обороны республики при опоре на княжеские дружины. Но неужели воинственные новгородцы не могли при этом ограничиться собственными военачальниками и ополчением? Очевидно, в политическом сознании того времени власть князя была таким явлением, без которого люди не помышляли обойтись.
Роль князей заметно ограничивается в XIII веке. С князьями заключались договоры, в которых предусматривались их права и обязанности, окончательно кандидатуру князя утверждало вече. Предварительно кандидатура обсуждалась на заседании боярского совета, его мнение имело большое значение. Три древнейшие известные договорные грамоты Новгорода с великим князем Ярославом относятся к 1264-1270 гг. Они типичны для последующих документов такого рода и имеют следующее содержание.
Все они начинаются с княжеской клятвы (целование креста) о соблюдении договора и старинных городских вольностей Новгорода, под которыми понимались вечевая организация, выборность администрации и сохранение политических порядков. Запрещались «насильственные» действия князя в Новгороде, его политика должна была согласовываться с администрацией. Предполагалось, что князь участвует в управлении республикой, но подробно сфера деятельности не регламентирована. Скорее всего, вопросы управления решались коллегиально (с посадником, боярским советом, тысяцким и т.д.).
Значительно больше внимания
уделяется в договорных грамотах
ограничению княжеских
В Новгородской судной грамоте упоминаются все элементы политической системы Новгорода: вече, посадники, тысяцкие, боярский совет, владыка, князь, и каждому из должностных лиц грамота отводит определенное место в иерархии власти. Власть князя предстает ограниченной: «без посадника ти, княже, суда не судити», то же и с другими. Лишь вече выступает как орган, их объединяющий: «посадники, тысяцкие, бояре, житьи люди, купцы, черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на вече на Ярославском дворе» принимают решение. Таким образом, юридически высшим органом власти в Новгороде считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. [15]
Эволюция республиканской
государственности
В результате реформ начала XV в. роль совета еще более повысилась, а значение веча упало. Новгород становился похож на олигархические структуры Италии (Венеция, Флоренция). Новгородское боярство вразрез с интересами рядовых граждан активно препятствовало присоединению к Москве. Рядовые граждане, напротив, тяготели к Москве. [16]
В 1478 г. Новгород подчинился Москве.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Место новгородского веча, как проявления народоправства, среди других органов власти Древней Руси, его состав, а также сфера компетенции - все эти проблемы до сих пор вызывают неутихающие дискуссии среди историков. Большинство учёных полагает, что своими корнями вече уходит в далёкое прошлое. Ве́че - народное собрание в древней и средневековой Руси до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Работа над темой реферата позволила мне сделать следующие выводы:
1). Выборы и избирательное
право напрямую связаны с
2). Идеи и принципы народовластия,
3). Новгород прошел длительный период политической эволюции, прежде чем установился республиканский развитый строй.
4). Историю выборов в
России следует отсчитывать с
Новгородской феодальной
В Древней и средневековой Руси среди политических институтов особое место занимали вечевые собрания, которые не только решали важнейшие вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. По утверждению исследователей, именно на вече зародились первые выборные традиции, сформировались и развивались основы представительной и непосредственной демократии. Известны яркие примеры вечевой деятельности во многих городах Древней Руси – Владимире, Полоцке, Белгороде, Новгороде, Киеве, Пскове, Смоленске, Твери, Ростове, Чернигове.
Информация о работе Выборные институты Новгородской республики